ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-238/2012 от 06.06.2012 Балтийского городского суда (Калининградская область)

  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации    город Балтийск, 06 июня 2012 года

 Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи ДУДЕНКОВА В.В.

 при секретаре КАРМАНОВОЙ Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Балтийского муниципального района о признании частично недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления,

 УСТАНОВИЛ:

 Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Балтийского муниципального района о признании недействительным и не подлежащим применению со дня принятия пункта 3 постановления главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 № 1091 "Об утверждении проекта границ земельного участка". Предъявленное прокурором требование обосновывается тем, что содержащееся в вышеуказанном постановлении решение органа местного самоуправления об отнесении земельного участка с условным кадастровым номером КН1 площадью 22 343 221 кв. м, расположенного на территории Балтийской косы, к категории земель населённых пунктов с установлением вида разрешённого использования "земли под лесами" является незаконным, поскольку противоречит требованиям федерального законодательства, принято с превышением полномочий и с нарушением установленного порядка перевода земель из одной категории в другую. Этот земельный участок на момент принятия оспариваемого решения территориально входил в состав Балтийского лесхоза и до включения в городскую черту города Балтийска относился к землям лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ находился в федеральной собственности. Фактически оспариваемым решением земельный участок переведён из состава земель лесного фонда в состав земель населённых пунктов. Однако в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и статьёй 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" принятие подобных решений отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате принятия незаконного решения главой Балтийского городского округа земельный участок с условным кадастровым номером КН1 площадью 22 343 221 кв. м выбыл из владения Российской Федерации помимо воли собственника. Постановление главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 № 1091 обладает признаками нормативного правового акта, однако в нарушение требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации оно не было опубликовано в установленном законом порядке. В результате применения оспариваемого решения нарушено право собственности Российской Федерации на земли, занятые лесами, и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. О вышеуказанных нарушениях стало известно 27.01.2012, когда была завершена проверка по обращению Департамента лесного хозяйства по СЗФО.

 В судебном заседании представитель истца – заместитель Калининградского межрайонного природоохранного прокурора СМИРНОВ Е.А. – полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, и настаивал на удовлетворении иска. При этом пояснил, что орган местного самоуправления не вправе распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, в том числе осуществлять перевод этих земель в земли иной категории. В силу части 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ нарушение установленного федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительным акта об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

 Представители Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области ДУДАРЕВА Е.И. и СТЕЛЬМАЩУК Н.Б. полностью поддержали предъявленный иск и полагали его удовлетворить, пояснив, что согласно части 6 статьи 105 Лесного кодекса РФ изменение границ лесопарковых зон, зелёных зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. В соответствии с Лесным планом Калининградской области и лесохозяйственным регламентом Калининградского лесничества леса, расположенные на Балтийской косе, относятся к землям лесного фонда Западного участкового лесничества. Начиная с 1947 года на территории Западного участкового лесничества проводятся лесоустроительные работы. Таксационные характеристики и границы земель Западного участкового лесничества описаны в лесоустроительной документации. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Решение о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий должно приниматься Правительством РФ. Согласований проектов документов территориального планирования МО "Балтийский муниципальный район" с включением земель лесного фонда в границы земель населённых пунктов Агентством не производилось. Несмотря на это ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области неправомерно изменило категорию земель лесного фонда Западного участкового лесничества на категорию земель населённых пунктов.

 Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области ДАНИЛОВ Г.П. полагал удовлетворить иск прокурора, указав, что в силу прямого указания закона лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, вследствие чего органы местного самоуправления не вправе принимать решения о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

 Представитель ответчика – администрации Балтийского муниципального района – КУШНЕРЕВА Е.П. предъявленный иск не признала полностью, сославшись на то, что на момент принятия оспариваемого решения был сформирован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером КН2 с отнесением его к категории земель населённых пунктов. Все земельные участки, входящие в состав кадастрового квартала КК1, расположенного на территории Балтийской косы, изначально при проведении кадастрового учёта отнесены к категории земель населённых пунктов. Оспариваемым решением категория земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером КН2, не изменялась и осталась той же, какая была учтена в земельном кадастре. Факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством того, что этот земельный участок относится к землям лесного фонда. Вся территория Балтийской (Вислинской) косы с 1949 года в установленном порядке включена в черту города Балтийска, которая не изменялась. Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населённых пунктов могут входить земельные участки, занятые городскими лесами. Оставшийся после раздела земельный участок сохранил вид разрешённого использования "земли под лесами". Оспариваемое решение принято главой Балтийского городского округа в пределах своих полномочий, установленных законом. Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером КН2 до издания оспариваемого постановления был в установленном порядке учтён в земельном кадастре с указанием категории "земли лесного фонда" и находился в федеральной собственности, истцом не представлено. Земельный участок с условным кадастровым номером КН2 не существует как объект права, поэтому отсутствует нарушение чьих-либо прав в отношении этого земельного участка. Согласно письму Рослесхоза от 14.11.2005 леса, расположенные в пределах черты поселения, установленной до 03.02.1997, подлежат исключению из состава лесного фонда и передаче в состав земель поселений с внесением соответствующих изменений в материалы лесоустройства и учёта лесного фонда. Оспариваемое решение органа местного самоуправления не является нормативным правовым актом и не подлежало опубликованию. Прокурором пропущен и трёхмесячный срок обращения в суд, и общий трёхлетний срок исковой давности по заявленному требованию.

 Проверив доводы, приведённые в исковом заявлении, выслушав объяснения участников процесса и изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит иск Калининградского межрайонного природоохранного прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

 В соответствии с частью первой статьи 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

 Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

 Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

 При рассмотрении дела судом установлено, что 11 августа 2006 года был поставлен на государственный кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером КН2 площадью 22 420 021 кв. м, относящийся к категории земель населённых пунктов, имеющий разрешённое использование "земли под лесами", расположенный в городе Балтийске Калининградской области <...>.

 17 сентября 2007 года главой Балтийского городского округа было издано постановление № 1091 "Об утверждении проекта границ земельного участка", в пункте 1 которого предписано сформировать из земельного участка государственной собственности с кадастровым номером КН2 площадью 22 420 021 кв. м два земельных участка: с условным кадастровым номером КН3 площадью 76 800 кв. м, расположенный на землях населённых пунктов в городе Балтийске по <...>; с условным кадастровым номером КН1 площадью 22 343 221 кв. м, остающийся после раздела земельного участка с кадастровым номером КН2. В пункте 3 этого постановления содержится предписание, устанавливающее, что земельный участок с условным кадастровым номером КН1 площадью 22 343 221 кв. м считается государственной собственностью, относится к категории земель населённых пунктов и имеет разрешённое использование "земли под лесами" <...>.

 Проверяя законность и обоснованность пункта 3 постановления главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 № 1091, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

 Как следует из подпунктов 2 и 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по своему целевому назначению могут относиться к категориям земель населённых пунктов и земель лесного фонда.

 В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости.

 Пунктом 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий.

 Согласно подпункту 5 пункта 1 и пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма, входят в состав рекреационных зон и относятся к категории земель населённых пунктов.

 В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего до 13.05.2008, под государственным земельным кадастром понимается систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

 В силу абзаца пятого пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" категория земель и разрешённое использование земельных участков относятся к основным сведениям о земельных участках, содержащимся в Едином государственном реестре земель.

 Абзацем первым пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в редакции до 08.12.2006) предусматривалось, что сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

 Как следует из пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", проведение государственного кадастрового учёта земельных участков в числе прочего включает в себя составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

 В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ порядок перевода земель одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

 Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей на 11.08.2006) земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений – к определённой категории земель в зависимости от документально подтверждённого фактического использования земельного участка.

 Частью 3 статьи 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей на 11.08.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (05 января 2005 года), осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

 Решениями Исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся от 17.05.1948 № 380 и от 09.08.1949 № 790 (с изменениями, внесёнными решением Исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся от 16.07.1963 № 231) была утверждена городская черта города Балтийска с включением в состав земель города Балтийска всей территории южной (Балтийской, Вислинской) косы от польской границы до города Балтийска <...>.

 Позднее черта города Балтийска в установленном порядке не утверждалась и не изменялась.

 Таким образом, черта города Балтийска была установлена компетентным государственным органом до 05 января 2005 года.

 До 11 августа 2006 года государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером КН2 площадью 22 420 021 кв. м в предусмотренном законом порядке разграничена не была.

 Из этого следует, что земельный участок с кадастровым номером КН2 площадью 22 420 021 кв. м, расположенный в пределах черты города Балтийска на Балтийской косе, при постановке на государственный кадастровый учёт был правомерно отнесён к категории земель поселений (населённых пунктов) в соответствии с частью 5 статьи 14 и частью 3 статьи 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

 Никаких допустимых и убедительных доказательств, подтверждающих, что изначально вышеуказанный земельный участок был в установленном порядке отнесён к категории земель лесного фонда, стороной истца суду не представлено, а из материалов дела указывающих на это обстоятельств не усматривается.

 Напротив, информационное письмо Балтийского отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области от 17.08.2005 № констатирует, что вся территория кадастрового квартала КК1, поставленная на учёт в Едином государственном реестре земель по Балтийскому городскому округу, отнесена к категории земель поселений.

 Кадастровые планы территории кадастрового квартала КК1 от <...> и от <...> содержат сведения о том, что все без исключения земельные участки, входящие в состав указанного кадастрового квартала и расположенные на территории Балтийской косы до государственной границы с Польшей, отнесены к категории земель населённых пунктов.

 В порядке статьи 21 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" исправление технической ошибки относительно категории земельного участка с кадастровым номером КН2 по заявлению заинтересованного лица в период с 11 августа 2006 года до 17 сентября 2007 года не производилось.

 Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 Как следует из части 2 статьи 30 Устава Балтийского городского округа, принятого решением Совета депутатов Балтийского городского округа от 23.06.2005 № 84 и действовавшего по состоянию на 17.09.2007, управление и распоряжение земельными участками в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством относятся к компетенции главы Балтийского городского округа.

 В соответствии с частью первой статьи 16 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции до 17.05.2008) в случае предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, в иных случаях перераспределения земель проводятся образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства.

 В силу части второй статьи 16 Федерального закона "О землеустройстве" (в редакции до 17.05.2008) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

 Частью третьей статьи 16 Федерального закона "О землеустройстве" (в редакции до 17.05.2008) предусматривалось, что при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства в числе прочего определяются местоположение границ объектов землеустройства, варианты использования земель с учётом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешённого использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и иные характеристики земель.

 Согласно пункту 5 Положения о территориальном землеустройстве, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 и действовавшего до 30.06.2009, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учётом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешённое использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты).

 В соответствии с пунктом 6 Положения о территориальном землеустройстве образование новых земельных участков может осуществляться путём деления существующего земельного участка на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешённое использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 Абзацем первым пункта 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, предусмотрено, что сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством.

 В письме Роснедвижимости от 01.09.2006 № АМ/1085 "О внесении в ЕГРЗ информации о категории и разрешённом использовании земельных участков" содержится разъяснение о том, что для земельных участков, образованных в результате слияния, разделения, перераспределения, выделения дополнительно к учтённому, категория земель должна соответствовать исходному (исходным) земельному(ым) участку(ам).

 Следовательно, указание в оспариваемом решении главы Балтийского городского округа на отнесение к категории земель населённых пунктов земельного участка с условным кадастровым номером КН1 площадью 22 343 221 кв. м, оставшегося после раздела исходного земельного участка с кадастровым номером КН2, находившегося в государственной собственности и относившегося к категории земель населённых пунктов, нельзя признать переводом изменённого земельного участка в категорию земель населённых пунктов.

 Утверждение проекта границ вновь образуемого земельного участка площадью 76 800 кв. м осуществлено главой Балтийского городского округа в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 17.09.2007) и статьёй 30 Устава Балтийского городского округа.

 Проанализировав приведённые в решении нормы материального права и оценив совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об установлении характеристик изменённого земельного участка площадью 22 343 221 кв. м, оставшегося после раздела земельного участка с кадастровым номером КН2, было принято главой Балтийского городского округа в пределах своей компетенции без каких-либо нарушений законодательства.

 Вопреки утверждению истца постановление главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 № 1091 не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному опубликованию, так как данный муниципальный акт рассчитан на однократное применение, носит индивидуальный характер и издан по вопросу об утверждении проекта границ конкретного земельного участка площадью 76 800 кв. м, образуемого при разделе другого земельного участка, находящегося в государственной собственности. Никаких правил поведения, обязательных для неопределённого круга лиц и рассчитанных на неоднократное применение, постановление главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 № 1091 не содержит.

 Проведение лесоустройства на земельных участках, входящих в состав кадастрового квартала КК1, само по себе не свидетельствует об отнесении этих земельных участков к категории земель лесного фонда, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 и частью 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится и на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.

 К тому же частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий.

 В ходе судебного разбирательства не нашёл своего объективного подтверждения факт нарушения чьих-либо прав и законных интересов оспариваемым решением органа местного самоуправления. Никаких допустимых и бесспорных доказательств этого сторона истца суду не представила.

 Иные доводы, приведённые стороной истца в обоснование заявленного требования, также не могут поставить под сомнение законность оспариваемой части ненормативного акта органа местного самоуправления.

 С учётом установленных обстоятельств дела, признавая исследованные в судебном заседании доказательства достаточными и оценивая их в совокупности, суд приходит к окончательному выводу о том, что иск Калининградского межрайонного природоохранного прокурора подлежит оставлению без удовлетворения ввиду его необоснованности.

 Кроме того, требование о признании частично недействительным постановления главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 № 1091 предъявлено с пропуском общего трёхлетнего срока исковой давности.

 Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

 При рассмотрении дела судом на основании объяснений участников процесса установлено, что об оспариваемом решении органа местного самоуправления, затрагивающем интересы Российской Федерации, Агентству по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области, правопреемником которого является ТУ Росимущества в Калининградской области, стало известно в любом случае до 03 апреля 2009 года.

 Следовательно, требование о признании недействительным пункта 3 постановления главы Балтийского городского округа от 17.09.2007 № 1091 должно было быть предъявлено в суд не позднее 03 апреля 2012 года.

 Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 г. № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в соответствии со статьёй 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение. В частности, к такому лицу относится прокурор применительно к части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

 Поскольку прокурор как процессуальный истец не является субъектом спорного правоотношения и в связи с этим не обладает самостоятельным правом на обращение в суд, а реализует посредством такого обращения право на судебную защиту материального истца, исковая давность для него не может исчисляться самостоятельно, а подлежит исчислению в том же порядке, что и для материального истца.

 Как следует из материалов дела <...>, исковое заявление Калининградского межрайонного природоохранного прокурора впервые поступило в Балтийский городской суд Калининградской области только 19 апреля 2012 года.

 Таким образом, Калининградский межрайонный природоохранный прокурор, предъявив иск к администрации Балтийского муниципального района 19 апреля 2012 года, пропустил установленный статьёй 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности.

 Оснований для приостановления или перерыва течения срока исковой давности, предусмотренных статьями 202 и 203 Гражданского кодекса РФ соответственно, в отношении заявленного требования судом не выявлено.

 В силу абзаца второго пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

 Таким образом, заявление ответчика – администрации Балтийского муниципального района – о применении исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска Калининградского межрайонного природоохранного прокурора.

 Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Калининградскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении иска в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Балтийского муниципального района о признании недействительным пункта 3 постановления главы Балтийского городского округа от 17 сентября 2007 года № 1091 "Об утверждении проекта границ земельного участка" отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2012 года на девяти страницах при помощи персонального компьютера.

 Судья Балтийского городского суда

Калининградской области ДУДЕНКОВ В.В.