ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-238/2016 от 19.07.2016 Осташковского городского суда (Тверская область)

дело № 2-238/2016 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Осташков Тверской области 19 июля 2016 года

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н. В.,

при секретаре Фадеевой В.В.,

с участием ст.помощника прокурора г.Осташкова Тверской области Нескучаевой О.В., представителя истца администрации МО «Городское поселение – <адрес>» ФИО1, представителя ответчика ФИО2 - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» к ФИО2, ФИО4 и ГУП «Тверское областное БТИ» о признании технического паспорта, свидетельства о государственной регистрации права недействительными, признании отсутствующим у ФИО2 права собственности на <адрес>, а также обязании ФИО2 заключить и зарегистрировать договор мены жилых помещений с оплатой разницы в площадях обмениваемых жилых помещений, обязании явиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для подписания договора мены и обращения с заявлением о внесении записи в государственный реестр прав, и обязании ФИО4 сняться с регистрационного учета по месту регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Городское поселение – <адрес>» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 об обязании заключить и зарегистрировать договор мены жилых помещений, обязании заключить соглашение об оплате разницы в площадях, и снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Требования мотивировала тем, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, кроме того вышеуказанный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых предоставлена финансовая поддержка на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО2 был заключен предварительный договор мены жилых помещений. Согласно договора мены, администрация МО «Городское поселение – <адрес>» приобретает и передает в собственность ФИО2 – однокомнатную квартиру общей площадью 38 кв.м., а ответчик обязуется передать в муниципальную собственность <адрес> расположенную в аварийном доме площадью 20,3 кв.м. В связи с превышением площади передаваемого жилого помещения ФИО2 обязуется оплатить разницу в площади изымаемого жилого помещения. В настоящее время ФИО2 уклоняется от подписания договора мены, в связи с чем просит обязать заключить и зарегистрировать договор мены жилых помещений, обязать заключить соглашение об оплате разницы в площадях, и сняться с регистрационного учета.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 05.04.2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО4

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 02.06.2016 года к производству суда принято заявление об увеличении исковых требований об обязании признать недействительным технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права на спорную квартиру, а также обязании ФИО2 заключить и зарегистрировать договор мены жилых помещений с оплатой разницы в площадях обмениваемых жилых помещений, обязать явиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для подписания договора мены и обращения с заявлением о внесении записи в государственный реестр прав, и обязании ФИО4 сняться с регистрационного учета по месту регистрации. К участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУП «Тверское областное БТИ».

В судебном заседании представитель истца администрации МО «Городское поселение – <адрес>» ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представила ходатайство в письменном виде.

Представитель ответчика ФИО2ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что ответчик ФИО2 проживает в квартире общей площадью 31,4 кв.м. Ею никакая перепланировка не производилась. В старом техническом паспорте, который использовался в момент подготовки и утверждения Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» на 2013-2015 годы» площадь квартиры была указана неверно, так как раньше площадь одной из комнат не учитывалась. В настоящее время она возражает против обмена квартиры.

Представитель ответчика ГУП «Тверское областное БТИ» в судебное заседание не явился о месте, времени и дате рассмотрения дела извещен.

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представил ходатайство в письменном виде.

Исследовав доводы сторон, письменные доказательства по делу, заслушав заключение ст. помощника прокурора <адрес>Нескучаевой О.В., полагающей иск не подлежащим удовлетворению, суд, приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Как следует из ч.3 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст.10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Статья ст.32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения жилищных прав собственников аварийных жилых помещений: жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (ч. 1). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8).

Изъятию жилого помещения у собственника для государственных и муниципальных нужд предшествует определенная процедура, включающая в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.ч.2-4 ст.32 Жилищного кодекса РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из содержания положений ст.32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

Нахождение в собственности у ответчика ФИО2 квартиры подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 69-АВ , согласно которого квартира, общей площадью 20,3 кв.м. расположенная по адресу: <адрес> зарегистрирована за ФИО2 (т.1 л.д.168), после уточнения площади аварийной квартиры она составила 31,4 кв.м., права на квартиру с уточненной общей площадью зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серия (л.д.179).

Из содержания акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания следует, что межведомственная комиссия Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» произвела обследование жилого <адрес> по заявлению жильцов многоквартирного жилого дома общей площадью 192,5 кв.м., площадью жилых помещений 170,7 кв.м., введенного в эксплуатацию до 1917 года и составила заключение о непригодности для проживания и признании дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 71% (л.д.110, 111).

Из технического паспорта жилого помещения (квартиры) <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, обследованного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что год постройки <адрес>, имеет 59% износа, общая площадь квартиры 20,3 кв.м., в том числе жилая площадь 17,1 кв.м., и подсобная 3,2 кв.м. (т.1 л.д.169-172).

Распоряжением Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания (л.д.112-113).

Постановлением администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» на 2013-2015 годы», целями и задачами которой являются: обеспечение стандартов качества жилищных условий граждан на территории МО «Городское поселение – <адрес>» и создание безопасных условий для их проживания; разработка правовых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда; выработка механизмов предоставления жилых помещений переселяемым гражданам; снижение темпов роста аварийного жилищного фонда (л.д.12-37).

В программе отражено, что процесс переселения собственников жилых помещений, согласно 4 раздела программы, осуществляется путем заключения договора мены с собственниками жилых помещений в домах, признанных аварийными, изъятие жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию) осуществляется в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ (т.1 л.д.29-33).

При этом одним из принципов, закрепленных в программе, является принцип достижения согласия собственников жилых помещений как на включение в программу (подпункт в пункта 8 раздела IV программы л.д.32), так и предварительное согласие собственника жилого помещения на изъятие жилого помещения путем заключения договора мены и предоставление другого жилого помещения, приобретаемого у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (пункт 26 раздела VI программы т.1 л.д.35).

Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственники единогласно приняли решение об участии в муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – <адрес>» 2013-2017 годы (т.1 л.д.164). При этом список лиц, принимавших участие в собрании, истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлен.

Жилой <адрес> по пер. Восточный <адрес> включен в перечень многоквартирных домов в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной программы <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – <адрес> и включен в реестр многоквартирных домов по способам переселения МО «Городское поселение – <адрес>», являющихся Приложениями к Адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» на 2013-2015 годы» (т.1 л.д.17, 22).

Предметом муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на покупку жилых помещений в строящемся доме, заключенного между истцом и ООО ***», является постройка жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, в том числе и по адресу: <адрес> передача жилых помещений муниципальному заказчику. Объектом долевого строительства являются жилые помещения (квартиры), расположенные на земельном участке, принадлежащем ООО ***» на праве субаренды с кадастровым номером , в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес> (том 1 л.д.122-154).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Городское поселение – <адрес>» в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ дано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства 3-х этажного 33-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.114-119).

Истцом приобретена квартира по адресу: <адрес> общей площадью 28,8 кв.м., этаж 2, кадастровый , право собственности на которую зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации (т.1 л.д.156).

Между администрацией МО «Городское поселение – <адрес>» и ФИО2 заключен предварительный договор мены жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого администрация обязуется приобрести у застройщика в муниципальную собственность МО «Городское поселение – <адрес>» и передать в собственность ФИО2 жилое помещение – квартиру, состоящую из одной жилой комнаты, размером общей площади от 38,0 кв.м. до 40,0 кв.м., но не более, взамен изымаемого аварийного жилого помещения (т.1 л.д.167).

В материалах дела имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер ; на имя ФИО2 о необходимости явки в Администрацию МО «Городское поселение – <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ для подписания соглашения об оплате разницы в площадях обмениваемых жилых помещений при реализации программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и договора мены аварийной квартиры на новое жилое помещение (т.1 л.д.159-160).

По общему правилу граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п.1 ст.421 ГК РФ).

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено допустимых доказательств согласия ответчика на включение в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» и предварительное согласие собственника жилого помещения на изъятие жилого помещения путем заключения договора мены и предоставление другого жилого помещения, приобретаемого у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что истцом в адрес ответчика предложение о выкупе принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения не направлялось, между сторонами не было достигнуто соглашение по заключению договора мены.

Направление истцом письма от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явки ответчика для подписания соглашения и договора мены не может свидетельствовать о соблюдении указанного жилищным законодательством порядка.

Указание в разделе 4 муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на тот факт, что процесс переселения собственников жилых помещений осуществляется путем заключения договора мены, не является основанием для удовлетворения иска, поскольку положения программы не должны умалять права граждан, гарантированные им Жилищным кодексом РФ на согласование с ними способа переселения из аварийного жилищного фонда.

Поскольку Администрацией МО «Городское поселение – <адрес>» не представлено доказательств того, что между сторонами достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, что имеется волеизъявление ответчика ФИО2 на заключение договора мены на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также согласие на оплату разницы в площадях обмениваемых квартир, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания ФИО2 заключить и зарегистрировать договор мены жилых помещений с оплатой разницы в площадях обмениваемых жилых помещений, обязании явиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для подписания договора мены и обращения с заявлением о внесении записи в государственный реестр прав, и обязании ФИО4 сняться с регистрационного учета по месту регистрации.

При признании дома аварийным и включении в муниципальную программу техническая инвентаризация дома не проводилась, соответствие фактической общей площади дома и общей площади квартир представленным документам не проверялась.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 в администрацию МО «Городское поселение – <адрес>» представлено свидетельство о государственной регистрации права на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м., и технический паспорт на квартиру по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.199).

В справке кадастрового инженера Осташковского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» указано, что однокомнатная квартира расположена на первом этаже двухэтажного кирпичного жилого дома кадастровый поставлена на учет в ЕГРОКС по результатам инвентаризации архивов ОТи с датой последней инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ с площадью 20,3 кв.м. кадастровые работы проводились для уточнения площадей. Перепланировки и переустройства не выявлено, общая площадь квартиры - 31,4 кв.м. в т.ч. жилая площ. – 21,3 кв.м. (т.1 л.д.182).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года №1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Минземстрой РФ) от 04 августа 1998 года №37 утверждена «Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», в которой введены понятия общая площадь квартиры и площадь квартиры.

Так, согласно п. 3.34 указанной Инструкции по каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются: жилая площадь квартиры; площадь квартиры; общая площадь квартиры.

Показатели общей площади квартиры используются для целей государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей.

Показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей.

При этом понятие общей площади жилого помещения регламентировано ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, согласно которой общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий и террас.

При таких обстоятельствах исковые требования администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» к ФИО2 и ГУП «Тверское областное БТИ» о признании технического паспорта, свидетельства о государственной регистрации права недействительными, признании отсутствующим у ФИО2 права собственности на <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» к ФИО2, ФИО4 и ГУП «Тверское областное БТИ» о признании технического паспорта, свидетельства о государственной регистрации права недействительными, признании отсутствующим у ФИО2 права собственности на <адрес>, а также обязании ФИО2 заключить и зарегистрировать договор мены жилых помещений с оплатой разницы в площадях обмениваемых жилых помещений, обязании явиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для подписания договора мены и обращения с заявлением о внесении записи в государственный реестр прав, и обязании ФИО4 сняться с регистрационного учета по месту регистрации отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В. Ракитский