Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Тобоеве П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о признании незаконным распоряжения в части изменения очередности расселения, восстановлении в очередности расселения признанного непригодным для проживания жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Правительство РБ в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ восстановить ее в очереди расселения признанного непригодным для проживания жилого дома, расположенного в зоне Байкал-Амурской магистрали по адресу: РБ, по подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне МАМа, признанных непригодными для проживания, и из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» в рамках Государственной программы РБ «развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства РБ от 2 августа 2013 года № 424, путем признания незаконным распоряжения Правительства Республики Бурятия от 30 марта 2020 года № 159-р в части изменения очередности расселения с № 6, установленной распоряжением Правительства РБ от 14 июня 2019 года №259-р, на № 164.
Заявленные требования мотивированны тем, что ФИО1 является собственником вышеназванного жилого помещения признанного аварийным и непригодным для проживания. В 2019 году истцом получена информация о том. Что она поставлена в очередь расселения под ... по подпрограмме «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» в рамках Государственной программы РБ «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ», утвержденной Постановлением Правительства РБ от 2 августа 2013 года № 424. 18 июня 2020 года истцом получено письмо Администрации МО «город Северобайкальск», из которого следует, что распоряжением Правительства РБ от 14 июня 2019 года № 259-р была утверждена очередность расселения на 2019 год, согласно которой она состояла в очереди под №6. Однако впоследствии была проведена корректировка утвержденной ранее очередности расселения, и в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 31 марта 2020 года № 159-р утверждена очередность расселения на 2020 года, согласно которой очередь истца составила № 164. С данным решением истец не согласна, так как формирование очередности расселения поставлена, в том числе в зависимость от того, когда был признан аварийным и подлежащим сносу дом. Признание таковым ее дома в 2017-2018 гг. зависело от объективных обстоятельств, а именно дом на балансе Администрации своевременно поставлен не был, истец не могла признать право собственности на него длительное время в виду отсутствия достаточных документов. Применив разработанную и закрепленную в Постановлении Правительства РБ от 16 июня 2016 года № 260 методику, ответчик существенно ущемил права истца на получение социальной выплаты за выкуп аварийного жилого помещения.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.
В судебном заседании истец ФИО1, участие которой обеспечено путем видеоконференцсвязи, исковые требования поддержала, просила восстановить ее в очереди расселения признанного непригодным для проживания жилого дома, путем признания незаконным распоряжения Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2020 года ...-р в части изменения очередности расселения с ..., установленной распоряжением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ...-р, на .... Пояснила, что является участником строительства БАМа, однако состоит в списке на получение жилья под ..., а не под ... поскольку по ордеру жилье было предоставлено в 1994 году, а строительство БАМа было завершено ранее. Она обращалась в Администрацию за предоставлением временного жилья в связи с признанием ее дома аварийным. Администрация города предоставляла ей маневренное жилье по адресу по ... но она от него отказалась, так как оно ей не подошло по условиям проживания, а именно в доме проживали пьющие люди, семьи с детьми, там было шумно.
Представитель ответчика Правительства РБ по доверенности ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в отзыве на иск. Пояснила, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с законодательством республики Бурятия, а именно согласно постановлению Правительства РБ от 16 июня 2016 года ... корректировка очередности производится ежегодно на основании данных предоставляемых Администрацией г. Северобайкальск и рассматривается на комиссии Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, именно Министерство было разработчиком данного распоряжения и утверждено Правительством РБ.
Представитель третьего лица Администрации г. Северобайкальск по доверенности ФИО3, участие которой обеспечено путем видеоконференцсвязи, доводы письменного отзыва на иск поддержала, разрешение спорного вопроса оставила на усмотрение суда. Пояснила, что истец в устном порядке обращалась в Администрацию за предоставлением временного жилья, и ей было предложено жилье из маневренного фонда, от которого ФИО1 отказалась. Письменно по данному вопросу истец не обращалась, на заседании жилищной комиссии ее заявление не рассматривалось.
В судебное заседание представитель ответчика Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ не явился, надлежаще извещен. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце пятом пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Кроме того, закон не допускает возможности рассмотрения административных исковых требований об оспаривании нормативного правового акта совместно с иными материально-правовыми требованиями (ч. 8 ст. 208, ст. 212 КАС РФ, ст. 124 КАС РФ, п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Принимая во внимание разъяснения вышестоящего суда, заявленные истцом ФИО1 требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
По делу следует, что согласно заключению межведомственной комиссии Администрации г. Северобайкальск принадлежащий истцу ФИО1 ... по пер. Совхозный был признан непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Бурятия от 21.06.1995 года № 140-I (ред. от 13.03.2020) «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики Бурятия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
Полномочия Правительства РБ оговорены в ст. 22 названного Закона Республики Бурятия, в том числе: издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия.
В целях комплексного развития строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия, перехода на программно-целевое планирование расходов республиканского бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 года № 500 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия» постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 августа 2013 года № 424 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», а такте Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкал-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.
В рамках названной Государственной программы Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2016 года № 260 утвержден Порядок формирования и утверждения очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» (далее – Порядок).
Согласно п. 1.2 названного Постановления Порядок разработан в целях создания условий для реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» Госпрограммы.
Согласно п. 2.1 Порядка приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство) утверждается состав и положение о комиссии по формированию и корректировке очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в рамках Госпрограммы (далее - Комиссия).
Муниципальные образования, участвующие в реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, помещений, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» Госпрограммы (далее - муниципальные образования), формируют и представляют в Комиссию в течение 25 календарных дней со дня утверждения Порядка (п. 2.2 Порядка).
Очередность расселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и/или жилых помещений, признанных непригодными для проживания, состоящих в очередности расселения до 1 января 2021 года, формировалась в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Порядком, с применением балльной системы в соответствии с приложением N 4 (п. 2.4).
Согласно названному Порядку муниципальные образования в соответствии с Порядком, формируют списки жилых помещений и направляют в Министерство для формирования и/или корректировки очередности расселения, с приложением подтверждающих документов:
- список лиц, которым в связи со строительством Байкал-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (далее – Список №1) (п. 2.2.1),
- список многоквартирных домов. Признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в разрезе населенных пунктов, сформированный с учетом степени износа коммунальной инфраструктуры (далее – Список №2), определяемой согласно бухгалтерской отчетности по износу основных фондов (п. 2.2.2),
- список многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в разрезе населенных пунктов (далее - Список № 3) с приложением копий решения органа местного самоуправления о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, жилых помещений, признанных непригодными для проживания, а также заключений межведомственной комиссии о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и оформленный согласно приложению № 3 к Порядку (п. 2.2.3),
- список граждан, утративших аварийное жилье в результате чрезвычайной ситуации регионального характера (далее - Список № 4), оформленный согласно приложению № 6 к Порядку (п. 2.2.4).
Формирование рекомендаций по утверждению очередности расселения осуществляется исходя из следующих критериев (п. 2.4 Порядка):
- необходимость обеспечения в первоочередном порядке жилыми помещениями граждан, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, в соответствии с пунктом 5 приложения № 8 к государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710;
- степень износа коммунальной инфраструктуры;
- дата признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и жилых помещений непригодными для проживания;
- наличие в списке граждан, утративших аварийное жилье в результате чрезвычайной ситуации регионального характера.
В соответствии с п. 2.5. Порядка при разработке рекомендаций по формированию очередности расселения используется балльная система. Итоговый балл определяется как сумма значений, полученных по каждому критерию оценки, рассчитанная путем произведения количества баллов по каждому критерию на коэффициент весомости критерия (п. 2.7).
Согласно п. 2.8. Порядка в случае установления одинакового количества баллов по ряду домов в первоочередном порядке в очередность расселения включаются дома с большей общей площадью. При формировании очередности расселения по домам, в которых жилые помещения признаны непригодными для проживания, подсчет баллов осуществляется по ранней дате признания помещения непригодным для проживания (п. 2.9).
Приложением № 4 к Порядку утверждена оценка применения критериев при формировании очередности расселения и бальная система:
NN п/п | Наименование критерия | Характеристика | Кол-во баллов | Коэффициент весомости |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Наличие в списке граждан, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье | 18 | 0,3 | |
2. | Степень износа коммунальной инфраструктуры | 85% и выше | 8 | 0,1 |
60% - 84% | 4 | |||
0 - 59% | 1 | |||
3. | Дата признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу | До 01.01.2012 | 10 | 0,4 |
ДД.ММ.ГГГГ - 31.12.2014 | 8 | |||
ДД.ММ.ГГГГ - 31.12.2017 | 7 | |||
С 01.01.2018 | 3 | |||
4. | Дата признания жилых помещений непригодными для проживания | До 01.01.2012 | 4 | 0,1 |
ДД.ММ.ГГГГ - 31.12.2014 | 3 | |||
ДД.ММ.ГГГГ - 31.12.2017 | 2 | |||
С 01.01.2018 | 0,5 | |||
5. | Наличие в списке граждан, утративших аварийное жилье в результате чрезвычайной ситуации регионального характера | 13 | 0,1 |
Министерство на основании рекомендаций Комиссии осуществляет подготовку и согласование в установленном порядке проекта распоряжения Правительства Республики Бурятия об утверждении очередности расселения (п. 3.1 Порядка).
Согласно п. 4.1 Порядка корректировка утвержденной очередности расселения осуществляется ежегодно не позднее 1 апреля на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия.
27 января 2020 года Администрацией г. Северобайкальск в адрес Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ подана заявка на участие в 2020 году в реализации мероприятий подпрограммы: Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и из жилых домов (помещений), признанными аварийными и не подлежащими реконструкции» с приложением списков многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и непригодными для проживания, сформированного с учетом степени износа коммунальной инфраструктуры, а также по дате признания их таковыми.
Согласно протоколу очередного собрания заседания комиссии по формированию и корректировке очередности расселения многоквартирных домов от 17 марта 2020 года Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ принято решение о включении в очередность расселения дополнительно жилых помещений, в том числе по списку ... на основании распоряжений МО г. Северобайкальск о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ... и ДД.ММ.ГГГГ....
Распоряжением Правительства РБ от 31 марта 2020 года № 159-р (далее – распоряжение) в связи с корректировкой очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания внесены изменения в распоряжение Правительства Республики Бурятия от 02.08.2016 года № 489-р, изложена очередность расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район», муниципального образования «Муйский район», муниципального образования «Город Северобайкальск», в новой редакции согласно приложению к данному распоряжению.
Согласно указанному приложению к Распоряжению в очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории муниципального образования «...» дом истца по адресу: ..., пер. Совхозный, ... числится под №164.
Учитывая утвержденную Порядком оценку применения критериев при формировании очередности расселения и даты признания дома истца (декабрь 2017 года) непригодным при расчете путем произведения количества баллов по каждому критерию на коэффициент весомости критерия балл жилого помещения принадлежащего истцу составляет – 0,2 (2*0,1).
Как указывалось выше в очередность расселения согласно списку №3 многоквартирных домов были включены также жилые помещения в многоквартирных домах, признанные аварийными и подлежащие сносу в декабре 2016 года, соответственно, их балл составляет – 2,8 (7*0,4). Балл многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу в январе 2020 года составляет – 1,2 (3*0,4).
Кроме того, при расчете при определении итогового балла подлежит включению в расчет степень износа коммунальной инфраструктуры, тогда как из представленного истцом заключения ООО «Геостройпроект», технического паспорта следует, что водопровод, канализация в доме истца отсутствуют, отопление – местное (печь).
Таким образом, корректировка очередности расселения была осуществлена в соответствии с Порядком, который является действующим и никем в установленном законом порядке не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с учетом установленных Порядком критериев очередности расселения, а также включением в рассматриваемую очередность жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах, очередность истца ФИО1 ухудшилась по объективным причинам.
Принимая во внимание обстоятельства дела, приведенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1 о признании незаконным распоряжения в части изменения очередности расселения истца, и ее восстановлении в данной очередности под № 6.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным распоряжения в части изменения очередности расселения, восстановлении в очередности расселения признанного непригодным для проживания жилого дома, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Л.Н. Помишина