дело № 2-238/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 мая 2021 года г. Бежецк Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бойцовой Н.А.
при секретаре судебного заседания Громовой Е.В.,
с участием посредствам видеоконференц-связи истца ФИО1
представителя ответчика – ГУ УПФ Р в Бежецком районе Тверской области (межрайонное), ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы в сельском хозяйстве, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы в сельском хозяйстве, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, произвести перерасчет пенсии. В обоснование заявленных требований указал следующее. 26.02.2020 он обратился в пенсионный фонд с заявлением об увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за периоды работы в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 14.05.2020 в удовлетворении его требований было отказано, поскольку его стаж работы в сельском хозяйстве составляет 28 лет 54 месяцев 24 дня, т.е. менее 30 лет. Ответчиком не включен в стаж его работы в сельском хозяйстве период с 01.10.2009 по 01.04.2013 в ООО «Эльбрус» Максатихинского района Тверской области. С данным решением пенсионного органа он не согласен, поскольку полагает, что в указанный период он осуществлял трудовую деятельность в организации, занимающейся сельским хозяйством, а именно разведением молочного крупного рогатого скота, производством сырого молока. Доводы ответчика о том, что организация, в которой он был трудоустроен в спорный период времени, по виду деятельности не являлась сельскохозяйственной, т.к. код основного вида деятельности по документам был установлен 01.6 (деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции), он находит несостоятельными. В сельскохозяйственных предприятиях он работал более 30 лет, что подтверждается его трудовой книжкой и справками в его выплатном деле. Много времени он работал в качестве рабочего персонала на молочной ферме в д. Ново-Дмитровка Максатихинского района, где основным видом деятельности было разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. На базе этой фермы в разное время функционировали организации с разными названиями (совхоз, ТОО, СПК), однако, основной вид деятельности был неизменным. До работы в ООО «Эльбрус» он был трудоустроен в СПК «Родник», который образовался в результате реорганизации ТОО «Родник» в 2002 г. В СПК «Родник» он работал электросварщиком и газосварщиком, который располагался на базе указанной выше молочной фермы. Основным видом деятельности было разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Он занимался ремонтом оборудования здания фермы и других помещений СПК, сельскохозяйственной и иной техники. В 2008 г. СПК «Родник» прекратил свою деятельность. Он уволился оттуда, а через некоторое время был принят на работу электрогазосварщиком в ООО «Эльбрус», которое осуществляло свою деятельность на базе и на территории вышеуказанной фермы. Он выполнял все те же обязанности, что ранее в ТОО, СПК «Родник». Основным видом деятельности общества было разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. На ферме занимались выращиванием и разведением молочного крупного рогатого скота, разведением племенного молочного крупного рогатого скота (в основном коров и быков). Молодняк (телок и бычков) реализовывали. Кроме этого занимались производством сырого коровьего молока, которое сдавали на Максатихинский молокозавод. Ему не понятно, почему ООО «Эльбрус» основным видом деятельности указало деятельность вспомогательную в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции. В то время, пока он работал в ООО «Эльбрус», данное общество занималось только разведением молочного крупного рогатого скота, производством сырого молока. Соответствующие изменения в документацию были внесены налоговым органом 14.06.2019, был указан новый вид деятельности – разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, однако, не как основной вид, а как дополнительный (код 01.41). Убежден, что ООО «Эльбрус» в спорный период его работы занималось разведением молочного крупного рогатого скота, производством сырого молока, и это было его основным видом деятельности, а не дополнительным. Фактически ООО «Эльбрус» занималось животноводством, а, следовательно, производством сельскохозяйственной продукции. Считает, работа, вспомогательная по отношению к сельскому хозяйству, в том числе предусмотренная Списком, дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, если основным видом деятельности организации (структурного подразделения) является производство сельскохозяйственных культур и (или) животных. Отнесение организации к сельскохозяйственной деятельности за прошлое время может подтверждаться любыми документами (уставом, свидетельством о государственной регистрации и т.п.). Таким образом, с учетом изложенного считает, что стаж его работы в сельском хозяйстве, с учетом спорных периодов, составил более 30 лет. Ссылаясь на п. 6 ст. 3, ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2008 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», п. «а» ч. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышенной фиксированной выплаты, Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, ФИО1 просил признать незаконным решение ГУ - Управление пенсионного фонда России в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от 14.05.2020 № 78952/20 об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве; обязать ГУ - Управление пенсионного фонда России в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы в сельском хозяйстве с 01.10.2009 по 01.04.2013 в ООО «Эльбрус», установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права, т.е. с 01.03.2020.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, утверждая, что основным видом деятельности ООО «Эльбрус» была сельскохозяйственная деятельность, а именно разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Кроме того, ООО «Эльбрус» занималось выращиванием зерна, овса. Однако, это не для масштабного производства, а для нужд общества (на корм скоту).
Представитель ГУ-УПФ РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, где указано следующее. С 09.04.2010 ФИО1 по его заявлению от 09.04.2010 № 260 назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с абз. 3 п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 173-Ф3»). Пенсия ФИО1 назначена по выписке из его индивидуального лицевого счета (далее по тексту - Выписка из ИЛС), данным трудовой книжки от 26.07.1971, архивным справкам, справке Центра занятости Максатихинского района и уточняющей справке, выданной ООО «Эльбрус» с приложенным трудовым договором. Расчет размера пенсии ФИО1 был произведен из страхового стажа 38 лет 3 мес. 7 дней и коэффициента по заработной плате 1,052. С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ). Ссылаясь на положения Федерального закона от 19.12.2016 № 428-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3), постановление Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440, которым утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ (далее по тексту - Список № 1440) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (далее по тексту - Правила № 1440), представитель ответчика отмечает следующее. При проверке выплатного дела ФИО1 и выписки из индивидуального лицевого счета (дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 29.10.1997) установлено следующее. Трудовая книжка ФИО1 содержит сведения о его работе: с 19.07.1971 по 20.10.1972 слесарь-сварщик на Ленинградском заводе «Металлоконструкций»; с 23.01.1976 по 09.11.1976 ученик матроса, матрос в Мурманском морском пароходстве; с 06.12.1976 по 05.12.1979 матрос в Управлении «Севрыбхолодфлот»; с 04.12.1979 по 28.12.1992 рабочий в совхозе «Максатихинский»; с 29.12.199 по 01.08.2008 рабочий, электрогазосварщик в ТОО «Родник», СПК «Родник». Других данных трудовая книжка ФИО1 не содержит. В соответствии с уточняющей справкой ФИО1 с 01.10.2009 работал в ООО «Эльбрус» в должности электрогазосварщика ручной сварки мех. цеха. В выписке из ИЛС ФИО1 содержатся сведения о работе в ООО «Эльбрус» с 01.08.2008 по 30.09.2008, с 26.03.2009 по 25.04.2009, с 01.10.2009 по 01.04.2013, вид деятельности организации выписка из ИЛС не содержит. Основной вид деятельности организации указывается в выписке из ЕГРЮЛ, применительно к ООО «Эльбрус» указано основной вид деятельности с кодом 01.6 – вспомогательная деятельность в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции. В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности растениеводство – это выращивание определенных культур код группировки от 01.1 до 01.4 до животноводства, животноводство – это разведение различных животных код группировки от 01.4 до 01.5, код 01.5 – смешанное сельское хозяйство – это растениеводство и животноводство. Код 01.6 – деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции. Эта группировка включает вспомогательные виды деятельности для сельскохозяйственного производства, а также близкие сельскому хозяйству, не используемые в целях производства, произведенные за вознаграждение или на договорной основе. Учитывая, что материалы электронного выплатного дела, материалы бумажного выплатного дела и выписка из ИЛС ФИО1 не содержат сведений о том, что ООО «Эльбрус» относится к производствам сельского хозяйства, у Управления не имелось правовых оснований для включения периодов с 01.08.2008 по 30.09.2008, с 26.03.2009 по 25.04.2009, с 01.10.2009 по 01.04.2013 в сельский стаж и установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 за работу в сельском хозяйстве. Для включения вышеуказанных периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве в производствах, профессиях, должностях, которые предусмотрены Списками № 1440, ФИО1 необходимо было обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив документы, подтверждающие работу в производствах, профессиях, должностях, предусмотренных Списками № 1440. С заявлением о перерасчете размера пенсии на основании ч.14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ ФИО1 обратился 26.02.2020 (регистрационный № 78952/20). При определении стажа для назначения пенсии органы Пенсионного фонда руководствуются Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015 (далее по тексту - Правила № 1015). ФИО1 при подаче заявления о перерасчете размера пенсии 26.02.2020 была предоставлена только трудовая книжка, копия которой уже имелась в материалах его выплатного дела, никакие другие документы предоставлены не были. Концепция Списка № 1440 построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах и в производствах растениеводства, животноводства, рыбоводства (т.е. в поле, на ферме, и т.п.). Следовательно, лица, которые не заняты напрямую на сельскохозяйственных работах, Списком не предусмотрены. По документам, имеющимся в выплатном деле ФИО1, не усматривается, что истец, работая в ООО «Эльбрус», работал в отраслях сельскохозяйственного производства и в должностях, предусмотренных в Списке № 1440. Таким образом, правовых оснований для зачета периодов работы с 01.08.2008 по 30.09.2008, с 26.03.2009 по 25.04.2009, с 01.10.2009 по 01.04.2013 в стаж работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, не имеется. Решением Управления об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии от 02.03.2020 № 78952/20 в стаж работы истца в сельском хозяйстве не были также учтены периоды с 01.01.1985 по 02.01.1985 – 2 дня прогулов, с 06.01.1986 по 10.01.1986 - отпуск без сохранения заработной платы, 21.04.1986 – 1 день прогула, с 01.04.1988 по 03.04.1988 – 3 дня прогула. Стаж работы в сельском хозяйстве ФИО1 составил 28 лет 5 месяцев 24 дня. В этот стаж были учтены периоды: с 06.12.1979 по 31.12.1984, с 03.01.1985 по 09.03.1985, с 04.05.1985 по 05.01.1986, с 11.01.1986 по 20.04.1986, с 22.04.1986 по 31.03.1988, с 04.04.1988 по 31.12.1991, с 01.01.1992 по 27.12.1992 в совхозе «Максатихинский» - 12 лет 10 мес.; с 28.12.1992 по 31.07.2008 в ТОО «Родник», СПК «Родник» - 15 лет 07 мес. 04 дня. Как видно из копий документов, приложенных к исковому заявлению ФИО1, истец обращался в ОПФР по Тверской области по вопросу зачета в стаж работы в сельском хозяйстве периодов его трудовой деятельности. На данное обращение 24.07.2020 их. № 14-Г-791/28 ОПФР по Тверской области ФИО1 дан ответ, полностью совпадающий с решением Управления № 78952/20. При принятии решения о не зачете периода работы ФИО1 в ООО «Эльбрус» с 01.10.2009 по 01.04.2013 в стаж работы в сельском хозяйстве для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии Управление строго руководствовалось действующими пенсионным законодательством, нарушений при принятии решения Управлением не допущено, так как заявителем не были представлены документы, подтверждающие тот факт, что основным видом деятельности ООО «Эльбрус» было сельское хозяйство, либо подтверждающие работу ФИО1 в структурном подразделении растениеводческого, животноводческого направления деятельности данной организации. Принятое Управлением решение основано на нормах действующего пенсионного законодательства, является законным и обоснованным. Управление не согласно с исковыми требованиями ФИО1 и просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица – ООО «Эльбрус», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом заранее и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал В представленном на прошлое судебное заседание заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие указал, что основной вид деятельности ООО «Эльбрус» животноводство и растениеводство.
Выслушав пояснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, показания свидетелей ФИО5 и ФИО6, исследовав письменные материалы дела, а также материалы пенсионного дела ФИО3, суд приходит к следующим выводам.
Трудовой книжкой истца ФИО1 подтверждается его трудовая деятельность.
Установлено, что <данные изъяты> ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 3 п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.1 пенсионного дела).
Из пенсионного дела ФИО1 следует, что он 26.02.2020 обратился в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (л.д. 90 пенсионного дела).
Решением ГУ-УПФ РФ в Бежецком районе (межрайонное) Тверской области от 15.05.2020 (л.д.103-104 пенсионного дела) ФИО1 в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве с 01.03.2020 отказано, как не имеющему требуемого стажа 30 лет в сельском хозяйстве, в структурных подразделениях производств сельского хозяйства, которые входят в список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1440.
Пенсионным органом в стаж работы в сельском хозяйстве не засчитаны периоды работы ФИО1 с 01.01.1985 по 02.01.1985 – 2 дня прогулов за период с 04.12.1984 по 04.12.1985; с 06.01.1986 по 10.01.1986 – отпуск без сохранения заработной платы; с 21.04.1986 по 21.04.1986 – 1 день прогула в 1986 г.; с 01.04.1988 по 03.04.1988 – 3 дня прогула в апреле 1988 г., с 01.10.2009 по 01.04.2013 – в ОО «Эльбрус», код основного вида деятельности организации 01.6 – вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
По правилам ч. 15 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается.
Частью 16 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее по тексту – Список № 1440 и Правила № 1440).
Согласно п.4 Списка № 1440 работа (деятельность) в колхозах, на машино- тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. включается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В разделе "Животноводство" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, имеется должность - рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство). В разделе 1 "Растениеводство" указанного Списка поименована аналогичная должность. Должности «электрогазосварщик», «сварщик» в указанном Списке не поименованы.
Как следует из п. 3 Правил № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В силу п. 5 Правил № 1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно п. 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 6 Правил № 1440 предусмотрено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Установлено, что ФИО1 проживает в сельской местности, что указывает на соблюдение требований, предусмотренных ч. 15 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжки истца ФИО1 19.07.1971 принят в Ленинградский завод Металлоконструкций слесарем-сборщиком 3 разряда, уволен 20.10.1972; с 02.11.1972 по 12.11.1975 служба в рядах СА (военно-морской флот); 23.11.1976 зачислен в штат учеником матроса; 23.04.1976 матрос 2 класса, 09.11.1976 уволен по соглашению сторон; 06.12.1976 зачислен в штат флота на должность матроса, 05.12.1979 уволен в связи с истечением срока трудового договора; 04.12.1979 принят рабочим в состав строительной бригады совхоза «Максатихинский», 01.10.1983 переведен рабочим полеводства, 17.11.1983 переведен на работу в качестве тракториста 2 отделения совхоза, 11.03.1985 переведен электрогазосварщиком хозяйства, 21.04.1986 переведен заведующим автогаражом с исполнением обязанностей электрогазосварщика, 03.05.1988 переведен трактористом, 24.01.1992 переведен рабочим полеводства, 04.07.1992 переведен рабочим в строительную бригаду, 28.12.1992 в связи с реорганизацией совхоза «Максатихинский» переведен в ТОО «Родник» рабочим в строительную бригаду, 16.08.1999 переведен электрогазосварщиком, 19.02.2001 в связи с реорганизацией ТОО «Родник» переведен в СПК «Родник» электрогазосварщиком, 01.08.2008 в связи с продажей имущества СПК «Родник» и прекращением им производственной деятельности в соответствии с п. 1 ст. 81 ТК РФ уволен из СПК «Родник»;01.10.2009 принят на работу электрогазосварщиком в ООО «Эльбрус», 01.04.2013 уволен по собственному желанию.
Из трудового договора (л.д.27-28 пенсионного дела) усматривается, что ФИО1 принят на работу в ОО «Эльбрус» с 01.10.2009 на должность сварщика.
По справке ООО «Эльбрус» (л.д.26 пенсионного дела) ФИО1 работал в ООО «Эльбрус» в должности электрогазосварщика ручной сварки мех. цеха с 01.10.2009.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д.26-41) ООО «Эльбрус» является действующим юридическим лицом, создано 17.10.2006. основной вид деятельности – деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции (код 01.6). Сведения о дополнительных видах деятельности: разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (с 14.06.2019).
Вместе с тем, как следует из информации представленной Территориальный органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области ООО «Эльбрус» зарегистрировано в Статрегистре с кодом ОКВЭД 01.4 – предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг. Данная организация отчитывалась в Тверьстат с 2011 по 2016 г. по форме № 4-сх «сведения об итогах сева под урожай».
Кроме того, по представленным из наблюдательного дела справкам ООО «Эльбрус» отчитывалось по коду ОКВЭД 01.4 (предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг). За 2008 г. им реализовано сельхозпродукции – 100 %, в 2009 – 47 %.
Из показаний свидетелей ФИО5 и ФИО6 следует, что они в спорный период (с 01.10.2009 по 01.04.2013) работали вместе с ФИО1 в ООО «Эльбрус». Данная организация занималась выращиванием молочного крупного рогатого скота, а также производством сырого молока. Кроме того, для собственных нужд общество осуществляло сев однолетней травы, заготавливало сено. Все это время ФИО1 работал сварщиком, занимался ремонтом сельскохозяйственной техники. По необходимости ФИО1 выезжал в поля. За ним был закреплен передвижной сварочный аппарат. На животноводческих фермах ФИО1 варил водопроводные трубы.
Таким образом, принимая во внимание изложенное в совокупности, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд приходит к выводу, что ФИО1 в спорные периоды работал электрогазосварщиком в ООО «Эльбрус», которое фактически осуществляло сельскохозяйственную деятельность, в частности занималось выращиванием и разведением молочного крупного рогатого скота, производством сырого молока, а также растениеводством. Невнесение соответствующих сведений об основном виде деятельности ООО «Эльбрус» в ЕГРЮЛ не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, лишать ФИО1 права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве.
Вместе с тем, учитывая, что документально сельскохозяйственная деятельность ООО «Эльбрус» подтверждается только в 2008 г., 2009 г., а также с 2011 по 2016 г., суд полагает необходимым обязать ответчика засчитать в стаж работы в сельском хозяйстве период работы истца с 01.10.2009 по 31.12.2009 (3 мес.), с 01.01.2011 по 01.04.2013 (2 г. 3 мес.).
Спорный период работы истца составляет 2 года 6 месяцев.
Таким образом, по состоянию на день обращения ФИО1 в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера пенсии стаж работы истца в сельском хозяйстве, с учетом включенных судом спорных периодов, составил 30 лет 11 мес. 24 дня, что более 30 лет.
Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Установлено, что с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ФИО1 обратился в пенсионный фонд 26.02.2020, следовательно, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принимая во внимание, что стаж работы истца в сельском хозяйстве, с учетом включенного судом периода составляет более 30 лет, суд приходит к выводу об установлении ФИО1 повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01 марта 2020 года.
При таких обстоятельствах решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от 14.05.2020 № 78952/20 об отказе ФИО1 в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, как не имеющему требуемого стажа 30 лет, нельзя признать законным и обоснованным.
Требования ФИО1 о необходимости перерасчета его пенсии с 01.03.2020 суд находит излишне заявленными, поскольку они фактически дублируют требования об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.03.2020. В силу норм действующего законодательства, с учетом принятого судом решения о включении спорного периода работы ФИО1 в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, и назначении ему таковой, истцу пенсионным органом будет произведена ее выплата с 01.03.2020, что фактически и является перерасчетом назначенной ему пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы в сельском хозяйстве, установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости от 14 мая 2020 г. № 78952/20.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, период работы ФИО1:
- с 01 октября 2009 г. по 31 декабря 2009 г. и с 01 января 2011 г. по 01 апреля 2013 г. в должности электрогазосварщика в ООО «Эльбрус», и установить ФИО1 повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 01 марта 2020 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.
Решение в окончательной форме принято 26 мая 2021 г.
Председательствующий
дело № 2-238/2021