ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2390/19 от 07.01.2018 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-2390/2019

УИД 66RS0007-01-2018-002010-50

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 01 августа 2019 г.

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеева М.В. при секретаре судебного заседания Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Свердловскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации – филиалу федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Свердловскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации – филиалу федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности на ответчика исключить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , из границ «Запретная зона военного объекта - Свердловское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».

В обоснование иска указал, что истец ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 550 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства», территориальная зона Ж 2.1. «Зона индивидуальных жилых домов городского типа». Кадастровый номер данному земельному участку присвоен ДД.ММ.ГГГГ.

Для реализации своего права на строительство индивидуального жилого дома на своем земельном участке, с целью дальнейшего получения разрешения на строительство, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга на предоставление муниципальной услуги - получение градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).

В соответствии с полученным ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанного земельного участка установлено ограничение в использовании (ЗОУИТ): «Запретная зона военного объекта - Свердловское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».

Истцом, в целях выяснения причин установления ЗОУИТ, в <данные изъяты> годах осуществлена переписка со Свердловским лесничеством Минобороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление Лесного Хозяйства и Природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «УЛХ и П» МО РФ), а также направлено электронное обращение через сайт Министерства обороны Российской Федерации.

В результате переписки выяснено, что (ЗОУИТ): «Запретная зона военного объекта - Свердловское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» установлена на основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее - Постановление № 405). Данный ЗОУИТ поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. При установлении ЗОУИТ его границы с истцом, как с собственником земельного участка не согласовывались. О том, что земельный участок попадает в границы ЗОУИТ, истца не уведомляли.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Полагала, что лесничество не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель третьего лица военной прокуратуры Центрального военного округа Дикой В.Н. в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда, так как указанное решение права и законные интересы третьего лица не затрагивает.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Свердловской области, филиала ФГБУ ФКП Росреестра по УФО, в/ч № 71599 в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, в том числе, посредством размещения информации на официальном интернет сайте суда.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела при установленной явке участников процесса.

Заслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 550 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства», территориальная зона Ж 2.1. «Зона индивидуальных жилых домов городского типа». Кадастровый номер данному земельному участку присвоен ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении вышеуказанного земельного участка установлено ограничение в использовании (ЗОУИТ): «Запретная зона военного объекта - Свердловское лесничество Министерства обороны Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований истец ссылается на отсутствие согласования с собственником установления запретной зоны военного объекта.

Запретная зона военного объекта установлена на основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее Постановление № 405).

Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий регламентированы Постановлением № 405 с учетом ст. 106 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 12 Постановления № 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 19 Постановления № 405 в обосновании необходимости установления запретной военного объекта указываются перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается.

Подпунктом «е» пункта 19 Постановления № 405 в обосновании необходимости установления запретной зоны военного объекта также указываются прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих с ограничением их прав на использование земельных участков вследствие установления запретной зоны.

Решение об установлении (изменении) границ запретных зон военных объектов принимается межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) в порядке, предусмотренном Постановлением № 405. Регламент работы межведомственной комиссии, утвержден приказом Министра обороны РФ от 03.07.2015 № 396.

В данном случае, именно межведомственная комиссия принимает решение об установлении (изменении) границ запретных зон военных объектов, в связи с чем, оснований возлагать на ответчика обязанность исключить спорный земельный участок из границы запретной зоны, не имеется, поскольку к компетенции ответчика данный вопрос не относится.

Свердловское лесничество является филиалом ФГКУ «Управления Лесного Хозяйства и Природопользования Министерства Обороны Российской Федерации и не вправе распоряжаться землями Министерства Обороны Российской Федерации.

Согласно подпункта 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» предусмотрено, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам».

В соответствии с п. 2 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 110 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Департамент реализует полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, в отношении которого Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия собственника».

Исх. от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Министерством Обороны Российской Федерации в ответ на по вопросу исключения земельного участка с кадастровым из границ запретной зоны военного объекта - Свердловское лесничество был предоставлено разъяснение о том, что ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, в соответствии с Уставом выполняет задачи лишь по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Также, в целях рассмотрения вопроса об исключении спорного земельного участка из границ запретной зоны, Департаментом Министерства Обороны Российской Федерации у истца были запрошены следующие документы:

распорядительный акт о постановке земельного участка на кадастровый учет;

распорядительный акт об отчуждении земельного участка из федеральной собственности;

распорядительный акт о предоставлении земельного участка в собственность физическому лицу.

Сведений о предоставлении указанных документов в адрес Министерства Обороны Российской Федерации материалы дела не содержат.

Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу, что Свердловское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации не может являться надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, в связи с чем, исковые требования удовлетворены быть не могут.

В данном случае, надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться Министерство обороны Российской Федерации, вместе с тем, истец своего согласия на замену ненадлежащего ответчика не давал, настаивая на предъявлении исковых требований именно к Свердловскому лесничеству.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Свердловскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации – филиалу федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья М.В. Матвеев