Дело № 2-2391
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.06.2013г.
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ерулаевой Р.Ф.
при секретаре Гайсиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства РТ к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Хаирову Т.Р., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,
установил:
Министерство лесного хозяйства РТ обратилось в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Хаирову Т.Ф., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ о признании договора аренды земельного участка № Зем-1-400а от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем исключения записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка №ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполнительного комитета ЗМР РТ вынесено постановление № «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет гражданину РФ Хаирову Т.Р. для ведения личного подсобного хозяйства». Впоследствии на основании данного постановления между Исполкомом ЗМР РТ и Хаировым Т.Р. заключен договор аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет. Указанный земельный участок по адресу<адрес>, отнесен к землям населенных пунктов. Однако, в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами лесного фонда и лесоустройства ГКУ «Зеленодольское лесничество» земельный участок относится к землям лесного фонда РФ. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта. Границы населенных пунктов должны отображаться в генеральных планах городских округов и поселений, а также схемах территориального планирования муниципальных районов. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, следовательно, федеральная собственность на землю не меняется. Проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в соответствии с законом РФ. Результаты согласования проекта территориального планирования оформляются в виде заключения. Порядок оформления материалов о включении земельного участка в границы населенного пункта определяется в соответствии со ст.4.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ. В данном случае предусмотренная законодателем процедура включения земельного участка лесного фонда в границы населенного пункта, и соответственно смена категории земельного участка, соблюдена не была. Исполком ЗМР РТ в силу ст.8 Лесного кодекса РФ не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью.
Представитель истца Министерства лесного хозяйства РТ на судебное заседание не явился, надлежаще извещен. На судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Закиров Д.Н., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить, обосновывая доводами, изложенными в исковом заявлении
Представитель ответчика Исполнительного комитета ЗМР РТ Нечаева Ю.Н., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала.
Представитель ответчика Управления Федеральной служба государственной регистрации, кадастра и картографии на судебное заседание не явился, извещен.
3-и лица - Территориальное управление Росимущества по РТ, ГКУ РФ «Зеленодольское лесничество», ФКБУ «Федеральная земельная кадастровая палата Росреестра» своих представителей на судебное заседание не направили, надлежаще извещены.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, надлежащим извещением ответчиков о времени и месте судебного заседания, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статья 179 ГК РФ предусматривает, что сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
2. Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Как следует из ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
2. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
3. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Статья 609 ГК РФ гласит, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
2. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
3. Договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (статья 624), заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.
Из ст. 8 ЛК РФ видно, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
На основании ст. 83 ЛК РФ ФИО3 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
В соответствии со ст. 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.
2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны;
в.1) лесопарковые зоны;
г) городские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
и) нерестоохранные полосы лесов.
3. К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
4. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
5. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
6. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Статья 7 ЗК РФ гласит, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
2. Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Статья 11 ЗК РФ предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 84 ЗК РФ гласит, что установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
3. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
4. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно ч.3 ст.1 ФЗ РФ №221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 61 ГПК РФ гласит, что при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
В судебном заседании из материалов дела, решения Арбитражного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок из земель лесного фонда общей площадью 369га по адресу: РТ<адрес> квартала 2 выдела 15,17,28, квартал 51, выдела 2,3,5-41,43-46 квартал 52,53,58, квартал 59 выдела 1-36,42,43 квартал 64 является собственностью Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.14).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, находится в границах лесного массива квартал 64, Айшинское участковое лесничество, ГКУ «Зеленодольское лесничество» (л.д.19 оборот).
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ в газете «Зеленодольская правда» от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о наличии земельных участков, расположенных на территории ЗМР, в том числе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 900кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, предлагаемых для передачи в аренду сроком на 5 лет (л.д.12).
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> отнесен к землям населенных пунктов (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ Хаиров Т.Р. обратился с заявлением к руководителю МУ «Палата имущественных и земельных отношений» о предоставлении в аренду земельного участка площадью 900кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.13).
В соответствии с протоколом № заседания комиссии МУ «Палата имущественных и земельных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду наличия только одной заявки Хаирова Т.Р., комиссия решила, что вышеуказанный земельный участок подлежит передаче в аренду без торгов (л.д.12).
Постановлением руководителя Исполнительного комитета ЗМР РТ № от ДД.ММ.ГГГГ Хаирову Т.Р. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок из земель населенных пунктов площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктами 2.3. Хаирову Т.Р. рекомендовано обратиться в МУ «Палата имущественных и земельных отношений» для заключения договора аренды земельного участка, обеспечить государственную регистрацию договора аренды земельного участка (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ между Исполнительным комитетом ЗМР РТ в лице руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений» и Хаировым Т.Р. заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого Хаирову Т.Р. предоставлен в аренду сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель населенных пунктов площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.15-16).
Решением Арбитражного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ постановление руководителя Исполнительного комитета ЗМР РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет гражданину РФ Хаирову Т.Р. для ведения личного подсобного хозяйства» признано недействительным (л.д.18-20).
Таким образом, поскольку постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду срок на 5 (пять) лет гражданину РФ Хаирову Т.Р. для ведения личного подсобного хозяйства» признано недействительным, следовательно, договор аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Исполнительным комитетом ЗМР и Хаировым Т.Р. необходимо признать недействительным, а запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок.
При таких обстоятельствах исковые требования Министерства лесного хозяйства РТ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56, 61, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства РТ удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 900 кв.м. с кадастровым номером с кадастровым номером №, по адресу <адрес> заключенный между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ и Хаировым Т.Р., недействительным.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем исключения записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ
С мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться в Зеленодольском суде РТ с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики вправе подать в Зеленодольский городской суд РТ заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения.
Судья: