ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2391/14 от 27.03.2014 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Федеральный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Магомедова Р.А., при секретаре Эминове Ш.Х., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству финансов РФ в лице УФК по РД о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по РД о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, в размере <данные изъяты> рублей и судебных расходов.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ года, примерно в 22 часа 22 минуты, у стационарного поста «<данные изъяты>» ГИБДД МВД по РД, расположенного по <адрес> произошел террористический акт в виде двойного взрыва.

В результате данного террористического акта ФИО4 причинен имущественный ущерб, находящийся в его собственности автомобиль марки «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ выпуска с номером кузова и номером двигателя , полностью сгорел.

Для определения стоимости нанесенного ущерба истец обратился в НЭК «Дагестанская корпорация независимых оценщиков, экспертов и консультантов» для проведения транспортной экспертизы. Согласно отчету об оценке транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ итоговая величина стоимости исследуемого автомобиля составила <данные изъяты> рублей.

Постановлением следователя следственной группы – старшего следователя Дзержинского МРСО СУ СК РФ по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан потерпевшим по уголовному делу .

Согласно распоряжению Правительства РД от 02.08.2013 г. №237-р из федерального бюджета администрации МО «<адрес>» направлены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов по осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно распределению вышеуказанных ассигнований (приложение №1 к распоряжению Правительства РД) истцу на оказание финансовой помощи выделено <данные изъяты> рублей.

Данные выплаты, произведенные ГУ МЧС России по РД в размере <данные изъяты> рублей, истец считает материальной помощью государства, но никак не возмещением причиненного имущественного вреда, поскольку, стоимость нанесенного ущерба согласно отчету эксперта от ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.

Ответственность государства по возмещению истцу причиненного имущественного ущерба возникает в силе ст. 53 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями(бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ. Вред подлежит возмещению за счет государства, поскольку из-за недобросовестного исполнения государством своих обязанностей возникают такие последствия.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 иск поддержал и по изложенным в нем основаниям просил удовлетворить полностью.

Представитель УФК по РД ФИО2 иск не признал, пояснил суду, что только в случае доказанности вины госоргана РФ наступает возможность предъявления иска к Министерству Финансов РФ. Согласно статье 18 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».

Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.

Указанный порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Согласно п. 10 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий:

д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества, гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. рублей на семью).

В соответствии с данными Правилами Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

При обращении, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством РФ.

В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.

Согласно представленным материалам по делу Правительство РФ и Минфин России свои обязательства, предусмотренные вышеуказанным законодательством и Правилами, выполнило.

Требования истца о возмещении ему вреда в полном объеме в силу указанных требований закона считает необоснованными.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Согласно ч.1.1 ст.18 ФЗ от 06.03.2006 года №35 ФЗ «О противодействии терроризму» возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. Аналогично ч.1 ст.18 ФЗ от 06.03.2006 г. №35 ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.), действовавшего на момент причинения ущерба имуществу истца в результате террористического акта, предусматривает, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года за №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», определяется порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Постановлением следователя следственной группы – старшего следователя Дзержинского МРСО СУ СК РФ по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, у которого в результате приведения в действие взрывных устройств поврежден автомобиль, признан потерпевшим по уголовному делу

Из постановления о признании потерпевшим от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате совершенного примерно в 22 ч. 22 мин. ДД.ММ.ГГГГ террористического акта у стационарного поста «<данные изъяты>» ГИБДД МВД по РД, расположенного по <адрес>, ФИО4 причинен имущественный ущерб, в виде повреждения находящегося в его собственности автомобиля марки «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ выпуска с номером кузова и номером двигателя .

Согласно п. 10 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий:

д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества, гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. рублей на семью).

Согласно распоряжению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №237-р из федерального бюджета администрации МО «<адрес>» направлены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов по осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно распределению вышеуказанных ассигнований (приложение к распоряжению Правительства РД) истцу на оказание финансовой помощи выделено <данные изъяты> рублей.

Из искового заявления следует, что ГУ МЧС России по РД произвело ФИО4 выплату в размере <данные изъяты> рублей согласно п. 10 вышеуказанных Правил.

Возмещение ущерба за поврежденное имущество сверх указанной суммы установленной ФЗ от 06.03.2006 года №35 ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», законодательство не предусматривает.

Ссылку истца на ст. 1069 ГК РФ, согласно которой, вред, причиненный истцу подлежит возмещению государством в соответствии с требованиями данной статьи как вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, суд находит несостоятельной, поскольку указанными выше требованиями закона предусмотрены компенсационные выплаты со стороны государства лицам, пострадавшим в результате террористического акта, а не ответственность государства возместить вред, причиненный действиями лиц, совершивших террористический акт. Ответственность государства по возмещению вреда в соответствии с данной статьей может возникнуть в случае незаконных действий государственных органов либо их должностных лиц, которая применительно к случаю с истцом не может быть применена, поскольку вред причинен лицами, совершившими террористический акт, а не государственными органами или их должностными лицами.

Довод представителя истца о том, что при возмещении вреда истцу не могут быть применены требования ст. 18 Закона РФ «О противодействии терроризму» о том, что такой вред подлежит возмещению за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества, поскольку данные изменения в закон внесены после совершения террористического акта, повлекшего уничтожение имущества истца и данные правоотношения не могут быть применены, а также о том, что ранее действовавшее законодательство предусматривало возмещение вреда государством, суд считает несостоятельным, поскольку правоотношения, действовавшие до внесения изменений в данный закон или возникшие после внесения изменений не устанавливали обязанность государства возместить причиненный в результате террористического акта вред при отсутствии вины причинителя вреда, а предусмотренные государством компенсационные выплаты потерпевшим от террористического акта не могут быть восприняты как обязанность государства возместить причиненный в результате террористического акта вред при отсутствии его вины.

При изложенных обстоятельствах требования ФИО4 суд находит подлежащими отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству финансов РФ о взыскании <данные изъяты> руб. ущерба, причиненного повреждением автомашины в результате террористического акта и судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.А. Магомедов

Отпечатано в совещательной комнате