ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2391/17 от 24.01.2018 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2-97/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2018 года г. Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Шор А.В., при секретаре Шевченко О.Е.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ООО «Сервис-Центр СОЖ» - ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр СОЖ» о защите прав потребителя, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр СОЖ» о защите прав потребителя, компенсации морального вреда в связи с отказом в предоставлении информации. В обоснование исковых требований указал, что 24 ноября 2017 года он обратился в ООО «Сервис-Центр СОЖ» с заявлением о выдаче ему в руки следующей информации: общей информации об организации, об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, общей информации о многоквартирном доме, его характеристике, информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, информации об оказываемых коммунальных услугах, информации об использовании общего имущества в многоквартирном доме ( кем и как используется), информации о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, информации о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний, заверенные копии всех протоколов общего собрания собственников <адрес> в г. Орске, информации о причинах предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, информации о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг, о проведении планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета путем предоставления доступа к ним, информации за расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, план-схему на дом и проектную документацию, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; общей информации о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристике многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информации о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме, информации о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, информации о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, результатах (решениях) таких собраний, детальный отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, детальный отчет об исполнении смет доходов и расходов за 2014-2017 годы с приложением и иную информацию.

Запрашиваемую информацию ответчик не предоставил. 30.11.2017г. истец направил претензию с просьбой предоставить информацию, снизить сумму счета за услуги ответчика и выплате компенсации морального вреда до 01.12.2017г., на что также не последовал ответа. Действиями (бездействиями) ответчика нарушены его права потребителя, чем причинен моральный вред, который он оценивает в 500 руб.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 исковые требования уточнил, указал, что не имеет возможности получать информацию через Интернет, не имеет специальной техники, поэтому отказ в выдаче письменной информации о деятельности ответчика расценивает как дискриминацию по социально-материальному признаку.

С учетом уточнения исковых требований просит суд признать незаконным отказ ответчика в выдаче лично в руки письменной информации ( подробный бухгалтерский баланс с приложением, сметы) в срок установленный нормативными документами и законами, отказ предоставить по требованию истца в течение 1 рабочего дня возможность (доступ в подвал) ознакомиться с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета; признать незаконными действия (бездействия) ООО «Сервис-Центр СОЖ» повлекшие нарушение нормативных актов, законов по выдаче информации; обязать ответчика выдать в письменной форме заверенную ответчиком всю подробную информацию о деятельности ответчика, договор, устав, иные документы, все сметы, бухгалтерский отчет за 2014-2018 годы с приложениями, акты выполненных работ, протоколы общих собраний жильцов дома за 2014-2018 годы, информацию об избрании старшего по дому и его обязанности, информацию о техническом и физическом состоянии дома истца, о текущем и запланированном ремонте дома, информацию о подрядчиках и их сметы, о потраченных денежных средствах на содержание, обслуживание и текущий ремонт дома истца, иную информацию об управлении, содержании и ремонте дома. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 рублей и штраф в пользу потребителя. Признать незаконными действия ответчика, который обуславливает получение услуги по предоставлению информации покупкой иного оборудования и услуг по пользованию Интернет.

Истец в судебном заседании иск поддержал по доводам в нём изложенным.

Представитель ответчика ООО «Сервис-Центр СОЖ» ФИО2 в судебном заседании возражала в удовлетворении требований иска, представила письменный отзыв. Суду пояснила, что в ответ на заявление истца о выдаче информации от 24.11.2017 года и от 06.12.2017г. ООО «Сервис-Центр СОЖ» направило в адрес ФИО1 письменные ответы, в которых указало, что вся информация, подлежащая раскрытию согласно утвержденному Стандарту, размещена на официальном сайте ООО «Сервис-Центр СОЖ» www.soj.orskukokt.ru или www.soj.уксайт.рф. Доступ в подвал дома и технический этаж предоставляется истцу согласно заключенному мировому соглашению. Поскольку права потребителя ответчиком не нарушены, оснований для компенсации морального вреда не имеется. Просит в иске отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, заключение ГЖИ Оренбургской области, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником <адрес> в г. Орске.

Ответчик ООО «Сервис-Центр СОЖ» с 24 ноября 2016г. осуществляет управление многоквартирным домом по <адрес> в г. Орске на основании заключенного с собственниками жилых и нежилых помещений договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома № 8/7 от 24.11.2016 года (л.д. 33-43).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 11 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 утвержден «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее также - Стандарт), который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ (п. 1).

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).

К информации, которую управляющая организация обязана раскрывать, перечисленной в п. 3 Стандарта, в том числе относится: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.

Согласно п. 4 Стандарта, отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке.

Пунктом 5 Стандарта установлены способы раскрытий информации управляющей организацией о своей деятельности по управлению многоквартирным домом, согласно подп. "г" которого информация предоставляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Согласно п. 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.

На основании п. 17 Стандарта, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Судом установлено, что 24.11.2017г. ФИО1 направил в адрес ООО «Сервис-Центр СОЖ» обращение о предоставлении информации и копий документов, указанных в иске. Данные сведения истец просил выдать ему лично в руки.

Данное обращение было получено ответчиком в тот же день 24.11.2017г., что подтверждается отметкой о получении и присвоении входящего номера 393/11-17 (л.д. 14).

06.12.2017г. ответчик направил ФИО1 по месту его жительства ответ за № 254, в котором помимо прочего указал на возможность ознакомиться с информацией, предусмотренной Стандартом раскрытия информации на сайте www.soj.orskukokt.ru или www.soj.уксайт.рф. (л.д. 15).

Заявляя настоящие требования, ФИО1 ссылается на то, что информация отсутствует на сайте, а его обращение оставлено ответчиком без ответа, чем нарушены его права.

Как следует из заключения ГЖИ по Оренбургской области от 17.01.2018г. по настоящему делу, в соответствии с пп. «а» п. 5 Стандарта ООО «Сервис-Центр СОЖ» осуществляет раскрытие информации о своей деятельности путем опубликования на сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.геformagkh.ru), а также на сайте управляющей организации www.soj.уксайт.рф (указанного на сайте www.геformagkh.ru). Согласно ранее проведенного 31 октября 2017 года мониторинга официального сайта управляющей организации www.soj.уксайт.рф, где информация размещенная в отношении ООО «Сервис-Центр СОЖ» и многоквартирного <адрес> в г. Орске соответствует требованиям Стандарта, Форм. Согласно анализу второго сайта www.soj.orskukokt.ru, проведенного 16.01.2018г., необходимая информация отсутствует. На обращение ФИО1 от 24.11.2017 (вх. № 393/11-17) и претензию от 30.11.2017г (вх. № 402/11-17) Обществом подготовлены письменные ответы от 06.12.2017г. № 254 и от 07.12.2017г. № 255/1 без нарушения срока предоставления ответа п. 21 Стандарта со ссылкой о возможности ознакомится с информацией на сайтах в сети Интернет www.soj.orskukokt.ru и www.soj.уксайт.рф. Таким образом, ООО «Сервис-Центр СОЖ» в рамках Стандарта раскрытия информации представило ФИО1 информацию в полном объеме без нарушения сроков предоставления ответа (л.д. 61-64).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что информация о результатах осуществления управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> была доведена (раскрыта) до собственника помещения указанного многоквартирного дома ФИО1 надлежащим образом. Со стороны ответчика не имелось нарушений прав истца на своевременное получение информации, которую истец имеет право получать от ответчика в соответствии с приведенными нормами действующего законодательства.

Доводы истца о его дискриминации ответчиком по социально- материальному признаку в связи с необходимостью приобретения специального оборудования и услуг Интернет не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поэтому отклоняются судом как необоснованные.

В силу ч. 1 ст. 4 ЖК РФ вопросы управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг относятся к правоотношениям на которые распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

В силу ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку судом не установлен факт нарушения прав потребителя, правовых оснований для компенсации морального вреда и взыскания штрафа не имеется.

Требования иска о выдаче заверенных копий документов о финансово-хозяйственной деятельности ответчика также являются необоснованными и не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Указанная норма, возлагая на ответчика определенный перечень обязательств о предоставлении собственнику конкретной информации, не предусматривает, вопреки доводам истца, обязанность управляющей компании передавать собственникам жилого дома акты выполненных работ, первичные документы, счета-фактуры, заверенные копии протоколов общих собрании собственников, план-схемы, проектную документацию и т.д.

Требования истца о признании незаконным отказа ответчика предоставить по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета (доспут в подвал), также не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно понятиям, используемым в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Кроме того, согласно пункту «р» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Таким образом, обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета, а также обеспечение доступа к указанной информации лежит на организации, предоставляющей потребителю коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела: протокола общего собрания сособственников помещений в доме по адресу: <адрес> от 23.11.2016г., договора на управление домом от 24.11.2016г. № 8/7, собственниками сохранен порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за них путем сохранения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, ООО «Сервис Центр-СОЖ» не является исполнителем коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме и на него не возложена обязанность снимать показания общедомовых приборов учета и предоставлять потребителям информацию о потребленных коммунальных ресурсах.

Кроме того, как пояснили стороны в судебном заседании, 19.07.2017г. между истцом и ответчиком заключено мировое соглашение, по которому ООО «Сервис-Центр СОЖ» ежемесячно предоставляет ФИО1 доступ в подвальное помещение и технический этаж многоквартирного жилого дома по <адрес> в г. Орске.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр СОЖ» о защите прав потребителя, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2018 года.