ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2392-20 от 10.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-2392-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 года г. ФИО1-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М. В.,

при секретаре судебного заседания Орнацкой Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: МКУ «Управление капитального строительства г.Ростова-на-Дону» о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в муниципальную собственность

У С Т А Н О В И Л:

ДИЗО г.Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 №336 До 25.04.2019 действовало Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 20.08.2008 № 830) (далее - Положение).

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 225, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 утверждении Положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» (ред. от 28.11.2019), решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 «О принятии Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся муниципальной собственности города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.10.2019) Положением утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для признания в судебном порядке вещи бесхозяйной.

Согласно п. 3.1. Положения принятие бесхозяйного движимого имуществ в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в порядке, предусмотренном пунктами 3.1.1, 3.1.2., 3.1.3. Положения.

В соответствии с п. 3.1.1. Положения Администрация района города на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества) в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения на территории район бесхозяйного объекта движимого имущества подает в СМИ ФИО1- официальный», «Вечерний ФИО1») объявление о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта движимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества лица, считающего себя собственником и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.

По согласованию с администрацией района, на территории которого находится бесхозяйный объект движимого имущества, объявления в СМИ может подавать отраслевой (функциональный) орган Администрации город Ростова-на-Дону или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатации данного вида объектов движимого имущества.

17.04.2019 в газете «ФИО1 официальный» № 18 (1276) Администрацией Октябрьского района города Ростова-на-Дону было дано соответствующе объявление о начале процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйного объекта движимого имущества (копия газеты прилагается).

В объявлении предлагалось физическим и юридическим лицам, считающим: себя собственником вышеуказанного имущества или имеющим на них права, прибыть в Администрацию Октябрьского района города Ростова-на-Дону и представить документы на право собственности.

По истечении срока никто из юридических или физических лиц прав на указанный объект не заявил, в связи с чем, в соответствии с п. 3.1.2. Положения 21.10.2019 Администрацией Октябрьского района города Ростова-на-Дону был составлен акт о невозможности установления собственника объекта, поел чего документы для включения объекта в реестр бесхозяйного имущества был переданы в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» (письмо от 06.04.2020 № 59.25.01/574).

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 6 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 №123 (ред. от 22.10.2019), МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» обеспечивает проведение организационных мероприятий по включению в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества.

После поступления информации от Администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» были направлены запросы в Минимущество Ростовской области, ТУ Росимущества в Ростовской области.

Письмом от 22.04.2020 № 19.5.5/1310 Минимущество Ростовской области сообщило, что в реестре государственного имущества Ростовской области объект не числится.

Письмом от 07.05.2020 № 61-04-08/3425 ТУ Росимущества в Ростовской области сообщило, что сведения об объекте отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Положения «О порядке управления, распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 22.10.2019), п. 3.1.3 Положения бесхозяйное имущество принимается на учет МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» путем включения в реестр бесхозяйных объектов.

Распоряжением МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» от 03.06.2020 № 73 объект был включен в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.

В соответствии с п. 3.2. Положения после выхода соответствующего распоряжения о включении объекта движимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону, временное управление объектом возлагается отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону муниципальную организацию, эксплуатирующую данный вид объектов, в соответствии с п. 2.1.6 Положения.

02.07.2020 МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» был составлен акт принятия объекта к забалансовому учету. Согласно п. 3.3. Положения после подписания акта приема-передачи бесхозяйного объекта движимого имущества во временное управление ДИЗО обращается в суд с иском о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект движимого имущества.

Таким образом, учитывая, что в период после обнаружения объекта и передачи его на учет никто не заявил о своих правах на данный объект, есть основания полагать, что объект не имеет собственника или собственник отказался от права собственности на объект.

С учетом вышеизложенного, просит суд:

Признать движимую вещь- объект, расположенный на территории <адрес>:

- Участок канализационной сети протяженностью 77,5 м, диаметром 150-200 мм, состоящий <данные изъяты>

Передать движимую вещь- объект, расположенный на территории <адрес>: - Участок канализационной сети протяженностью 77,5 м, диаметром 150-200 мм, состоящий из керамических труб, <данные изъяты>

Представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Заинтересованное лицо МКУ «Управление капитального строительства г.Ростова-на-Дону» своего представителя не направили, извещались о времени и месте судебного заседания.. Дело рассмотрено в отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 225, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 №138 «Об утверждении Положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» (ред. от 28.11.2019), решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 «О принятии «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону» (ред. от 22.10.2019)

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель просит признать участки канализационной сети как движимое имущество – бесхозяйным, ссылаясь при этом на порядок, установленный Положением, утвержденным Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04..2019 № 336 в части, регламентирующей порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества.

Между тем, заявителем не учтено то обстоятельство, что согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Согласно позиции Министерства регионального развития РФ, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон) - Письмо Минрегиона России от 20.05.2011г. №13137-ИП/08 «О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения».

По мнению Минэкономразвития России, «с учетом того, что сети инженерно-технического обеспечения являются прежде всего системой трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-, водоснабжение, то указанные сети возможно отнести к линейным объектам»(Письмо Минэкономразвития РФ от 16.06.2011г. № Д23-2578).

При разрешении в ходе рассмотрения дел вопроса, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, надлежит учитывать следующие признаки:

- прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);

- проходит ли она через несколько земельных участков;

- имеет ли она значительную протяженность.

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, суд полагает, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

Тогда как, если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект. Когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.

С учетом системного толкования вышеуказанных положений закона, в силу функционального предназначения участки системы водоотведения, учитывая их протяженность, а именно пересечение нескольких земельных участков, обеспечение водоотведения нескольких многоквартирных жилых домов по <адрес>, пересечение нескольких земельных участков, что следует из схемы размещения объектов, относятся к линейным объектам, прочно связаны с землей, и их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, т.е. указанные участки канализационных сетей являются недвижимым имуществом.

Позиция заявителя о том, что указанным судебным актом возложена обязанность на ДИЗО г.Ростова-на-Дону по внесению в реестр бесхозяйного имущества участков уличной канализационной сети не является основанием для удовлетворения настоящего заявления о признании имущества бесхозяйным и передаче его в муниципальную собственность как объектов движимого имущества.

Внесение в реестр бесхозяйного имущества участков уличной канализационной сети является самостоятельной обязанностью заявителя с целью выполнения требований пункта 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", которым установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Указанная обязанность носит самостоятельный характер, при этом заявитель обязан выполнить действия, направленные на установление статуса бесхозяйного имущества и передаче его в муниципальную собственность в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере правового регулирования.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.9 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия

По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.

Из материалов дела следует о том, что заявителем не проведены мероприятия по постановке на учет участков канализационных сетей, предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", сведений о том, что имело место обращение в Управление Росреестра РФ по Ростовской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, а именно участков канализационных сетей, и, как следствие, произведена постановка на соответствующий учет объектов недвижимого имущества, материалы дела не содержат, подтверждается сведениями ЕГРН, что исключает возможность определить объекты как бесхозяйные, т.е. не имеющие собственника, балансодержателя.

Таким образом, суд без соблюдения указанных законоположений, а именно порядка постановки на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, до истечения годичного срока, установленного положениями ст.225 ГК РФ, не усматривает оснований для признания вещи бесхозяйной и передачи ее в муниципальную собственность, поскольку для решения вопроса о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность необходимо проведения ряда указанных выше мероприятий, настоящие требования заявлены преждевременно, соответственно удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании движимой вещи – объектов водоотведения, расположенных на территории <адрес>:

Участок канализационной сети протяженностью 77,5 м, диаметром 150-200 мм, состоящий <данные изъяты> бесхозяйным имуществом и передаче в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2020 года.