Дело № 2-2392/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаря судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 Хамита Габдулхаковича к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4, обязании включить периоды работы в специальный стаж, признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4, признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4.
В обоснование иска указал, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4, однако решением от --.--.---- г.№-- в назначении указанной пенсии отказано.
Полагая отказ необоснованным, истец просил признать незаконным решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 от --.--.---- г.№-- об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4 и признать право истца на указанную пенсию.
В ходе рассмотрения дела представитель истца в дополнение к изложенному в просительной части искового заявления просил обязать ответчика включить в стаж, дающего право на пенсию по выслуге лет государственного служащего Республики ФИО4, периоды работы:
c --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности консультанта по правовой работе в народном хозяйстве Министерства юстиции ФИО2;
с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4;
со --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4.
Также представитель истца заявил о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Определением суда от --.--.---- г. к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Департамент государственной службы и кадров при ФИО4 Республики ФИО4 и Министерство юстиции Республики ФИО4.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Представители третьих лиц - Департамента государственной службы и кадров при ФИО4 Республики ФИО4 и Министерства юстиции Республики ФИО4 в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок назначения пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4 установлен Законом Республики ФИО4 N 3-ЗРТ от --.--.---- г. "О государственной гражданской службе Республики ФИО4" (далее – Закон Республики ФИО4).
Согласно части первой статьи 46 указанного Закона Республики ФИО4 лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.
Государственным служащим ФИО4, уволившимся с должности государственной службы Республики ФИО4 до достижения пенсионного возраста, право на пенсию за выслугу лет определяется частью 2 статьи 45 Закона Республики ФИО4.
В соответствии с частью 2 статьи 45 указанного Закона Республики ФИО4 государственным служащим предоставляется отложенное право (по достижении пенсионного возраста или при установлении страховой пенсии по старости либо по инвалидности) на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4 при наличии:
- на день увольнения с должности государственной службы Республики ФИО4 не менее 15 лет стажа государственной службы;
либо
- наличия на дату обращения за назначением пенсии за выслугу лет не менее 15 лет стажа на должностях государственной службы Республики ФИО4, а также на должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностей и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей в государственных органах СССР, союзных и автономных ФИО4, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских ФИО8 народных депутатов и их исполнительных комитетах, в том числе выборных, на постоянной основе при условии, что время работы (службы) на указанных должностях учитывается при исчислении стажа федеральной государственной гражданской службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, в соответствии с федеральным законодательством. При этом указанный стаж учитывает продолжительностью не более пяти лет в случае, если эти периоды непосредственно предшествовали и (или) непосредственно следовали работе (службе) на должностях государственной службы Республики ФИО4.
Таким образом, по смыслу приведенных норм 15-ти летный стаж государственной службы, необходимый для признания права служащего на получение государственной пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4, может состоять из 10 лет государственной службы на должностях государственной гражданской службы Республики ФИО4 и 5 лет федеральной государственной службы при непосредственном следовании указанной службы до или после государственной службы Республики ФИО4.
Пунктом 2 статьи 32 Закона Республики ФИО4 предусмотрено, что периоды замещения государственных должностей Республики ФИО4 и должностей государственной гражданской службы Республики ФИО4, иных государственных должностей в государственных органах Республики ФИО4 (ФИО1) включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в следующем порядке:
1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики ФИО4 и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики ФИО4 и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики ФИО4, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики ФИО4, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;
2) периоды работы (службы) с --.--.---- г. до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики ФИО4 и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики ФИО4 на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики ФИО4, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики ФИО4, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы;
3) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей до --.--.---- г. в:
а) Аппарате ФИО4 Республики ФИО4;
б) Государственном ФИО8 Республики ФИО4 и его Аппарате, Государственном (парламентском) контрольном комитете Республики ФИО4 и его аппарате;
в) Кабинете ФИО5 Республики ФИО4 и его Аппарате;
г) министерствах, государственных комитетах, иных органах государственного управления Республики ФИО4, в органах государственного управления (органах управления) при Кабинете ФИО5 Республики ФИО4;
д) представительствах Республики ФИО4;
е) местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах ФИО8 народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах;
ж) Комитете конституционного надзора Республики ФИО4;
з) Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики ФИО4;
4) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в:
а) Верховном ФИО8 Республики ФИО4 (Верховном ФИО8ФИО1) и Президиуме Верховного ФИО8ФИО1, районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских ФИО8 народных депутатов и их аппаратах;
б) ФИО8ФИО1 (Кабинете ФИО1) и его аппарате, исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских ФИО8 народных депутатов;
в) органах государственного управления ФИО8ФИО1, органах государственного управления при ФИО8ФИО1, министерствах и ведомствах ФИО1.
Установлено и из материалов дела следует, что c --.--.---- г. по --.--.---- г. истец работал в должности консультанта по правовой работе в народном хозяйстве Министерства юстиции ФИО2, с --.--.---- г. по --.--.---- г. работал в должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4, --.--.---- г. назначен на должность заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4, --.--.---- г. назначен на должность главного судебного пристава-заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4, --.--.---- г. назначен на должность исполняющего обязанности начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по ФИО4, --.--.---- г. назначен на должность начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по ФИО4.
Факт работы истца в указанных должностях в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой истца и ответчиком не оспаривается.
Истец обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4.
Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 принято решение от --.--.---- г.№-- об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4, о чем истцу сообщено письмом заместителя ФИО5 от --.--.---- г.№--.
Из данного письма следует, что периоды работы истца c --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности консультанта по правовой работе в народном хозяйстве Министерства юстиции ФИО2, с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4, со --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4 не были учтены ответчиком как периоды, дающие право на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
1. По периоду работы истца c --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности консультанта по правовой работе в народном хозяйстве Министерства юстиции ФИО2.
В соответствии с "Положением о Министерстве юстиции ФИО1", утвержденном Постановлением ФИО8ФИО1 от --.--.---- г.№--, действовавшем в указанный период работы истца, Министерство юстиции ФИО2 в соответствии с Конституцией ФИО1 в своей деятельности подчинялось как ФИО2, так и Министерству юстиции РСФРС.
Согласно пункту 7 указанного Положения Министерство юстиции ФИО2 возглавляет ФИО5, назначаемый в соответствии с Конституцией ФИО2 Верховным ФИО8ФИО2, а в период между сессиями – Президиумом Верховного ФИО8ФИО2 с последующим внесением на утверждение Верховного ФИО8ФИО2. ФИО5 юстиции ФИО2 имеет заместителей, назначаемых ФИО2. Распределение обязанностей между заместителями ФИО5 производится ФИО5 юстиции ФИО2.
Из приведенного Положения следует, что Министерство юстиции ФИО2 могло быть отнесено к министерству ФИО1, поскольку ФИО5 юстиции ФИО2 назначался Верховным ФИО8ФИО2 либо Президиумом Верховного ФИО8ФИО2, в работе Министерство юстиции ФИО2 подчинялось, в том числе, ФИО2.
Из этого следует, что период работы истца c --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности консультанта по правовой работе в народном хозяйстве Министерства юстиции ФИО2 может быть отнесен к работе в должности специалиста в органе государственного управления ФИО1 и учитываться как период замещения государственной должности в государственном органе ФИО1 в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 части 2 статьи 32 Закона Республики ФИО4.
2. По периоду работы истца c --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4.
В период начала работы истца --.--.---- г. в должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4 действовал Закон СССР от --.--.---- г. N 1163-X "О Государственном арбитраже в СССР".
В соответствии с пунктом 5 указанного закона в СССР действуют государственные арбитражи:
Государственный арбитраж СССР;
государственные арбитражи союзных ФИО4;
государственные арбитражи автономных ФИО4;
государственные арбитражи краев, областей.
Президиумом Верховного ФИО8 союзной ФИО4 по согласованию с Государственным арбитражем СССР могут быть образованы государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа. В таком же порядке могут быть объединены государственный арбитраж края (области) с государственным арбитражем города.
Государственный арбитраж СССР, государственные арбитражи союзных и автономных ФИО4, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов составляют единую систему органов государственного арбитража в СССР.
Согласно четвертому абзацу статьи 6 Закона СССР от --.--.---- г. N 1163-X "О Государственном арбитраже в СССР" органы государственного арбитража в СССР осуществляют свою деятельность под руководством соответственно Верховного ФИО8 СССР и его Президиума, Верховных ФИО8 союзных и автономных ФИО4 и их Президиумов, краевых, областных, городских ФИО8 народных депутатов, ФИО8 народных депутатов автономных областей и автономных округов.
В соответствии с четвертым абзацем статьи 7 Закона СССР от --.--.---- г. N 1163-X "О Государственном арбитраже в СССР" главный государственный арбитр союзной ФИО4 и главный государственный арбитр автономной ФИО4 назначаются на должность соответственно Верховным ФИО8 союзной или автономной ФИО4 сроком на пять лет, а в период между сессиями - Президиумом Верховного ФИО8 союзной или автономной ФИО4 с последующим утверждением Верховным ФИО8 союзной или автономной ФИО4.
Из материалов дела следует, что на должность заместителя Главного государственного арбитра ФИО1 истец был назначен Указом Президиума Верховного ФИО8ФИО1 от --.--.---- г.№---XI (л.д. 9).
Учитывая, что согласно Закону СССР от --.--.---- г. N 1163-X "О Государственном арбитраже в СССР" главный государственный арбитр автономной ФИО4 назначался на должность Верховным ФИО8 автономной ФИО4, Государственный арбитраж ФИО1 осуществлял свою деятельность под руководством Верховного ФИО8ФИО1, на должность истец был назначен Указом Президиума Верховного ФИО8ФИО1, то суд приходит к выводу о том, что Государственный арбитраж ФИО1 относился к органу государственного управления ФИО1, в связи с чем суд считает, что период занятия истцом должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4 c --.--.---- г. по --.--.---- г. может быть отнесен к периоду замещения государственной должности в государственном органе ФИО1.
3. По периоду работы истца со --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4.
На должность заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4 истец был назначен постановлением Кабинета ФИО5 Республики ФИО4 от --.--.---- г.№-- (л.д. 55).
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Министерстве юстиции ФИО1", утвержденного Постановлением ФИО8ФИО1 от --.--.---- г.№--, действовавшего до 2000 года, Министерство юстиции ФИО2 в соответствии с Конституцией ФИО1 в своей деятельности подчиняется как ФИО2, так и Министерству юстиции РСФСР.
Согласно пункту 2 Положения главными задачами Министерства юстиции ФИО2 являются, в том числе, совершенствование правовой работы в народном хозяйстве ФИО2 в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан.
В пункте 7 Положения указано, что Министерство юстиции ФИО2 возглавляет ФИО5, назначаемый в соответствии с Конституцией ФИО2 Верховным ФИО8ФИО2, а в период между сессиями - Президиумом Верховного ФИО8ФИО2 с последующим внесением на утверждение Верховного ФИО8ФИО2. ФИО5 юстиции ФИО2 имеет заместителей, назначаемых ФИО2. Распределение обязанностей между заместителями ФИО5 производится ФИО5 юстиции ФИО2.
Указом ФИО4 Республики ФИО4 от --.--.---- г. №УП-9 утвержден "Реестр должностей государственной гражданской службы Республики ФИО4". Раздел 4 указанного Реестра именуется "Перечень должностей в центральных аппаратах органов исполнительной власти Республики ФИО4", в данном разделе в позиции 04-1-1-04 поименована должность "заместитель ФИО5 Республики ФИО4".
То обстоятельство, что согласно Положению о Министерстве юстиции ФИО1ФИО5 юстиции ФИО1 и его заместители назначались Верховным ФИО8ФИО2, Министерство юстиции ФИО2 подчинялось, в том числе, ФИО2 указывает на то, что в период действия указанного Положения Министерство юстиции ФИО1 относилось к органам власти Республики ФИО4, а не к федеральным органам власти.
Включение в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики ФИО4 должности заместителя ФИО5 Республики ФИО4 указывает, что данная должность относится к государственной гражданской службе Республики ФИО4.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что занимаемая истцом должность заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4 относилась к государственной гражданской службе Республики ФИО4.
С учетом приведенного суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца c --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности консультанта по правовой работе в народном хозяйстве Министерства юстиции ФИО2, с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4, со --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4 должны учитываться как периоды замещения государственной должности в государственном органе ФИО1 и государственной гражданской службы Республики ФИО4, продолжительность этих периодов составляет 13 лет 2 месяца 4 дня.
Учитывая наличие у истца указанного стажа, принимая во внимание, что после стажа государственной службы Республики ФИО4 истца непосредственно следовала федеральная государственная служба, общая продолжительность службы превышает 15 лет, истец достиг пенсионного возраста, то суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для назначения истцу государственной пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4 имелась.
С учетом приведенного суд полагает, что решение об отказе в назначении истцу государственной пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4 не может быть признано законным, исковые требования о включении спорных периодов в стаж, дающего право на пенсию по выслуге лет государственного служащего Республики ФИО4, признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4 суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда. Данное требование суд полагает неподлежащим удовлетворению как не основанное на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО6 Хамита Габдулхаковича к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, обязании включить периоды работы в специальный стаж, признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 от --.--.---- г.№-- об отказе в назначении ФИО3 пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 включить в стаж ФИО3, дающего право на пенсию по выслуге лет государственного служащего Республики ФИО4, периоды работы:
c --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности консультанта по правовой работе в народном хозяйстве Министерства юстиции ФИО2;
с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности заместителя Главного государственного арбитра Республики ФИО4;
со --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности заместителя ФИО5 юстиции Республики ФИО4.
Признать право ФИО3 на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики ФИО4 с даты обращения за ней.
В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО4 через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Шамгунов А.И.