РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Поповой О.А., при секретаре – Ширяевой К.И.,
с участием: истца – ФИО1, представителя истца по устному ходатайству – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2392/2017 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» об обязании произвести перерасчет за коммунальные услуги, доступе к приборам учета, взыскании расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском и просила:
1. Обязать ответчика произвести перерасчет коммунальных платежей за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, снять начисление оплаты за холодное водоснабжение, водоотведение, подогрев воды, ХВ для нужд ГВ за период с даты приема акта приема-передачи квартиры - с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения (вступления его в законную силу).
2. Обязать ответчика произвести перерасчет коммунальных платежей за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> снять начисление оплаты за Содержание за период с даты приема акта приема-передачи квартиры - с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения (вступления его в законную силу).
3. Обязать ответчика предоставить доступ ФИО1 к приборам учета горячей и холодной воды, электрической энергии, потребляемых в квартире, расположенной по адресу: <адрес>
4. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000,00 рублей.
5. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы на представителя в размере 15000,00 рублей.
В обоснование требований указано, что истец являлась участником долевого строительства многоквартирного дома в соответствии с заключенным между ней и ООО «Базис-С.А» договором о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Акт приема-передачи указанной квартиры подписан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 14 ст. 161 ЖК РФ застройщиком была выбрана Управляющая копания ООО УК «Солнечный».
На основании ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, а так же поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Однако, ООО УК «Солнечный» не исполняет своих обязанностей по Договору управления многоквартирным домом, грубо нарушает права жильцов квартиры <адрес>, а именно: некачественно предоставляет коммунальные услуги по подаче холодного и горячего водоснабжения/водоотведения.
Вода с момента подписания акта приема-передачи <адрес> и других домов жилищного кооператива «Солнечный» и по настоящее время подается с видимыми признаками загрязнения, имеет неприятный запах, присутствует явный выраженный осадок при отстаивании воды либо при применении фильтрации. Истец вынуждена покупать чистую воду, пригодную для питья и приготовления пищи, нести в связи с этим дополнительные затраты.
Данный факт подтвержден лабораторными исследованиями, проведенными ДД.ММ.ГГГГ. Филиалом ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г.Тольятти в связи с обращением ФИО1 в Управление Роспотребнадзора по Самарской области.
В соответствии с исследованиями проба воды сетей питьевого водоснабжения не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по содержанию марганца.
По данному факту в отношении ООО УК «Солнечный» возбуждено дело об административном правонарушении.
Кроме этого, ООО Управляющая компания «Солнечный» нарушает обязанность по содержанию общедомового имущества, а именно: бытовые отходы систематически не вывозятся, что подтверждено обследованием, проведенным Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти по факту обращения ФИО1, в соответствии с которым установлено, что вывоз мусора осуществляется 2 раза в неделю, на контейнерной площадке размещено 12 контейнеров, что является нарушением требований СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
По данному факту в отношении ООО УК «Солнечный» возбуждено дело об административном правонарушении.
У дома <адрес> стоит зловонный запах, который распространяется по всей округе жилищного кооператива «Солнечный», что, возможно, является следствием проблем с канализацией, и отсутствием вывоза мусорных, бытовых отходов.
Возле дома истца отсутствует какая-либо инфраструктура, озеленение, асфальтовое покрытие, в связи с чем, в подъездах и квартирах грязь, песок и цементная пыль, что также повышает необходимость потреблять большее количество воды, а следовательно, ее стоимость.
Управляющая компания «Солнечный» отказывает истцу в доступе к индивидуальным приборам учета горячей и холодной воды, а также электрической энергии. Доступ к приборам имеется только у сотрудников УК «Солнечный».
В соответствии с Правилами содержания имущества в многоквартирном доме № 491, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.087.2006 г., в состав общего имущества включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи 2-нных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многооквартирном доме.
Таким образом, истцу не представляется возможным пользоваться приборами учета, включенными в состав общего имущества дома, контролировать показания приборов, а следовательно, производить расчет оплаты коммунальных услуг, потребляемых истцом.
В силу ст. 4 Жилищного кодекса РФ вопросы, касающиеся платы за жилое помещение, коммунальные услуги, оказания услуг, выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона РФ от 0702.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленным ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказать услугу соответствующую этим требованиям.
В силу п. 1 ст. 13 данного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе требовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1)плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 6, п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме №491, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.087.2006 г., в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая компания обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками помещений, в порядке, установленном Правилами, в этом случае размер платы за содержание и ремонт жилого помещения подлежит уменьшению.
В соответствии ст. 157 Жилищного кодекса РФ и «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, при выявлении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг, размер платы за данные услуги подлежит уменьшению. Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором, является акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно п. 6, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 491, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками пользователям помещений в порядке, установленном Правилами № 491.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу в письменной форме или устно в течении 6 месяцев после соответствующего нарушения. Согласно п. 15 Правил № 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также о ненадлежащем содержании и ремонте жилого помещения является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения, а также уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 10 Правил № 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обществу с ограниченной ответственностью УК «Солнечный» неоднократно истцом направлены претензии о перерасчете платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт дома за периоды некачественно поставленных услуг.
Однако, ООО УК «Солнечный» не выполняет требований жителя квартиры <адрес>, чем грубо нарушает ее права, предусмотренные ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей», ст.ст. 40, 42 Правил содержания имущества общего пользования в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 г., ст.156 ЖК РФ.
В связи с тем, что с ответчиком/исполнителем невозможно урегулировать данный вопрос в досудебном порядке, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в суде.
В соответствии с п.1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью и подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителя» моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией и/или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
На основании ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителя» истец настаивает на взыскании с ООО УК «Солнечный» компенсации морального вреда в размере 30000,00 рублей.
Также, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ истец настаивает на компенсации понесенных ею затрат на услуги представителя по договору оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в заявленной форме в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства дела не просил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Ранее представил отзыв, согласно которому с исковыми требованиями истца не согласны по следующим основаниям:
По доступу к приборам учета горячей и холодной воды, электрической энергии пояснили, что все приборы находятся в щитовой. В щитовой также находится общедомовое имущество - дорогостоящее общедомовое оборудование. Поэтому в целях защиты общедомового имущества от вандализма и краж щитовая находится под замком. Для доступа в щитовую ФИО1 необходимо обратиться к офис - менеджеру компании ответчика для подписания заявления о выдаче ключей, либо обратиться к старшему по дому, которому выдается ключ от щитовой, либо по заявке через диспетчера вызвать сотрудника (электрика, сантехника) для того, чтобы тот открыл дверь в щитовую.
Истице неоднократно сообщалось о данной вынужденной процедуре, однако по непонятной причине ФИО1 до настоящего времени заявления на прием ключа не оформила, об обращении к старшему по дому нашей организации неизвестно, заявок в диспетчерскую для проверки показаний счетчиков не поступало.
По перерасчету за холодную воду сообщили, что до настоящего времени Постановления Самарского областного суда об отказе в удовлетворении жалобы ООО УК «Солнечный» о привлечении к административной ответственности должностного лица по ст.6.4. КоАП РФ не получали. Поэтому правовых оснований для перерасчета за ХВ нет. Однако, со своей стороны предложили повторно провести химический Анализ состава холодной для подтверждения ее надлежащего качества.
В компенсации морального вреда просит отказать в полном объеме, так как ответчик коммунальные услуги оказывает в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и никакого вреда истицу не нанесла.
Обоснования судебных расходов истицей не представлено, поэтому требования об их компенсации не подлежат удовлетворению.
Все вопросы, претензии изложенные в исковом заявлении решаются в рабочем порядке при условии лояльности истицы к ООО УК «Солнечный».
В судебном заседании представитель ответчика поясняла, что доказательства о принятии решения и доведения его до истца по вопросу доступа к щитовой с приборами учета, у ответчика отсутствуют.
На обращения истца готовили ответы, но произошла смена руководства и документы частично утрачены. Холодное водоснабжение осуществляется на основании договора с МУП «Водоканал Подстепки». Горячая вода поставляется путем подогревания холодной воды.
На основании указанных доводов представителя ответчика судом в качестве соответчика привлечено МУП «Водоканал Подстепки», которое письменно сообщило, что никакого договора с ответчиком не имеется. В связи с этим, МУП «Водоканал Подстепки» исключен из числа соответчиков по делу с согласия истца и его представителя.
Третье лицо – представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти (далее Управление Роспотребназора) в судебное заседание не явился, предоставлено отзыв, согласно которому согласно п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор (его территориальные органы) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.
«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением правительства «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домов» от 06.05.2011г. № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквратирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируютвопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме являются, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим правилам. Согласно вышеуказанному приложению постоянное отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается.
В соответствии с п. 33 вышеуказанных правил потребитель имеет право, в том числе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в поступала жалоба жителей по адресу: <адрес>. Как следует из текста обращения, вода не соответствует правилам и требованиям СанПин, а также что бытовые отходы систематически не вывозятся.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ№ проба воды, отобранная из распределительной сети, не соответствует требованиям по содержанию марганца, что является нарушением требований СанПин. По данному факту составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №.
ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ. был составлен протокол №, согласно которому установлен факт нарушения п. 8.2.4., 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно: на контейнерной площадке установлено 12 контейнеров, вывоз мусора, согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к договору №к от ДД.ММ.ГГГГ. осуществляется 2 раза в неделю. ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено постановление, согласно которому УК «Солнечный» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Требования иска считают обоснованными, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетелей, изучив письменные материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых она основывает свои требования.
Установлено, что истец являлась участником долевого строительства многоквартирного дома в соответствии с заключенным между ней и ООО «Базис-С.А» договором о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Акт приема-передачи указанной квартиры подписан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 14 ст. 161 ЖК РФ застройщиком была выбрана Управляющая копания ООО УК «Солнечный».
ДД.ММ.ГГГГ. Филиалом ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г.Тольятти в связи с обращением ФИО1 в Управление Роспотребнадзора по Самарской области произведены исследования питьевой воды в квартире истца.
В соответствии с исследованиями проба воды сетей питьевого водоснабжения не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по содержанию марганца.
По данному факту в отношении ООО УК «Солнечный» возбуждено дело об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках административного расследования проведена проверка организации вывоза бытового мусора от дома <адрес> входе которой установлено нарушения требований СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях» (вывоз мусора осуществляется 2 раза в неделю. На контейнерной площадке размещено 12 контейнеров).
Изложенное следует из ответа Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Государственной Жилищной Инспекции Самарской области (далее ГЖИ) от ДД.ММ.ГГГГ истцу, следует, что в ходе проведения мероприятий по контролю, совместно с представителем ООО УК «Солнечный» и с участием истца, нарушения санитарного состояния подъезда №, неисправностей потолочного покрытия и системы освещения в подъезде №, нарушения нормативов обеспечения услугами горячего, холодного водоснабжения и электроснабжения жителей кв.№ жилого дома <адрес> не выявлено, что подтверждается соответствующим актом.
По вопросу оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества истцу сообщили, что согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ и «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее «Правила № 354»), при выявлении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг, размер платы за данные услуги подлежит уменьшению. Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором является акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Разъяснен порядок составления акта о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. В соответствии с пунктами 104-113 «Правил № 354», в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качестваможетбыть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе (в случае отказа в регистрации, жалоба направляется по почте заказным письмом с уведомлением). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
По результатам проверки составляется акт, который подписывается заинтересованными лицами.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается
оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийнодиспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения.
При выявлении факта предоставления услуг и работ ненадлежащего качества и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ, размер платы за данные услуги подлежит уменьшению.
Согласно п. 6, п. 7 Правил № 491, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами № 491. Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу в письменной форме или устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения. Лицо, которому в соответствии с п. 7 направлено заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения, направить извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении, либо об отказе в его удовлетворении. Согласно п. 15 Правил № 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также о ненадлежащем содержании и ремонте жилого помещения является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Согласно п. 10 Правил № 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Однако, необходимо иметь в виду, что в случае невозможности урегулирования данного вопроса и неудовлетворения имущественных требований добровольно, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в суде, поскольку по общему правилу, закрепленному в п.1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В соответствии сч.1ст.737 Гражданского Кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков во время приемки результатов работы или после его приемки в течение гарантийного срока (для недвижимого имущества - 5 лет) со дня приемки его результата работы, собственник жилого помещения в многоквартирном доме, вправе потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами, выставить требования застройщику или решить вопрос по устранению недостатков в порядке гражданского судопроизводства.
По вопросу качества водоснабжения и повышенной влажности сообщили, что в целях защиты прав потребителей, в соответствии со статьей 8 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», пунктом 10.1 Положения о Территориальном управлении Роспотребнадзора по Самарской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.02.2005 № 159, обращение истца направлено в адрес территориального управления Роспотребнадзора по Самарской области для рассмотрения и принятия мер в пределах полномочий.
По вопросу благоустройства территории жилого массива «Солнечный» сообщили, что в соответствии с п. 19 статьи 14 Федерального Закона РФ Jfe 131-ФЭ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), обращение истца направлено в адрес администрации с.п.Подстепки м.р. Ставропольский для рассмотрения и принятия мер в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Представлен акт осмотра №-з от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией с.п. Подстепки муниципального района Ставропольский истцу дан ответ по вопросу благоустройства территории, согласно которому нарушений прав истца не выявлено.
ДД.ММ.ГГГГ составлено экспертное заключение по результатам испытаний №, согласно которому по результатам отбора проб воды, она не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжении».
Из представленных истцом квитанций следует, что ответчику начисляется плата за коммунальные услуги в полном объеме, несмотря на многочисленные обращения истцу к ответчику о ненадлежащем оказании коммунальных услуг.
Ответы на указанные обращения суду ответчиком не представлены, как и доказательства в опровержении доводов истца, что свидетельствует о недопустимом поведении управляющей компании по отношению к потребителю оказываемых услуг.
Предоставлены сведения о том, что за истцом числится задолженность в размере 43003,72 рубля.
В силу ст. 4 Жилищного кодекса РФ вопросы, касающиеся платы за жилое помещение, коммунальные услуги, оказания услуг, выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона РФ от 0702.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В силу ст.ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
На основании ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, а так же поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленным ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказать услугу соответствующую этим требованиям.
В силу п. 1 ст. 13 данного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе требовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
3)плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
4) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 6, п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме №491, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.087.2006 г., в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая компания обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками помещений, в порядке, установленном Правилами, в этом случае размер платы за содержание и ремонт жилого помещения подлежит уменьшению.
В соответствии ст. 157 Жилищного кодекса РФ и «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, при выявлении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг, размер платы за данные услуги подлежит уменьшению. Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором, является акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно п. 6, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 491, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственниками пользователям помещений в порядке, установленном Правилами № 491.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу в письменной форме или устно в течении 6 месяцев после соответствующего нарушения. Согласно п. 15 Правил № 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также о ненадлежащем содержании и ремонте жилого помещения является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения, а также уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 10 Правил № 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обществу с ограниченной ответственностью УК «Солнечный» неоднократно истцом направлены претензии о перерасчете платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт дома за периоды некачественно поставленных услуг.
Как установлено, ответчик ненадлежащим образом оказывает услуги по водоснабжению, вывозу мусора, препятствует доступу истца к приборам учета коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных выше норм права, ответчиком, несмотря на неоднократные предложения суда, не предоставлено надлежащих доказательств в обоснование своей позиции.
Пунктом 150 Правил от 06.05.2011 N 354 предусмотрена обязанность исполнителя, допустившего нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Вместе с тем, по смыслу пунктов 104 - 106, 111 Правил от 06.05.2011 N 354 об обнаружении коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель обязан уведомить исполнителя услуги. При этом датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются, в том числе, дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы.
Принимая во внимание совокупный анализ приведенных норм, с учетом того, что обязанность исполнителя услуги по перерасчету возникает только после уведомления его потребителем о недостатке услуги и возможности проверить обоснованность данного уведомления, а также факта того, что расчет платы за коммунальные услуги выставляется потребителю за предшествующий календарный месяц, требование иска о своевременном (в квитанции за оплачиваемый период) произведении перерасчета коммунальных платежей за квартиру путем снятия начислений с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда обоснованным не является, тем более, что такое требование заявлено на будущее время, а защите, как указано в статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит только нарушенное право.
С учетом изложенного, перерасчету подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по услуге «содержание», до ДД.ММ.ГГГГ – по услуге водоснабжению холодной водой, поскольку такие услуги как водоотведение, подогрев ХВ не связаны с качеством подачи питьевой воды (доказательств иному не представлено) и о данных обстоятельствах ответчик извещен истцом ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления (проткоолы об административном правонарушении).
Также подлежит удовлетворению требование иска об обязании ответчика предоставить доступ истцу к приборам учета коммунальных услуг, поскольку именно собственник несет ответственность за предоставление их показаний для последующего начисления платы за коммунальные услуги. Ограничение доступа недопустимо.
Согласно п.п. "б" п. 33 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте РФ принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Поскольку правоотношения между истцом и ответчиком подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку факт нарушения прав потребителя нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, с учетом степени физических и нравственных страданий истца, исходя из принципа разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца в размере 2000,00 рублей.
Заявленные истцом к взысканию расходы на услуги представителя в размере 15000,00 рублей по договору оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждены документально.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Таким образом, суд считает заявленные истцом расходы истца на юридические услуги и услуги представителя в общем размере 8000,00 рублей неразумными и завышенными, поскольку дело состоит из одного тома, не представляет особой сложности и рассмотрено за 2 судебных заседания, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости удовлетворить данные требования частично и взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ст. 333.20 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 900,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» – удовлетворить в части.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» произвести перерасчет коммунальных платежей за квартиру, расположенную по адресу<адрес> а именно: снять начисление оплаты за холодное водоснабжение за период с даты приема акта приема-передачи квартиры - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» произвести перерасчет коммунальных платежей за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а именно: снять начисление платы за содержание за период с даты приема акта приема-передачи квартиры - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» предоставить доступ ФИО1 к приборам учета горячей и холодной воды, электрической энергии, потребляемых в квартире, расположенной по адресу: <адрес>
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2 000,00 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» в пользу истца расходы на представителя в размере 8000,00 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Солнечный» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 (девятьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.12.2017.
Судья – подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья