Дело № 2-2393/17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Московский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В. Самойловой
при секретаре судебного заседания И.И. Габитовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделению Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани, Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении субсидий и ежемесячной денежной выплаты на проезд как малоимущему гражданину незаконным, понуждении начислить субсидии и ежемесячные денежные выплаты на проезд как малоимущему гражданину,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к отделению Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении субсидий и ежемесячной денежной выплаты на проезд как малоимущему гражданину незаконным, понуждении начислить субсидии и ежемесячные денежные выплаты на проезд как малоимущему гражданину. В обоснование требований указано, что истец проживает по адресу: <адрес>, является собственником данного жилья. По паспорту она зарегистрирована в <адрес> как пользователь жилья, но с 2009 года, по семейным обстоятельствам, постоянно проживает в г. Казани. На пенсии истец с 2014 года, размер пенсии на сегодняшний день составляет 9504 рубля 82 копейки, относится к категории малоимущих. Истец обратилась в отделение Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани по вопросу предоставления ежемесячной денежной выплаты как пенсионеру, однако ей было отказано в выплате. Истец не согласна с отказом, поскольку отсутствие постоянной регистрации не влияет на реализацию прав граждан, предоставленных законодательством. Право на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг и социальную транспортную карту предоставлено истцу статьей 159 ЖК РФ. По информации Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 19 июля 2017 года №01-17/М-6252/3115, предоставление мер социальной поддержки в Республике Татарстан возможно по месту временного пребывания на основании регистрации по месту пребывания. Истец имеет свидетельство №430 о регистрации по месту пребывания на срок с 3 мая 2017 года по 03 мая 2037 года. На основании изложенного истец просит признать отказ отделения Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани о предоставлении субсидий и ежемесячной денежной выплаты на проезд как малоимущему гражданину незаконным, а также обязать отделение Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани начислить истцу субсидии и ежемесячные денежные выплаты на проезд как малоимущему гражданину.
В ходе судебного разбирательства соответчиком по делу привлечено ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)».
В судебном заседании истец поддержала исковые требования и доводы в их обоснование.
Представители ответчиков ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», отделения Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани возражали против удовлетворения иска, представив возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился, извещен в установленном законом порядке, причины неявки суду неизвестны, ранее представил возражения на исковое заявление.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» установлено, что меры адресной социальной поддержки пенсионеров, работников государственных и муниципальных учреждений, малоимущих граждан, граждан, имеющих право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами, осуществляются на основании решений Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и бюджетами муниципальных образований.
17 декабря 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 542 «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан»
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2017 году составляет 448 рублей.
В соответствии с пунктом 9.1 Постановления, для назначения ежемесячной денежной выплаты на проезд пенсионеры, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», проживающие в Республике Татарстан, не имеющие права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан (далее - пенсионеры), их законные представители или лица, уполномоченные ими на основании доверенности (далее - заявители), представляют в отделение Центра по месту жительства:
заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на проезд;
копию доверенности в случае, если для назначения ежемесячной денежной выплаты на проезд заявление представляется доверенным лицом;
документы, подтверждающие доходы, учитываемые при решении вопроса о предоставлении ежемесячной денежной выплаты (за исключением сведений о доходах, имеющихся в Пенсионном фонде Российской Федерации). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднемесячного дохода для назначения ежемесячной денежной выплаты на проезд, указан в приложении к настоящему Положению.
Если на день обращения пенсионер является получателем субсидии, то он освобождается от обязанности представления сведений о доходах.
В случае, если копии документов не заверены в установленном законодательством порядке, они представляются с предъявлением оригиналов и заверяются специалистом отделения Центра.
Заявители при обращении с заявлением предъявляют документ, удостоверяющий личность заявителя, представляют реквизиты лицевого счета, открытого в банке или ином кредитном учреждении.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в РТ, утвержденного Постановлением от 07.04.2005 N 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан», проездной билет приобретается по месту получения ежемесячной денежной выплаты при предъявлении документа, подтверждающего право на его приобретение
По данному делу судом установлено, что 17 мая 2017 года истец обратилась в отделение Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани с заявлением, которому был присвоен номер 244990/5, по вопросу предоставления ежемесячной денежной выплаты на проезд.
Истец является получателем страховой пенсии по старости в размере 9504 рубля 82 копейки с 02 ноября 2014 года.
ФИО1 зарегистрирована по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>.
ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> с 03 мая 2017 года по 03 мая 2037 года, является собственником указанного жилого помещения.
В связи с наличием у истца постоянной регистрации в <адрес>, 17 мая 2017 года отделением Республиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани было принято решение №244990/5 об отказе в предоставлении данной льготы.
Письмом от 18 мая 2017 года №498 Отделение Республиканского Центра материальной помощи по Московскому району г. Казани сообщило ФИО1, что согласно Закону Республики Татарстан от 08 декабря 2014 года №542 «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан» пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», постоянно проживающим в Республике Татарстан (за исключением граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по иным нормативным актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан) предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд. Согласно пункту 2.2 вышеуказанного постановления, для получения ежемесячной денежной выплаты граждане предоставляют заявление в орган социальной защиты по месту постоянной регистрации. Учитывая, что у истца имеется постоянная прописка в <адрес>, предоставление ежемесячной выплаты как не работающему пенсионеру по месту временной регистрации не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
Регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства. Место жительства физического лица определяется местом его регистрации, в связи с которым предполагается, что гражданин находится всегда в этом, определенном регистрацией, месте, независимо от того, что в определенный период времени он может находиться в другом месте, в том числе и по адресу регистрации по месту пребывания.
Таким образом, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность получения субсидии по месту пребывания гражданина, то отказ истцу в предоставлении вышеуказанной ежемесячной денежной выплаты на проезд следует признать законным, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
В соответствии с частью первой статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно части седьмой статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по вопросу предоставления субсидии в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации истец к ответчикам до подачи искового заявления в суд не обращалась, доказательств отказа в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцом не представлено. Таким образом, право истца на получение вышеуказанной субсидии ответчиками не нарушено, следовательно, суд отказывает в удовлетворении иска в данной части.
При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к отделению Републиканского центра материальной помощи по Московскому району г. Казани, Государственному казенному учреждению «Републиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении субсидий и ежемесячной денежной выплаты на проезд как малоимущему гражданину незаконным, понуждении начислить субсидии и ежемесячные денежные выплаты на проезд как малоимущему гражданину отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Казани.
Судья: Е.В. Самойлова