ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2394/2016 от 11.11.2016 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2016 года город Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Брожко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2394\2016 по иску ФИО2 к департаменту социальной защиты населения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов»,

УСТАНОВИЛ:


ФИО2 обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты населения <адрес> о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов».

В обоснование иска указано, что в мае 2016 года истец обратился в департамент социальной защиты населения ЯНАО с заявлением о присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов». В обоснование заявления указал, что ранее участвовал в проведении контртеррористических операциях, в связи с чем является ветераном боевых действий. ФИО2ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение «Ветеран боевых действий». ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в присвоении данного звания. Причиной отказа послужило отсутствие сведений об участии в вооруженных конфликтах или контртерроричтических операциях, указанных в Перечне, предусмотренных в приложении к Постановлению Правительства ЯНАО -П от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с данным решением истец обратился в Правительство ЯНАО. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступил ответ на обращение направленное Правительством ЯНАО, с указанием, что решение об отказе в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов» вынесено Департаментов социальной защиты населения ЯНАО – правомерно. Просил признать отказ незаконным, возложить обязанность по присвоению звания «Участник вооруженных конфликтов».

Истец ФИО2 в судебном заседании на доводах иска настаивал, просил удовлетворить исковые требования.

Ответчик – представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, представив письменные возражения на иск, поддержанные им в судебном заседании.

В частности, представитель ответчика указал, что для присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов» истец представил копию военного билета и копию удостоверения «Ветеран боевых действий». Согласно записи в копии военного билета ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовал в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года». Вместе с тем данный Указ утратил свою силу в связи с подписанием Указа Президентом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении чрезвычайного положения на части территории <адрес> и Ингушской республики», как следствие, территории <адрес> и Ингушская республика не отнесены к зонам вооруженных конфликтов. Таким образом, сведения, указанные в военном билете о выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта не подтверждают участие именно в контртеррористических операциях. При этом истцом не представлена справка установленного образца, выдаваемая отделом военного комиссариата автономного округа в муниципальном образовании в атомном округе по месту жительства, подтверждающая участие в вооруженных конфликтах или террористических операциях. Поскольку, в предоставленных документах отсутствовали сведения об участии истца в вооруженных конфликтах или контртеррористических операциях указанных в Перечне, предусмотренных в приложении к Положению, оснований для присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов» отсутствовали. Относительно дополнительно представленного в суд письма УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «о предоставлении информации», данная информация не может быть принята во внимание поскольку истец в рамках прохождения службы в УМВД Росси по <адрес> был приказом начальника УМВД <адрес> направлен в командировки на территории Северо-Кавказского региона РФ и не проходил военную службу по контракту или по призыву во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, а исполнял свои служебные обязанности, в то время как Положение устанавливает, что звание «участник вооруженных конфликтов» присваивается гражданам РФ, проходившим военную службу. В удовлетворении исковых требований просил отказать.

Исследовав представленные доказательства с учетом требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, возражений относительно искового заявления, выслушав истца, представителя ответчика, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на ФИО1 в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской ФИО1 и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав

Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ) к ветеранам боевых действий, в том числе относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона № 5-ФЗ перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному закону № 5-ФЗ. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Вышеуказанной категории граждан Федеральным законом № 5-ФЗ предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета.

Согласно ч. 3 ст. 26.3-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Поскольку статус «Участника вооруженных конфликтов» федеральным законодательством не установлен, условия, порядок отнесения граждан к соответствующей категории и предоставления им соответствующих мер социальной поддержки устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В <адрес> порядок и условия присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов» регламентируются Положением о порядке и условиях присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран <адрес>», «Участник вооруженных конфликтов», утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П (далее -Положение).

В соответствии с п. 1.1 Положения звание «Участник вооруженных конфликтов» присваивается гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу в воинских частях, подразделениях, специально создаваемых штабах, оперативных и иных группах и принимавшим участие в вооруженных конфликтах на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, и в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации.

Перечень зон вооруженных конфликтов и территорий, на которых вводилось чрезвычайное положение, приведен в приложении к Положению.

В силу п. 3.3 Положения, лица, претендующие на присвоение звания «Участник вооруженных конфликтов» и проживающие на территории автономного округа, подают в орган социальной защиты населения: а) личное заявление; б) фотографию размером 3 х 4 см (2 штуки); в) паспорт (копия); г) копию военного билета, содержащего сведения об участии в вооруженных конфликтах или контртеррористических операциях, либо справку, выданную отделом военного комиссариата автономного округа в муниципальном образовании в автономном округе по месту жительства, по форме согласно приложению к Положению.

При обращении в департамент социальной защиты населения ЯНАО в мае 2016 года Для присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов» ФИО2 в
числе иных документов представил копию военного билета серии HP ,
копию удостоверения «Ветеран боевых действий».

Согласно записи в копии военного билета истец участвовал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года».

Вместе с тем, данным Указом утратил силу Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики», соответственно территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики не отнесены к зонам вооруженных конфликтов.

Таким образом, сведения, указанные в военном билете о выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта не подтверждают участие именно в контртеррористических операциях.

При этом, истцом не была представлена справка установленного образца, выданная отделом военного комиссариата автономного округа в муниципальном образовании в автономном округе по месту жительства, подтверждающая участие в вооруженных конфликтах или контртеррористических операциях, что подтверждается перечнем документов, указанных в заявлении истца от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов» (копия заявления прилагается).

Поскольку, в представленных документах отсутствовали сведения об участии ФИО2 в вооруженных конфликтах или контртеррористических операциях указанных в Перечне, предусмотренных в приложении к Положению, у департамента социальной защиты населения ЯНАО отсутствовали законные основания для присвоения ФИО2 звания «Участник вооруженных конфликтов».

Решением департамента социальной защиты населения ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было отказано в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов».

Как следует из уведомления департамента социальной защиты населения ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в представленных истцом ФИО2 документах отсутствуют сведения об участии в вооруженных конфликтах или контртеррористических операциях указанных в Перечне, предусмотренных в приложении к Положению от ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с отказом в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», ФИО2 обратился в соответствии с разделом V Административного регламента департамента по предоставлению государственной услуги «прием заявлений на присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран <адрес>», «Участник вооруженных конфликтов», оформление и выдача соответствующих удостоверений», утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца заместителем губернатора ЯНАО ФИО5 направлен ответ на обращение с разъяснением о предоставлении справки установленного образца, выданной отделом военного комиссариата, подтверждающей участие в контртеррористических операциях, а также правом повторного обращения в ГУ АО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» для рассмотрения документов о присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов».

Согласно Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран <адрес>», «Участник вооруженных конфликтов» в <адрес>» утвержденному Постановлением ЯНАО -П граждане Российской Федерации, претендующие на звание «Ветеран <адрес>», обращаются в орган социальной защиты с заявлением и документами (подлинниками), обосновывающими наличие оснований для присвоения звания «Ветеран ЯНАО». Заявления регистрируются в день поступления органом социальной защиты населения в журнале регистрации заявлений о выдаче удостоверений и со всеми необходимыми документами в течение 10 календарных дней направляются в комиссию. Комиссия в течение 15 календарных дней со дня поступления документов в комиссию принимает решение, в том числе, о наличии оснований для присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов» либо об отсутствии оснований для присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов». В случае принятия комиссией решения об отсутствии оснований для присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов», для выдачи удостоверения «Участник вооруженных конфликтов» департамент в течение 5 календарных дней с даты принятия комиссией данного решения принимает решение об отказе в присвоении звания, об отказе в выдаче удостоверения и направляет заявителю и в орган социальной защиты населения уведомление об отказе в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», об отказе в выдаче удостоверения «Участник вооруженных конфликтов» с указанием причин отказа и приложением оригиналов представленных документов. Решения департамента об отказе в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», об отказе в выдаче удостоверения «Участник вооруженных конфликтов» в связи с неустранением обстоятельств, послуживших причиной оставления заявления без рассмотрения, не препятствует гражданам на повторное обращение в органы социальной защиты населения в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Основанием для отказа в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», отказа в выдаче удостоверения «Участник вооруженных конфликтов» является отсутствие у заявителя оснований, установленных настоящим Положением.

Звание «Участник вооруженных конфликтов» присваивается распоряжением <адрес>. Следовательно звание «Участник вооруженных конфликтов» носит заявительный характер, оценка прав заявителя претендующего на звание производится на момент возникновения отношений (на дату подачи заявления). Это согласуется и с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Приложением к исковому заявлению ФИО2 явилось письмо УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации», согласно которому ФИО2 в рамках прохождения службы в УМВД России по <адрес> был направлен в командировки: сроком на 180 суток с ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации; сроком на 134 дня с ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции», действовавшего до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

При этом, в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Военная служба является видом федеральной государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ).

Согласно п.п. 1, 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона № 53-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ, военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 на момент подачи заявления в департамент социальной защиты ЯНАО не имел доказательств подтверждающих участие в вооруженных конфликтах или контртеррористических операциях, указанных в Перечне, предусмотренных в приложении к Постановлению Правительства ЯНАО -П от ДД.ММ.ГГГГ, дающего право на присвоении звания«Участник вооруженных конфликтов», что и явилось основанием для отказа в присвоении указанного звания.

Согласно ст.57 Гражданского процессуального кодекса РФ - доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, при этом, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В ходе подготовки гражданского дела к судебному заседанию на основании ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ сторонам, в том числе истцу, предложено представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований.

Поскольку истец не пожелал реализовать свое право на представление доказательств, ходатайств об оказании содействия в истребовании доказательств не заявил, суд в силу принципа состязательности и равноправия сторон в судебном заседании счел возможным постановить решение по доказательствам, имеющимся в деле.

Более того, департамент социальной защиты ЯНАО был лишен возможности дать юридическую оценку письму УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации», поскольку ФИО2 представил его лишь в суд с целью защиты своего права.

Суд считает, что совокупность представленных истцом доказательств не позволяет сделать вывод о том, что им доказан факт наличия всей совокупности требований, предъявляемых к претендентам на звание «Участник вооруженных конфликтов», что свидетельствует о необоснованности заявленного иска.

С учетом изложенного, анализа приведенных норм закона, позволяет суду сделать вывод о том, что отказ департамента социальной защиты населения ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГФИО2 о присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», правомерен, поскольку по имеющимся и исследованным доказательствам у ФИО2 отсутствует право на присвоение звания «Участник вооруженных конфликтов».

При этом суд отмечает, что ФИО2 не лишен возможности обратиться в департамент социальной защиты населения ЯНАО с заявлением о присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов» в случае предоставления справки установленного образца, выданной отделом военного комиссариата, подтверждающей участие в контртеррористических операциях.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 к департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Участник вооруженных конфликтов», возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем присвоения звания «Участник вооруженных конфликтов», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья Н.А. Токмакова