ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2395/20 от 08.02.2021 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2-92/2021

26RS0003-01-2020-003743-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 февраля 2021 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Ермоленко А.С.,

помощник судьи Вартанова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по искуЧерняк Михаила Валерьевича, Черняк Ирины Юрьевны к администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, о признании постановления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Черняк М.В., Черняк И.Ю.обратились в суд с искомк администрации г.Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края,о признании постановления незаконным, обосновав свои требования тем, что они состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ими было подано в администрацию г. Ставрополя заявление о включении в состав участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». Указанная программа направлена на решение жилищных проблем молодых семей г. Ставрополя, связанная с низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов (займов), низким уровнем доходов граждан. Данные обстоятельства делают невозможным приобретение жилья гражданами только за счет собственных средств.Администрация г. Ставрополя формирует списки молодых семей для участия в Программе и предоставляет их государственному заказчику (министерству строительства и архитектуры Ставропольского края), который на основании представленных списков формирует до 01 октября года, предшествующего планируемому сводный список молодых семей для участия в Программе в планируемом году, утверждает его и формирует заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы.Постановлением главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе впериод 2009 года» семья Черняк М.В. в составе 3-х человек (Черняк М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга Черняк И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, и сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе.Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в состав молодой семьи, признанной участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе в период 2009 года» было внесено изменение в состав семьи в связи с рождением дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.Письмом от ДД.ММ.ГГГГс Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> предложил подтвердить нуждаемость молодой семьи в жилом помещении и предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ документы, в частности, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении ребенка, домовую книгу и т.д. Все затребованные документы были предоставлены.Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГс Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя сообщил, что семья ФИО11 исключена из списка молодых семей для участия в Программе на основании постановления главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, подлежащим отмене.Во исполнении указанного судебного акта постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Нуждаемость их семьи в жилом помещении восстановлена.Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГс Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя сообщил, что семья ФИО11 утратила основание быть участником муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе в связи с превышением возраста 35 лет в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списка молодых семей края - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию Ставропольского края, утвержденного приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ об исключении граждан из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», семья Черняк М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанная постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» составом семьи 4 человека (жена - Черняк И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) исключеныиз списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в связи с превышением Черняк М.В. возраста 35 лет.Считают, постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Они являются участниками Программы обеспечения жильем молодых семей с 2009 года.Письмом от ДД.ММ.ГГГГс Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя предложил подтвердить нуждаемость их семьи в жилом помещении. В целях формирования списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ документы, в частности, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении ребенка, домовую книгу и т.д. Все затребованные документы были представлены.Реализовать свое право на получение социальной выплаты в 2019 годы они не смогли по независящим от них обстоятельствам, так как Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГс Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя сообщили, что они исключены из списка молодых семей для участия в Программе на основании постановления главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.Указанное незаконное решение администрации г. Ставрополя было отменено решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.В 2019 году на территории Ставропольского края реализовывалось мероприятие «Улучшение жилищных условий иных категорий граждан» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утверждено постановлением правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п.В рамках указанного мероприятия социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья представлялись в 2019 году семьям, исключенным из числа участников «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, соответствующим в совокупности следующим условиям: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер социальной выплаты.В указанный период времени действовали приказ министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18.01.2019 года № 20 «Об утверждении Порядка формирования в 2019 году министерством строительства и архитектуры Ставропольского края списков молодых семей края - участников основного мероприятия «Обеспечениежильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».Настоящим порядком был регламентирован механизм формирования в 2019 году следующих списков молодых семей края: сводного списка молодых семей края - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить в 2019 году социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, предоставляемые в рамках реализации подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" в пределах средств бюджета Ставропольского края и бюджета муниципального образования Ставропольского края, по Ставропольскому краю; списка молодых семей края, не имеющих детей или имеющих одного или двух детей, а также неполных молодых семей края, состоящих из одного молодого родителя и одного или двух детей, - претендентов на получение в 2019 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в пределах средств краевого бюджета, включая субсидии, поступившие из федерального бюджета и местного бюджета, по Ставропольскому краю; списка молодых семей края, имеющих трех и более детей, в том числе молодых семей края, в которых один из супругов или оба супруга, родитель в неполной семье достиг в 2018 году возраста 36 лет, - претендентов на получение в 2019 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в пределах средств краевого бюджета и местного бюджета, по Ставропольскому краю; списка молодых семей края, не имеющих детей или имеющих одного или двух детей, а также неполных молодых семей края, состоящих из одного молодого родителя и одного или двух детей, - претендентов на получение в 2019 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в пределах средств краевого бюджета и местного бюджета, по Ставропольскому краю.Данный приказ Минстроя также устанавливал, что изменения в список вносятся министерством ежеквартально (при необходимости) в срок до 25 числа месяца, следующего после окончания квартала, на основании информации, поступившей от органа местного самоуправления об изменениях в списке участников мероприятия ведомственной целевой программы по муниципальному образованию края, в связи с восстановлением молодой семьи края в списках участников мероприятия ведомственной целевой программы по муниципальному образованию края по вступившему в законную силу решения суда.Приказ министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18.01.2019 года № 19 «Об утверждении Порядка формирования в 2019 году министерством строительства и архитектуры Ставропольского края списков семей, исключенных из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации». Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры».Указанным Порядком был регламентирован механизм формирования следующих списков семей края, исключенных из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей": сводный список семей края,исключенных из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет; список семей края, исключенных из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", являющихся претендентами на получение в 2019 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в пределах средств бюджета Ставропольского края и бюджета муниципального образования Ставропольского края, по Ставропольскому краю.Изменения в сводный список вносятся министерством ежеквартально (при необходимости), в срок до 25-го числа месяца, следующего после окончания квартала, на основании информации, поступившей от органа местного самоуправления края об изменениях в списке семей, исключенных из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" по муниципальному образованию края, в связи с изменением численности семьи края, исключенной из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" (рождение (усыновление) ребенка (детей), развод супругов, смерть одного из членов семьи края, исключенной из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей"); отказом семьи края, исключенной из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" от участия в основном мероприятии и подпрограмме.Определены правила формирования и утверждения министерством строительства и архитектуры Ставропольского края списков семей, исключенных из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет в рамках реализации подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры".Таким образом, они полностью подпадали для участия в указанном мероприятии. Однако администрация г. Ставрополя, которым было известно, что ДД.ММ.ГГГГ нуждаемость их семьи в жилом помещении решением суда была восстановлена, своевременно не приняли мер к отмене незаконного постановления от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно информацию о включении их в список на получение социальной выплаты не направили в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, чем нарушили их права и законные интересы на получение социальной выплаты.Поскольку их семья на момент включения в программу в полном объеме соответствовала предъявляемым требованиям, то оснований для исключения не имелось. Просили признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ об исключении граждан из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», которым семья Черняк М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанная постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» составом семьи 4 человека (жена - Черняк И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) исключены из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в связи с превышением Черняк М.В. возраста 35 лет, обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенное нарушение и принять решение о включение семьи Черняк М.В. составом семьи 4 человека (жена - Черняк И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь-ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

Истцы Черняк И.Ю. и Черняк М.В. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель истцов – адвокат Кузнецов С.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснив, что администрация не вправе была исключать из списков молодую семью. Семья была восстановлена, однако своевременно никто не принял мер по обеспечению семьи жильем. На тот период действовало несколько программ, а администрация включила семью в ту программу, из которой она заведомо была бы исключена.

Представитель ответчиков – Администрации г. Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом по доверенности Самойленко Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, представив письменные возражения, в которых указала, что реализация на территории города Ставрополя мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, государственной программой Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п, муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 15.11.2019 года № 3256 (далее - Программа). Молодым семьям, признанным в установленном порядке участниками Программы, предоставляются социальные выплаты на цели, предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила, социальные выплаты). В соответствии с пунктом 6 Правил участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, постоянно проживающая на территории города Ставрополя (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации) соответствующая следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации; наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В мае 2009 года Черняк М.В. обратился в администрацию по вопросу признания его семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе». Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» (далее - Постановление ) семья Черняк М.В. составом 3 человека (муж - Черняк Михаил Валерьевич, года рождения, жена - Черняк Ирина Юрьевна, года рождения, сын - ФИО3, года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» (далее - Программа). Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан в качестве участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» семья Черняк признана в качестве участника Программы. Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в состав молодой семьи, признанной участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» было внесено изменение в состав семьи Черняк М.В. в связи с рождением дочери, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В результате проверки учетного дела указанной семьи, было выявлено отсутствие необходимых документов, что не позволяло установить, являлась ли семья ФИО11 нуждающейся в улучшении жилищных условий за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи ФИО11 общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи. В связи с установленным фактом нарушения норм жилищного законодательства в рамках самоконтроля, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения пункта 11, в соответствии с которым семья Черняк М.В. составом 3 человека: муж - Черняк М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена - Черняк И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе. Позднее, Черняк М.В. обратился в Октябрьский районный суд города Ставрополя с исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на орган местного самоуправления обязанности восстановить нарушенные права истцов. Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Черняк М.В. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя удовлетворены частично: признано незаконным и подлежащим отмене постановление , на Администрацию возложена обязанность восстановить молодую семью Черняк, составом семьи 4 человека в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе. Требование об обязании администрации города Ставрополя направить сведения об указанной семье в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для формирования сводных списков, оставлено без удовлетворения. Во исполнение вышеуказанных судебных постановлений постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ Постановление - отменено. Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. На момент утверждения списка претендентов лица, включенные в сводный списков участников Программы, также подлежат проверке их Министерством на соответствие критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, включая соответствие их предельному возрасту. Само по себе включение органом местного самоуправления и органом исполнительной власти (Министерством) молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (указанный довод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 года № 3-0 и от 23.04.2015 года № 997-0). Таким образом, молодая семья - участница Программы, должна отвечать установленным требованиям для получения социальной выплаты не только на момент признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список молодых семей - участников Программы, но и на момент составления органом исполнительной власти (министерство строительства и архитектуры Ставропольского края - далее Министерство) списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. Период ожидания, включения в список претендентов, а так же возможность приобретения семьей Черняк данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов (федерального, краевого, местного) финансирования мероприятий Программы, количеством молодых семей, являющиеся участниками Программы. В случае утраты статуса молодой семьи, семья утрачивает основания для дальнейшего участия в Программе. Кроме того, согласно условиям Программы в первую очередь в списки участников включаются молодые семьи, имеющие трех и более детей (многодетные). Статусом семьи, имеющей трех и более детей, семья Черняк не обладала, внеочередного права на получение социальной выплаты не имела. Таким образом, указанная семья не соответствует требованиям указанных Правил, в силу достижения предельного возраста. Перечень правовых оснований, по которым молодые семьи края исключаются из списков молодых семей края предусмотрен Порядком формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списка молодых семей края - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию Ставропольского края, утвержденного приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18 января 2019 года № 16 (далее - Приказ № 16). В соответствии с п. п. 2 п. 16 Приказа № 16, молодая семья исключается из списков молодых семей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье края превысил 35 лет, за исключением молодых семей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье края превысил 35 лет после даты их включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Руководствуясь п. 2, п. 16 Приказа № 16 администрацией принято обжалуемое постановление. В 2019 году на территории Ставропольского края реализовывалось мероприятие «Улучшение жилищных условий иных категорий граждан» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п (далее - мероприятие). В рамках мероприятия социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставлялись в 2019 году семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, соответствующим в совокупности следующим условиям: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер социальной выплаты. После осуществления указанных действий информация о семье Черняк могла быть направлена в Министерство. В отношении IV квартала 2019 года изменения в сводный список вносились Министерством в срок до 25 ноября 2019 года, что предусмотрено пунктом 5 Порядка формирования в 2019 году Министерством списка семей края, исключенных из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18.01.2019 года № 19. Однако, на момент формирования сводных списков Министерством, в рамках реализации вышеуказанного мероприятия, для семей, достигших предельного возраста предусмотренные Программой, Администрация осуществляла исполнение состоявшихся судебных постановлений по делу о признании постановления незаконным и восстановлении семьи Черняк в качестве нуждающихся для участия в основном мероприятии, о чем свидетельствует имеющееся в материалах учетного дела Черняк заявление Черняк М.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, отсутствовали правовые основания для участия семьи Черняк в мероприятии. Просила отказать в удовлетворении заявленных Черняк требований в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Панкратова Д.А. представила письменные возражения и пояснила, что социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам основного мероприятия предоставляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Согласно п. 6 Правил, участником Программы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. По имеющейся у министерства информации, семья истца была исключена из списка участников Программы по причине отсутствия в учетном деле документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, в котором проживала семья истца на момент подачи заявления в администрацию. Так, в результате проверки учетного дела семьи, было выявлено отсутствие документов, позволяющих установить, являлась ли семья нуждающейся в улучшении жилищных условий за пять лет, предшествующих подаче заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи. Обоими супругами уже превышен возраст нахождения в Программе. Так, в 2021 году Черняк М.В. исполняется 38 лет, а Черняк И.Ю. - 37 лет. В соответствии с п. 27 Правил, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Само по себе включение органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края и (или) министерством молодой семьи в сводный список не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Постановлением правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» на 2019 год был установлен Порядок предоставления в 2019 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет (далее соответственно - государственная программа, Порядок, семья, исключенная из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей»). Согласно приказу министерства от 18 января 2019 года № 18, органы местного самоуправления в срок до 01 февраля 2019 года предоставляют в министерство списки семей, исключенных из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» - претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году. Информация о включении семьи Черняк в число участников государственной программы как семью, исключенную из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», в установленные сроки в министерство не поступала. Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15.10.2018 года, оставленным в силе апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 09.10.2019 года на администрацию была возложена обязанность восстановить семью в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе. Однако, указным решением оставлено без удовлетворения требование об обязании администрации направить в министерство сведения о данной семье для формирования сводных списков лиц. Программой и Правилами предусмотрена обязанность предоставить социальную выплату лицам до 35 лет. Обеспечение социальной выплатой лиц, чей возраст превысил 35 лет, производится на усмотрение соответствующего субъекта Российской Федерации, это является его правом, а не обязанностью. Восстановление истцов в списках участников Программы не приведет к восстановлению права семьи на получение социальной выплаты и не позволит семье реализовать это право, так как семья уже утратила статус молодой в связи с превышением предельного возраста, предусмотренного условиями Программы. В случае предоставления социальной выплаты семье Черняк будут нарушены цели и задачи подпрограммы, права и законные интересы молодых семей, полностью соответствующих условиям подпрограмм, которые вынуждены будут ждать своей очереди дольше из-за получения социальных выплат теми, кто условиям не соответствует, это также приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, что повлечет за собой предусмотренную законом ответственность. В случае удовлетворения заявленных требований, решение суда не будет исполнимым, так как нормами действующего законодательства ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта Российской Федерации не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты лицам, превысившим возрастной рубеж нахождения в Программе. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы данного гражданского дела, находит требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Предъявление требования о признании недействительным акта органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданского права.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются и разрешаются в рамках гражданского судопроизводства.

Согласно абз. 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36, не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав.

Судом установлено, что в мае 2009 года Черняк М.В. обратился в Администрацию по вопросу признания его семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

Постановлением главы города Ставрополя от 30.06.2009 года № 2035 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» семья Черняк Михаила Валерьевича составом 3 человека (муж - Черняк Михаил Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена - Черняк Ирина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года».

Постановлением администрации города Ставрополя от 19.08.2009 года № 493 «О признании граждан в качестве участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» семья Черняк признан в качестве участника Программы.

Постановлением администрации города Ставрополя от 15.03.2017 года № 430 «О внесении изменения в состав молодой семьи, признанной участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» было внесено изменение в состав семьи Черняк М.В., в связи с рождением дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Реализация на территории города Ставрополя мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, государственной программой Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п, муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 15.11.2019 года № 3256.

Молодым семьям, признанным в установленном порядке участниками Программы, предоставляются социальные выплаты на цели, предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 Правил участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, постоянно проживающая на территории города Ставрополя (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации) соответствующая следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации; наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В результате проверки учетного дела указанной семьи, администрацией г. Ставрополя было выявлено отсутствие необходимых документов, что не позволяло установить, являлась ли семья Черняк нуждающейся в улучшении жилищных условий за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Черняк общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

В связи с установленным фактом нарушения норм жилищного законодательства в рамках самоконтроля, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, постановлением администрации города Ставрополя от 26.04.2018 года № 742 внесено изменение в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от 30.06.2009 года № 2035 в части исключения пункта 11, в соответствии с которым семья Черняк Михаила Валерьевича составом 3 человека: муж - Черняк Михаил Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена - Черняк Ирина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе.

Черняк М.В. обратился в Октябрьский районный суд города Ставрополя с исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на орган местного самоуправления обязанности восстановить нарушенные права истцов.

Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Черняк М.В. к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя удовлетворены частично: признано незаконным и подлежащим отмене Постановление , на Администрацию возложена обязанность восстановить молодую семью ФИО11, составом семьи 4 человека в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе.

Требование об обязании администрации города Ставрополя направить сведения об указанной семье в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для формирования сводных списков, оставлено без удовлетворения.

Во исполнение вышеуказанных судебных постановлений постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ Постановление - отменено.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. «в», «ж» ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п. п. «а» п. 6 Правил).

Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 года № 738-0-0 и от 15.01.2015 года № 3-0).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (данная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу: определения от 27 мая 2010 года № 738-0-0, от 19 октября 2010 года № 1333-0-0, от 14 июля 2011 года № 988-0-0, от 16 июля 2013 года № 1195-0, от 29 января 2015 года № 122-0 и др.).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Программы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

До утверждения соответствующим приказом списка претендентов на получение социальной выплаты по Ставропольскому краю в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.

На момент утверждения списка претендентов лица, включенные в сводный списков участников Программы, также подлежат проверке их Министерством на соответствие критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, включая соответствие их предельному возрасту.

Само по себе включение органом местного самоуправления и органом исполнительной власти (министерством) молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (указанный довод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 года № 3-0 и от 23.04.2015 года № 997-0).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что молодая семья - участница Программы, должна отвечать установленным требованиям для получения социальной выплаты не только на момент признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список молодых семей - участников Программы, но и на момент составления органом исполнительной власти (министерство строительства и архитектуры Ставропольского края) списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.

Период ожидания, включения в список претендентов, а так же возможность приобретения семьей Черняк данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов (федерального, краевого, местного) финансирования мероприятий Программы, количеством молодых семей, являющиеся участниками Программы.

В случае утраты статуса молодой семьи, семья утрачивает основания для дальнейшего участия в Программе.

Кроме того, согласно условиям Программы в первую очередь в списки участников включаются молодые семьи, имеющие трех и более детей (многодетные).

Статусом семьи, имеющей трех и более детей, семья Черняк не обладала, внеочередного права на получение социальной выплаты не имела.

Таким образом, указанная семья не соответствует требованиям указанных Правил, в силу достижения предельного возраста.

Перечень правовых оснований, по которым молодые семьи края исключаются из списков молодых семей края предусмотрен Порядком формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списка молодых семей края - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию Ставропольского края, утвержденного приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18 января 2019 года № 16 № 16.

В соответствии с п. п. 2 п. 16 Приказа , молодая семья края исключаются из списков молодых семей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье края превысил 35 лет, за исключением молодых семей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье края превысил 35 лет после даты их включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

В 2019 году на территории Ставропольского края реализовывалось мероприятие «Улучшение жилищных условий иных категорий граждан» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п.

В рамках мероприятия социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставлялись в 2019 году семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, соответствующим в совокупности следующим условиям: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер социальной выплаты.

После осуществления указанных действий информация о семье ФИО11 могла быть направлена в Министерство.

В отношении IV квартала 2019 года изменения в сводный список вносились Министерством в срок до 25 ноября 2019 года, что предусмотрено пунктом 5 Порядка формирования в 2019 году Министерством списка семей края, исключенных из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, на момент формирования сводных списков Министерством, в рамках реализации вышеуказанного Мероприятия, для семей, достигших предельного возраста предусмотренные Программой, Администрация осуществляла исполнение состоявшихся судебных постановлений по делу о признании постановления незаконным и восстановлении семьи ФИО11 в качестве нуждающихся для участия в основном мероприятии, о чем свидетельствует имеющееся в материалах учетного дела ФИО11 заявление Черняк М.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, отсутствовали правовые основания для участия семьи ФИО11 в Мероприятии.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Исковое заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть удовлетворено только при наличии двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту обжалуемого ненормативного правового акта, а также нарушение обжалуемым ненормативным правовым актом, прав и законных интересов истца.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителей в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Таким образом, признание оспариваемого правового акта органа местного самоуправления незаконным и формальное восстановление истцов в списках участников Программы не приведет к восстановлению права семьи Черняк и не позволит семье Черняк реализовать право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, поскольку семья Черняк утратила статус молодой семьи в связи с превышением предельного возраста, предусмотренного условиями вышеуказанной Программы.

Учитывая отсутствие совокупности предусмотренных действующим законодательством условий для признания оспариваемого постановления администрации города Ставрополя недействительным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, суд приходит к изложенным выводам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

исковые требования Черняк Михаила Валерьевича, Черняк Ирины Юрьевны о признании незаконным постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ об исключении граждан из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», которым семья Черняк Михаила Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанная постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2009 года» составом семьи 4 человека (жена - Черняк Ирина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) исключены из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в связи с превышением Черняк М.В. возраста 35 лет, – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Черняк Михаила Валерьевича, Черняк Ирины Юрьевны о возложении обязанности на администрацию г. Ставрополя устранить нарушение и принять решение о включение семьи Черняк Михаила Валерьевича составом семьи 4 человека (жена - Черняк Ирина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 февраля 2021 года.

Судья А.И.Эминов