ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2395/20 от 15.02.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-3/2021

УИД 50RS0044-01-2020-003110-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2021 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

при помощнике судьи Федоровой Т.Ю.,

с участием адвоката Торбенко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/2021 по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, ФГБУ "Приокско-Террасный государственный заповедник" и неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, внесении изменения в ЕГРН в части площади земельного участка, внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обремении) прав при использовании земельного участка, обязании использовать земельный участок в соответствии с ограничениями,

УСТАНОВИЛ:

Истец Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области в интересах Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, ФГБУ "Приокско-Террасный государственный заповедник" и неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ответчикам ФИО1, ФИО2 и, с учетом уточнения, просит:

- истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 и ФИО2 в собственность Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Московской области части земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 171 кв.м; 5228 кв.м; 78 кв.м.; и 3436 кв.м., общей площадью 8 913 кв.м, занятые береговой полосой реки Ока, в координатах указанных в экспертном заключении, подготовленном экспертом М.;

- внести изменения в ЕГРН в части площади земельного участка с кадастровым <номер> с 2181323 кв.м, на 2172410 кв.м.;

- внести в единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым <номер> в соответствии с ч.ч. 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Разделом 3 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829, а именно указания на то, что:

В границах водоохранных зон запрещаются:

- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах»);

1) В границах прибрежной защитной полосы запрещается:

- распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

- в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от

загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

- централизованные системы водоотведения (канализации),

централизованные ливневые системы водоотведения;

- сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

- локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

- сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

- сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

2) В границах охранной зоны Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника запрещается:

- рубка леса главного пользования, добыча полезных ископаемых, изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины, сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником

- Указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН;

- Обязать ФИО1 и ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым <номер> в соответствии с ограничениями, установленными ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Разделом 3 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829.

Представитель истца Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель истца ТУ Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель истца Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором исковые требования поддержал в полном объеме. Ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно сведениям из государственного водного реестра, протяженность реки Ока составляет 1500 км. Ширина береговой полосы составляет 20 м. (л.д. 97-99 т.2).

Представитель истца Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель истца ФГБУ "Приокско-Террасный государственный заповедник" в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором на исковых требованиях настаивал в полном объеме, пояснив, что земельный участок с кадастровым <номер> расположен в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника. В 2018 году охранная зона заповедника поставлена на государственный кадастровый учет в качестве зоны с особыми условиями использования территории, кадастровый номер – <номер>. Охранная зона заповедника установлена в целях уменьшения влияния антропогенных факторов, действующих в сопредельных с заповедником угодьях, на его естественный природной комплекс (л.д. 13-14 т. 5).

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что границы водного объекта – реки Ока не установлены, на кадастровый учет не поставлены, на имеется оснований полагать, что имеется наложение принадлежащего ему земельного участка на водоохранную зону.

Представитель ответчика ФИО1 по доверенности адвокат Торбенко Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что границы земельного участка ответчика ФИО1 установлены, сведения о местоположении береговой линии не внесены в ЕГРН. Сведения о береговой линии, водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ока вблизи земельного участка ответчика в ЕГРН так же отсутствуют. Водный объект – река Ока не стоит на кадастровом учете, в связи с чем доводы истца о наличии наложения земельных участков, не соответствуют действительности. Ходатайствовал о применении к исковым требованиям срока исковой давности, полагая необходимым его исчисление с момента установления границ земельного участка ответчика ФИО1 и постановки его на кадастровый учет.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что является ненадлежащим ответчиком. Пояснил, что в настоящее время договор аренды земельного участка, заключенный с ответчиком ФИО1, закончен и не продлен на новый срок. Акт приема-передачи не подписан, имущество фактически не передано.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Серпухов в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что приватизация береговой полосы запрещена.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по исковым требованиям не представил.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, пришел к следующему.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым <номер> принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2007. Земельный участок с кадастровым <номер> сформирован на основании постановления главы Серпуховского района Московской области от 29.10.2001 № 1201 «Об определении местоположения земельного участка в счет земельных долей и о предоставлении в собственность ФИО1 для образования сельскохозяйственной организации в целях сельскохозяйственного использования в Серпуховском районе», решения о разделе земельного участка от 05.06.2007 (л.д. 71-251 т.1, 1-74, 107-110 т.2).

На основании договора аренды недвижимого имущества от 10.10.2019 года, заключенного между ФИО1 и ФИО2, последний принял в аренду недвижимое имущество - земельный участок площадью 150 га, являющегося частью земельного участка площадью 2181323 кв.м. с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Лужки. Срок аренды по договору установлен с 15.10.2019 года по 14.09.2020 года. Прием-передача земельного участка подтверждается актом от 15.10.2019 года (л.д. 53-55, 56 т.1, 119-126 т.2).

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области 12.11.2019 года была проведена проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении деятельности на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном вблизи д. Лужки г.о. Серпухов Московской области. Установлено, что земельный участок с кадастровым <номер> площадью 2181323 кв.м отнесен к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства». Земельный участок с кадастровым <номер> сформирован на основании постановления главы Серпуховского района Московской области от 29.10.2001 № 1201 «Об определении местоположения земельного участка в счет земельных долей и о предоставлении в собственность ФИО1 для образования сельскохозяйственной организации в целях сельскохозяйственного использования в Серпуховском районе», решения о разделе земельного участка от 05.06.2007. На основании договора аренды недвижимого имущества от 10.10.2019 ФИО1 передал ФИО2 часть земельного участка площадью 150 га с 15.10.2019 по 14.09.2020 для сельскохозяйственного производства. На указанном земельном участке ФИО2 осуществляет выращивание овощной продукции, в том числе в теплицах. Земельный участок не огорожен, объектов капитального строительства на нем не имеется. Врамках проверки установлено, что границы земельного участка с кадастровым <номер> пересекают границы береговой полосы водного объекта - реки Ока. Указанные выводы подтверждены актом проверки межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области от 12.11.2019, в рамках которой кадастровым инженером МБУ «Центр содействия строительству, капитальному ремонту учреждений г.о. Серпухов» проводились геодезические измерения и составлена схема расположения земельного участка с кадастровым <номер> с приложением таблиц координат пересечения границ земельного участка с береговой полосой реки Ока (л.д. 28-31 т.1).

В рамках указанной проверки были взяты объяснения у ФИО2, который пояснил, что на основании договора аренды недвижимого имущества от 10.10.2019 года ФИО1 передал ему часть земельного участка площадью 150 га с 15.10.2019 года по 14.09.2020 года. Указанный участок используется для производства сельско-хозяйственной продукции (овощеводство). Для указанной деятельности с привлечением работников на арендованном земельном участке построены теплицы в количестве 50 штук, осуществляется строительство дополнительных теплиц. Вдоль южной границы земельного участка протекает река Ока, являющаяся притоком реки Волги. Происходит временное использование водного объекта в связи с отсутствием альтернативного источника воды. Не знал о размерах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы у реки Ока. Сведения о нахождении участка в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника ФИО2 или ФИО1 в ЕГРН не вносились (л.д. 32-36 т.1).

Согласно объяснений представителя по доверенности ФИО1 – адвоката Торбенко Д.В. усматривается, что земельный участок сдается ФИО2 на основании договора аренды. ФИО1 земельный участок не использовался и сейчас не используется. Сведения о нахождении участка в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника ФИО2 или ФИО1 в ЕГРН не вносились (л.д. 39-42 т.1).

Как усматривается из сообщения Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, река Ока является правым притоком реки Волга, общая длина реки Ока составляет 150 м. Река Ока является объектом рыбохозяйственного значения высшей категории. Ширина водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ока составляет 200 м. Ширина береговой полосы общего пользования составляет 20 м. Рыбохозяйственная характеристика водного объекта приобщена к материалам дела (л.д. 43, 44-52 т.1).

Установлено так же, что ответчик ФИО2, являющийся арендатором земельного участка с кадастровым <номер>, был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (размещение отходов производства и потребления на почве) и по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (обезвреживание отходов в отсутствие договора со специализированной организацией на сбор и вывоз отходов) с наложением штрафа (л.д. 57-69 т.1).

В материалах дела имеется схема расположения береговой линии и водоохранной зоны реки Ока, составленная МБУ "Центр содействия строительству, капитальному ремонту учреждений городского округа Серпухов" в 2019 году (л.д. 80 т.2).

Согласно сообщению Межмуниципального отела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при анализе электронных описей документов государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, выявлено отсутствие землеустроительной документации на земельный участок с кадастровым <номер>. Согласно данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым <номер> образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым <номер>. Копия землеустроительной документации представлена в материалы дела (л.д. 1-265 т.3).

В материалы дела представлена копия дела правоустанавливающих документов и землеустроительных дел в отношении земельного участка с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Лужки (л.д. 1-250 т.4, 1-268 т.6).

Согласно акта осмотра сайта, проведенного старшим помощником межрайонного природоохранного прокурора Московской области, установлено, что расстояние от уреза воды водного объекта – река Ока, до границы земельного участка с кадастровым <номер> составляет менее 20 м., что свидетельствует о наличии пересечения границы береговой полосы водного объекта со спорным земельным участком. Нарушаются публичные интересы РФ, неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам. А так же сам факт формирования данного земельного участка противоречит требованиям ч. 2 ст. 102 ЗК РФ (л.д. 29-27 т.5).

Согласно заключения кадастрового инженера, информация о границах береговой полосы, а так же прибрежной и водоохранной зоне, содержится в Генеральном плане сельского поселения Данковское, утвержденном Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 26.0.2018 года №5/56. Данная информация представлена на сайте в сети Интернет, в разделе Геоинформационная система, подложка границы сельского поселения, в виде растра, с нанесением ЗОУИТ. При обрисовке границы береговой полосы водного объекта – реки Ока, а так же прибрежной и водоохраной, было выявлено частичное наложение границ земельного участка с кадастровым <номер> на прибрежную зону площадью 194 кв.м. (л.д. 28-33 т.5).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля геодезист А. пояснил, что при измерении уреза реки Ока 05.11.2019 года протяженность составила 5,5 км. Площадь наложения земельного участка составила 20м. Уровень воды брали на текущую дату.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля техник-геодезист С. пояснил, что принимал участие в выезде 15.11.2019 года, при измерении кромки воды, определении фактического прилегания воды к земле. Было выявлено наложение около 20 соток на прибрежную зону. Собственника земельного участка не извещали, так как измерение проходило не на частной собственности.

Согласно сообщению ФГБУ «Центральное УГМС», по состоянию на 28.10.2020 года уровень воды в р. Ока по гидрологическому посту ГП-III составил «-244 см.» или 105,10 мБс. Среднесуточный уровень воды по состоянию на 28.10.2020 года составил «-242 см.» или 105,12 мБс. Среднемноголетний уровень воды периода открытого русла по посту ГП-III Серпухов-Ока составляет «-62 см.» или 106,92мБс (л.д. 18 т. 7).

Из сообщения ФГБУ «Центральное УГМС» установлено, что за период с 2004 года по 2019 год среднемноголетний уровень воды периода открытого русла по посту ГП-III Серпухов-Ока составил «-107 см.» или 106,46 мБс. Сведения о среднемноголетнем уровне воды периода открытого русла по посту ГП-III Серпухов-Ока представленные ФГБУ «Центральное УГМС» в адрес Серпуховского суда были рассчитаны за период с 1960 года по 2019 год (л.д. 23 т.7).

Сведения о среднемноголетнем уровне воды в р. Ока по гидрологическому посту ГП-III Серпухов в отделе водных ресурсов по Московской области Московско-Окского БВУ отсутствуют (л.д. 25-26 т.7).

В материалы дела представлена выкопировка из топографической карты Московской области (2005 года) масштаба 1:10000, на которой указаны границы водного объекта – реки Ока в районе расположения земельного участка с кадастровым <номер>л.д. 28-29, 34-35 т.7).

Для разрешения спора сторон в части нарушения прав истцов и неопределенного круга лиц действиями ответчиков и установления факта наложения границ земельного участка и береговой полосы, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, судом по ходатайству стороны ответчика ФИО1 была назначена судебная комплексная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту М.

Согласно заключения эксперта ИП М., в соответствии п.14 "Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 года №377 местоположение береговой линии считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии в ЕГРН.

Сведения о береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в ЕГРН отсутствуют, т.е. невозможно провести сравнение местоположения ранее установленной и уточненной береговой линии, водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы.

Нарушений требований по выполнению работ при установлении береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> не выявлено, но документы представленные в материалах дела в виде заключения кадастрового инженера (т.5 л.д.28-33) и схемы расположения (т.2 л.д.80) не являются окончательным результатом работ по установлению береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, т.е. на основании представленных документов невозможно сделать вывод о соблюдении требований при выполнении работ по установлению береговой линии, водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер>.

Местоположение береговой линии (границы водного объекта) реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в соответствии со среднемноголетним уровнем воды по состоянию на 2004 - 2019 год в виде координат характерных точек в системе координат МСК-50 указано в исследовательской части по третьему вопросу суда и в графическом приложении №1.

Установление границ земельного участка с кадастровым <номер> проводилось в 2001 году, т.е. местоположение береговой линии в 2001 году и в настоящее время можно считать одинаковым, т.к. не превышен двадцатипятилетний период для установления береговой линии (границы водного объекта).

Береговая линия (граница водного объекта) реки Ока пересекает границы земельного участка с кадастровым <номер>. Описание и размеры пересечений указаны экспертом в исследовательской части и в графическом приложении №1.

Признаков изменения русла реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в результате работ по берегоукреплению, а также антропогенного и стихийного воздействия на русло реки не выявлено.

При обследовании экспертом проведен осмотр и измерение береговой линии реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер>, но каких-либо признаков существенного изменения речного русла реки Ока вблизи указанного земельного участка не обнаружено. Местоположение береговой линии (границы водного объекта), водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливается в соответствии со среднемноголетнем уровнем воды в период, когда водный объект не покрыт льдом не реже одного раза в 25 лет, т.е. незначительные естественные процессы изменения русла реки не влияют на местоположение береговой линии.

Сведения о береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной водозащитной полосы реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в ЕГРН отсутствуют, т.е. невозможно провести сравнение местоположения установленной береговой линии, водоохранной зоне и прибрежной водозащитной полосы с многолетними границами речного русла реки Ока.

Сведения о береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной водозащитной полосы реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в ЕГРН отсутствуют, т.е. работы по установлению береговой линии, водоохранной зоне и прибрежной водозащитной полосы не завершены.

Представленные в материалах дела в виде заключения кадастрового инженера (т.5 л.д.28-33) и схемы расположения (т.2 л.д.80) не являются окончательным результатом работ по установлению береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Сведения о береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной водозащитной полосы реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в ЕГРН отсутствуют.

В картографических материалах "Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области" в редакции 2020 года сведениям о береговой линии (границе водного объекта) реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> отсутствуют.

Часть земельного участка с кадастровым <номер> расположена в пределах водоохранной зоны реки Ока. Местоположение водоохранной зоны и береговой защитной полосы реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в соответствии со среднемноголетним уровнем воды по состоянию на 2004 - 2019 год указано в исследовательской части по восьмому вопросу суда и в графическом приложении <номер>. Площадь водоохранной зоны и береговой защитной полосы реки Ока в границах земельного участка с кадастровым <номер> указана в выводах экспертного заключения.

Установить местоположение земельного участка относительно уреза воды реки Ока возможно только на определенный момент времени, т.к. местоположение уреза воды зависит от колебания уровня воды в водотоке. По состоянию на 28.10.2020 года урез воды реки Ока располагался на расстоянии минимум 10 метров и максимум 242 метра от границы земельного участка с кадастровым <номер>.

Местоположение береговой линии реки Ока вблизи земельного участка с кадастровым <номер> рассчитанное исходя из уровня воды в реке Ока (урез воды) по состоянию 28.10.2020 года указано в исследовательской части по третьему вопросу суда.

Описание части земельного участка с кадастровым <номер>, которая находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Оки указана в выводах экспертного заключения.

Береговая линия реки Ока пересекает границы земельного участка с кадастровым <номер> в четырех контурах: контур <номер> площадью 171 кв.м.; контур <номер> площадью 5228 кв.м.; контур <номер> площадью 78 кв.м.; контур <номер> площадью 3436 кв.м. Общая площадь пересечения береговой линии реки Ока и земельного участка с кадастровым <номер> составляет 8913 кв.м. Размеры и местоположение пересечения береговой линии реки Ока и земельного участка с кадастровым <номер> указаны в исследовательской части экспертного заключения и в графическом приложении <номер>.

Для изменения части границы земельного участка с кадастровым <номер> вблизи реки Ока предлагается один вариант. Измененные границы (часть границы) земельного участка с кадастровым <номер> площадью 2172410 кв.м. соответствует геодезическим данным, представленным в приложении <номер>.

Местоположение границы водоохранной зоны реки Оки вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в соответствии со среднемноголетним уровнем воды по состоянию на 2004 - 2019 год представлено в приложении <номер>.

С учетом изменения границ земельного участка с кадастровым <номер> площадь части земельного участка находящегося в водоохранной зоне реки Ока составляет 700299 кв.м.

Местоположение границы прибрежной защитной полосы реки Оки вблизи земельного участка с кадастровым <номер> в соответствии со среднемноголетним уровнем воды по состоянию на 2004 - 2019 год представлено в приложении <номер>.

С учетом изменения границ земельного участка с кадастровым <номер> площадь части земельного участка находящегося в пределах прибрежной защитной полосы реки Ока составляет 70959 кв.м.

Заключение эксперта приобщено к материалам дела (л.д. 45-81 т.7).

Заключение судебной комплексной землеустроительной экспертизы полностью отвечает требованиям, предъявляемым гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации к доказательствам, является надлежащим доказательством.

Выводы эксперта основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, обследовании объекта – земельного участка с кадастровым <номер>. Исследование проводилось экспертом методом сопоставления результатов натурного обследования, представленных документов с нормативными требованиями. Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, экспертиза проведена экспертом по поручению суда, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности эксперта в исходе дела, эксперт предупреждён об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, само заключение подробно, мотивированно, корреспондируется с иными материалами дела. Заключение эксперта содержит мотивированные выводы по всем поставленным на разрешение экспертизы вопросам с учётом характера спорного правоотношения. У суда нет оснований сомневаться в правильности заключения эксперта с учётом его компетентности, образования и длительного стажа экспертной работы. Каких-либо нарушений статей 84- 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в проведении судебной комплексной землеустроительной экспертизы суд не усматривает.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков использовать их с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входит презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Порядок использования земель водного фонда ранее определялся законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

В силу ст.ст. 3, 4 Водного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 30.06.1972, реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов, прудов и др. составляют Единый государственный водный фонд. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.

Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.

Аналогичные положения закреплялись в ст.ст. 3, 4 Основ водного законодательства СССР, утв. Законом СССР от 10.12.1970.

Одновременно с Водным кодексом РСФСР 1972 года и Основами водного законодательства СССР 1970 года действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 01.07.1970, устанавливающий исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи8Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Российская Федерация вправе передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи26Водного кодекса Российской Федерации); при этом, средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи26Водного кодекса Российской Федерации); общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения (часть 4 статьи26Водного кодекса Российской Федерации); средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи26Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи26.20Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона (то есть полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации), в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

На основании п. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Пунктами 2, 3 указанной статьи реки и пруды отнесены к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы рек, протяженность которых от истока до устья превышает десять километров, составляет двадцать метров. Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).

Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.

Частью 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водными объектами, не осуществляется образование земельных участков.

Как следует из разъяснений, данных в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. ст. 301, 302 ГК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 206 от 28.02.2019 «Об утверждении положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения» река Ока является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории.

Из содержания частей 1 и 2 статьи65 Водного кодексаРоссийской Федерации следует, что водоохраннымизонамиявляются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранныхзонустанавливаютсяприбрежныезащитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Установление границ водоохранныхзони границприбрежныхзащитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 18 статьи65 Водного кодексаРоссийской Федерации).

Пунктом 3 Правил установления границ водоохранныхзони границприбрежныхзащитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №17 (далее - Правила), определено, что установление границ водоохранныхзони границприбрежныхзащитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации).

При этом, в целях установления соответствующих границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивают: определение ширины водоохраннойзоныи шириныприбрежнойзащитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей65 Водного кодексаРоссийской Федерации; графическое описание местоположения границ водоохранныхзони границприбрежныхзащитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранныхзони границприбрежныхзащитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (пункт 4 Правил).

Аналогичные положения, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) в части переданных полномочий Российской Федерации, предусматриваются утвержденными в соответствии с частью 4.1 статьи5 Водного кодексаРоссийской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377 Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по осуществлению мероприятий по установлению границ береговых линий, границ водоохранныхзони границприбрежныхзащитных полос водных объектов (в том числе по обозначению их на местности посредством специальных информационных знаков) только в части переданных им полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании включаются в схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Схемы), являющиеся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов (часть 1 статьи33 Водного кодексаРоссийской Федерации).

Схемы разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения охраны водных объектов (пункт 3 части 2 статьи33 Водного кодексаРоссийской Федерации); Схемами, в числе прочего, устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для их реализации (пункт 7 части 3 статьи33Водногокодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи33 Водного кодексаРоссийской Федерации Схемы разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок разработки, утверждения и реализации Схем, внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи33 Водного кодексаРоссийской Федерации).

Согласно результатам проведенной комплексной землеустроительной экспертизы, усматривается, что береговая линия реки Ока пересекает границы земельного участка с кадастровым <номер> в четырех контурах.

По результатам геодезических измерений, указанным в схеме расположения земельного участка с кадастровым <номер>, общая площадь пересечения участка с береговой полосой реки Ока составляет 8 913 кв.м.

С учетом указанных обстоятельств суд считает, что доводы истца о наличии частичного наложения земельного участка, находящегося в собственности ответчика на земельный участок в виде береговой полосы и водоохранной зоны, нашли свое подтверждение совокупностью представленных доказательств.

Доводы стороны ответчика о том, что при отсутствии данных о постановке на кадастровый учет границ водного объекта не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку выводами экспертного заключения, не опровергнутого стороной ответчика, методом натурного исследования, а так же сопоставления с представленными письменными доказательствами установлен факт нахождения части земельного участка ответчика в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Оки.

При этом установление границ береговой линии водного объекта не является предметом спора сторон, экспертом устанавливалось фактическое местоположение береговой линии водного объекта и границы земельного участка ответчика относительно границ водного объекта.

Доводы стороны ответчика об отсутствии нарушений при межевании земельного участка и постановки его на кадастровый учет в 2001 году суд считает несостоятельными, поскольку достаточных и достоверных данных о проверки результатов межевания земельного участка ответчика ранее, до выявленного истцом нарушения, стороной ответчика не представлено и наличие таких данных судом не установлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, водные объекты и их береговые полосы на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060107:26 принадлежали на праве собственности государству.

Факт формирования ответчиком земельного участка с наложением на земли, отнесенные законом к водоохранным зонам, противоречит требованиям ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что из представленного чертежа расположения границ земельного участка с кадастровым <номер> следует, что он частично расположен в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы указанного водного объекта - реки Ока, суд считает необходимым обязать ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым <номер> в соответствии с ограничениями, установленными ч.ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.06.2007 № 165 утверждены Методические рекомендации по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков (далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 5.10 Методических рекомендаций под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, об охранной зоне заповедника, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

Согласно п. 2 Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике имени М.А. Заблоцкого, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.04.2018 № 163, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени М.А. Заблоцкого является особо охраняемой природной территорией федерального значения.

Разделом 3 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829, установлено, что на территории охранной зоны запрещается: рубка леса главного пользования, добыча полезных ископаемых, изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины, сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.

Кроме того, выводами экспертного заключения установлено, что земельный участок с кадастровым <номер> располагается в охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника имени М.А. Заблоцкого, который обладает статусом особо охраняемой природной территории федерального значения.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим, в том числе, из гражданских, экологических и иных правоотношений.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Разрешая требования истца, предъявленные к ответчику ФИО2, суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, договор аренды недвижимого имущества, заключенный между ФИО1 и ФИО2, действовал в период с 15.10.2019 года и по 14.09.2020 года, в настоящее время между ответчиками каких-либо правоотношений не имеется.

Проанализировав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд не усматривает оснований для обязании ответчика ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым <номер> в соответствии с ограничениями, установленными ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Разделом 3 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829.

Разрешая ходатайство стороны ответчика о применении к исковым требованиям срока исковой давности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст. ст. 196,200 ГК РФ, установленный законом срок для защиты права (исковая давность) составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Конституционный Суд РФ в Определении от 21.12.2006 N 576-О [4] указал, что установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 и 196 ГК РФ), обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота.

Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что срок исковой давности по возникшим между сторонами правоотношениям следует исчислять с момента проведения проверки соблюдения требований природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического, градостроительного, водного законодательства при осуществлении на земельном участке ответчика ФИО1 хозяйственной деятельности и составления акта проверки от 12.11.2019 года по результатам такой проверки.

Принимая во внимание, что с настоящими исковыми требованиями истец обратился 29.06.2020 года, суд считает, что общий трехлетний срок исковой давности стороной истца не пропущен.

Достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что аналогичные проверки имели место ранее и по их результатам каких-либо нарушений в местоположении границ земельного участка ответчика выявлено не было, стороной ответчика не представлено и на наличие указанных доказательств не указано.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области удовлетворить частично.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 в собственность Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Московской области часть земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 171 кв.м.; 5228 кв.м.; 78 кв.м.; 3436 кв.м., общей площадью 8 913 кв.м., занятые береговой полосой реки Ока, в следующих координатах:

земельного участка площадью 171 кв.м. соответствующего следующим геодезическим данным:

г========T===============================T=============T==============¬

¦ НОМЕРА ¦ КООРДИНАТЫ МСК-50 ¦ДИРЕКЦИОННЫЕ ¦ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ¦

¦ ТОЧЕК ¦ ¦ УГЛЫ ¦ ПРОЛОЖЕНИЕ ¦

¦ ¦ X Y ¦ ° " " ¦ (м) ¦

¦--------+---------------+---------------+-------------+--------------¦

¦ н1 ¦ 367297.39 ¦ 2193310.39 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 71 19 14 ¦ 17.80 ¦

¦ н2 ¦ 367303.09 ¦ 2193327.25 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 72 56 49 ¦ 42.22 ¦

¦ н3 ¦ 367315.47 ¦ 2193367.61 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 67 25 01 ¦ 30.91 ¦

¦ н4 ¦ 367327.34 ¦ 2193396.15 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 73 47 49 ¦ 45.55 ¦

¦ н5 ¦ 367340.05 ¦ 2193439.89 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 250 48 47 ¦ 115.93 ¦

¦ н6 ¦ 367301.95 ¦ 2193330.40 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 257 09 44 ¦ 20.52 ¦

¦ н1 ¦ 367297.39 ¦ 2193310.39 ¦ ¦ ¦

L========¦===============¦===============¦=============¦==============-

земельного участка площадью 5228 кв.м. соответствующего следующим геодезическим данным:

г========T===============================T=============T==============¬

¦ НОМЕРА ¦ КООРДИНАТЫ МСК-50 ¦ДИРЕКЦИОННЫЕ ¦ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ¦

¦ ТОЧЕК ¦ ¦ УГЛЫ ¦ ПРОЛОЖЕНИЕ ¦

¦ ¦ X Y ¦ ° " " ¦ (м) ¦

¦--------+---------------+---------------+-------------+--------------¦

¦ н7 ¦ 367380.29 ¦ 2193578.12 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 68 08 56 ¦ 25.79 ¦

¦ н8 ¦ 367389.89 ¦ 2193602.06 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 73 38 30 ¦ 73.21 ¦

¦ н9 ¦ 367410.51 ¦ 2193672.31 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 73 08 17 ¦ 108.98 ¦

¦ н10 ¦ 367442.12 ¦ 2193776.60 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 70 30 15 ¦ 83.54 ¦

¦ н11 ¦ 367470.00 ¦ 2193855.35 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 68 00 07 ¦ 81.27 ¦

¦ н12 ¦ 367500.44 ¦ 2193930.70 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 66 35 26 ¦ 109.99 ¦

¦ н13 ¦ 367544.14 ¦ 2194031.64 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 63 45 40 ¦ 197.08 ¦

¦ н14 ¦ 367631.27 ¦ 2194208.41 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 66 22 14 ¦ 102.17 ¦

¦ н15 ¦ 367672.22 ¦ 2194302.01 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 55 41 29 ¦ 37.01 ¦

¦ н16 ¦ 367693.08 ¦ 2194332.58 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 51 36 18 ¦ 42.23 ¦

¦ н17 ¦ 367719.31 ¦ 2194365.68 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 55 59 20 ¦ 112.88 ¦

¦ н18 ¦ 367782.45 ¦ 2194459.25 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 57 26 26 ¦ 92.63 ¦

¦ н19 ¦ 367832.30 ¦ 2194537.32 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 64 16 36 ¦ 26.17 ¦

¦ н20 ¦ 367843.66 ¦ 2194560.90 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 235 23 43 ¦ 271.93 ¦

¦ н21 ¦ 367689.23 ¦ 2194337.08 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 243 55 47 ¦ 230.39 ¦

¦ н22 ¦ 367587.98 ¦ 2194130.13 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 244 55 21 ¦ 263.54 ¦

¦ н23 ¦ 367476.28 ¦ 2193891.43 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 251 28 02 ¦ 224.42 ¦

¦ н24 ¦ 367404.95 ¦ 2193678.65 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 256 13 02 ¦ 103.51 ¦

¦ н7 ¦ 367380.29 ¦ 2193578.12 ¦ ¦ ¦

земельного участка площадью 78 кв.м. соответствующего следующим геодезическим данным:

г========T===============================T=============T==============¬

¦ НОМЕРА ¦ КООРДИНАТЫ МСК-50 ¦ДИРЕКЦИОННЫЕ ¦ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ¦

¦ ТОЧЕК ¦ ¦ УГЛЫ ¦ ПРОЛОЖЕНИЕ ¦

¦ ¦ X Y ¦ ° " " ¦ (м) ¦

¦--------+---------------+---------------+-------------+--------------¦

¦ н25 ¦ 367873.82 ¦ 2194617.24 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 59 53 29 ¦ 22.29 ¦

¦ н26 ¦ 367885.00 ¦ 2194636.52 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 72 58 16 ¦ 30.80 ¦

¦ н27 ¦ 367894.02 ¦ 2194665.97 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 247 29 04 ¦ 52.75 ¦

¦ н25 ¦ 367873.82 ¦ 2194617.24 ¦ ¦ ¦

L========¦===============¦===============¦=============¦==============-

земельного участка площадью 3436 кв.м. соответствующего следующим геодезическим данным:

г========T===============================T=============T==============¬

¦ НОМЕРА ¦ КООРДИНАТЫ МСК-50 ¦ДИРЕКЦИОННЫЕ ¦ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ¦

¦ ТОЧЕК ¦ ¦ УГЛЫ ¦ ПРОЛОЖЕНИЕ ¦

¦ ¦ X Y ¦ ° " " ¦ (м) ¦

¦--------+---------------+---------------+-------------+--------------¦

¦ н28 ¦ 367992.50 ¦ 2194903.55 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 59 28 05 ¦ 37.75 ¦

¦ н29 ¦ 368011.68 ¦ 2194936.07 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 68 11 17 ¦ 61.36 ¦

¦ н30 ¦ 368034.48 ¦ 2194993.04 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 64 18 52 ¦ 95.26 ¦

¦ н31 ¦ 368075.77 ¦ 2195078.89 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 63 24 24 ¦ 81.96 ¦

¦ н32 ¦ 368112.46 ¦ 2195152.18 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 70 56 59 ¦ 78.03 ¦

¦ н33 ¦ 368137.93 ¦ 2195225.94 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 79 10 52 ¦ 53.76 ¦

¦ н34 ¦ 368148.02 ¦ 2195278.74 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 247 29 07 ¦ 406.15 ¦

¦ н28 ¦ 367992.50 ¦ 2194903.55 ¦ ¦ ¦

L========¦===============¦===============¦=============¦==============-

Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060107:26 с 2181323 кв.м. на 2172410 кв.м.

Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060107:26 площадью 2172410 кв.м., с учетом истребованного земельного участка общей площадью 8 913 кв.м., в следующих координатах и геодезических данных:

г========T===============================T=============T==============¬

¦ НОМЕРА ¦ КООРДИНАТЫ МСК-50 ¦ДИРЕКЦИОННЫЕ ¦ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ¦

¦ ТОЧЕК ¦ ¦ УГЛЫ ¦ ПРОЛОЖЕНИЕ ¦

¦ ¦ X Y ¦ ° " " ¦ (м) ¦

¦--------+---------------+---------------+-------------+--------------¦

¦ 1 ¦ 367276.48 ¦ 2193218.62 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 77 09 50 ¦ 94.12 ¦

¦ н1 ¦ 367297.39 ¦ 2193310.39 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 71 19 14 ¦ 17.80 ¦

¦ н2 ¦ 367303.09 ¦ 2193327.25 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 72 56 49 ¦ 42.22 ¦

¦ н3 ¦ 367315.47 ¦ 2193367.61 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 67 25 01 ¦ 30.91 ¦

¦ н4 ¦ 367327.34 ¦ 2193396.15 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 73 47 49 ¦ 45.55 ¦

¦ н5 ¦ 367340.05 ¦ 2193439.89 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 70 48 47 ¦ 65.30 ¦

¦ 2 ¦ 367361.51 ¦ 2193501.56 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 76 13 03 ¦ 78.83 ¦

¦ н6 ¦ 367380.29 ¦ 2193578.12 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 68 08 56 ¦ 25.79 ¦

¦ н7 ¦ 367389.89 ¦ 2193602.06 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 73 38 30 ¦ 73.21 ¦

¦ н8 ¦ 367410.51 ¦ 2193672.31 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 73 08 17 ¦ 108.98 ¦

¦ н9 ¦ 367442.12 ¦ 2193776.60 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 70 30 15 ¦ 83.54 ¦

¦ н10 ¦ 367470.00 ¦ 2193855.35 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 68 00 07 ¦ 81.27 ¦

¦ н11 ¦ 367500.44 ¦ 2193930.70 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 66 35 26 ¦ 109.99 ¦

¦ н12 ¦ 367544.14 ¦ 2194031.64 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 63 45 40 ¦ 197.08 ¦

¦ н13 ¦ 367631.27 ¦ 2194208.41 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 66 22 14 ¦ 102.17 ¦

¦ н14 ¦ 367672.22 ¦ 2194302.01 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 55 41 29 ¦ 37.01 ¦

¦ н15 ¦ 367693.08 ¦ 2194332.58 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 51 36 18 ¦ 42.23 ¦

¦ н16 ¦ 367719.31 ¦ 2194365.68 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 55 59 20 ¦ 112.88 ¦

¦ н17 ¦ 367782.45 ¦ 2194459.25 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 57 26 26 ¦ 92.63 ¦

¦ н18 ¦ 367832.30 ¦ 2194537.32 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 64 16 36 ¦ 26.17 ¦

¦ н19 ¦ 367843.66 ¦ 2194560.90 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 55 23 38 ¦ 30.02 ¦

¦ 3 ¦ 367860.71 ¦ 2194585.61 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 67 29 13 ¦ 34.24 ¦

¦ н20 ¦ 367873.82 ¦ 2194617.24 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 59 53 29 ¦ 22.29 ¦

¦ н21 ¦ 367885.00 ¦ 2194636.52 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 72 58 16 ¦ 30.80 ¦

¦ н22 ¦ 367894.02 ¦ 2194665.97 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 67 29 07 ¦ 257.18 ¦

¦ н23 ¦ 367992.50 ¦ 2194903.55 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 59 28 05 ¦ 37.75 ¦

¦ н24 ¦ 368011.68 ¦ 2194936.07 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 68 11 17 ¦ 61.36 ¦

¦ н25 ¦ 368034.48 ¦ 2194993.04 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 64 18 52 ¦ 95.26 ¦

¦ н26 ¦ 368075.77 ¦ 2195078.89 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 63 24 24 ¦ 81.96 ¦

¦ н27 ¦ 368112.46 ¦ 2195152.18 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 70 56 59 ¦ 78.03 ¦

¦ н28 ¦ 368137.93 ¦ 2195225.94 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 79 10 52 ¦ 53.76 ¦

¦ н29 ¦ 368148.02 ¦ 2195278.74 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 67 29 03 ¦ 63.01 ¦

¦ 4 ¦ 368172.15 ¦ 2195336.95 ¦ ¦ ¦

L========¦===============¦===============¦=============¦==============-

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым <номер> в соответствии с ч.ч. 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Разделом 3 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829, а именно:

В границах водоохранных зон запрещаются:

- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах»);

В границах прибрежной защитной полосы запрещается:

- распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

- в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от

загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

- централизованные системы водоотведения (канализации),

централизованные ливневые системы водоотведения;

- сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

- локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

- сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

- сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В границах охранной зоны Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника запрещается:

- рубка леса главного пользования, добыча полезных ископаемых, изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения, выемка грунта, распашка лугов и целины, сбор лекарственного сырья, ягод, грибов, цветов, прогон и выпас скота без согласования с заповедником.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости.

Обязать ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым <номер> в соответствии с ограничениями, установленными ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Разделом 3 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829.

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области об обязании ФИО2 использовать земельный участок с кадастровым <номер> в соответствии с ограничениями, установленными ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Разделом 3 Положения об охранной зоне Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника, утвержденного решением исполкома Мособлсовета от 21.06.1984 № 829, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.В. Козлова

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2021 года