ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2395/202027ОК от 27.10.2020 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0011-01-2020-003510-98

Дело № 2-2395/2020 27 октября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Васильевой М.Ю.

при секретаре Беличенко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о включении в Адресную программу на 2021 год установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа по адресу: Санкт-Петербург, пересечение <адрес>

<адрес>

<адрес> Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о включении в Адресную программу на 2020 год (в ходе судебного разбирательства уточнил в данной части, просил включить в Адресную программу на 2021 год) установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа по адресу: <адрес>

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения законодательства об организации безопасности дорожного движения на территории района, в ходе которой было установлено, что в нарушение на пешеходном переходе без светофорного регулирования по адресу: Санкт-Петербург, пересечение <адрес> и <адрес>, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, в связи с чем прокурор просил обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2021 год установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа по адресу: Санкт-Петербург, пересечение <адрес> и <адрес>.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве третьего лица Комитет Финансов Санкт-Петербурга и УМВД России по <адрес> Санкт - Петербурга.

Истец в лице помощника прокурора <адрес>ФИО3в судебное заседание явился, поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке ч. 2 ст. 113 ГПК РФ (л.д. 23), ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Третьи лица о дате и времени рассмотрения настоящего гражданского дела извещены, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли, а потому суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу здоровью неопределенного круга людей.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья

Согласно статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

<адрес> Санкт-Петербурга с участием инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД Росси по <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства об организации безопасности дорожного на территории района, в ходе которой было установлено, что на пешеходном переходе без светофорного регулирования, расположенном на пересечение <адрес> и <адрес>, в непосредственной близости от которого расположены социальные объекты инфраструктуры, в том числе СПб ГБУЗ «Городская поликлиника », отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. По данному факту в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений. Ответчиком доказательств обратного, а именно наличие пешеходных ограждений перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе по указанному адресу не предоставлено.

Согласно статьи 5 Закона о безопасности дорожного движения одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. При этом под обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 2 указанного Закона) понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

В соответствии с ФИО4 52766-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные ограждения относятся к техническим средствам организации дорожного движения (п.4.4.1).

Согласно пунктам 3.14 ГОСТ 52289-2019 дорожное ограждение – это устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречными транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

Установка ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, предусмотрена пунктом 4.5.2.6 ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ-ст.

Согласно пунктам 1, 5, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ–ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) к дорожным сооружениям автомобильной дороги, являющимися ее технологической частью, относятся элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные ограждении; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).

В силу пункта 3 статьи 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона об автомобильных дорогах ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно статьи 9 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ремонта и содержания автомобильных дорог в Санкт-Петербурге» от ДД.ММ.ГГГГ организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга, или подведомственным им государственным учреждениям Санкт-Петербурга с привлечением в установленном законодательством Российской Федерации порядке подрядных организаций.

Согласно статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства» в целях совершенствования государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был реорганизован путем выделения из него Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству был переименован в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга были переданы задачи и полномочия Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству по разработке в установленном порядке стратегии развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга, реализации программ по развитию улично-дорожной сети, улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений. Комитет согласно Положения о нем проводит государственную политику в области развития объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, который также координирует деятельность в этой сфере исполнительных органов государ-ственной власти Санкт-Петербурга.

ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ», в соответствии с которым п. 3.4.6 Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, после слова «объектов,» дополнить словами «установка дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях,»; после слова «движения» дополнить словами «(включая дорожные ограждения, установленные на искусственных дорожных сооружениях)»; слова «и ремонта» исключить. Пункт 3.73 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного указанным постановлением, после слов «регионального значения Санкт-Петербурга» дополнить словами «(включая проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации дорожного движения)»; после слов «в том числе» дополнить словами «осуществлять установку дорожных ограждений (за исключением дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях),».

В связи с чем суд полагает, что в настоящее время обязанность по формированию ведомственной адресной программы по установке на пешеходных переходах ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, а соответственно, и включение адресов в адресную программу должна быть возложена на Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.

В судебном заседании ответчик не отрицал, что установка пешеходных ограждений в зоне пешеходных переходов находится в ведении Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

Необходимость установки пешеходных ограждений по заявленным прокурором адресам обоснована прокурором расположением в непосредственной близости объектов социальной инфраструктуры, школ.

Удовлетворяя исковые требования прокурора о включении в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2021 год установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа по заявленным адресам, суд полагает возможным в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для включения адресов в адресную программу, учитывая порядок и механизм принятия и утверждения Адресной программы, в течение 90 дней со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования <адрес> Санкт-Петербурга удовлетворить.

Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2021 год установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на пешеходном переходе по адресу: Санкт - Петербург, пересечение <адрес> и <адрес> в течение 90 (девяносто) суток со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья