Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2017 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2017 года город Первоуральск Свердловской области
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Опалевой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора города Первоуральск Мягкова А.Д.,
при секретаре судебного заседания Логиновой М.А.,
в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-2396 по иску прокурора города Первоуральск в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц к Первоуральскому муниципальному бюджетному учреждению «Экологический фонд» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарных норм и правил,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор города Первоуральска обратился в суд с иском в интересах городского округа Первоуральск (далее - ГО Первоуральск) и неопределенного круга лиц к Администрации ГО Первоуральск об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарных норм и правил.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено ПМБУ «Экофонд», исковые требования уточнены, судом принят отказ истца от требований к ответчику Администрации ГО Первоуральск, в результате чего прокурор просит:
- обязать ПМБУ «Экофонд» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по разработке и представлению в орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор, Генеральной схемы санитарной очистки территории ГО Первоуральск.
В обоснование требований в заявлении указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что на территории ГО Первоуральск не проводится гигиеническая оценка почвы с целью определения ее качества и степени безопасности для человека; не осуществляется производственный контроль, в том числе посредствам проведения лабораторных испытаний и исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в части контроля качества воды водного объекта в зоне рекреации, а также в части контроля качества воды нецентрализованных источников водоснабжения; не согласована с органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, очередность планово-регулярной очистки в районах существующей жилой застройки; отсутствует Генеральная схема санитарной очистки городского округа Первоуральск, что является нарушением п.п. 4.1, 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03, п. 1.5 СП 1.1.1058-01, п. 7.1 СанПиН 2.1.5.980-00; п. 1.4, 1.6 СанПиН 42-128- 4690-88, ст.ст. 11, 21, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Бездействие Администрации ГО Первоуральск по длительному непринятию мер, направленных на разработку и согласование Генеральной схемы санитарной очистки городского округа создают угрозу причинения вреда окружающей среде, здоровью населения городского округа Первоуральск, не свидетельствуют о соблюдении органом местного самоуправлении гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду.
Старший помощник прокурора города Первоуральск Мягков А.Д. в судебном заседании поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика, представитель третьего лица в суд не явились, о дате и времени судебного заседания извещены, об отложении рассмотрения дела не заявили.
Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора города Первоуральск Андриянова Е.В., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает требования прокурора города Первоуральск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства обнаружено, что на территории ГО Первоуральск не проводится гигиеническая оценка почвы с целью определения ее качества и степени безопасности для человека; не осуществляется производственный контроль, в том числе посредствам проведения лабораторных испытаний и исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в части контроля качества воды водного объекта в зоне рекреации, а также в части контроля качества воды нецентрализованных источников водоснабжения; не согласована с органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, очередность планово-регулярной очистки в районах существующей жилой застройки; отсутствует Генеральная схема санитарной очистки городского округа Первоуральск, что является нарушением п.п. 4.1, 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03, п. 1.5 СП 1.1.1058-01, п. 7.1 СанПиН 2.1.5.980-00; п.п. 1.4, 1.6 СанПиН 42-128- 4690-88, ст.ст. 11, 21, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьями 3, 13 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что основным принципом государственной политики в области обращения с отходами производств и потребления является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Одним из основных принципов водного законодательства в соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно требованиям ст.ст. 11, 21, 32 названного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» устанавливают требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обусловливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в т.ч. и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами независимо от их подчиненности и форм собственности.
Пунктами 4.1, 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03 установлено, что гигиеническая оценка почвы проводится с целью определения ее качества и степени безопасности для человека, а также разработки мероприятий (рекомендаций) по снижению химических и биологических загрязнений. Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяется в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
В силу п. 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировании, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировании, хранении и реализации продукции.
СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» устанавливают гигиенические требования: к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования; к условиям отведения сточных вод в водные объекты; к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов. Требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения за исключением прибрежных вод морей. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством.
Пунктом 7.1 СанПиН 2.1.5.980-00 предусмотрено, что в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4, 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Аналогичные требования содержаться в ст. 6 Устава ГО Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 № 94.
Согласно ст.ст. 30 и 31 Устава ГО Первоуральск Администрация ГО является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Администрация ГО обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом. К полномочиям Администрации ГО по решению вопросов местного значения относятся: разработка муниципальных правовых актов, регулирующих систему оплаты труда работников муниципальных учреждений; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление функций уполномоченного органа местного самоуправления на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе: определение способов осуществления закупок, принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупок, размещение извещений об осуществлении закупки в единой информационной системе, а также иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; создание условий для организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с Постановлением Администрации ГО Первоуральск от 17.08.2016 № 1751 «О возложении обязанностей по обследованию территорий и мониторингу состояния и загрязнения окружающей природной среды на Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение «Экологический фонд» возложены обязанности:
1) обследование экологического состояния территории городского округа Первоуральск;
2) обследование контейнерных площадок и прилегающей к ним территории; технического состояния контейнеров;
3) осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды для сбора информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды.
В соответствии с Уставом ПМБУ «Экологический фонд» Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение «Экологический фонд» является муниципальным бюджетным учреждением, созданным для организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Первоуральск, а также для контроля и использования бюджетных денежных средств, выделяемых на экологические и природоохранные цели в соответствии с нормативными актами органов государственной власти и муниципальными правовыми актами городского округа Первоуральск.
Учреждение является юридическим лицом, самостоятельно приобретает имущественные и личные неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в судах, имеет обособленное имущество (в том числе закрепленное за ним на праве оперативного управления), самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке в Финансовом управлении Администрации городского округа Первоуральск, штампы, бланки, круглую печать со своим наименованием и изображением герба городского округа Первоуральск. Учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Основной целью деятельности Учреждения является реализация политики городского округа Первоуральск в сфере охраны окружающей природной среды и осуществления природоохранных мероприятий на территории городского округа Первоуральск.
Для реализации основной цели, предусмотренной настоящим Уставом, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
1) реализация программ и мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории городского округа Первоуральск;
2) координация и осуществление контроля за освоением бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию природоохранных мероприятий;
3) организация и проведение мероприятий, направленных на оценку состояния' атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, растительного и животного мира, других природных ресурсов городского округа Первоуральск;
4) проведение оценки объемов отходов производства и потребления на территории городского округа Первоуральск;
5) разработка основных направлений охраны окружающей среды, территориальных экологических программ и проектов, участие в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития городского округа Первоуральск;
6) подготовка проектов муниципальных правовых актов городского округа Первоуральск в области охраны окружающей среды и природопользования на территории городского округа Первоуральск;
7) осуществление мониторинга объектов, загрязняющих природную среду и объектов, оказывающих на неё негативное воздействие, проведение анализа состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов на территории городского округа Первоуральск;
8) контроль выполнения организациями природоохранных мероприятий, предусмотренных муниципальными программами и финансируемых за счет средств бюджета городского округа Первоуральск;
9) участие в организации системы всеобщего экологического образования и воспитания, осуществление пропаганды знаний в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;
10) организация мероприятий по охране памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории городского округа Первоуральск;
11) сбор, хранение, обработка, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды, обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
12) участие в международных программах, проектах, реализуемых в рамках международных договоров Российской Федерации и программ природоохранного назначения;
13) оказание консультативных, методических и иных услуг природоохранного назначения.
Разрешая спор, суд считает требования истца законными и обоснованными вышеприведенными нормами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора города Первоуральск в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц к Первоуральскому муниципальному бюджетному учреждению «Экологический фонд» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, санитарных норм и правил удовлетворить.
Обязать Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение «Экологический фонд» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по разработке и представлению в орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор, Генеральной схемы санитарной очистки территории городского округа Первоуральск.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде путем подачи жалобы через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись Опалева Т.А.