РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2014 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,
при секретаре Чигринской Т.Е.,
с участием представителя заявителя ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № представителей заинтересованных лиц Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрации города Ханты-Мансийска ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2397/2014 по заявлению ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5, о признании незаконным решения Департамента муниципальной собственности об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5, обратилась в суд заявлением о признании незаконным решения Департамента муниципальной собственности об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (далее - Департамент) с заявлением о принятии ее и ее несовершеннолетней дочери ФИО5 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с приложением необходимых документов, в соответствии с Регламентом предоставления муниципальной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденным постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в принятии на учет. В разъяснительном письме Департамента указано, что причиной отказа явилось не предоставление необходимых документов для постановки на учет, а именно, документов о доходах и имуществе ее отца ФИО6, матери ФИО7, сестры Е.С., мужа сестры А.А., племянника Д.А. Считает данный отказ незаконным, не соответствующим жилищному законодательству. Квартира, в которой они проживают, была предоставлена ее родителям в ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу своего несовершеннолетнего возраста она не могла влиять на количество членов ее семьи, а также их семейное положение, в связи с чем, со временем возникла острая нуждаемость в улучшении жилищных условий. В настоящее время право на пользование жилым помещением имеют 3 семьи, не ведущие общее хозяйство и не имеющих друг перед другом алиментных обязательств, а поэтому не являющихся одной семьей. Согласно жилищному законодательству членами ее семьи, кроме несовершеннолетней дочери, являются только ее родители. Фактически ее родители с ДД.ММ.ГГГГ проживают в служебном жилом помещении по адресу <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения и не могут вести с ней общего хозяйства. Заявитель может встать на учет только по собственному заявлению, прилагая только свои документы и документы членов своей семьи. Членом ее семьи на данный момент является только ее несовершеннолетняя дочь. Требования сдачи документов о доходах, имущественном состоянии граждан, состоящих с ней в родственных, а не в семейных отношениях, и вынужденных проживать с ней в одном помещении, незаконны. Просит признать незаконным решение Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязать Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска принять ее и ее несовершеннолетнюю дочь ФИО5 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Ханты-Мансийска.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения согласно заявлению.
Представитель заинтересованного лица Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска ФИО2 заявленные требования не признал, пояснив, что согласно ордеру и справке о составе семьи и регистрации к членам семьи заявителя относятся: отец ФИО6, мать ФИО7, сестра Е.С., супруг сестры А.В., племянник А.В., данные обстоятельства подтверждаются актом обследования жилищно-бытовых условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> на момент обследования проживает 7 человек (включая заявителя и ее ребенка). При обращении в Департамент к заявлению ФИО4 не были представлены документы на членов ее семьи. Считает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях законно и обоснованно.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Ханты-Мансийска ФИО3 заявленные требования не признала, указав, что решение Департамента законно и обоснованно, проживание родителей заявителя в другом жилом помещении опровергается представленным актом обследования жилищно-бытовых условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебное заседание заявитель ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справке с места жительства о составе семьи и регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы С.В. (наниматель), ФИО4 (дочь), Е.С. (дочь), А.В. (зять), В.А. (жена), Д.А. (внук), ФИО5 (внучка).
Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном жилом помещении проживают семь человек: С.В. (наниматель), ФИО4 (дочь), Е.С. (дочь), А.В. (зять), В.А. (жена), Д.А. (внук), ФИО5 (внучка).
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
На основании части 1 пункта 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3).
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным Постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 20.01.2012 N 36 (ред. от 27.09.2013) регулируются отношения, связанные с постановкой граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, а также порядок его взаимодействия с заявителями, органами государственной власти и иными органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении муниципальной услуги.
В пункте 2.6 вышеуказанного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в том числе, справки о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений по договору социального найма, в собственности, о доходах по месту работы на заявителя и членов ее семьи (пп. 11,12,18.)
Согласно ст. 16 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз (ред. от 29.05.2014) «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане подают в уполномоченный орган местного самоуправления или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо портал государственных и муниципальных услуг заявления о принятии их на учет с указанием оснований для принятия и документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи. В заявлении указываются совместно проживающие члены семьи. Совершеннолетние члены семьи также подписывают данное заявление.
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, за исключением документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет. Указанные заявление и документы могут быть представлены в форме электронных документов. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении данных документов с указанием их перечня и даты их получения уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальными правовыми актами (п. 2 ст. 16 Закона).
В силу п. 2 ст. 14 Закон ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз (ред. от 29.05.2014) «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, по основаниям, установленным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, заявитель обратилась в Департамент муниципальной собственности с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Приказом Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказано в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основанием отказа послужило не предоставление документов на членов семьи мать В.А., сестру А.С., мужа сестры А.А., племянника Д.А.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность предоставления сведений регламентирована и установлена Законом ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз (ред. от 29.05.2014) «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным Постановление Администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку ФИО4 такие сведения на рассмотрение представлены не были, то решение Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска об отказе в постановке ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях принято правомерно, при соблюдении норм действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что ее родители не являются членами семьи заявителя и фактически с ДД.ММ.ГГГГ проживают в служебном жилом помещении по адресу <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения, опровергается представленным в судебное заседание актом обследования жилищно-бытовых условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ г.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО5, о признании незаконным решения Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 23 июня 2014 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Е.А. Солонина
копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Е.А. Солонина