ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2397/2021 от 10.03.2022 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-266/2022; УИД: 42RS0010-01-2021-003687-51

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселёвский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего – судьи Курач Е.В.,

при секретаре – Ломыгиной Л.С.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика Управления городского развития Киселёвского городского округа – ФИО3,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Киселёвске

10 марта 2022 года

гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению городского развития Киселевского городского округа об установлении факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в Киселевский городской суд с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа об установлении факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что на основании решения Киселевского городского суда Кемеровской области, №2-981/2021, выданного 12.05.2021 года, технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, №б/н, выданного 05.08.2021 собственником жилого дома расположенного по адресу: , общей площадью 45,5 кв. м., кадастровый номер: является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р..

В жилом доме, расположенном по адресу: с 2011 года и по настоящее время постоянно проживает собственник жилого дома ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.,зарегистрирована по месту своего жительства с 16.05.2012г. и - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по месту своего жительства с 20.07.2017г., что подтверждается копией справки УУП Отдела МВД России по г.Киселевску, копиями паспорта, адресными справками и копией домовой книги.

Помимо ФИО1 и ФИО2 в данном жилом доме никто не проживает, регистрацию по месту жительства кроме них никто не имеет.

Какой-либо иной жилой недвижимости помимо указанного жилого дома расположенного по адресу: в собственности не имеют, это подтверждается выписками из ЕГРН, а также справками с БТИ.

Согласно результатам обследования от 04.12.2020 года , выполненного СФ ОАО ВНИМИ по теме «Оценка степени влияния подземных горных работ шахты «Дальние горы» и шахты «Краснокаменская» на техническое состояние жилых домов с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» жилой дом расположенный адресу: находится на подработанной территории ликвидированной шахты «Краснокаменская», относится к категории подработанный ветхий и рекомендуется сносу.

Управление городского развития Киселевского городского округа отказало ФИО1,ФИО2, письмо исх. от 21.10.2021г. в предоставлении социальной выплаты, указав, что список граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Краснокаменская» был утвержден по состоянию на 24.06.2016 г. Дом был обследован после утверждения указанного списка граждан, подлежащих переселению. В данный список они не включены. В связи с чем, для включения в список граждан подлежащих переселению с подработанной территории, Вам необходимо обратиться за защитой своих прав в соответствующие органы.

Считают отказ Управления городского развития Киселевского городского округа во включении ФИО1 и ФИО2 в список на переселение и предоставлении социальной выплаты неправомерным в связи со следующим:

Для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо следующих условий: признание специальной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент прекращения деятельности юридического лица ООО шахты «Краснокаменская», то есть 11.07.2012 года; отсутствие иного жилья.

Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО шахта «Краснокаменская» прекратило свою деятельность, 11.07.2012 года.

Таким образом фактом, имеющим юридическое значение для ФИО2, будет именно установление в судебном порядке факта проживания в доме, расположенном по адресу: , на момент прекращения деятельности ООО шахты «Краснокаменская» (11.07.2012 года) и по настоящее время.

Учитывая, что право пользования жилым домом возникло у них до принятия решения о прекращении деятельности шахты и иным жильём они не обеспечены, они имеют право на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и включение их в список граждан, подлежащих переселению.

Социальная выплата на приобретение жилого помещения взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой «Краснокаменская» должна быть предоставлена из расчета стоимости 42

кв.м, общей площади жилого помещения на семью из двух человек.

.

С учетом уточненных требований просят установить факт постоянного проживания ФИО2 в жилом доме, расположенном по адресу: на момент прекращения деятельности ООО шахты «Краснокаменская» и по настоящее время, обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить ФИО1 и ФИО2 в списки граждан подлежащих переселению с подработанных территорий шахты " Краснокаменская", обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с ФИО1 и ФИО2 договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенном в , для приобретения жилого помещения для постоянного проживания, взыскать с Управления городского развития Киселевского городского округа расходы по оплате госпошлины.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ответчика УГР КГО ФИО3, действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала.

Третье лицо Министерство энергетики РФ, ФГБУ ГУРШ, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года №840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428.

Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтёрских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.

Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации Шахты «Краснокаменская», то есть на 11 июля 2012 года и сохранение в нем регистрации по месту жительства; отсутствие иного жилья.

По данному делу вышеприведенная совокупность обстоятельств имеется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Шахта «Краснокаменская» дата прекращения юридического лица 11.07.2012 года.

Заключением СФ АО ВНИМИ от 04 декабря 2020 года жилой дом, расположенный по , признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Краснокаменская».

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , общей площадью 60,9 кв.м.

Согласно решения суда от 12 мая 2021 года прекращено право собственности за ФИО1 на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , общей площадью 60,9 кв.м; выделено в натуре и признано право собственности ФИО1 на часть жилого дома (здание) находящегося по адресу: , общей площадью 30,3 кв.м., в том числе жилой площадью 17,6 кв.м., состоящее из кухни площадью 12,7 кв.м., жилой комнаты площадью 7,4 кв.м., жилой комнаты площадью 10,2 кв.м., с образованием самостоятельного объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, в жилом доме, расположенном по адресу: зарегистрированы: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 20.07.2017 года, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 16.05.2012 года, что подтверждается копией паспортов истцов (л.д.45-46,49-50), копией домовой книги (л.д.39-40), информацией Управления по вопросам миграции УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области (л.д.56,57).

Данный жилой дом расположен в зоне подработки ликвидированной шахты «Краснокаменская».

Истец ФИО1 обращались к ответчику с заявлением на получение социальной выплаты. Управление городского развития Киселевского городского округа письмом от 21.10.2021 г (л.д. 52) отказало истцу в предоставлении социальной выплаты на основании того, что список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Краснокаменская» был утвержден по состоянию на 24.06.2016года. Дом был обследован после утверждения указанного списка граждан, подлежащих переселению.

В настоящее время истцы продолжают проживать и сохраняют регистрацию по месту жительства в этом жилом доме.

Доводы истца подтверждены письменными материалами дела.

Из представленной информации ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» филиал №15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа от 30.11.2021 года, усматривается, что ДО Филиал № 15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» отсуствует информация о наличии в собственности недвижимости у ФИО1, ФИО2 (л.д.36,37).

Согласно выписок из ЕГРН отсутствует информация о наличии собственности у ФИО2, за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный в городе

Согласно пояснениям свидетелей Р.., П.. ФИО1, ФИО2 проживают в жилом доме по , указанный жилой дом является для них постоянным жильем, они следят за состоянием дома, приусадебного участка. в жилом доме проживала ФИО2, поскольку необходимо было следить за сохранностью дома.

Заключением СФ АО ВНИМИ от 04 декабря 2020 года жилой дом расположенный по адресу: признан подработанным ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Краснокамеская».

В Список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахты «Краснокамеская», истец не включен.

Таким образом, заключением СФ АО ВНИМИ подтверждено, что дом истца является ветхим, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Краснокамеская».

По сведениям ЕГРЮЛ ООО «Шахта «Краснокаменская» прекратило свою деятельность 11.07.2012 года.

В данном случае право пользования жилым домом по адресу:. возникло у истца ФИО1 до признания дома непригодным для проживания, в указанном доме она на законных основаниях проживала на момент ликвидации шахты ««Краснокамеская»» и проживает по настоящее время, сохраняя регистрацию по своему месту жительства.

До настоящего времени социальные выплаты за указанный дом никому предоставлены не были, другого жилого помещения у ФИО1, кроме спорного дома, указанный истец в собственности или пользовании не имеет.

Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат, при этом более позднее, по сравнению с составлением списков, обследование жилых домов на подработанной шахтой территории не может служить обстоятельством, ограничивающим право истцов на получение социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца ФИО1 об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа включить ее в списки граждан подлежащих переселению и предоставлению социальной выплаты обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Социальная выплата на приобретение жилого помещения взамен сносимого ветхого жилья, расположенного по адресу , ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахты «Краснокаменская» должна быть предоставлена истцу в соответствии с п. 9,10 Правил утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428.

С учетом вышеприведенных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истец ФИО1 обоснованно нуждается в переселении, а установленные обстоятельства в их совокупности дают ей право на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца ФИО1 об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа предоставить путем заключения соответствующего договора социальную выплату обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом не могут быть удовлетворены требованияФИО2 исходя из следующего.

Согласно ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно п.11. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как следует из материалов дела, как было указано выше ФИО2 зарегистрирована в указанном жилом доме 20.07.2017

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования ФИО1, ФИО2 к Управлению городского развития Киселевского городского округа об установлении факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты удовлетворить частично.

обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить ФИО1 и ФИО2 в списки граждан подлежащих переселению с подработанных территорий шахты "Краснокаменская".

Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с ФИО1 договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенном в , для приобретения жилого помещения для постоянного проживания.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению городского развития Киселевского городского округа об установлении факта постоянного проживания, включении в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты, взыскании расходов по оплате государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Киселевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 16.03.2022г.

Судья Е.В. Курач

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.