ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2398/20 от 10.08.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2398/2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2020 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

при помощнике судьи Федоровой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2398/2020 по иску Софронова Романа Леонидовича, Мироновой Елены Владимировны, Тюрьмина Сергея Александровича, Лысикова Дмитрия Александровича к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о признании земель немелиорированными, установлении факта отсутствия мелиоративной системы (орошения),

УСТАНОВИЛ:

Истцы Софронов Р.Л., Миронова Е.В., Тюрьмин С.А., Лысиков Д.А. обратились в суд с заявлением к ответчику Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области и просят:

- Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 22 953 +/- 53 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, принадлежащий Софронову Р.Л.;

- Установить имеющий юридическое значение факт отсутствия на земельном участке с кадастровым <номер>, категория : земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение);

- Признать немелиорированными земельные участки с кадастровыми <номер>, площадью 24 519 +/- 54 кв.м, <номер>, площадью 2528 +-17 кв.м,, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, принадлежащие Мироновой Е.В.,

- Установить имеющий юридическое значение факт отсутствия на земельных участках с кадастровым <номер>, <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение);

- Признать немелиорированными земельные участки с кадастровыми <номер>, площадью 41569+/-71кв.м.; <номер>, площадью 32361 +/- 63 кв.м.; <номер>, площадью 35 772 +/- 66 кв.м.; <номер>, площадью 42 277 +/- 72 кв.м, <номер>, площадью 11 148 +/- 37 кв.м.; <номер>, площадью 22 776 +/- 52 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, принадлежащие Тюрьмину С.А.;

- Установить имеющий юридическое значение факт отсутствия на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение);

- Признать немелиорированными земельные участки с кадастровыми <номер>, площадью 30 834 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 31 537 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 34 825 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 33 949 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 35 652 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 22 310 +/- 10 кв.м, <номер>, площадью 28 118 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 25 414 +/- 11 кв.м, <номер>, площадью 43 464 +/- 15 кв.м, <номер>, площадью 57 103 +/- 17 кв.м, <номер>, площадью 39 093 +/- 14 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по <адрес>, принадлежащие Лысикову Д.А.;

- Установить имеющий юридическое значение факт отсутствия на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение).

Свои требования истцы мотивируют тем, что являются собственниками указанных земельных участков, расположенных по <адрес>, земельные участки являются смежными, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельные участки не имеют обременений, в границах всех участков не имеется недвижимых либо движимых объектов, в том числе мелиоративных систем.

Истец Софронов Р.Л. является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 22953 +/- 53 кв.м, по <адрес>, истец Миронова Е.В. является собственником земельных участков: с кадастровыми <номер>, площадью 24519 +/- 54 кв.м, <номер>, площадью 2528 +- 17 кв.м., по <адрес>, истец Тюрьмин С.А. является собственником земельных участков: с кадастровым <номер>, площадью 41 569 +/- 71 кв.м, <номер>, площадью 32 361 +/- 63 кв.м, <номер>, площадью 35 772 +/- 66 кв.м, <номер>, площадью 42 277 +/- 72 кв.м, <номер>, площадью 11 148 +/- 37 кв.м, <номер>, площадью 22 776 +/- 52 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид

разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, истец Лысиков Д.А. является собственником земельных участков: с кадастровым <номер>, площадью 30 834 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 31 537 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 34 825 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 33 949 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 35 652 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 22 310 +/- 10 кв.м, <номер>, площадью 28 118 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 25 414 +/- 11 кв.м, <номер>, площадью 43 464 +/- 15 кв.м, <номер>, площадью 57 103 +/- 17 кв.м, <номер>, площадью 39 093 +/- 14 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по <адрес>.

В связи с обращением истцов в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлениями о включении принадлежащих им земельных участков в границы населенного пункта (категория — «земли населенных пунктов») и отнесении их к функциональной зоне «СХ-2» с установленным видом разрешенного использования: «ведение садоводства», для согласования указанного вопроса, 19.03.2020 года истцы обратились в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Письмом Софронову Р.Л., Мироновой Е.В., Тюрьмину С.А. было отказано в согласовании включения принадлежащих им земельных участков в границы населенного пункта в зону Ж-2. В обоснование отказа Министерство сельского хозяйства и продовольствия МО указало, что земельные участки истцов относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования « для крестьянского (фермерского) хозяйства». По данным Министерства все указанные заявителями земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой (орошение). На основании п. 3 ст. 5 Закона Московской области от 12.06.2004 года № 75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» указанные земельные участки относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям и не допускаются к использованию для несельскохозяйственных нужд, а также для целей строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Наличие у Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО сведений о расположении земельных участков истцов на землях с мелиоративной системой (орошение), несмотря на фактическое отсутствие каких-либо мелиоративных систем, препятствует их дальнейшему использованию для целей садоводства с отнесением к функциональной зоне «СХ-2».

По мнению истцов, принадлежащие им земельные участки не являются мелиорированными, в их границах отсутствуют мелиоративные системы орошения. Истцы полагают, что установить юридический факт отсутствия мелиоративных систем и признать принадлежащие им земли немелиорированными возможно только в судебном порядке, так как в настоящее время правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.

В 2019 году истцы обращались в ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» Минсельхоза России за оказанием инжиниринговых услуг в сфере мелиорации земель с целью предоставления сведений о наличии/отсутствии земель с мелиоративными системами в рамках ведения учета мелиорированных земель, а именно Истцы просили предоставить сведения о наличии мелиоративных систем и их состоянии на принадлежащих им земельных участках по <адрес>. Из ответа ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» № 766 следует, что «Объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», и мелиорированные земли федеральной собственности в границах испрашиваемых участков отсутствуют.

По архивным данным спорные земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой (орошение), построенной на землях совхоза «Дашковка» в 1973-75 г. на площади 579 га. Иными сведениями в отношении указанной мелиоративной системы Учреждение не располагает.

В ходе визуального обследования земельных участков с участием представителя собственника и Учреждения установлено: земельные участки в натуру не вынесены; гидротехнических сооружений на участках не обнаружено. В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.»

Истцами было установлено, что приобретенные ими земельные участки были сформированы путем межевания из земельного участка, на котором в 1973-1975 г. проводились работы по строительству оросительной системы на общей площади 579 га. Какие либо фрагменты оросительной системы на земельных участках Истцов отсутствуют. Даже при наличии подобных систем в 1973-75 годах, с момента их ввода в эксплуатацию прошло более 45 лет, что на 15 лет превышает срок их полезного использования. Учитывая, что на спорных земельных участках в настоящее время отсутствует мелиоративная система (орошения), построенная в 1973-75 г. на площади 579 га., а в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет, Истцы полагают, что принадлежащие им земельные участки являются немелиорированными. Спорные земельные участки не включены в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в других целях не допускается, утвержденный Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 № 20РВ-349, что также является доказательством отсутствия системы орошения на земельных участках, принадлежащих истцам.

Истцы Софронов Р.Л., Миронова Е.В., Тюрьмин С.А., Лысиков Д.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором пояснил, что спорные земельные участки не включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденный распоряжением Министерства от 10.10.2019 года №20РВ-349. По информации, предоставленной ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" Минсельхоза России спорные земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой (орошение), построенной на землях совхоза «Дашковка» в 1973-1975 гг. на площади 579 га, что в свою очередь не позволяет использовать земельные участки для строительства объектов, не предназначенных для мелиорации земель. Для исключения спорных земельных участков из состава мелиорированных земель в Министерство необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы. Решение оставлял на усмотрение суда.

Письменный отзыв приобщен к материалам дела (л.д. 116-121 т.1).

Представитель третьего лица Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством (л.д. 127 т.1).

Представитель третьего лица ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" Минсельхоза России в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором просил принять решение на усмотрение суда. Пояснил, что по архивным данным земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой (орошение), построенной на землях совхоза «Дашковка» в 1973-1975 гг. на площади 579 га. Иными сведениями в отношении указанной мелиоративной системы учреждение не располагает (л.д. 128-129 т.1).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон и третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не противоречащими закону и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что Софронов Р.Л. является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 22953 +/- 53 кв.м, по <адрес> (л.д. 98-99 т.1).

Миронова Е.В. является собственником земельных участков: с кадастровыми <номер>, площадью 24519 +/- 54 кв.м, <номер>, площадью 2528 +- 17 кв.м., по <адрес> (л.д. 94-97, 100-103 т.1).

Тюрьмин С.А. является собственником земельных участков: с кадастровыми <номер>, площадью 41 569 +/- 71 кв.м, <номер>, площадью 32 361 +/- 63 кв.м, <номер>, площадью 35 772 +/- 66 кв.м, <номер>, площадью 42 277 +/- 72 кв.м, <номер>, площадью 11 148 +/- 37 кв.м, <номер>, площадью 22 776 +/- 52 кв.м, категория земель:земли сельскохозяйствен-ного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес> (л.д. 70-93 т.1).

Лысиков Д.А. является собственником земельных участков: с кадастровыми <номер>, площадью 30 834 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 31 537 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 34 825 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 33 949 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 35 652 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 22 310 +/- 10 кв.м, <номер>, площадью 28 118 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 25 414 +/- 11 кв.м, <номер>, площадью 43 464 +/- 15 кв.м, <номер>, площадью 57 103 +/- 17 кв.м, <номер>, площадью 39 093 +/- 14 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по <адрес> (л.д. 26-69 т.1).

В 2019 году истцы обратились в ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» Минсельхоза России за оказанием инжиниринговых услуг в сфере мелиорации земель с целью предоставления сведений о наличии/отсутствии земель с мелиоративными системами в рамках ведения учета мелиорированных земель, а именно просили предоставить сведения о наличии мелиоративных систем и их состоянии на принадлежащих им земельных участках по <адрес>.

Из ответа ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» № 766 следует, что «Объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», и мелиорированные земли федеральной собственности в границах испрашиваемых участков отсутствуют (л.д. 19-25 т.1).

Согласно акта обследования мелиоративной системы орошения от 03.06.2016 года, установлено, что в ходе визуального обследования земельных участков с участием представителя собственника и Учреждения установлено, что мелиоративная система находится полностью в нерабочем состоянии. Со дня ввода в эксплуатацию ремонтные работы не проводились, дождевая техника и насосная станция амортизированы, коллекторно-дренажная сеть заилена, устья коллекторов не обнаружены, закрытий оросительный трубопровод имеет многочисленные прорывы, гидранты частично сшиблены, колодцы без оградительных колец, замусорены. Восстановление экономически нецелесообразно. Было принято решение комиссии, что в связи с утратой работоспособности вышеуказанной мелиоративной системы и ее гидротехнических сооружений списать с баланса ОАО «Дашковка» вышеуказанную мелиоративную систему – орошение, построенной и сданной в эксплуатацию в 1973-1975 гг. на землях ОАО «Дашковка» площадью 579 га (л.д. 145-147 т.1).

Истцы обращались в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлениями о включении принадлежащих им земельных участков в границы населенного пункта (категория — «земли населенных пунктов») и отнесении их к функциональной зоне «СХ-2» с установленным видом разрешенного использования: «ведение садоводства», желая согласовать данный вопрос.

Согласно разъяснения третьего лица, в настоящее время проект внесения изменений в Генеральный план городского округа Серпухов поступил в Администрацию г.о. Серпухов для проведения публичных слушаний. В соответствии с действующим законодательством, при проведении публичных слушаний заявители могут оставить свои письменные замечания и предложения к проекту вышеназванного документа. Обращение истцов будет рассмотрено в рамках публичных слушаний и учтено в протоколе публичных слушаний, как предложение по внесению изменений в проект Генерального плана городского округа Серпухов (л.д. 156-164 т.1).

Установлено так же, что земельные участки с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, в результате проведения различных кадастровых работ в разное время были образованы из земельного участка с кадастровым <номер> (л.д. 165 т.1).

Как установлено их технического заключения №206Ф/20, на основании анализа представленных документов и проведенного натурного исследования земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по <адрес>, и земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по <адрес>, специалист пришел к выводу, что исследуемые земельные участки, входящие в состав земельного массива, расположенного между полотном автодороги общего пользования следованием г. Серпухов - д. Калиновские Выселки - г. Протвино и линией малоэтажной жилищной застройки д. Дракино и коттеджного поселка «Окские луга», напротив парка отдыха «Дракино», ограниченного по линии северо-восточной границы асфальтированной автодорогой общего пользования следованием в д. Дракино, по линии юго-западной границы примыкающего к щебеночной дороге общего пользования, следующей в д. Дракино мимо сельского кладбища, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и «для крестьянского фермерского) хозяйства», фактически не используются для выращивания сельскохозяйственных культур, заращены травой. На территории исследуемых земельных участков отсутствуют признаки орошения земель: не имеется каких-либо надземных и подземных сооружений систем полива, не имеется каких- либо составных частей и (или) элементов оросительной, водосборно-сбросной и дренажной сети, сооружений на сети, поливных и дождевальных машин, установок и устройств, средств управления и автоматизации, контроля за мелиоративным состоянием земель, объектов электроснабжения и связи, противоэрозионных сооружений, производственных и жилых зданий эксплуатационной службы, дорог, лесозащитных насаждений, не имеется также магистрального канала (трубопровода, лотка), его ветвей, распределителей различных порядков и оросителей и т.п. Исследуемые земельные участки с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенные по <адрес>, и земельные участки с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенные по <адрес>, не являются орошаемыми землями (л.д. 1-145 т.2).

Таким образом, для исключения данных земельных участков из состава земель с мелиоративной системой необходимо исключить указанные данные из картографических материалов ВИСХАГИ.

Следовательно, от данного действия зависит изменение вида разрешенного использования данных земельных участков в целях развития собственниками данной территории, а также регистрации права собственности на свои строения, расположенные на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по <адрес>.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий, мелиорированными - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.

В соответствии со ст. 10 Закона № 4-ФЗ мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 31 Закона № 4-ФЗ перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации не установлены особенности изменения статуса мелиорированных земельных участков. При этом изменение категории земельных участков происходит по общим правилам, предусмотренным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Порядок действий по списанию мелиоративной системы зависит от ее статуса (права собственности на систему).

Порядок списания (выбытия) мелиоративных систем как основных средств определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 года №91н, которые определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств и распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

В отношении мелиоративных систем, чей собственник не известен, необходимо провести комплексные работы по признанию прав собственности на бесхозяйные мелиоративные системы в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899). Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно письму ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» представителями учреждения и Заявителями проведено визуальное обследование земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, в ходе которого установлено, что мелиоративная система находится полностью в нерабочем состоянии. Со дня ввода в эксплуатацию ремонтные работы не проводились, дождевая техника и насосная станция амортизированы, коллекторно-дренажная сеть заилена, устья коллекторов не обнаружены, закрытий оросительный трубопровод имеет многочисленные прорывы, гидранты частично сшиблены, колодцы без оградительных колец, замусорены. Также по архивным данным (картографические материалы ВИСХАГИ) установлено, что названный участок частично расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Дашковский» Серпуховского района Московской области в 1973-1975 гг. на площади 579 га.

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», и мелиорированные земли федеральной собственности в границах испрашиваемого участка отсутствуют.

По архивным данным земельный участок заявителей расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Дашковский» Серпуховского района Московской области в 1973-1975 гг. на площади 579 га. Иными сведения в отношении указанной мелиоративной системы Учреждение не располагает. Было проведено визуальное обследование с участием представителя собственника и Учреждения.

Порядок учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством Российской Федерации (был утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 № 2933п-П1).

В настоящее время правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.

Учитывая изложенное, при отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия системы на земельном участке) возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия основания для отнесения участка к мелиорируемым).

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий, мелиорированными - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.

В соответствии со ст. 10 Закона № 4-ФЗ мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 31 Закона № 4-ФЗ перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации не установлены особенности изменения статуса мелиорированных земельных участков. При этом изменение категории земельных участков происходит по общим правилам, предусмотренным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с пунктом 10 Порядка списание мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно постановления правительства Московской области от 26.09.2019 года № 656/32 внесены изменения в Порядок формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 04.12.2018 N 908/42, от 24.07.2019 N 442/22), в соответствии с которыми внесение изменений в Перечень осуществляется Уполномоченным органом на основании сведений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, по собственной инициативе либо по инициативе органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также юридических лиц и граждан - правообладателей земельных участков (далее - заявители) на основании ходатайства о внесении изменений в Перечень, направленного в Уполномоченный орган. Копия решения суда об установлении юридического факта отсутствия на земельном участке мелиоративной системы является документом, необходимым для обращения с ходатайством о внесении изменений в характеристики земельного участка.

Учитывая, что на спорных участках в настоящее время отсутствует мелиоративная система (орошение), которая была построена на землях совхоза «Дашковский» Серпуховского района Московской области в 1973-1975 гг. на площади 579 га, а в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК-013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.

В ином порядке восстановить права и интересы заявителей не представляется возможным.

Установление юридического факта отсутствия на спорных земельных участках мелиоративных систем имеет для истцов юридическое значение, поскольку влечет за собой отсутствие основания для отнесения указанных земельных участков к мелиорированным землям.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Софронова Романа Леонидовича, Мироновой Елены Владимировны, Тюрьмина Сергея Александровича, Лысикова Дмитрия Александровича удовлетворить.

Установить юридический факт отсутствия на земельном участке с кадастровым <номер>, категория : земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение).

Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 22 953 +/- 53 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, принадлежащий Софронову Роману Леонидовичу.

Установить юридический факт отсутствия на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение).

Признать немелиорированными земельные участки с кадастровыми <номер>, площадью 24 519 +/- 54 кв.м, <номер>, площадью 2528 +-17 кв.м,, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, принадлежащие Мироновой Елене Владимировне.

Установить юридический факт отсутствия на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение).

Признать немелиорированными земельные участки с кадастровыми <номер>, площадью 41 569 +/- 71 кв.м, <номер>, площадью 32 361 +/- 63 кв.м, <номер>, площадью 35 772 +/- 66 кв.м., <номер>, площадью 42 277 +/- 72 кв.м, <номер>, площадью 11 148 +/- 37 кв.м, <номер>, площадью 22 776 +/- 52 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, принадлежащие Тюрьмину Сергею Александровичу.

Установить юридический факт отсутствия на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>,<номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по <адрес>, мелиоративной системы (орошение).

Признать немелиорированными земельные участки с кадастровыми <номер>, площадью 30 834 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 31 537 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 34 825 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 33 949 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 35 652 +/- 13 кв.м, <номер>, площадью 22 310 +/- 10 кв.м, <номер>, площадью 28 118 +/- 12 кв.м, <номер>, площадью 25 414 +/- 11 кв.м, <номер>, площадью 43 464 +/- 15 кв.м, <номер>, площадью 57 103 +/- 17 кв.м, <номер>, площадью 39 093 +/- 14 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по <адрес>, принадлежащие Лысикову Дмитрию Александровичу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В.Козлова

Решение суда в окончательной форме составлено 04 сентября 2020 года