ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2399/15 от 20.05.2015 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-2399/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2015 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

представительствующего судьи Данилина Е.М.,

при секретаре судебного заседания Сарбаевой Т.С.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя заявителя ФИО2,

представителя заинтересованного лица администрации г. Чебоксары ФИО3,

прокурора Афанасьевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконной статьи 44 Устава адрес,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконной статьи 44 Устава г. Чебоксары, указав, что согласно п. 4 ст. 60 Конституции Чувашской Республики, принятой 01.01.2001, Чувашская Республика состоит из районов: Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, ФИО4, Чебоксарский, ФИО5- ский, Шумерлинский, Ддринский, Яльчикский, Янтиковский; городов респуб-, ликанского значения: Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Шумерля.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов 30.11.2015 №40 принят Устав города Чебоксары, опубликованный 31.12.2005 в газете "Чебоксарские новости" №№ 255-260. Статьей 44 Устава установлено, что территориальные органы администрации города (в редакции Решения ЧГСД от 30.06.2011 № 260) администрации Калининского, Ленинского, Московского районов и Заволжского территориального управления относятся к территориальным органам администрации города Чебоксары, входят в его общую структуру и являются юридическими лицами. Территориальные органы администрации создаются для управления соответствующими территориями, осуществляют функции управления и контроля за хозяйственной деятельностью, жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания населения. Осуществление других полномочий согласно Положения о территориальных органах администрации города, утверждаемым ЧГСД Уставом города Чебоксары противоречит пункту 4 ст. 60 Конституции Чувашской Республики, которая вопросы образования, объединения и упразднения районов, городов, сельских поселений, а также установления и перенесения административных центров и все иные административно-территориального устройства определяются законом Чувашской Республики. Со вступлением Конституции Чувашской Республики в действие с 01.01.2001 Решение (Закон) о создании районов Ленинского, Калининского, Московского города Чебоксары не принималось. В силу чего создание территориальных органов управления администраций, не существующих территорий явилось неправомерным.

Заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании заявление поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Чебоксары ФИО3 полагает заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, из которого следует, что Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. № 40 «Об Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики» принято в соответствии с Федеральным законом от дата № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Чувашской Республики от дата ----- «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Устав города зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 26 декабря 2005 г. (свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования -----). Текст Устава города Чебоксары опубликован в газете «Чебоксарские новости» ------

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и законодательство Чувашской Республики в Устав города Чебоксары неоднократно вносились соответствующие изменения, именно: от 11.07.2006 № 257; 27.09.2007 № 766, от 28.10.2008 № 1138, от 23.12.2008 № 1207, от 26.06.2009 № 1345, от 22.06.2010 № 1704, от 14.04.2011 № 144, от 30.06.2011 № 260, от 06.03.2012 № 500, от 25.09.2012 № 750, от 24 сентября 2013 г. № 1139, от 17 апреля 2014 г. № 1399, от 20 ноября 2014 г. № 1743.

Все изменения в Устав города были проверены регистрирующим органом (Управлением Министерства юстиции РФ по Чувашской Республики) на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам суоъекта госсиискии Федерации, а также проведена антикоррупционная экспертиза устава муниципального образования.

В соответствии со ст. 1 Устава муниципальное образование город Чебоксары является городским поселением, наделенным Законом Чувашской Республики "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" статусом городского округа.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

П. 5 ч. 1 ст. 11 Ф3-131 предусмотрено, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

В соответствии со статьей 60 Конституции Чувашской Республики Чувашская Республика состоит из районов и городов республиканского значения: Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Шумерля.

Вопросы образования, объединения, упразднения районов, городов, сельских населенных пунктов, а также установления и перенесения их административных центров, иные вопросы административно-территориального устройства определяются законом Чувашской Республики.

Административно-территориальное устройство Чувашской Республики, его принципы, порядок образования, объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ и административных центров регулируется Законом Чувашской Республики от 19 декабря 1997 года № 28 «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики». Вышеуказанный нормативный акт к понятию «район города» относит часть территории города, выделенную в целях рациональной организации управления муниципальным хозяйством, улучшения обслуживания населения и удобства жителей во взаимоотношениях с органами местного самоуправления.

Согласно статьи 8 данного закона в соответствии с законодательством Российской Федерации к ведению органов местного самоуправления относятся: образование, объединение, преобразование или упразднение районов города, установление или изменение их территорий; инициирование перед Государственным Советом Чувашской Республики вопросов административно-территориального устройства с учетом мнения населения соответствующей территории; наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов; иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Уставу муниципального образования город Чебоксары -столицы Чувашской Республики принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- территорию адрес составляют исторически сложившиеся земли города, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения города, рекреационные земли, земли для развития города, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ города Чебоксары.

Город Чебоксары самостоятельно определяет свое административно- территориальное устройство исходя из необходимости решения задач жизнеобеспечения граждан, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Границы районов города Чебоксары определяются Чебоксарским городским Собранием депутатов по представлению администрации города Чебоксары.

Административное разделение территории города Чебоксары на три района было осуществлено на основании постановления Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 4 апреля 1973 года о разделении города Чебоксары на три административных района: Калининский, Ленинский и Московский, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.04.1973.

Во исполнение вышеназванных нормативных правовых актов решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 15 января 2008 г. № 880 определены границы территорий Калининского, Ленинского, Московского районов города Чебоксары.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация входит в структуру органов местного самоуправления. Структура местной администрации в свою очередь утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Так в соответствии с вышеназванными нормами Уставом города Чебоксары предусмотрено, что территориальные органы, к которым относятся администрации Калининского, Московского, Ленинского районов входят в общую структуру администрации города Чебоксары.

Территориальные органы администрации города созданы для управления соответствующими территориями, осуществления функций управления и контроля за хозяйственной деятельностью, жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания населения, осуществления других полномочий.

И также в соответствии со статьей 9 Устава города администрация города Чебоксары, территориальные, функциональные, отраслевые органы администрации города Чебоксары, являются юридическими лицами и соответственно зарегистрированы в налоговом органе.

Таким образом, Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в части разделения территории города на три района ни коем образом не противоречит федеральному и региональному законодательству. Такой порядок образования и деятельности органов местного самоуправления исторически сложился с ------.

Представитель заинтересованного лица Чебоксарского городского Собрания депутатов в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия и отзыв на иск, из которого следует, что Действующая редакция Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата № 40, прошла все предусмотренные процедуры согласования и официальной регистрации в ГУ Министерства юстиции России по ПФО и Министерстве юстиции Чувашской Республики. При этом указанными государственными органами были проведены правовые экспертизы Устава на предмет соответствия федеральному и республиканскому законодательству, в том числе и требованиям Конституции Чувашской Республики. После указанных проверок Устав зарегистрирован в ГУ Минюста России по ПФО дата -----.

Кроме того, прокуратурой Чувашской Республики была проведена антикоррупционная экспертиза данного муниципального нормативного правового акта, которая не выявила факты коррупциогенности.

В соответствии со статьей 60 Конституции Чувашской Республики, Чувашская Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско- Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского; городов республиканского значения: Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Чебоксары, Шумерли.

Вопросы образования, объединения, упразднения районов, городов, сельских населенных пунктов, а также установления и перенесения их административных центров, иные вопросы административно- территориального устройства определяются законом Чувашской Республики.

Административно-территориальное устройство Чувашской Республики, его принципы, порядок образования, объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ и административных центров регулируется Законом Чувашской Республики от дата----- «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики». Согласно статье 8 данного закона к ведению органов местного самоуправления относятся, в том числе образование, объединение, преобразование или упразднение районов города, установление или изменение их территорий.

Согласно данного закона к административно-территориальным единицам относится район города - это часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления муниципальным хозяйством, улучшения обслуживания населения и удобства жителей во взаимоотношениях с органами местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с указанным законом Чувашской Республики и Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата № 40, город Чебоксары самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство исходя из необходимости решения задач жизнеобеспечения граждан, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Границы районов города Чебоксары определяются Чебоксарским городским Собранием депутатов по представлению администрации города Чебоксары.

Во исполнение вышеназванных нормативных правовых актов решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 15 января 2008 г. № 880 определены границы территорий Калининского, Ленинского, Московского районов города Чебоксары.

В целях рациональной организации управления муниципальным хозяйством, улучшения обслуживания населения и удобства жителей во взаимоотношениях с органами местного самоуправления действуют и соответствующие администрации районов: Калининский, Ленинский и Московский, которые согласно Устава входят в структуру местной администрации и являются ее территориальными органами.

Территориальные органы администрации города созданы для управления соответствующими территориями, осуществления функций управления и контроля за хозяйственной деятельностью, жилищно- коммунального и социально-культурного обслуживания населения, осуществления других полномочий.

Уставом города Чебоксары предусмотрено, что указанные территориальные органы входят в общую структуру администрации города Чебоксары. При этом статья 44 Устава города Чебоксары не касается административно-территориального деления города Чебоксары, а определяет лишь структуру администрации города.

Таким образом, статья 44 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики от 30.11.2005 г. № 40 принят в пределах полномочий и не противоречит требованиям федерального законодательства.

Прокурор Афанасьева Е.Г. полагает заявленные требования необоснованными, пояснив, что статья 44 Устава принята Чебоксарским городским Собранием депутатов в пределах полномочий, не противоречит Закону ЧР. Устав зарегистрирован и опубликован. Требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей 1власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 2 Федерального закона городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Статьей 7 Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как установлено в ходе рассмотрения дела Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата № 40, зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу дата (свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования №RU213040002005002), опубликован в газете «Чебоксарские новости» № 255-260, 31.12.2005.

Согласно ст. 44 Устава муниципального образования г. Чебоксары (далее - Устав) территориальные органы администрация г. Чебоксары включают: Администрации Калининского, Ленинского, Московского районов города Чебоксары и Заволжское территориальное управление относятся к территориальным органам администрации города Чебоксары, входят в общую структуру администрации города и являются юридическими лицами.

Территориальные органы администрации города создаются для управления соответствующими территориями, осуществления функций управления и контроля за хозяйственной деятельностью, жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания населения, осуществления других полномочий, в соответствии с Положением о территориальных органах администрации города, утверждаемым Чебоксарским городским Собранием депутатов.

Суд находит необоснованными доводы заявителя о противоречии ст. 44 Устава Конституции Чувашской Республики ввиду следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 60 Конституции ЧР Чувашская Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского; городов республиканского значения: Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Чебоксары, Шумерли.

Таким образом, Конституция Чувашской Республики устанавливает перечень районов республики, не определяя перечень муниципальных образований на территории республики, к которым в силу Федерального закона могут относиться городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

При этом Конституция Чувашской Республики устанавливает, что вопросы образования, объединения, упразднения районов, городов, сельских населенных пунктов, а также установления и перенесения их административных центров, иные вопросы административно-территориального устройства определяются законом Чувашской Республики.

В соответствии со ст. 8 Закона ЧР от 19.12.1997 № 28 «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики» (в настоящее время действует в редакции от 30.07.2013 № 37, далее – Закон ЧР) к ведению органов местного самоуправления относится образование, объединение, преобразование или упразднение районов города, установление или изменение их территорий.

Согласно ст. 14 Закона ЧР вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или упразднении районов города, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом муниципального образования самостоятельно в соответствии с Уставом города.

Таким образом, оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят Чебоксарским городским Собранием депутатов в пределах полномочий, в надлежащей форме, опубликован и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, поскольку не имеется основания для признания оспариваемого нормативного правового акта (части) недействующим, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд принимает решение об отказе у удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконной статьи 44 Устава муниципального образования г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксаркого городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 40, отказать.

На решение суда могут быть подана апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Судья Е.М. Данилин

В окончательной форме

решение принято 25.05.2015

Судья Е.М. Данилин