РЕШЕНИЕ Дело №
Именем Российской Федерации
**** года с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Селищева В.Е.
при секретаре Гущиной Н.Е.
с участием прокурора Сырых А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполняющего обязанности прокурора Советского района в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» о признании бездействие ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» в не предоставлении информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) незаконным,
Установил
Прокурор Советского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» о признании бездействие ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» в не предоставлении информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) незаконным. Прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» законодательства о занятости населения в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы.
Для соблюдения гарантированной Конституцией РФ нормы права на труд и права на защиту от безработицы принят закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения: обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а так же информацию о наличии вакантных мест (должностей).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридический лиц ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» зарегистрировано как самостоятельный хозяйствующий субъект, следовательно, производит трудоустройство граждан, а поэтому на данное юридическое лицо распространяется требования ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Вместе с тем, ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» названные требования законодательства не исполняет. Как следует из имеющихся в материалах дела информации КГУ «Центр занятости населения Советского района», в течение **** года и истекшем периоде **** года ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» не предоставляет в Краевое государственное учреждение «Центр занятости населения Советского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Российская Федерация проводит в жизнь государственную политику в области социальной защиты граждан в Российской Федерации, целью которой является обеспечение гражданам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а так же в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В связи с реализацией гарантированных прав граждан на занятость и установление общей численности безработных граждан на территории Российской Федерации в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 3458 учрежден порядок регистрации безработных граждан, согласно которому первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждение службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.
Не предоставление ответчиком сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) нарушает государственную политику в области социальной защиты граждан по выбору работы, поиска рабочих мест с целью устранения безработицы в Российской Федерации, что создает препятствия для гарантированного государством трудоустройства.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Таким образом, следствием не предоставления информации о наличии рабочих мест (должностей) выступает, то, что банк вакантных рабочих мест (должностей) не корректируется специалистами службы занятости населения, и приводит к сбою поступления сведений о наличии или отсутствии на предприятиях или организациях вакантных рабочих мест (должностей), вследствие чего не доводится до сведений граждан, ищущих работу.
Допущение ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» нарушения требований ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не позволяют гражданам в полном объеме воспользоваться бесплатным содействием со стороны КГУ «Центр занятости населения Советского района» в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости и информированием о положении на рынке труда, что нарушает их право на защиту от безработицы, гарантированное им государством - ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах, бездействие ответчика по не предоставлению органами службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) подлежит признанию незаконными в судебном порядке, с возложением на ответчика соответствующей обязанности. В противном случае нарушенные ответчиком права граждан на защиту от безработицы, выбор работы и поиск рабочих мест с целью устранения безработицы восстановлены быть не могут.
Поэтому прокурор Советского района обратился в суд и просит признать бездействие ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» выразившиеся в не предоставлении в КГУ «Центр занятости населения Советского района» информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) незаконным, возложить обязанность на ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» ежемесячно предоставлять в КГУ «Центр занятости населения Советского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) на предприятии.
В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Сырых А.В. на иске настаивал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Представители ответчика ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» Кудрова Е.М., Константинова О.А. исковые требования не признали. Представитель Кудрова Е.М. пояснила, что в течении **** г. ОАО «БГПК» регулярно информировало КГУ ЦЗН Советского района о наличии вакантных рабочих мест на предприятии. При наличии свободных вакантных мест организация представляла в КГУ ЦЗН письменную информацию, при отсутствии информировали по телефону. Поэтому считает, что они в полной мере выполняли указанные обязанности. Кроме того, ч.3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» не указана форма предоставления такой информации, поэтому они считают, что она может быть как в письменной или в устной форме. При таких обстоятельствах считают, что исковые требования не обоснованыи не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица – КГУ «ЦЗН Советского района» Карманова О.Л. в судебном заседании пояснила, что обязанность организаций предоставлять ежемесячно информацию о наличии вакантных рабочих местах указана в ч.3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», о том что информация должна предоставляться в письменном виде указано в приказе Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 г. №513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателем в подборе необходимых работников». Отсутствие вакантных мест должно оформляться справкой, которая должна также представляться в письменном виде в КГУ ЦЗН. ОАО «БГПК» свою обязанность по предоставлению указанной информации не выполняли в полном объеме, за **** г. представили за **** месяца.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» законодательства о занятости населения в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы.
Для соблюдения гарантированной Конституцией РФ нормы права на труд и права на защиту от безработицы принят закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения: обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а так же информацию о наличии вакантных мест (должностей). Информация должна предоставляться в письменном виде, согласно приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 г. №513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателем в подборе необходимых работников».
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридический лиц ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» зарегистрировано как самостоятельный хозяйствующий субъект, следовательно, производит трудоустройство граждан, а поэтому на данное юридическое лицо распространяется требования ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Вместе с тем, ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» названные требования законодательства не исполняет. Как следует из имеющихся в материалах дела документов в течение **** года т.е за **** месяцев со стороны ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» представлено в Краевое государственное учреждение «Центр занятости населения Советского района» две письменной информации (сведений о потребностях в работниках, наличии рабочих свободных мест(вакантных должностей) от **** г. и от **** г. о наличии вакантных рабочих мест (должностей).В течении **** года и в период до **** г.т.е. за **** месяцев, до момента обращения в суд прокурора поступило три письменной информации от **** г.,**** г.,**** г. Вопреки требований ст.56 ГПК РФ доказательств того, что ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» ежемесячно представляет предусмотренную законом информацию суду не представлено.
Российская Федерация проводит в жизнь государственную политику в области социальной защиты граждан в Российской Федерации, целью которой является обеспечение гражданам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а так же в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В связи с реализацией гарантированных прав граждан на занятость и установление общей численности безработных граждан на территории Российской Федерации в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 3458 учрежден порядок регистрации безработных граждан, согласно которому первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждение службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.
Не предоставление ответчиком ежемесячно сведений о наличии или отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) нарушает государственную политику в области социальной защиты граждан по выбору работы, поиска рабочих мест с целью устранения безработицы в Российской Федерации, что создает препятствия для гарантированного государством трудоустройства.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Таким образом, следствием не предоставления информации о наличии или отсутствии рабочих мест (должностей) выступает, то, что банк вакантных рабочих мест (должностей) не корректируется специалистами службы занятости населения, и приводит к сбою поступления сведений о наличии или отсутствии на предприятиях или организациях вакантных рабочих мест (должностей), вследствие чего не доводится до сведений граждан, ищущих работу.
Допущение ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» нарушения требований ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не позволяют гражданам в полном объеме воспользоваться бесплатным содействием со стороны КГУ «Центр занятости населения Советского района» в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости и информированием о положении на рынке труда, что нарушает их право на защиту от безработицы, гарантированное им государством - ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
При таких обстоятельствах, бездействие ответчика по не предоставлению органами службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) подлежит признанию незаконными в судебном порядке, с возложением на ответчика соответствующей обязанности. В противном случае нарушенные ответчиком права граждан на защиту от безработицы, выбор работы и поиск рабочих мест с целью устранения безработицы восстановлены быть не могут.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» подлежит взысканию в бюджет Советского района государственная пошлина в размере **** рублей, как с исковых заявлений неимущественного характера.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Советского района в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» о признании бездействия ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» в не предоставлении информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) незаконными, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» в не предоставлении в КГУ «Центр занятости населения Советского района» информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Обязать ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» ежемесячно предоставлять в КГУ «Центр занятости населения Советского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) на предприятии.
Взыскать с ОАО «Бийский гравийно-песчаный карьер» государственную пошлину в доход бюджета Советского района Алтайского края в размере **** рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти дней.
Судья В.Е. Селищев