ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-239/11 от 20.06.2011 Троицкого районного суда (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 20 июня 2011 года

<адрес> районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Зайцевой Л.Н

С участием прокурора Денисовой А.В.

при секретаре Кшуевой И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране культурного наследия, в ходе которой установлено следующее.

Постановлением АКСНД от 02.04.2001 года №94 «Об утверждении списка памятников Великой Отечественной Войны в Алтайском крае» памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в <адрес> включен в Список памятников Великой отечественной Войны Алтайского края.

Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанный памятник не является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В реестр объектов муниципальной собственности <адрес> памятник не включен, фактически является бесхозяйным. При этом в ходе проверки установлено, что памятник нуждается в проведении капитального ремонта.

В ходе проверки установлено, что Администрация <адрес> не принимает мер по постановке на учет памятника истории в территориальном органе Росреестра, что ставит под угрозу сохранность памятника в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации, что является нарушением ст. 7 ФЗ от 25.06.2001 года №73 -ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации», что нарушает права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ, каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.

В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) в <адрес> и Братской могилы погибших партизан в <адрес>, и обязать ответчика принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

В судебном заседании прокурор иск поддержал, просил признать бездействие незаконным и возложить на ответчика обязанность по принятию мер признания памятника бесхозяйным и постановке бесхозяйного имущества на учет.

Представитель ответчика с исковыми требованиями согласен. Признание иска ответчиком осознанно, добровольно и принимается судом.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, представителя администрации <адрес>, суд полагает исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п. 1,2 ст.9.3 Федерального закона от 25.06.2001 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Аналогичная норма определена п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ст.7 Федерального закона от 25.06.2001 года № 73 ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных, в том числе, на предотвращение разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

П.9 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством РФ могут относиться к собственности поселений.

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено в судебном заседании, администрация <адрес> не принимает мер по постановке на учет памятника как бесхозяйного имущества, что ставит под угрозу сохранность памятника в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации, что является нарушением ст. 7 ФЗ от 25.06.2001 года №73 -ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации», что нарушает права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ, каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.

Гражданам Российской Федерации согласно ст.7 Федерального закона от 25.06.2001 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации», гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ, каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.

Преамбулой Федерального закона от 25.06.2001 года № 73-ФЗ определено, что в РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) в <адрес> и Братской могилы погибших партизан в <адрес>.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность принять меры по признанию бесхозяйным памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) и Братской могилы погибших партизан в <адрес>, и постановке бесхозяйного имущества на учет.

Взыскать с администрации <адрес> государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через <адрес> районный суд.

Председательствующий Л.Н. Зайцева