Дело № 2-239/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Зырянка 01 ноября 2018 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Соловьева В.Е., с участием истца – и.о. прокурора Верхнеколымского района Шадрина В.Н., представителя ответчика – директора Муниципальной казенной образовательной организации «Угольнинская средняя общеобразовательная школа» ФИО1, при секретаре Галюк О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
и.о. прокурора Верхнеколымского района в интересах учащихся № класса: Б.А.А., С.Л.А., Ш.Р.К. к Муниципальной казенной образовательной организации «Угольнинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в части обеспечения учащихся рабочими тетрадями по предмету «Русский язык» под ред. ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, «Литература» под ред. ФИО6, ФИО7, ФИО8, «Английский язык» под ред. ФИО9, ФИО10, ФИО11, «Алгебра» под ред. ФИО12, «Геометрия 7-9 кл.» под ред. ФИО13, «Физика 8-9 кл.» под ред. ФИО14, «Всеобщая история новейшая история» под ред. ФИО15, «История России» под ред. ФИО16, ФИО17, «Обществознание» под ред. ФИО18, ФИО19, ФИО20, «Введение в общую биологию и экологию» под ред. ФИО21, ФИО22, ФИО23, «География» под ред. ФИО24, «Химия» под ред. ФИО25, «ОБЖ» под ред. ФИО26, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> и.о. прокурора Верхнеколымского района Шадрин В.Н. обратился в суд иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Угольнинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в части обеспечения учащихся рабочими тетрадями, мотивируя тем, что в нарушение части 1 статьи 35 федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учащиеся № класса Б.А.А.., С.Л.А... Ш.Р.К.. не обеспечены рабочими тетрадями по предметам: «Русский язык» под ред. ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, «Литература» под ред. ФИО6, ФИО7, ФИО8, «Английский язык» под ред. ФИО9, ФИО10, ФИО11, «Алгебра» под ред. ФИО12, «Геометрия 7-9 кл.» под ред. ФИО13, «Физика 8-9 кл.» под ред. ФИО14, «Всеобщая история новейшая история» под ред. ФИО15, «История России» под ред. ФИО16, ФИО17, «Обществознание» под ред. ФИО18, ФИО19, ФИО20, «Введение в общую биологию и экологию» под ред. ФИО21, ФИО22, ФИО23, «География» под ред. ФИО24, «Химия» под ред. ФИО25, «ОБЖ» под ред. ФИО26, что влечет нарушение прав несовершеннолетних на образование.
В судебном заседании истец – и.о. прокурора Верхнеколымского района Шадрин В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», «ГОСТ 7.60-2003 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения». В ходе проверки установлено, что в МКОО УСОШ отсутствуют рабочие тетради. В пояснительной записке, приложенной к исковому заявлению, директор пояснила, что в связи с малым количеством учеников не видит необходимости приобретения рабочих тетрадей, они есть в электронном виде у каждого учителя, при необходимости распечатываются для учащихся. Прокуратура не согласилась с данной позицией, в связи с тем, что в соответствии с ГОСТ рабочая тетрадь это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Неисполнение установленных законом обязанностей влечет к нарушению прав учащихся.
Представитель ответчика – директор МКОО УСОШ – ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что действительно школой не приобретены рабочие тетради для учеников средней школы в бумажном варианте на 2018-2019 учебный год. Однако, при этом у каждого учителя – предметника имеется рабочая тетрадь в электронном виде, при необходимости ученикам распечатываются задания из нее, или тетрадь может быть предоставлена ученику на электронном носителе. Кроме того, если ученики будут носить полный комплект – учебник, рабочая тетрадь и т.д. на каждый день занятий это будет нарушением САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в части веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей. Данное решение принято на совещании Управляющего совета школы, в целях сохранения здоровья обучающихся. В своих рабочих программах для 5-11 классов учителя – предметники не указывают на обязательное использование рабочих тетрадей на печатной основе. Считает, что использование электронных рабочих тетрадей никак не ущемляет прав обучающихся, так как они являются аналогом рабочих тетрадей на печатной основе.
Свидетель Л.Т.П. суду показала, что работает учителем русского языка и литературы, является классным руководителем № класса. Пояснила, что раньше, когда у них были печатные варианты рабочих тетрадей, ученики использовали их только на 30-40%. Использование электронного варианта рабочих тетрадей нисколько не изменило учебный процесс. По мере необходимости она распечатывает задания для использования на уроках и выполнения домашних заданий. Электронные варианты рабочих тетрадей были розданы ученикам в <дата> по всем предметам и при желании они могут в них работать дома самостоятельно.
Свидетель С.Ю.З. показал, что работает учителем информатики и физики в МКОО УСОШ. Пояснил, что при использовании рабочих тетрадей в печатном варианте учениками они ранее использовались примерно на 40-70%. Школа полностью оборудована оргтехникой, каждый учитель имеет возможность распечатать необходимые задания из электронного варианта рабочей тетради для учеников. На качество учебного процесса использование электронного варианта рабочих тетрадей никак не повлияло.
Свидетель Н.Б.А. суду показал, что работает учителем истории и обществознания, по совместительству социальным педагогом МКОО УСОШ. Пояснил, что одной из основных причин перехода на электронный вариант рабочих тетрадей был здоровье сберегающий компонент. Школа провела мониторинг: взвесили портфели с комплектом на один рабочий день в соответствии с расписанием– учебники, рабочие тетради, письменный принадлежности, и выяснили, что общий вес учебного комплекта превышает вес, установленный требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Использование электронных рабочих тетрадей никак не сказывается на качестве учебного процесса. Электронные варианты рабочих тетрадей были розданы ученикам в начале учебного года. Во время обучения педагоги распечатывают необходимые задания к каждому уроку. Ранее при использовании печатных вариантов дети писали в них карандашами, для повторного использования надписи стирались, но оставались следы, по которым ученики могли спокойно восстановить ответы, то есть для повторного использования, как учебники, они уже не были пригодны. Считает, что использование электронного варианта рабочих тетрадей никак не ущемляет прав учеников.
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Аналогичные положения закреплены в ч. ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В силу п. п. 3, 8 ст. 2 Закона N 273-ФЗ обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Законом N 273-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждены Приказом Минобрнауки России "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" от 253 марта 2014 года N 1067.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ), а также определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п. 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Приведенные нормы корреспондируют статье 35 Закона N 273-ФЗ, согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве обучающегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.
Согласно ГОСТу 7.60-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения" рабочая тетрадь это - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Таким образом, ГОСТ 7.60-2003, выделяет рабочую тетрадь в самостоятельный раздел, поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.
Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания.
Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала.
Более того, образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом, поэтому вывод суда об удовлетворении иска не соответствует обстоятельствам дела и противоречит закону.
Так, согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.
Из материалов дела усматривается, что рабочие тетради не предусмотрены учебными программами МКОО УСОШ в качестве обязательного учебного издания.
Использование рабочих тетрадей в электронном виде подтверждается материалами дела и показаниями свидетелей.
Также суд отмечает, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.
Основываясь на системном анализе действующего законодательства и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что на школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями.
При таких обстоятельствах, исковые требования и.о. прокурора Верхнеколымского района в интересах учащихся к Муниципальной казенной образовательной организации «Угольнинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в части обеспечения учащихся рабочими тетрадями, удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Верхнеколымского района в учащихся № класса: Б.А.А., С.Л.А., Ш.Р.К. к Муниципальной казенной образовательной организации «Угольнинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в части обеспечения учащихся рабочими тетрадями по предмету «Русский язык» под ред. ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, «Литература» под ред. ФИО6, ФИО7, ФИО8, «Английский язык» под ред. ФИО9, ФИО10, ФИО11, «Алгебра» под ред. ФИО12, «Геометрия 7-9 кл.» под ред. ФИО13, «Физика 8-9 кл.» под ред. ФИО14, «Всеобщая история новейшая история» под ред. ФИО15, «История России» под ред. ФИО16, ФИО17, «Обществознание» под ред. ФИО18, ФИО19, ФИО20, «Введение в общую биологию и экологию» под ред. ФИО21, ФИО22, ФИО23, «География» под ред. ФИО24, «Химия» под ред. ФИО25, «ОБЖ» под ред. ФИО26, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 01 ноября 2018 года.
Судья: В.Е. Соловьев