ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-239/18 от 18.07.2018 Бурейского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-239/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Новобурейский «18» июля 2018 года

Бурейский районный суд Амурской области

в составе:

председательствующего судьи Поддубного В.В.

при секретаре Пятакове А.В.,

с участием

истцов ФИО1, ФИО2,

представителя истцов - ФИО6,

представителя ответчика - МКУ Администрация рп. Талакан Бурейского района Амурской области действующей по доверенности – ФИО7,

представителя третьего лица - Талаканского поселкового Совета народных депутатов Бурейского района Амурской области – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению Администрации рабочего поселка Талакан Бурейского района Амурской области о признании действий по приостановлению выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет с 01 января 2018 года, незаконными,

УСТАНОВИЛ:

24 мая 2018 года истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с настоящим иском к ответчику МКУ Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района Амурской области. В обоснование в иске указали, что они до выхода на пенсию были муниципальными служащими, работали у ответчика - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан. В настоящее время они (истцы) - ФИО1 и ФИО2 являются пенсионерами муниципальной службы по действующему законодательству Российской Федерации. На 31.12.2014 г. на день увольнения истца - ФИО1 стаж муниципальной службы составил 15 лет 3 месяца 21 день. На 26.03.2014 г. на день увольнения истца - ФИО2 стаж муниципальной службы составил 29 лет 15 дней. Однако, в настоящее время ответчик нарушает их законные права на получение муниципальной пенсии по выслуге лет. Истцами - ФИО1 и ФИО2 в период с 25.02.2018 г. по 26.02.2018 г. включительно на ФГУП Почта России была получена заказная корреспонденция от ответчика - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан, а именно: сопроводительное письмо от 21.02.2018г. № 170 и сопроводительное письмо от 21.02.2018г. № 172 в которых содержалась информация о том, что с 01.01.2018г. им приостановлена выплата муниципальной пенсии за выслугу лет с приложением Протокола от 20.02.2018 г. № 15 заседания комиссии по вопросам муниципальной службы, в которых указано, что принято решение ответчиком о приостановлении выплаты им муниципальной пенсии за выслугу лет с 01.01.2018 г. Считают действия ответчика - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан по приостановлению выплаты им - истцам муниципальной пенсии за выслугу лет незаконными и необоснованными в полном объеме. Во-первых, ответчик в сопроводительных письмах от 21.02.2018 г. № 170 и от 21.02.2018 г. № 172 не указал, на основании какого нормативно-правового акта ими было принято решение о приостановлении выплаты им муниципальной пенсии за выслугу лет. Следовательно, ответчик не имел права делать приостановку выплаты муниципальной пенсии истцам. Во-вторых, к сопроводительному письму ответчиком приложены Протокол от 20.02.2018 г. № 15 заседания комиссии по вопросам муниципальной службы и Протокол от 20.02.2018 г. № 14 заседания комиссии по вопросам муниципальной службы, в свою очередь ответчик - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан перестала исполнять обязанность по выплате им муниципальной пенсии за выслугу лет с 01.01.2018 г. то есть ранее, чем состоялось заседание комиссии. В-третьих, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего и служит его гарантией. В соответствии с подп. 5 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» «Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет...». Кроме этого законодатель в соответствии с ч. I ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» «В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации». В соответствии с подп. 11 ч.1 ст. 52 ФЗ от 27.07.200 4г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей». В соответствии с под.1 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» «Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие. В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» «Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона». В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Законодатель в ч. 1 ст. 24 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Коме этого, положения ч. 1 ст. 21 Закона Амурской области от 31.08.20017г. № 364-03 «О муниципальной службе в Амурской области» также закреплена, что «В сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом области о государственной гражданской службе». Положения ч. 1 ст. 21 Закона Амурской области от 31.08.20017г. № 364-03 «О муниципальной службе в Амурской области» закреплено, что «Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области, установленным настоящим Законом. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего области по соответствующей должности государственной гражданской службы области. Установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи». Таким образом, Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим. Определение конкретного размера пенсии муниципального служащего за выслугу лет осуществляется органами местного самоуправления, однако они (органы местного самоуправления) не могут действовать произвольно и устанавливаемые ими правила не могут уменьшать уровень гарантий, установленных федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации. В свою очередь ответчик, издав Постановление от 24 марта 2017 года № 67 «О внесении изменений в Постановление администрации рабочего поселка Талакан от 02.04.2014 № 40» фактически лишил их, истцов, гарантированного федеральным законодателем права на получение дополнительного пенсионного обеспечения, что привело к нарушению их законных прав и гарантий как пенсионеров, имеющих стаж муниципальной службы более 15 лет. В-четвертых, кроме выше приведенных норм гражданского законодательства Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ от 23.05.2016г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста» «За лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и уволенными (освобожденными от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года, лицами, замещающими на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющими на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, а также лицами, замещающими на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года М 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в статьи 7, 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, в соответствии с положениями ч.1 ст. 4 ГК РФ «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие». Соответственно в соответствии с ч. 2 ст. 24 ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» «Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации». Ответчик не имел и не имеет законных оснований для прекращения выплаты им истцам муниципальной пенсии и тем более для издания таких актов, которые противоречат вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, Закон обратной силы не имеет. Истец ФИО1 получала пенсию по выслуге лет с 01.01.2015 г. Истец, ФИО2, получала пенсию по выслуге лет с 01.04.2014 г. Согласно Справки № 361 от 05.04.2018 г. МКУ Администрация рабочего поселка Талакан за период с января 2017г. по декабрь 2017 года истец ФИО1 получила муниципальную пенсию в сумме 57 415 рублей 14 копеек. Согласно Справки № 362 от 05.04.2018 г. МКУ Администрация рабочего поселка Талакан за период с января 2017 г. по декабрь 2017 года истец ФИО2 получила муниципальную пенсию в сумме 57 239 рублей 80 копеек. Обращают особое внимание на тот факт, что ответчик - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан уже нарушало их права на получение муниципальной пенсии в 2017 году, что подтверждается Справкой № 361 от 05.04.2018 г. МКУ Администрация рабочего поселка Талакан и Справкой № 362 от 05.04.2018 г. МКУ Администрация рабочего поселка Талакан, в этих справках расписаны месяцы выплаты положенной им пенсии по выслуге лет, а в апреле 2017г. и мае 2017 года, ответчик - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан данную обязанность по выплате муниципальной пенсии не исполняло, а также перестала ее исполнять с 01.01.2018 г. Данный факт неоднократного нарушения их права на получение муниципальной пенсии также подтверждается ответами Администрации Бурейского района Амурской области от 17.04.2017 г. № 83 и ответом от 26.07.2017г. № 195, которые говорят о том, что ответчик незаконно прекратил выплату муниципальной пенсии за выслугу лет. Также ответчику было рекомендовано внести изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие назначение, выплату, индексацию и перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако, ответчик не только не привел свои нормативно-правовые акты в соответствие с действующим законодательством, а вообще решил прекратить выплаты пенсии по выслуге лет, тем самым нарушая их законные права. Действия ответчика являются незаконными и необоснованными в полном объеме, а требования истцов законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истец ФИО1 в суде исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела те же доводы, что и в иске.

Просит суд, удовлетворить её иск, как законный и обоснованный, признав действия ответчика - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района Амурской области по приостановлению выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет с 01.01.2018 г. незаконными.

Истец ФИО2 в суде исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела те же доводы, что и в иске.

Просит суд, удовлетворить её иск, как законный и обоснованный, признав действия ответчика - МКУ Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района Амурской области по приостановлению выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет с 01.01.2018 г. незаконными.

Представитель истцов ФИО6 в суде исковые требования истцов поддержала в полном объеме, в обоснование привела те же доводы, что и в иске.

Дополнительно пояснила, что нормативно-правовые акты органа местного самоуправления не должны умалять права истцов, предусмотренные Конституцией и федеральными законами, которыми предусмотрено их право на пенсию. Пояснила, что в аналогичной правовой ситуации Талаканский поселковый Совет народных депутатов принял соответствующее решение и обязал администрацию поселка Талакан выплачивать пенсию бывшему муниципальному служащего, чего по настоящее время не сделано.

Пояснила, что неправомерно лишать пенсии истцов «задним числом», то есть, с февраля 2018 года начиная с января 2018 года, поскольку это нарушает права истцов.

Просит суд удовлетворить иск ФИО1 и ФИО2 как законный и обоснованный.

Представитель ответчика ФИО7 в суде исковые требования не признала. В возражения пояснила, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. МКУ Администрация р.п. Талакан приняла решение о приостановлении выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет на основании п. 4.9. раздела IV «Порядок перерасчета пенсии за выслугу лет» Порядка назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Талакан Бурейского района Амурской области (Далее - Порядок), утвержденного постановлением главы Администрации рабочего поселка Талакан от 02.04.2014 года № 40 (с учетом внесенных изменений: постановление администрации от 24.03.2017 года № 67, постановление администрации от 24.10.2017 года № 273), как и указанно в п.1. решения комиссии в протоколах № 14 и № 15 заседания муниципальной комиссии по вопросам муниципальной службы от 20.02.2018 года. Поскольку с 01.01.2018 года наступило основание для перерасчета муниципальной пенсии, согласно Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона О страховых пенсиях, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии" от 28.12.2017 N 420-ФЗ, и подпункта «а» пункта 4.1. части IV Порядка, во избежание излишне уплаченных сумм, МКУ Администрация р.п. Талакан, ожидая справки из Пенсионного фонда РФ от истцов, для выполнения перерасчета, не осуществляла выплату муниципальной пенсии. МКУ Администрация р.п. Талакан направляла в адрес истцов письма с запросами о предоставлении справок из Пенсионного фонда РФ о размере страховой пенсии, а так же с предупреждением, о том, что выплата муниципальной пенсии приостанавливается до момента указанных документов и произведения перерасчета. Что касается ссылки истцов на Федеральный закон "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" от
23.05.2016 N 143-ФЗ, то стоит отметить, что изменения внесенные данным
законом в статьи 7, 14 и 21 Федерального закона "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации", говорят об изменении
стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы
для назначения пенсии за выслугу лет, а не о сохранении права на пенсию за
выслугу лет при любых обстоятельствах. Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации - в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ Принцип самостоятельности бюджетов означает: право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение муниципальных служащих Амурской области, урегулированы Законом Амурской области от 30 июня 2008 г. № 71-03 «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области». В соответствии со ст. 4 и 5 названного областного закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Из приведённых положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Исходя из позиции Верховного суда РФ - поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих. Согласно аналитической записки, можно сделать вывод: происходит снижение собственных доходов. При этом расходы остаются на прежнем уровне. В составе расходов местного бюджета предусмотрены выплаты на заработную плату, связь, эксплуатацию и обслуживание зданий и сети наружного освещения, коммунальные платежи, содержание и благоустройство территории, организация спортивных мероприятий, пожарная безопасность, ГО и ЧС. Все вышеперечисленные мероприятия исполняются и финансируются в рамках Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131. Так как без поддержки бюджета другого уровня, собственных доходов не хватает для исполнения полномочий, было заключено Соглашение о предоставлении трансфертов из районного бюджета в бюджет п. Талакан, по условиям такого соглашения все средства должны расходоваться на исполнение полномочий строго в рамках Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131, а выплата муниципальной пенсии не является нормой данного закона. Отмечает, что ранее истцы обращались в Бурейский районный суд с исковым заявлением к МКУ Администрация р.п. Талакан о признании Постановления администрации р.п. Талакан от 24.03.2017 года № 67 «О внесении изменений в Постановление администрации рабочего поселка Талакан от 02.04.2014 года № 40» недействительным и не подлежащим применению, но в ходе судебного разбирательства отказались от исковых требований, определением Бурейского районного суда от 07.08.2017 года отказ истцов от исковых требований был принят, истцам было разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Просит суд, отказать истцам в удовлетворении иска за необоснованностью.

Представитель третьего лица Талаканского поселкового Совета народных депутатов Бурейского района Амурской области – ФИО5 с заявленными исковыми требованиями согласна. Просила удовлетворить заявленные требования истцов в полном объеме. Пояснила, что решение о приостановлении выплаты пенсий истцам с 01.01.2018 года принято на основании муниципального нормативно-правового акта и в установленном им соответствующими законами порядке, однако полагает, что глава исполнительной власти органа местного самоуправления была не вправе принимать нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения, связанные с начислением и выплаты пенсий, в связи с чем он сам по себе не является основанным на законе. Такой нормативно-правовой акт был вправе принять лишь представительный орган – Талаканский Совет народных депутатов. Почему такой правовой акт не принят депутатами, она не знает, также ей и другим депутатам не было известно о существовании соответствующий Положений, регулирующих начисление и выплаты муниципальных пенсий, которые приняты и существуют порядка 4 лет. Они, как депутаты пытались принять изменения к указанному Постановлению, которым были утверждены соответствующие Положения, регулирующие порядок назначения и выплаты пенсии, однако не смогли этого сделать, поскольку по результатам экспертизы прокуратурой района было дано заключение, что данные вопросы в силу закона отнесены к полномочиям главы администрации.

Заслушав истцов ФИО1, ФИО2, представителя истцов ФИО6, представителя ответчика ФИО7, представителя третьего лица ФИО5 суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, которые порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров, а также, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 12 ГПК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая и социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом следует учитывать, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Учитывая, что спорные правоотношения, являющиеся объектом исследования суда, возникли с 01 января 2018 года, на них распространяется действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в Российской Федерации, правовое положение гражданского служащего установлены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где в числе основных гарантий, закон называет государственное пенсионное обеспечение (п. 11 ч. 1 ст. 52).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, ч. 2 данной статьи предусматривается единственное ограничение размера пенсии - максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункта 12 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.203 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Согласно п. 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 8 Устава Бурейского муниципального района предусмотрено, что систему муниципальных правовых актов рабочего поселка Талакан образуют:

- Устав муниципального образования поселения, правовые акты, принятые на местном референдуме;

- нормативные и иные правовые акты Совета народных депутатов;

- правовые акты главы поселения;

- правовые акты должностных лиц местного самоуправления.

- постановления и распоряжения главы муниципального района;

Гарантии пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципального служащего определены в ст. 73 Устава муниципального образования рабочего поселка Талакан, принятого решением сессии Талаканского поселкового Совета народных депутатов № 60 от 14.04.2005 года (далее Устав).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.203 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Пунктом 1 статьи 4 Закона Амурской области от 30.06.2008 года № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области» предусмотрено, что лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных уставом муниципального образования и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 4 и 5 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области», установлены условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов.

Порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих Амурской области определен Законом Амурской области от 31.08.2007 года № 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области».

В соответствии со статьей 21 вышеуказанного Закона:

1. В сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом области о государственной гражданской службе.

2. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области, установленным настоящим Законом. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего области по соответствующей должности государственной гражданской службы области. Установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих и настоящей статьи.

Размер пенсии для государственных гражданских служащих Амурской области определяется в соответствии со статьей 21 Закона Амурской области от 13.12.2006 года № 261-ОЗ «О государственной гражданской службе Амурской области» (в редакции Закона Амурской области от 28.12.2016 N 46-ОЗ).

На основании указанной статьи (в редакции Закона Амурской области от 25.12.2009 года № 288-ОЗ, действовавшей на момент возникновения права на пенсию за выслугу лет), гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания гражданского служащего по замещавшейся должности.

Постановление главы поселка Талакан от 02.04.2014 года № 40 Об утверждении Положения «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы и лицам органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка Талакан Бурейского района Амурской области» является правовым актом, определяющим порядок назначения и расчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, принятым в соответствии с действующей системой правового регулирования рассматриваемого вопроса.

Постановлением главы поселка Талакан № 40 от 02.04.2014 года утверждены: 1) Положение «О пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т) Талакан Бурейского района Амурской области» (далее Положение Приложение № 1; 2) «Порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т) Талакан Бурейского района Амурской области (далее Порядок Приложение № 2).

Согласно п. 2 ст. 3 названного Положения Приложение № 1, пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 4 Положения Приложение № 1, муниципальным служащим муниципальной службы Администрации рабочего посекла (п.г.т.) Талакан Бурейского района Амурской области назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего муниципальной службы поселения за вычетом трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания. При этом, общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего муниципальной службы Администрации рабочего посекла (п.г.т.) Талакан.

Копиями трудовых книжек истцов подтверждается, что стаж муниципальной службы у ФИО1 составляет 15 лет 3 месяца 21 день, у ФИО2 составляет 29 лет 15 дней.

Протоколом заседания комиссии по вопросам муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания комиссии по вопросам муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 назначена муниципальная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО1 назначена муниципальная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы поселка Талакан от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление администрации рабочего поселка Талакан от ДД.ММ.ГГГГ следующего содержания: - пункт 3 статьи 5 исключить; - пункт 3.6. раздела III Порядка назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Талакан Бурейского района Амурской области дополнены подпунктом следующего содержания: «превышение размера страховой трудовой пенсии по старости (инвалидности) над исчисленным размером пенсии за выслугу лет».

Постановлением главы поселка Талакан от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление администрации рабочего поселка Талакан от ДД.ММ.ГГГГ следующего содержания: раздел IV Порядка дополнен подпунктом 4.9 «Перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится на общих основаниях и определяется в сумме, исчисленной в соответствии с нормами статьи 4 и 5 Положения. В случае если при перерасчете пенсии за выслугу лет получен отрицательный результат, выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается на период до получения положительного результата при перерасчете».

Справкой УПФР в Бурейском районе - от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ФИО1 в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» установлена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ составляет 23187 рублей 32 копейки. Страховая пенсия – 16543 рубля 45 копеек, в том числе валоризация 1865 рублей 80 копеек. Фиксированная выплата – 6643 рубля 87 копеек. Сумма фиксированной выплаты – 1660 рублей 97 копеек.

Протоколом заседания комиссии по вопросам муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ, доказано, что ФИО1произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Стаж муниципальной службы составляет 15 лет 3 месяца 21 день. Максимально допустимая величина муниципальной пенсии определена в размере 45% среднемесячного денежного содержания, 2,7 должностного оклада с применением районного коэффициента на территории Бурейского района, за вычетом трудовой пенсии по старости (23187 рублей 32 копейки), и составила на ДД.ММ.ГГГГ 4545 рублей 30 копеек. Согласно расчета к данному протоколу 4545 рублей 30 копеек – 23187 рублей 32 копейки = (-) 18 642 рубля 02 копейки, установлено, что размер дополнительной пенсии за выслугу лет имеет отрицательное значение. В связи с этим ФИО1 обоснованно приостановлена выплата пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, как исчисленная с отрицательным значением.

Справкой УПФР в Бурейском районе от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ФИО2 в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» установлена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ составляет 18960 рублей 19 копеек. Страховая пенсия – 12316 рублей 32 копейки, в том числе валоризация 1104 рубля 03 копейки. Фиксированная выплата – 6643 рубля 87 копеек. Сумма фиксированной выплаты – 1660 рублей 97 копеек.

Протоколом заседания комиссии по вопросам муниципальной службы от ДД.ММ.ГГГГ, доказано, что ФИО2 произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Стаж муниципальной службы составляет 29 лет 15 дней. Максимально допустимая величина муниципальной пенсии определена в размере 75% среднемесячного денежного содержания, 2,7 должностного оклада с применением районного коэффициента на территории Бурейского района, за вычетом трудовой пенсии по старости (18960 рублей 19 копеек), и составила на ДД.ММ.ГГГГ 13031 рубль 93 копейки. Согласно расчету к данному протоколу 13031 рубль 93 копейки – 18960 рублей 19 копеек = (-) 5 928 рублей 26 копеек, установлено, что размер дополнительной пенсии за выслугу лет имеет отрицательное значение. В связи с этим ФИО2 обоснованно приостановлена выплата пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для признания вышеуказанного правового акта незаконным суд не находит, истцами таких требований в ходе судебного разбирательства не заявлено.

Анализируя положения указанных выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что порядок установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Талакан Бурейского района Амурской области в полном объеме соответствует порядку установления пенсии за выслугу лет государственных служащих области. Более того, поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Талакан Бурейского района Амурской области.

В связи с этим доводы истцов о том, что ответчик не имел и не имеет законных оснований для прекращения выплаты муниципальной пенсии признаются судом несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Более того, статьи 31 и 86 Бюджетного кодекса РФ закрепляют принцип самостоятельности бюджетов и расходных обязательств муниципального образования, право самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, с учетом требований ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 года № 1190-О-О отмечено, что в ряде своих решений Конституционных Суд РФ установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Данная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, пенсий за выслугу лет устанавливаемых лицам, замещавшим муниципальную должность района, и муниципальным служащим.

Доводы истов о том, что решением от 18 апреля 2018 года № 185 Талаканского поселкового Совета народных депутатов было принято исключить пункт 4.9 из Порядка назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Талакан Бурейского района Амурской области и данное решение является обязательным для исполнения главой поселка Талакан, признаны несостоятельными.

Согласно Уставу муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Талакан Бурейского района Амурской области он устанавливает, что к компетенции Совета народных депутатов вопрос по внесению изменений в Порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы органов местного самоуправления Администрации рабочего поселка (п.г.т) Талакан Бурейского района Амурской области утвержденный Постановлением главы поселка Талакан № 40 от 02.04.2014 года, не входит.

Доводы истцов и их представителя о том, что решение по приостановлению выплаты пенсий в феврале текущего года с января 2018 года (то есть, письменное оформление отказа после прекращения фактического начисления) сам по себе с учетом правомерности принятого решения не свидетельствует о нарушении прав истцов.

Исходя из изложенного, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания, для удовлетворения исковых требований истцов о признании действий МКУ Администрация рабочего поселка Талакан Бурейского района Амурской области по приостановлению выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет с 01 января 2018 года, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению Администрации рабочего поселка Талакан Бурейского района Амурской области о признании действий по приостановлению выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет с 01 января 2018 года незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Амурский областной суд через Бурейский районный суд Амурской области.

Председательствующий: (подпись)

Мотивированное решение составлено 20 июля 2018 года.

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда

Амурской области В.В. Поддубный