ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-239/20 от 09.07.2020 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2020 года

город Новосибирск

дело № 2-239/2020

Октябрьский районный суд города Новосибирска

в составе:

судьи

Котина Е.И.

при секретаре

Захорольных И.Р.,

при помощнике Белоцерковской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-239/2020 по иску прокурора Октябрьского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к АО «РЭС» о возложении обязанности совершить действия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «РЭС» о возложении обязанности совершить действия.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района города Новосйбирска по поручению прокуратуры Новосибирской области проведена проверка исполнения Акционерным обществом «РЭС» требований законодательства об электроэнергетике.

Акционерное общество, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, является в силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 1 ст. 4 Федерального закона от. 7.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» территориальной сетевой организацией и относится к субъектам естественных монополий.

Одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 35-ФЗ является обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики.

Частью 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации. Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

При этом обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе, в соответствии с подп. «г» п. 28 Правил является одним из критериев наличия технической возможности технологического присоединения.

Абзацем 12 части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ установлено, что по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

В соответствии с подп. «б» п. 25 Правил в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей (включая увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, установку устройств регулирования напряжения, расширение распределительных устройств на объектах по производству электрической энергии). Указанные требования к усилению существующей электрической сети смежных сетевых организаций подлежат включению в технические условия в случае, если технические условия подлежат согласованию в соответствии с абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил с системным оператором. В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет в том числе урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил.

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению (абз. 14 ч. 1 ст. 26 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения.

Приказом Минэнерго России от /дата/ утверждены Методические указания по устойчивости энергосистем, содержащие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, и являются обязательными для выполнения субъектами электроэнергетики.

При технологическом присоединении объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям должно быть обеспечено выполнение требований к устойчивости энергосистемы, предусмотренных Методическими указаниями п. 4 Методических указаний).

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм федерального законодательства, сетевая организация, при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям потребителей, обязана обеспечить надежную схему энергоснабжения, для чего в установленных законом случаях обязана выполнять мероприятия по усилению существующей электрической сети.

Проверкой установлено, что АО «РЭС» данные требования не выполняются в полном объеме.

Согласно справке Сибирского Управления Ростехнадзора о выявленных нарушениях в части невыполнения АО «РЭС» технических условий при осуществлении технологических присоединений, АО «РЭС» не выполнены обязательные для выполнения сетевой организацией мероприятия по усилению существующей электрической сети, предусмотренные п. 3.1.1 технических условий от /дата/, выданных ООО СК «Вира-Строй», а именно: выполнение проекта и мероприятий по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности с выполнением сопутствующего объема работ по замене оборудования на ПС.

/дата/ АО «РЭС» составлен акт об осуществлении технологического присоединения.

Однако по состоянию на /дата/ указанные мероприятия не выполнены, согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте АО «РЭС», свободных мощностей трансформаторная подстанция не имеет.

АО «РЭС», не исполнив свои обязательства по выполнению мероприятий по усилению существующих электрических сетей, подключило к ним построенные жилые дома, что, в соответствии с выводами специалистов Сибирского Управления Ростехнадзора, может являться одной из причин возникновения аварийных ситуаций, перебоев в электроснабжении граждан, влечет причинение им имущественного вреда.

Учитывая, что к указанной трансформаторной подстанции подключены многоквартирные жилые дома, иные энергоемкие объекты, установить конкретный круг лиц, которым бездействием АО «РЭС» может быть причинен ущерб, невозможно.

Просит суд:

обязать АО «РЭС» разработать проект и выполнить мероприятия по
замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей
мощности с выполнением сопутствующего объема работ по замене
оборудования на ПС;

установить разумный срок для исполнения.

Представитель истца - помощник прокурора фл1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика - фл2 и фл3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, указав в отзыве и дополнениях к нему (т.1, л.д. 45-47, 51-53, т.3), что Истцом неправомерно заявлено требование в защиту неопределенного круга лиц. На сегодняшний день загрузка ПС 110 кВ Воинская, исходя из максимальных контрольных замеров, не превышает допустимых пределов. Следовательно, формальный довод прокуратуры об угрозе жизни и здоровью потребителей, получающих электроснабжение от ПС Воинская, является необоснованным.

На ПС 110 кВ Воинская установлены два трансформатора .

Согласно п.4.3 приказа Министерства энергетики РФ от /дата/ мощность трансформаторов выбирается так, чтобы при отключении наиболее мощного из них на время ремонта или замены, оставшийся в работе трансформатор (с учетом их допустимой по техническим условиям на трансформаторы перегрузки и резерва по сетям СН и НН) обеспечивал питание нагрузки.

Замена существующих трансформаторов мощностью 2x25 MBA на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности не выполнена, при этом по состоянию на /дата/ (на дату оформления Акта об осуществлении технологического присоединения по договору от /дата/.) загрузка ПС 110 кВ Воинская исходя из максимального контрольного замера от /дата/. по стороне 6-10 кВ (обмоткам низкого напряжения) в аварийном/послеаварийном режиме составляла 19,77 МВт (88%), исходя из максимального контрольного замера от /дата/. загрузка составляла 11,82 МВт (53%).

Таким образом, загрузка ПС ПО кВ Воинская, исходя из максимальных контрольных замеров, не превышает допустимых пределов, что подтверждается протоколом о загрузке ПС Воинская.

Приказом Минэнерго РФ от 08.02.2019г. №81 «Об утверждении требований к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию и о внесении изменений в правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. №229» утверждены требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию.

По состоянию на /дата/. резерв на ПС ПО кВ Воинская с учетом перспективной нагрузки по заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по стороне 6-10 кВ в аварийном/послеаварийном режиме (исходя из предельно допустимой загрузки 160 %, определенной в соответствии с Приказом Минэнерго РФ №81 от 08.02.2019г.) и выполненным переводом части нагрузки с РП 1505 на ПС 110 кВ Светлая составляет 1,92 МВт.

ПС Воинская находится в надлежащем состоянии.

О надлежащей эксплуатации ПС 110 кВ Воинская свидетельствуют:

Сертификат соответствия, который подтверждает соответствие отпускаемой электрической энергии с ПС 110 кВ Воинская требованиям ГОСТ 32144-2013 п.п.4.2 1, п.п.4 2.2 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»;

Справка об отсутствии отключений оборудования ПС 110 кВ Воинская из-за превышения нагрузки;

Протоколы испытаний трансформаторов;

Протокол сокращенного анализа масла 1Т и 2Т;

Протоколы испытаний дополнительного оборудования.

Согласно вышеуказанным актам, АО «РЭС» обеспечивается надлежащее техническое состояние, безопасность эксплуатируемой ПС 110 кВ Воинская. Состояние подстанции является удовлетворительным, рабочим.

Прокурором по сути заявлено требование в защиту неопределенного круга лиц. Обращаясь с настоящим иском в суд, прокуратура указала, что АО «РЭС» не выполнены мероприятия по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения с ООО СК «Вира-Строй», что якобы влечет за собой риск аварийных ситуаций и угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц (потребителей, подключенных к данной подстанции).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Прокурором не предоставлено ни одного доказательства, подтверждающего, что эксплуатация ПС 110 кВ Воинская осуществляется ненадлежащим образом, влечет за собой риск аварийных ситуаций и угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает права граждан.

В данном случае иск заявлен прокурором не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах конкретного юридического лица - ООО СК «Вира-Строй», соответственно, положения закона о прокуратуре, обеспечивающие право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, применены быть не могут.

Помимо этого, проведенной по делу судебной экспертизой подтверждено, что на дату проведения исследования необходимость замены трансформаторов на ПС 110 кВ «Воинская» на трансформаторы большей номинальной мощности отсутствует с учетом возможности применения схемно-режимных мероприятий, направленных на разгрузку ПС 110 кВ «Воинская» в режиме отключения одного трансформатора.

Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица - Сибирского управления Ростехнадзора фл4 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, указав, что нарушение имеет место.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, ответчика, третьего лица, допросив эксперта, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района города Новосибирска по поручению прокуратуры Новосибирской области проведена проверка исполнения Акционерным обществом «РЭС» требований законодательства об электроэнергетике.

Привлеченным к проведению проверки Сибирским управлением Ростехнадзора составлена справка о выявленных нарушениях о выявленных нарушениях в части невыполнения АО «РЭС» технических условий при осуществлении технологических присоединений (дата не указана), в п. 2 которой (в отношении ООО СК «Вира-строй») отражено, что в технических условиях от /дата/ указана необходимость выполнения сетевой организацией следующего объема работ: по п.3.1.1 - выполнение проекта и мероприятий по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности с выполнением сопутствующего объема работ по замене оборудования на ПС; по п.3.1.2 - выполнение проекта и мероприятий по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Светлая на трансформаторы большей мощности с выполнением сопутствующего объема работ по замене оборудования на ПС.

Акт об осуществлении технологического присоединения от /дата/.

Пункты 3.1.1, 3.1.2 технических условий сетевой организацией не выполнены (т.1, л.д. 8-9).

Указанные технические условия от /дата/, согласованные с ООО СК «Вира-строй», являющиеся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения от /дата/, представлены в дело (т.1, л.д.115-120).

После дополнительно проведенной проверки (осмотра) Сибирским управлением Ростехнадзора составлена справка о результатах осмотра ПС 110 кВ «Воинская» и ПС 110 кВ «Солнечная» (дата не указана), в которой отражено следующее:

1.По данным эксплуатационного паспорта ПС 110 кВ «Воинская», подстанция введена в эксплуатацию в /дата/ году.

2.На подстанции установлены два силовых трансформатора: трансформатор мощность 25 кВА; трансформатор мощность 25 кВА, тип и заводской номер установить не возможно в связи с отсутствием заводской таблички.

3.Отсутствует проектная документация, в связи с чем невозможно сделать вывод о соответствии требованиям нормативных документов маслоприемников, наличии маслоотводов и маслосборника (нарушение п. 1.7.1, п. 1.1.3 ПТЭЭСС, п. 4.2.69 ПУЭ).

4.На трансформаторе имеется течь масла под уплотнение изолятора ввода 110 кВ «В» (нарушение п. 1.1.9, п. 5.3.1. ПТЭЭСС).

5.Загрязнена гравийная засыпка маслоприемника и (нарушение п. 5.3.3. п. 5.4.7 ПТЭЭСС).

6.Отсутствует второй заземляющий проводник соединяющий бак трансформатора с контуром заземления (нарушение п. , п. 1.7.55 ПУЭ 6 изд.).

7.Отсутствует маркировка на проводах и жилах контрольных кабельных линий панелей П-14 (6 жил), П-4 (2 жилы), П-7 (4 жилы), П-8 (8 жил) (нарушение п. 5.9.19. ПТЭЭСС).

Выявленные в результате осмотра подстанций ПС 110 кВ «Воинская» и
ПС 110 кВ «Солнечная» нарушения нормативных правовых актов, действующих в электроэнергетике, снижают надежность и безопасность работы энергетического оборудования, а также могут привести к возникновению аварийной ситуации или пожару (т.1, л.д. 170-171).

/дата/ по результатам данного осмотра комиссией Сибирского управления Ростехнадзора подготовлено заключение о необходимости замены трансформаторов на ПС 110 кВ «Воинская» (т.1, л.д. 205-211).

Указанные обстоятельства явились основанием для предъявления прокурором настоящих исковых требований.

Оценивая обоснованность заявленного иска, суд исходит из следующих норм права.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является: обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 данного Федерального закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно положениям ч. 1 ст. 26 данного Федерального закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с подп. «б» п. 25 Правил в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей (включая увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, установку устройств регулирования напряжения, расширение распределительных устройств на объектах по производству электрической энергии). Указанные требования к усилению существующей электрической сети смежных сетевых организаций подлежат включению в технические условия в случае, если технические условия подлежат согласованию в соответствии с абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил с системным оператором. В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет в том числе урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил.

Согласно п. 4.3, 4.4 Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций (ПС) переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ, утв. Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. N 288, мощность трансформаторов выбирается так, чтобы при отключении наиболее мощного из них на время ремонта или замены оставшиеся в работе (с учетом их допустимой по техническим условиям на трансформаторы перегрузки и резерва по сетям СН и НН) обеспечивали питание нагрузки.

Решение о замене трансформаторов и автотрансформаторов, установке дополнительных или оставлении действующих принимается на основании данных о фактическом состоянии работающих трансформаторов, надежности их работы за истекший период, техническом уровне, фактическом сроке эксплуатации в отношении к нормативному сроку службы, росте нагрузок, развитии примыкающих электрических сетей и изменении главной схемы электрических соединений подстанции.

Как следует из позиции истца, исковые требования прокурором обосновываются следующими обстоятельствами:

невыполнением АО «РЭС» технических условий от /дата/, согласованных с ООО СК «Вира-строй», являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения от /дата/, в части выполнения мероприятия по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности;

наличием потенциальной возможности причинения вреда неопределенному кругу лиц неприведением в надлежащее техническое состояние ПС 110 кВ Воинская, что выражается в нуждаемости в замене трансформаторов на трансформаторы большей мощности.

Относительно первого довода истца суд отмечает, что данный довод фактически сводится к неисполнению ответчиком принятых на себя договорных обязательств перед потребителем электрической энергии ООО СК «Вира-строй» (с учетом того, что технические условия от /дата/ являются приложением к договору об осуществлении технологического присоединения от /дата/ и исходя из положений главы 27 ГК РФ являются составной частью условий, согласованных сторонами договора).

В силу п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 3 ст. 315 ГК РФ стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

Как следует из материалов дела, /дата/ АО «РЭС» и ООО СК «Вира-строй» составлен акт об осуществлении технологического присоединения. В акте отражено, что мероприятия по технологическому присоединению выполнены согалсно индивидуальным техническим условиям от /дата/ (т.1, л.д. 123-127).

/дата/ АО «РЭС» и ООО СК «Вира-строй» составлен акт о выполнении технических условий (т.1, л.д. 121-122).

/дата/ между АО «РЭС» и ООО СК «Вира-строй» заключено дополнительное согалшение к договору об осуществлении технологического присоединения от /дата/, которым из индивидуальных технических условий от /дата/ исключены пункты 3.1.1, 3.1.2 (касающиеся выполнения проекта и мероприятий по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности с выполнением сопутствующего объема работ по замене оборудования на ПС) – т.1, л.д. 157.

Данное соглашение, прекращающее ранее принятое на себя АО «РЭС» обязательство по выполнению проекта и мероприятий по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности, контрагентом ответчика, прокурором либо иными лицами не оспорено, недействительным не признано, заключено в полном соответствии с положениями ГК РФ о свободе договора (ст. 421 ГК РФ).

Таким образом, довод истца о допущенном ответчиком длящимся нарушении в виде невыполнения АО «РЭС» технических условий от /дата/, согласованных с ООО СК «Вира-строй», являющихся приложением к договору об осуществлении технологического присоединения от /дата/, в части выполнения мероприятия по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности, не может быть признан состоятельным.

Относительно довода истца о наличии потенциальной возможности причинения вреда неопределенному кругу лиц неприведением в надлежащее техническое состояние ПС 110 кВ Воинская, что выражается в нуждаемости в замене трансформаторов на трансформаторы большей мощности, суд отмечает, что в опровержение данного довода истца, основанного на подготовленных в ходе проведенных проверок справках Сибирского управления Ростехнадзора, ответчиком в дело представлены:

сертификат соответствия, который подтверждает соответствие отпускаемой электрической энергии с ПС 110 кВ Воинская требованиям ГОСТ 32144-2013 п.п.4.2 1, п.п.4 2.2 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (т.1, л.д. 58-69);

справка об отсутствии отключений оборудования ПС 110 кВ Воинская из-за превышения нагрузки с /дата/ года (т.1, л.д.57);

протоколы испытаний трансформаторов (т.1, л.д. 72-76);

протокол сокращенного анализа масла 1Т и 2Т (т.1, л.д. 70-71, 77-88);

протоколы испытаний дополнительного оборудования (т.1, л.д.89-114).

Помимо этого, на основании обращения ответчика ФГОУ ВО «НГТУ» (в лице исполнителя кандидата технических наук, доцента кафедры «Систем электроснабжения предприятий» фл5) подготовлен отчет об определении необходимости замены трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности от /дата/, в котором сделаны следующие выводы:

«На основании проведенного исследования фактическое состояние трансформаторов на ПС «Воинская» соответствует действующим нормативным требованиям. Оба трансформатора признаны работоспособными. Отказы или аварии по причине недостаточной мощности при работе трансформаторов не зафиксированы. Фактический срок эксплуатации трансформаторов не превышает допустимый. Номинальная мощность установленных трансформаторов удовлетворяет спрос всех потребителей прилегающей распределительной сети 6-10 кВ, обеспечивает питание потребителей электрической энергии, электроснабжение которых осуществляется от ПС 110 кВ «Воинская». Мощность установленных трансформаторов позволяет подключить дополнительно к существующей новую нагрузку.

Необходимо отметить, статус «открытого» (свободно доступного для нового присоединения), «под ограничением» или «закрытого» (условно недоступного для нового присоединения) присваивается центру питания на основании замеров фактической нагрузки, с учетом статистики потребления в предшествующие годы и резервирования под договоры на технологическое присоединение.

С учетом контрольных замеров максимального фактического потребления, перспективной нагрузки ПС 110 кВ «Воинская» замена трансформаторов на ПС Воинская не требуется.

Следует отметить, увеличение мощности трансформаторов может привести к меньшей загрузке силовых трансформаторов, и как следствие, экономической нецелесообразности замены трансформаторов на большую ступень номинальной мощности, ввиду возникновения технических потерь электрической энергии. Это понизит энергетическую эффективность подстанции» (т.2, л.д. 183-193).

По ходатайству представителя ответчика, для установления юридически значимых обстоятельств по делу, судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО «Институт проектирования энергетических систем». На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1.Провести независимые контрольные замеры нагрузок и уровней напряжения ПС НО кВ «Воинская».

2.На основании проведенных замеров, срока службы трансформаторов и технического состояния трансформаторов дать экспертное заключение о максимально возможной загрузке трансформаторов ПС 110 кВ «Воинская».

3.На основании фактической загрузки трансформаторов Т1 и Т2 ПС 110 кВ «Воинская» в нормальном режиме дать экспертное заключение о допустимой загрузке ПС ПО кВ «Воинская» в аварийном режиме (в случае выхода из строя одного из трансформаторов ПС 110 кВ «Воинская»).

4.На основании актов об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности заключенных между АО «РЭС» и потребителями произвести расчет суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, технологически присоединённых к ПС 110 кВ «Воинская».

Проверить предоставленную АО «РЭС» информации о подключенных к ПС 110 кВ «Воинская» потребителей, запросить информацию о максимальной мощности подключенных к ПС 110 кВ «Воинская» потребителей в энергосбытовой организации (данные из договоров на электроснабжение).

5.На основании заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения и зарегистрированных заявлений на технологическое присоединение произвести расчет суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, планируемых присоединить к ПС 110 кВ «Воинская».

6.На основании данных о максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, технологически присоединенных к ПС 110кВ«Воинская» и данных о суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, планируемых присоединить к ПС ПО кВ «Воинская», рассчитать мощность трансформаторов ПС 110 кВ «Воинская», необходимую для надежного и безаварийного электроснабжения потребителей.

7.Существует ли необходимость замены трансформаторов на ПС 110 кВ «Воинская» на трансформаторы большей номинальной мощности на дату проведения экспертного исследования?

Экспертом ООО «Институт проектирования энергетических систем» фл6 подготовлено заключение от /дата/, в котором сделаны следующие выводы (т.3, л.д.):

1.Для независимой оценки уровней нагрузок ПС 110 кВ «Воинская» при проведении экспертизы используются данные телеизмерений (I, Р, Q), имеющиеся в оперативноинформационном комплексе (ОИК) Филиала АО «СО ЕЭС» Новосибирское РДУ, с дискретностью 5 минут за период с /дата/ по /дата/ по КВЛ 110 кВ Восточная - ПП Библиотечный I цепь с отпайкой на ПС Воинская (К-7) и КВЛ 110 кВ Восточная ПП - Библиотечный II цепь с отпайкой на ПС Воинская (К-8) со стороны ПС 220 кВ Восточная и ПС 110 кВ ПП Библиотечный (информация предоставлена суду письмом Филиала АО «СО ЕЭС» Новосибирское РДУ от /дата/ с диском с данными телеизмерений). Данные телеизмерений (I, Р, Q) по вышеуказанным кабельно-воздушным линиям за более ранние периоды, а также данные по загрузке трансформаторов ПС 110 кВ «Воинская» в Новосибирском РДУ отсутствуют.

Проведение независимых контрольных замеров нагрузок ПС 110 кВ «Воинская» в рамках настоящей экспертизы возможно было только в марте-апреле месяце. Однако, нагрузка подстанции в весенний период года не информативна с точки зрения выявления возможной перегрузки силовых трансформаторов. Следовательно, в проведении таких замеров отсутствует необходимость.

2. Загрузка трансформаторов IT и 2Т ПС 110 кВ «Воинская» за период с /дата/ по /дата/ в нормальном режиме не превышала величины допустимой длительной (без ограничения длительности) загрузки.

3. Максимальная суммарная нагрузка ПС 110 кВ «Воинская» за период с /дата/ по /дата/ зафиксирована /дата/ в 14:45 часов и составила 25,89 МВт (28,95 MBA). Минимальный резерв мощности, рассчитанный с учетом величины допустимой длительной загрузки в зависимости от температуры окружающего воздуха, также зафиксирован /дата/ в 14:45 часов и составил 2,3 MBA.

Загрузка ПС ПО кВ «Воинская» за период с /дата/ по /дата/ не превышала величины допустимой длительной (без ограничения длительности) загрузки для условий отключения одного силового трансформатора.

4. По состоянию на /дата/ величина фактической нагрузки ПС 110 кВ «Воинская», рассчитанной исходя из суммы максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных в установленном порядке к подстанции, с учетом применения коэффициентов совмещения максимума потребления электрической мощности, составляет 28047,18 кВт (31163,53 кВА).

Учитывая тот факт, что по информации АО «РЭС» к ПС 110 кВ «Воинская» подключено большее количество потребителей на большую разрешенную мощность, чем по информации АО «Новосибирскэнергосбыт», в настоящей экспертизе рассматривается информация о подключенных к ПС 110 кВ «Воинская» потребителях, полученная от АО «РЭС», как более корректная, по оценке эксперта.

Выполнить детальную проверку предоставленной АО «РЭС» информацию о подключенных к ПС 110 кВ «Воинская» потребителях не представляется возможным по причине отсутствия в полном объеме соответствующей информации в энергосбытовой организации.

5. Всего по состоянию на /дата/ имеется 65 действующих договоров об осуществлении технологического присоединения со схемой присоединения от ПС ПО кВ «Воинская» суммарной заявленной мощностью 11062,8 кВт. Мощность по действующим договорам об осуществлении технологического присоединения к ПС 110 кВ «Воинская» с учетом применения коэффициентов совмещения максимума потребления электрической мощности, составляет 5577,09 кВт (6196,77 кВА).

6. Сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных в установленном порядке к ПС 110 кВ «Воинская» и максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, в отношении которых не завершена процедура технологического присоединения, но заключен договор об осуществлении технологического присоединения к ПС 110 кВ «Воинская», составляет 37,36 MBA (с учетом применения коэффициентов совмещения максимума потребления электрической мощности).

В послеаварийном режиме отключения одного трансформатора подстанцию 110 кВ «Воинская» возможно разгрузить до 23,09 MBA (92,36 %), что не превышает величину допустимой аварийной перегрузки подстанции для любых температурных условий (в соответствии Методическими указаниями по определению степени загрузки вводимых после строительства объектов электросетевого хозяйства, а также по определению и применению коэффициентов совмещения максимума потребления электрической энергии (мощности) при определении степени загрузки таких объектов, утвержденными Приказом Минэнерго России от /дата/).

Перевод нагрузки с ПС ПО кВ «Воинская» на другие центры питания может быть осуществлен действием оперативного персонала с применением средств телеуправления в течение 20 минут или менее.

В результате проведенных расчетов не выявлено превышения перспективной загрузки ПС 110 кВ «Воинская» относительно допустимой аварийной загрузки в течение 20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха (в соответствии с Требованиями к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию, утверждены Приказом Минэнерго России от /дата/).

Таким образом, на дату проведения экспертного исследования мощности существующих трансформаторов подстанции 110 кВ «Воинская» 25 MBA достаточно для обеспечения надежного электроснабжения существующих и перспективных потребителей.

7. На дату проведения исследования необходимость замены трансформаторов на ПС 110 кВ «Воинская» на трансформаторы большей номинальной мощности отсутствует с учетом возможности применения схемно-режимных мероприятий, направленных на разгрузку ПС 110 кВ «Воинская» в режиме отключения одного трансформатора.

Выводы проведённой по делу судебной экспертизы согласуются с выводами вышеуказанного исследования ФГОУ ВО «НГТУ», проведенного по инициативе ответчика, в котором также констатировано отсутствие с технической точки зрения по абсолютным техническим показателями необходимости замены трансформаторов на ПС 110 кВ «Воинская» на трансформаторы большей номинальной мощности.

Решая вопрос о наличии оснований для понуждения ответчика разработать проект и выполнить мероприятия по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности, суд считает необходимым руководствоваться заключением судебной экспертизы, подготовленным экспертом ООО «Институт проектирования энергетических систем», поскольку заключение эксперта технически и научно обосновано, сделанные выводы подтверждены расчетным и исследовательским путем, логичны, не противоречивы, подтверждаются другими письменными материалами дела. Экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов и имеющим длительный стаж экспертной работы. Методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, научно обоснованы; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательств, опровергающих выводы эксперта ООО «Институт проектирования энергетических систем», не представлено, допрошенный в судебном заседании эксперт фл6

Данное заключение лицам, участвующими в деле, не оспорено и достоверными доказательствами не опровергнуто.

Доводы истца, о том, что на представление прокуратуры от /дата/ прокурору АО «РЭС» был дан ответ о планируемой замене трансформаторов, не имеет решающего юридического значения для разрешения спора, так как исходя из оснований иска и его предмета значимым обстоятельством является установление действительной необходимости по состоянию на момент рассмотрения дела в замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности с учетом их технического состояния и возможности обеспечения бесперебойного энергоснабжения абонентов.

При таких обстоятельствах с учётом выводов судебной экспертизы, согласующихся с иными представленными в дело доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать, что АО «РЭС» совершает действия по уклонению от исполнения каких-либо действующих технических условий, предусматривающих замену трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности, либо что существует действительная необходимость в замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности с учетом их технического состояния и возможности обеспечения бесперебойного энергоснабжения абонентов.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для применения предусмотренного ст. 12 ГК способа защиты и понуждения АО «РЭС» разработать проект и выполнить мероприятия по замене трансформаторов на ПС 110 кВ Воинская на трансформаторы большей мощности с выполнением сопутствующего объема работ по замене
оборудования на ПС с установлением разумного срока для исполнения.

В удовлетворении заявленных требований прокурора Октябрьского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья Е.И. Котин

Подлинник хранится в гражданском деле № 2-239/2020 Октябрьского районного суда г. Новосибирска