Дело № 2-239/2014
Кизеловского городского суда
Пермского суда
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием прокурора г. Кизел Воробьевой О.Ю.,
заявителя ФИО1,
председателя Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района от 03.08.2014 года № 55/02 Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва ФИО1, об обязании Территориальную избирательную комиссию Кизеловского муниципального района зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района по многомандатному избирательному округу № 3.
Заявитель мотивировал свои требования тем, что 16.07.2014 года он подал заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Земского Собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3 и необходимые соответствующие документы в Территориальную избирательную комиссию Кизеловского муниципального района, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу № 3. Поскольку его выдвижение должно быть поддержано подписями избирателей, он за счет средств избирательного фонда изготовил подписные листы, что подтверждается внесением денежных средств на специальный избирательный счет и снятием наличных со специального избирательного счета, собрал подписи избирателей в количестве 14 подписей, 25.07.2014 года вместе с иными документами, необходимыми для регистрации, представил в Территориальную избирательную комиссию Кизеловского муниципального района. Рабочая группа, созданная Территориальной избирательной комиссией Кизеловского муниципального района для проверки подписных листов, 03.08.2014 года проверила соблюдение им требований Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Закона Пермского края № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» при сборе подписей избирателей и оформлении подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Рабочей группой установлено: 1) в сведениях об избирателе имеются недостоверные данные; 2) им в подписном листе от руки дописаны сведения о судимости и на этом основании все подписи в подписном листе признаны недействительными; 3) подписной лист изготовлен с нарушением ч. 3 ст. 35 Закона Пермского края № 525-ПК, то есть, не за счет средств специального избирательного фонда. Считает, что Территориальная избирательная комиссия неправомерно отказала ему в регистрации. Законодатель установил форму подписного листа с целью соблюдения кандидатами правил единообразного применения законодательства, в том числе правил информирования избирателей о кандидате при сборе подписей. Им данное требование было соблюдено. Недостающие данные он обнаружил, уже изготовив подписной лист, поэтому он от руки дописал сведения о судимости. При сборе подписей избирателей информация о нем как кандидате в депутаты Земского Собрания Кизеловского муниципального района по многомандатному избирательному округу №3 была доведена до сведения избирателей в полном объеме. Законодатель, закрепляя норму о форме подписного листа в Федеральном законе № 67- ФЗ, не преследовал «карательные» цели, а цель информирование, что им и было сделано. Подписной лист он изготовил за счет средств своего избирательного фонда. Им приобретена бумага для изготовления подписного листа, о чем он известил избирательную комиссию, но его доводы не были приняты во внимание. Поскольку ему было необходимо собрать 14 подписей, он изготовил подписной лист на имеющейся у него бумаге, а затем приобрел бумагу за счет средств избирательного фонда. В качестве основания признания подписей недействительными комиссия указала ч. 3 ст. 35 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Закон Пермского края, также как и Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Под средствами избирательного фонда в данном случае понимаются исключительно денежные средства. Данное требование закона обусловлено запретом на привлечение иных денежных средств помимо средств избирательного фонда для проведения кандидатами своей избирательной кампании, а также возможностью соответствующей избирательной комиссии осуществить контроль за временем изготовления подписных листов и временем сбора подписей избирателей. Законодатель также установил, что иное имущество, например, печатное оборудование и оргтехника, не могут быть внесены в избирательных фонд кандидата и использоваться им для целей своей избирательной кампании. Однако ни Федеральный закон, ни Закон Пермского края не запрещают использовать кандидату свое имущество для проведения своей избирательной кампании. Всеми кандидатами используется подобное имущество, вне зависимости имеется оно у них в собственности или не имеется. Документы, например, первый финансовый отчет, представляемые в избирательную комиссию после открытия кандидатами специальных избирательных счетов и создания избирательных фондов, должны были бы изготавливаться исключительно за счет средств этих фондов. Это приводит к тому, что все кандидаты используют собственное или несобственное оборудование, средства связи, транспорт и прочее для целей своей избирательной компании и, соответственно, используют это имущество без оплаты из средств своего избирательного фонда. Получается, что привлечение иных средств помимо средств избирательного фонда должно влечь негативные последствия для кандидатов. Однако, как показывает практика проведения выборов в Российской Федерации, этого не происходит. Подписные листы, являясь одним из видов документов, представляемых в избирательную комиссию, наряду с другими, например, протоколом об итогах сбора подписей и первым финансовым отчетом, могут быть изготовлены на собственном оборудовании кандидата без использования денежных средств. Он приобрел бумагу и изготовил подписной лист на собственном оборудовании, о чем известил комиссию. Считает, что в ином случае, кандидатам, уведомившим комиссию о не создании избирательного фонда в соответствии со ст. 58 Федерального закона, обязанным собирать подписи в поддержку своего выдвижения, возможность быть зарегистрированными не предоставлена. Если считать, что изъятий из правила, установленного п. 5 ст. 37 Федерального закона о том, что все подписные листы должны быть изготовлены за счет средств соответствующего избирательного фонда, не имеется, то всем кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления, уведомившим комиссию о не создании избирательного фонда и обязанных представить подписи избирателей в свою поддержку, должно быть отказано в регистрации. У него в собственности имеется персональный компьютер и принтер, а бумагу формата А 4 он приобрел на средства избирательного фонда. Полагает, что исходя из взаимосвязи п. 5 ст. 37 и ст. 58 Федерального закона, возможно, зарегистрировать кандидата, открывшего избирательный счет, изготовившего подписные листы без использования средств избирательного фонда, на собственном оборудовании без привлечения каких либо средств. Признание одной подписи недействительной позволяет избирательной комиссии зарегистрировать его, поскольку остальные подписи являются достоверными. В связи с чем, считает, что Территориальная избирательная комиссия Кизеловского муниципального района приняла незаконное решение в отношении его подписных листов, признав все подписи в подписных листах, изготовленных на собственном оборудовании кандидата, недействительными, чем нарушила его избирательное право: конституционное право быть избранным депутатом Земского Собрания Кизеловского муниципального района.
В судебном заседании ФИО1 настаивает на требовании об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района от 03.08.2014 года № 55/02 Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва ФИО1, и не наставает на требовании об обязании Территориальную избирательную комиссию Кизеловского муниципального района зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района по многомандатному избирательному округу № 3, желания отказаться от части требований не изъявил..
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по смыслу норм, закрепленных в главах 23 и 25 ГПК РФ, возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений ч. 2 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и свободы заявителя, а также других лиц, интересы которых он представляет, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления.
На основании изложенного, суд рассматривает жалобу по заявленным требованиям.
В судебном заседании заявитель, настаивая на доводах, изложенных в заявлении, дополнительно пояснил, что он является кандидатом от регионального отделения политической партии «Российские пенсионеры за справедливость». Его выдвинули в качестве кандидата от данной партии, хотя он не является ее членом. Его партия не относится к партиям, выдвиженцы от которой могут не собирать подписи избирателей, эти партии представлены в Государственной Думе РФ, они прошли 3 % порог. ТИК КМР заверил представленный его партией список кандидатов, 16.07.2014 года у него приняли документы. Полагает, что, если учитывать, что в округе, в котором он изъявил желание баллотироваться, около 7 500 избирателей, и если данное количество разделить на 5 депутатов в данном округе, то подписи избирателей собирать не нужно. 16.07.2014 года ему вручили инструкцию, в которой указано как составлять финансовый отчет, но для того, чтобы ею пользоваться, нужно нанимать бухгалтера. В этот же день ему выдали разрешение, и он открыл избирательный счет. При приеме документов положения закона ему не разъяснили. 22.07.2014 года он изготовил подписной лист, форму которого взял в интернете, на своей бумаге на своем компьютере и принтере. В этот же день он поехал сам собирать подписи избирателей. По дороге он заехал в ТИК КМР, где ему разъяснили, что в подписном листе обязательно нужно указать сведения о судимости. Он внес данные сведения ручкой, возвращаться домой и переделывать подписной лист не стал. В этот же день он собрал все подписи избирателей. 23.07.2014 года он снял со своего избирательного счета 50 рублей, купил в магазине пачку бумаги, то есть, сам себе вернул средства за один лист, а остальная бумага осталась на будущее, все чеки он приложил к первому финансовому отчету. Считает, что он изготовил подписной лист не бесплатно. Он представил документы в ТИК КМР 25.07.2014 года. Одну подпись в подписной листе он зачеркнул, так как в одной графе расписались муж и жена, удостоверять исправления в адресе места жительства одного из избирателей он не стал, так как подписей было достаточно, необходимый минимум 10 подписей. Адрес места жительства указывается по регистрации в паспорте, но с учетом того, что в настоящее время не Пермская область, а Пермский край, последовательность не имеет значения. Полагает, что при принятии документов, ему сразу могли разъяснить о их несоответствии, для этого не нужно собирать комиссию, документы могли проверить сразу. 03.08.2014 года его пригласили для проверки подписных листов. Эксперт, проверив подписи, дал заключение, что они являются действительными. Рабочая группа была в неполном составе, отсутствовала ФИО3, так как у нее были прекращены полномочия члена ТИК КМР. В этот же день он написал возражения, которые были рассмотрены ТИК КМР около 20 часов 30 мин., а в 20 часов 55 мин. ему отказали в регистрации. 03.08.2014 года из всех приглашенных кандидатов он был один, считает, что проверить подписные листы могли 26.07.2014 года, тогда он имел бы возможность исправить недостатки. Свою судимость он не скрывал. Он много лет являлся депутатом, его хорошо знает население. Он обратился к председателю ТИК КМР только для того, чтобы узнать, когда она снята, сам запрос по данному поводу не делал. О том, что судимость снята в 1986 году, он узнал от председателя ТИК КМР только 03.08.2014 года. Полагает, что подписной лист соответствует форме № 8, а факт того, что он дописал сведения о судимости ручкой, значения не имеет. Считает, что обстоятельство того, что он изготовил подписной лист на листе бумаге, стоимостью 40 коп., цену перед судебным заседанием он узнал в магазине, не является серьезным нарушением, денежные средства он вернул.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района ФИО2 заявленные требования не признал, пояснил, что на данных выборах кандидаты имели возможность собирать подписи избирателей с 29.06.2014 года до 29.07.2014 года с момента подачи документов о согласии баллотироваться, поскольку все документы должны были быть сданы до 30.07.2014 года до 18-00 часов в соответствии с ч. 1 ст. 36 525-ПК, согласно которой, предоставляется 45 дней до дня голосования. На выборы заявлено 40 человек, 3 кандидата отказались, 2-3 человека не проявили себя, но в этом случае такие кандидаты также подлежат проверке. Только в одном случае, кандидаты не должны собирать подписи избирателей, если они выдвинуты партиями, прошедшими в Государственную Думу РФ и набравшими более 3 % голосов избирателей: «Единая Россия», КП РФ, ЛДПР, «Яблоко». Если количество избирателей по округу составляет менее 5 000 человек, то кандидат не обязан открывать избирательный счет, но обязан представлять финансовый отчет в ТИК, сумма расходов в настоящее время не может превышать 5 000 рублей. Кандидатом ФИО1 с разрешения ТИК КМР 16.07.2014 года был открыт счет избирательного фонда, который должен быть создан и открыт после подачи заявления о согласии баллотироваться и до подачи документов о регистрации кандидата. Для регистрации кандидата в соответствии с ч. 2 ст. 37 67-ФЗ, ч.ч. 2, 10 ст. 35 525-ПК необходимо 10 подписей избирателей плюс 4 подписи. Кандидат может исключить подпись избирателя, если сомневается в ней, что отражается собственноручно в протоколе сбора подписей с указанием номера подписи, строки и страницы подписного листа. Те подписи, которые были исключены самим кандидатом, проверке не подлежат. Первый финансовый отчет необходим для учета расходования кандидатом денежных средств по избирательному счету. Законами Пермского края 4-ПК и 525-ПК предусмотрена возможность создания в ТИК рабочей группы по проверке документов, которые представляют кандидаты на регистрацию, в частности подписных листов. Решением ТИК КМР № 46/-7 от 25.06.2014 года была создана рабочая группа: руководитель ФИО2, другие члены ФИО4 и ФИО3 Законом не предусмотрено количество членов рабочей группы, то есть может быть и 2 члена. После поступления документов от кандидата в установленные законодательством сроки, эти документы должны быть проверены членами рабочей группы, что оформляется итоговым протоколом рабочей группы, который передается на заседание ТИК. Полномочия ФИО3 как члена ТИК КМР были прекращены Избирательной комиссией Пермского края 29.09.2014 года, также и ФИО5, новые члены ТИК КМР были назначены только 05.08.2014 года, поэтому включить в состав рабочей группы другого члена возможности не имелось. Кроме того, решение рабочей группы носит рекомендательный характер. Для ознакомления членов ТИК представляются все документы, представленные и истребованные в отношении кандидата, итоговый протокол рабочей группы, ведомость проверки подписных листов. Только рабочая группа имеет право проверять подписные листы, поскольку создается для данных целей, и вправе проводить проверку в течение 10-ти дней с учетом поступивших в отношении кандидата документов по запросам, а также объема работы. Сведения о судимости в отношении ФИО1 поступили в ТИК КМР только 29.07.2014 года. Для того, чтобы разрешить вопрос о регистрации кандидата у ТИК как минимум должны быть сведения о его судимости и об образовании. При приеме документов от кандидата, член рабочей группы не обязан проверять их правильность. ТИК КМР обязана известить кандидата о том, что документы представлены не в полном объеме либо составлены неверно за 3-ри дня до решения вопроса о его регистрации, но данное положение не распространяется на подписные листы. Кандидат ФИО1 исключил 1 подпись в строке 11, что отразил в протоколе об итоге сбора подписей. 25.07.2014 года в 10 час. 25 мин. кандидатом были представлены подписные листы с 14 подписями, первый финансовый отчет, протокол об итогах сбора подписей. 03.08.2014 года рабочей группой была произведена проверка подписных листов кандидата ФИО1, при этом он был заблаговременно извещен телефонограммой, поскольку в соответствии с законом вправе присутствовать при проведении такой проверки. Проверка подписных листов проводилась с участием специалиста Экспертного криминалистического Центра ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО6, находящегося в распоряжении ТИК КМР на время проведения выборов. Рабочей группой было установлено, что форма подписного листа не соответствует форме, установленной приложением № 8 к ФЗ 67-ФЗ, так как сведения о имевшейся судимости были указаны не после Ф.И.О. кандидата. В настоящее время в подписных листах должны быть указаны сведения о судимости, в том числе погашенной либо снятой, независимо от категории преступления, а также сведения о ее снятии либо погашении, ошибка в данной дате значения не имеет. В строке 13 подписного листа имеются исправления в адресе места жительства избирателя специально не оговоренные избирателем и лицом, осуществляющим сбор подписей, что не соответствует п. ж ч. 11 ст. 35 525-ПК. На основании первого финансового отчета было установлено, что все подписи избирателей были собраны 22.07.2014 года, а денежные средства с избирательного счета были сняты кандидатом только 23.07.2014 года, что не соответствует ч. 3 ст. 35 525-ПК. Кандидат в любое время может воспользоваться своим избирательным счетом, при этом специальный разрешений и документов о подтверждении расходов не требуется. Нарушение формы подписного листа и его изготовление не за счет средств избирательного фонда влечет его недействительность на основании п. 4 ч. 11 ст. 35 525-ПК. Кроме того, в ходе проверки подписных листов у комиссии возникли сомнения, что сведения о судимости были внесены в подписной лист до момента сбора подписей избирателей. Кандидату были выданы копии заключения специалиста, ведомости проверки подписных листов и итоговый протокол. В этот же день 03.08.2014 года ФИО1 были поданы возражения, которые были рассмотрены в его присутствии, что является обязательным в силу закона, ТИК КМР в этот же день и отклонены. 03.08.2014 года ТИК КМР отказала в регистрации кандидату в виду недействительности подписных листов по трем перечисленным основаниям. Не смотря на установленный режим работы ТИК КМР, который в большей степени распространяется на работу с кандидатами, комиссия имеет право собраться в любое время, и она правомочна при присутствии на ней 5-ти членов в соответствии с Законом Пермского края 4-ПК, у 6-го члена комиссии Никифоровойполномочия по данной предвыборной компании приостановлены, так как в выборах участвует ее родственник, при этом, за принятое решение должно проголосовать большинство, председатель при равенстве голосов имеет право решающего голоса.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора г. Кизел по делу, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, поскольку подписные листы представленные кандидатом ФИО1 являются недействительными, считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом, в силу ч. 2 указанной статьи, данный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую основу проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае определяет Закон Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" (статья 1).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Земского собрания Кизеловского муниципального района Пермского края № 48 от 25.06.2014 года на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва. 16.07.2014 года в окружную избирательную комиссию по указанным выборам по многомандатному избирательному округу № 3, полномочия которой возложены на Территориальную избирательную комиссию, поступило в письменной форме заявление от кандидата ФИО1 о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу № 3. Кандидат был выдвинут списком от регионального отделения политической партии «Российские пенсионеры за справедливость», который был заверен Территориальной избирательной комиссией Кизеловского муниципального района. С учетом указанных обстоятельств, а также того, что ФИО7 были представлены необходимые документы, 16.07.2014 года кандидату было выдано подтверждение о приеме документов. Указанное обстоятельство не оспаривается участниками процесса.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Судом установлено, что количество избирателей по многомандатному избирательному округу № 3 с числом депутатских мандатов 5 составляет 7 527. 16.07.2014 года кандидатом ФИО1 был открыт счет избирательного фонда для финансирования своей избирательный кампании путем внесения собственных денежных средств в размере 100 рублей.
В соответствии со ст. 35.1 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1. Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. 3. На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) (далее в настоящей статье - выдвижение политической партией) кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. 4. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пункта 3 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. 6. На выборах депутатов представительного органа муниципального образования выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе списка кандидатов). 8. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3-7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Региональное отделение политической партии «Российские пенсионеры за справедливость» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 23.10.2012 года, предыдущие выборы депутатов Земского собрания Кизеловского муниципального района состоялись в 2009 году.
Таким образом, доводы заявителя о том, что в его поддержку как кандидата, выдвинутого списком от Регионального отделение политической партии «Российские пенсионеры за справедливость», нет необходимости собирать подписи избирателей являются не состоятельными.
В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с частями 2 и 10 ст. 35 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" если в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации: кандидата, выдвинутого в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории многомандатного избирательного округа в соответствии с частью 9 статьи 27 настоящего Закона, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ФИО1 в поддержку своей кандидатуры можно собрать 14 подписей избирателей, наличие же 10 подписей избирателей является обязательным условием для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва.
В соответствии со ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и(или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); б) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного частью 1 статьи 58 настоящего Закона); в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1-2 статьи 32 либо частью 18 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются). В силу п. а ст. 35 указанного закона, сбор подписей избирателей начинается в поддержку самовыдвижения кандидата - со дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата.
Таким образом, суд приходит к выводу, что все необходимые документы, в том числе подписные листы должны быть представлены кандидатами, в том числе ФИО1, в Территориальную избирательную комиссию Кизеловского муниципального района до 30 июля 2014 года до 18-00 часов, поскольку выборы депутатов Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва назначены на 14 сентября 2014 года, и него возникло право на сбор подписей с 17.07.2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения единых списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
Примечанием Приложения 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата
В соответствии с частями 6, 7, 8, 11 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, единых списков кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
В соответствии со ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" 5. Если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, члены нижестоящих избирательных комиссий, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному (многомандатному) избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии, организующей выборы, - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей. 7. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. 8. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписных листах или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.
В соответствии с ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" недействительными признаются: ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 7.1, 8 к Федеральному закону, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 35 настоящего Закона. В соответствии с частями 12 и 13 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, пунктом «и» части 11 настоящей статьи. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии, в том числе, с пунктом «и» части 11 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 14 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо если количество недостоверных и(или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 83 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.07.2014 года ФИО7 в Территориальную избирательную комиссию Кизеловского муниципального района были представлены подписные листы, собранные им лично 22.07.2014 года в поддержку выдвижения кандидата, выполненные на одном листе с 14 подписями избирателей, при этом сведения о погашенной судимости и дате ее погашения были указаны им в подписном листе после его адреса проживания рукописным текстом, сам же подписной лист изготовлен машинописным способом, в адресе места жительства избирателя подпись № 9 указано «Пермская область», в адресе места жительства избирателя подпись № 13 имеются исправления, не оговоренные и не удостоверенные сборщиком подписей и избирателем, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в котором ФИО7 указал, что, собственноручно исключает подпись № 11 на оборотной стороне подписного листа, а также первый финансовый отчет, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, из которого следует, что им 23.07.2014 года израсходовано 50 рублей на канцелярские товары, о чем свидетельствует подтверждение о принятии документов. Кандидат ФИО7 был ознакомлен с положениями ст. ст. 32-35, 37-41, 48-54, 56, 58, 59 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и Приложениеми 1,8 к нему, со статьями 31-40, 47-53, 57-61 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК 16.07.2014 года, в этот же день ему было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета и инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, формах учета и отчетности кандидатов, что не отрицалось им в судебном заседании. Решением Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района № 46/07 от 28.06.2014 года была создана рабочая группа для проверки подписных листов кандидатов в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва. Согласно ведомости проверки и итогового протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО7 от 03.08.2014 года, рабочая группа установила, что из 13 представленных подписей 13 из них являются недействительными, в связи с тем, что подписные листы изготовлены не за счет избирательного фонда кандидата, лист неустановленной формы, имеются исправления в сведениях об избирателе строка № 13, то есть, по основаниям предусмотренным п. «и» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года 525-ПК, что составило 100 % от количества представленных подписей. При этом, проверка подписных листов производилась в присутствии ФИО7, ему были вручены указанные документы, а также заключение специалиста, в этот же день он подал возражения, которые были рассмотрены Территориальной избирательной комиссией Кизеловского муниципального района с его участием и отклонены Решением № 55/01 от 03.08.2014 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района № 55/02 от 03.08.2014 года отказано в регистрации кандидата в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва на основании п.п. «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и на основании п. «ж» части 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года 525-ПК, поскольку выявлено 100 % недействительности подписей избирателей от общего количества представленных подписей. Данное Решение было вручено заявителю в этот же день.
Суд, проанализировав представленные доказательства, изучив и проверив подписные листы, первый финансовый отчет, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, не находит оснований для отмены решения Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района, поскольку в представленные подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда кандидата и подписные листы по форме не соответствует приложению 8 к Федеральному закону, что позволило ТИК КМР обоснованно и законно признать 12 подписей недействительными. Однако, суд не может согласиться с мотивами признания подписи № 13 подписного листа по п. «в» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК, поскольку подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей признаются недействительными по п. «ж» ч. 11 ст. 36 указанного закона. Факт того, что в графе № 9 в адресе места жительства избирателя указана «Пермская область» при проверки подписных листов выявлен не был, между тем, наличие названия «город Кизел», который в Российской Федерации существует только в Пермском крае, выборы проводятся в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района, позволяет сделать, что указанное обстоятельство не свидетельствует о нарушении порядка сбора подписей избирателей.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что представленные им документы для регистрации в качестве кандидата могли быть проверены при их подаче, при этом, незамедлительно либо на следующий день, поскольку исходя ч. 14 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года 525-ПК, такими полномочиями наделена только созданная соответствующей Территориальной избирательной комиссией рабочая группа и она ограничена временем в 10 дней с момента представления пакета документов.
Суд считает доводы ФИО1 о том, что ему не было предоставлено право устранить недостатки ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства, поскольку в силу п. 12 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК, При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 1 статьи 32 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 09.06.2011 года № 18/02 утвержден Перечень территориальных избирательных комиссий Пермского края, подлежащих формированию, и их количественном составе, согласно которому количественный состав Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района составляет восемь человек. Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 29.07.2014 года N 148/14-2 досрочно прекращены полномочия членов территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района с правом решающего голоса: ФИО5 и ФИО3 Как следует, из пояснений представителя ТИК КМР полномочия одного члена комиссии приостановлены на данную избирательную кампанию, но его полномочия не прекращены.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 20.02.2007 года N 4-ПК "О территориальных избирательных комиссиях Пермского края" 1. Территориальная избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 4. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 10. При рассмотрении жалоб (заявлений), а также вопросов о нарушениях законодательства о выборах и референдумах, о времени и месте заседания комиссии уведомляются лица, права и законные интересы которых могут быть непосредственно затронуты принимаемым решением. 11. В целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий территориальная избирательная комиссия вправе создавать рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса, работников аппарата территориальной избирательной комиссии с привлечением по гражданско-правовым договорам иных лиц, обладающих необходимыми познаниями. О юридически значимых действиях рабочей группы составляется протокол, подписываемый всеми членами группы.
Таким образом, доводы заявителя о неполном составе рабочей группы и Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района не могут повлечь отмену принятого в отношении него решения, поскольку фиксированный состав рабочей группы законодательно не урегулирован, ТИК КМР была правомочная приступить к работе и ее заседание являлось правомочным, поскольку на нем присутствовало пять членов комиссии, которые большинством голосов приняли оспариваемое решение, что видно из протокола заседания.
В соответствии с п. ж ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании изложенного, суд считает, что Территориальной избирательной комиссией Кизеловского муниципального района принято законное и обоснованное решение, очевидных оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 194-197, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать ФИО1 в удовлетворении требований об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района от 03 августа 2014 года № 55/02 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва ФИО1, об обязании Территориальную избирательную комиссию Кизеловского муниципального района зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Земского Собрания Кизеловского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение пяти дней со дня принятия.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В. Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева