ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-239/2016 от 27.04.2016 Родниковского районного суда (Ивановская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 апреля 2016 года г.Родники

Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи: Минаковой Е.В.,

при секретаре: Кочетовой Н.А.,

с участием:

истца: П.А.А.,

представителя ответчика: К.С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Родниковском муниципальном районе <адрес> о нарушении пенсионных прав,

у с т а н о в и л :

П.А.А. обратился в суд с указанными выше требованиями к ответчику по тому основанию, что последним необоснованно были исключены периоды работы истца, указанные в иске из специального стажа при рассмотрении вопроса о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании по делу истец заявленные исковые требования поддержал, суду пояснил, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ответчика от <дата> в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого законом специального стажа работы. При этом из специального стажа истца были исключены периоды работы: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> по тому основанию, что из-за исключения из специального стажа истца службы в рядах Советской Армии на <дата> педагогический стаж истца составил 16 лет 3 месяца 20 дней при требуемом 16 лет 8 месяцев. Однако это противоречит положениям действующего законодательства в период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии. А именно, служба в составе Вооруженных сил Совет Министров СССР засчитывалась в специальный стаж работы на основании Постановления Совет Министров СССР от <дата>; Постановления Совет Министров СССР от <дата>; Постановления Совета Министров СССР от <дата>; Постановления Правительства РФ от <дата>. Ответчиком служба в армии включена в специальный стаж истца, но только до <дата>. При исчислении последующего специального стажа в периоды работы, указанные выше специальный стаж подсчитывается без учета времени прохождения истцом службы в составе Вооруженных сил Совет Министров СССР. Однако это, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлениях от <дата>-П и <дата>- П, а также положения ст.ст.39, 55 Конституции РФ нарушает права истца в части назначения ему досрочной страховой пенсии по старости. С учетом изложенного, истец просит заявленные исковые требования удовлетворить, включить в стаж его педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> и обязать ответчика, назначить истцу пенсию по старости с момента обращения. Госпошлину, уплаченную за рассмотрение настоящего дела судом, истец не желает взыскивать с ответчика по делу.

Представитель ответчика с иском не согласна, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно заявлению истца от <дата> он обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно Решению ответчика от <дата> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ (далее ФЗ № 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

Согласно протоколу заседания Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не засчитаны в том числе периоды работы: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в должности тренера-преподавателя МКОУ ДОД «ДЕтско-юношеская спортивная школа» и с <дата> по <дата> в должности тренера-преподавателя МУ ДОД специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по тому основанию, что на <дата> истцом выработано 16 лет 3 месяца 20 дней специального стажа при требуемом законом 16 лет 8 месяцев. При этом, служба в составе Вооруженных сил Совет Министров СССР в период времени с <дата> по <дата> засчитана ответчиком в общий специальный стаж истца, который, с учетом неучтенных периодов работы, заявленных в иске на момент обращения составил 17 лет 10 месяцев 15 дней.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Согласно ст.8 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п.19, п.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Суд согласен с доводами представителя ответчика в той части, что оценка пенсионных прав истца в периоды его работы в должностях тренера-преподавателя в различных учреждениях дополнительного образования детей регулировалась:

- с <дата> по <дата> Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совет Министров СССР от <дата> (далее Положение )

- с <дата> по <дата> – Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Совета Министров СССР "О государственных пенсиях в Совета Министров СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от <дата> (далее - Список 1991 года);

- с <дата> по <дата> - Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> (далее – Правила 1999 года);

- с <дата> по настоящее время - Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> ( далее Правила 2002 г.).

То обстоятельство, что истец как в спорные периоды времени, так и в периоды времени, включенные в специальный стаж работал в должностях и в учреждениях дополнительного образования детей, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, сторонами по делу не оспаривается.

В период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооруженных Силах Совет Министров СССР в период времени с <дата> по <дата> оценка пенсионных прав регулировалась Положением .

В соответствии с п. 1 Положения , в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил Совет Министров СССР.

Однако законодатель в пункте 4 названного Положения предусмотрел условия, необходимые для этого. Согласно этому условию служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Постановлением Совет Министров СССР, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно пункту 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения Совета Министров СССР от <дата>-И, пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа (16 лет и 8 месяцев для работников просвещения) приходится на работу, предусмотренную Перечнем)

Согласно абз.3 п.3 Правил 1999 г. предусмотрено, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 15 раздела "Наименование учреждений", начиная с <дата> засчитываются в специальный педагогический стаж только при выполнении следующих условий:

- на <дата> у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке 1991 года и Списка 1999 года (только в период с <дата> по <дата>), продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с <дата> по <дата> в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В п. 12 Правил 2002 г., так же, как и в Правилах 1999 года, предусмотрены условия, только при выполнении которых, начиная с <дата>, засчитывалась в специальный педагогический стаж работа в должности тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, в частности:

- на <дата> у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с <дата> по <дата> в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм права, служба в рядах вооруженных сил Совет Министров СССР обоснованно включена ответчиком в специальный страховой стаж истца, поскольку на момент обращения к ответчику его стаж работы в должностях и в учреждениях, предусмотренных указанными выше, Списками и Наименованиям составил более 2/3 педагогического стажа, включая периоды, заявленные в иске. Вместе с тем, при подсчете продолжительности педагогического стажа на момент обращения истца с заявлением к ответчику, заявленные в иске периоды работы правильно исключены ответчиком, поскольку по состоянию на <дата> истец проработал в должностях и в учреждениях, предусмотренных в указанных выше Списках и Наименованиях менее 16 лет 8 месяцев.

Изложенное не противоречит правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ, от <дата>-П и <дата>- П.. Доводы истца основаны на неверном толковании норм права и не могут быть приняты во внимание при постановлении решения по делу.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований П.А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Родниковском муниципальном районе <адрес> о признании подлежащим включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с <дата>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд, через Родниковский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /Е.В.Минакова/

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>

Судья: /Е.В.Минакова/