ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-239/2022 от 17.03.2022 Буйского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-239/2022

44RS0001-01-2022-0000276-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г. Буй Костромской области

Буйский районный суд Костромской области в составе судьи Большаковой Н.В., при секретаре судебного заседания Сокоровой Н.А., с участием заместителя прокурора Соловьевой С.В., представителя ответчика Омельченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АТП г. Буя» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности,

установил:

Буйский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать ООО «АТП г. Буя» устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности:

провести аттестацию лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в ООО «АТП г. Буй»;

утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности, содержащий общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры, объекте транспортной инфраструктуры и реализуемых на объекте транспортной инфраструктуры мерах, по обеспечению транспортной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировал тем, что Буйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «АТП г. Буя» требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что ООО «АТП г. Буя» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами. Однако, в нарушение требований закона, лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в организации, обязательная аттестация не пройдена. Кроме того, в нарушение требований закона, паспорт обеспечения транспортной безопасности, содержащий сведения о субъекте и объекте транспортной инфраструктуры, реализуемых на объекте транспортной инфраструктуры мерах по обеспечению транспортной безопасности, не утвержден. Буйской межрайонной прокуратурой Костромской области 22.01.2021 в ООО «АТП г. Буя» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. 17.02.2021 из ООО «АТП г. Буя» получен ответ, согласно которому по устранению указанных в представлении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, приняты следующие меры: проводится работа по заключению договоров по аттестации лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на предприятии; принимаются меры к разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Согласно информации ООО «АТП г. Буя» от 30.11.2021 №108, Обществом проведена следующая работа: направлена заявка на аттестацию транспортной безопасности; подана заявка и документы на категорирование автотранспорта в Федеральное дорожное агентство, после присвоения категорирования, также будет рассмотрена заявка на паспорта готовности транспортных средств по транспортной безопасности. Вместе с тем, требования прокурора до настоящего времени не исполнены, что говорит о бездействии должностных лиц ООО «АТП г. Буя».

Заместитель Буйского межрайонного прокурора Соловьева С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «АТП г. Буй» Омельченко Н.В. исковые требования признал в полном объеме.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Буйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственности автотранспортных перевозок г. Буя, ИНН 4402008381, (далее - ООО «АТП г. Буя») требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Проверкой установлено, что ООО «АТП г. Буя» требования указанного законодательства должным образом не соблюдаются.

Статья 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ № 16).

Частью 1 статьи 4 ФЗ № 16 установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 16 транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10).

Согласно статье 8 ФЗ № 16 требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.

7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пп. 1.3,7.2. ч. 1 ст. 1 ФЗ № 16, под аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности понимается установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

На основании ч. 2 ст. 12.1 ФЗ № 16 силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 .

В соответствии с п. 32 Правил аттестация проводится с периодичностью один раз в 5 лет.

В ходе проверки установлено, что ООО «АТП г. Буя» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона, лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в организации, обязательная аттестация не пройдена.

Кроме того, в соответствии с ч.1.1 ст.9 ФЗ № 16, субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Формы паспортов объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию и транспортного средства воздушного транспорта утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1603» (вступило в силу с 30.11.2021), от 05.10.2020 № 1604 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта» (вступило в силу с 16.10.2020).

Как следует из части 1.3 статьи 9 ФЗ № 16, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 ФЗ № 16.

В соответствии с абз. 4 п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 -1.5 статьи 9 ФЗ № 16 по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства). Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки.

При этом транспортное средство должно соответствовать определению, предусмотренному пунктом 11 статьи 1 ФЗ № 16.

Подпунктом «а» п. 11 ст. 1 ФЗ № 16 определяет, что к транспортным средствам относятся транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона, паспорт обеспечения транспортной безопасности, содержащий сведения о субъекте и объекте транспортной инфраструктуры, реализуемых на объекте транспортной инфраструктуры мерах по обеспечению транспортной безопасности, не утвержден.

Буйской межрайонной прокуратурой Костромской области 22.01.2021 в ООО «АТП г. Буя» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, в части принятия мер по проведению аттестации лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в Обществе; разработке паспорта обеспечения транспортной безопасности, содержащего общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры, объекте транспортной инфраструктуры и реализуемых на объекте транспортной инфраструктуры мерах, по обеспечению транспортной безопасности.

17.02.2021 из ООО «АТП г. Буя» получен ответ, согласно которому по устранению указанных в представлении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, приняты следующие меры: проводится работа по заключению договоров по аттестации лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на предприятии; принимаются меры к разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (автобусов).

Согласно информации ООО «АТП г. Буй» от 30.11.2021 № 108, Обществом проведена следующая работа: проведено обучения и назначение ответственного лица за транспортную безопасность на предприятии; направлена заявка на аттестацию транспортной безопасности (ООО «Межрегиональный аттестационный центр трасдорбезопасность г. Липецк); подана заявка и документы на категорирование автотранспорта в Федеральное дорожное агентство, после присвоения категорирования (срок рассмотрения 45 дней), также будет рассмотрена заявка на паспорта готовности транспортных средств по транспортной безопасности.

Вместе с тем, требования прокурора до настоящего времени не исполнены.

Руководством ООО «АТП г. Буя» не обеспечено проведение аттестации водителей, а также не разработаны и не согласованы паспорта обеспечения транспортной безопасности, содержащего общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры, объекте транспортной инфраструктуры и реализуемых на объекте транспортной инфраструктуры мерах, по обеспечению транспортной безопасности, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. До настоящего времени меры для устранения нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности не приняты.

Представитель ответчика ООО «АТП г. Буй» Омельченко Н.В. исковые требования признал в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд полагает, что в данном случае признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, считает возможным его принять.

С учетом изложенного исковые требования прокурора, заявленные к ООО «АТП г. Буй» подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, обеспечивать реальность исполнения решения суда.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, заявленный истцом продолжительностью до 01 июня 2022, является разумным, не противоречит закону и обстоятельствам дела. Доказательств наличия на данный момент исключительных обстоятельств, препятствующих проведению работ по обеспечению электрического освещения, в течение указанного срока, ответчиком не представлено. Таким образом, суд устанавливает срок для организации электрического освещения на указанном участке автомобильной дороги в количестве 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В случае, если исключительные обстоятельства возникнут по истечении шести месяцев, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения.

Доводы ответчика об отсутствие достаточных денежных средств сами по себе не могут быть признаны состоятельными, так как исполнение действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у обязанного лица, в данном случае - у ООО «АТП г. Буй»

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АТП г. Буя» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности удовлетворить.

Обязать ООО «АТП г. Буя» устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности:

провести аттестацию лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в ООО «АТП г. Буй»;

утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности, содержащий общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры, объекте транспортной инфраструктуры и реализуемых на объекте транспортной инфраструктуры мерах, по обеспечению транспортной безопасности в срок до 01 июня 2022 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области

Судья Н.В. Большакова

Мотивированный (полный) текст решения изготовлен 18 марта 2022 года

Судья Н.В. Большакова