Заочное решениеименем Российской Федерации
21 марта 2022г. г.Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Алексеевой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Леоновой Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-239/2022 по иску Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,
установил:
представитель Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО2 обратился в суд с иском Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
В соответствии с п.1 Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия», утвержденного постановлением правительства Тульской области от 20.05.2015 №234, инспекция является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тульской области, и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного надзора (региональным органом охраны объектов культурного наследия), осуществляющим полномочия Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства Тульской области, деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Тульской области. Выявленный объект культурного наследия: «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенный по адресу: <данные изъяты>, поставлен на государственную охрану на основании утвержденного 11.09.2003 Списка выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 764+/-10 кв.м., разрешенное использование коммунальное обслуживание, расположен объект капитального строительства - нежилое здание общей площадью 221,3 кв.м., являющееся выявленным объектом культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5». Постановлением администрации г.Ефремова и Ефремовского района от 26.04.1996 №282 «О передаче жилого фонда АООТ «ЕЗСК» в муниципальную собственность», жилой <данные изъяты> по <данные изъяты>, был принят от АООТ «ЕЗСК» в муниципальную собственность. В последствии, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, был передан администрацией муниципального образования город Ефремов на баланс МУП «АКС» на праве хозяйственного ведения, на основании постановления администрации муниципального образования город Ефремов №1292 от 26.08.2021 «Об изъятии муниципального имущества из состава казны муниципального образования город Ефремов и закреплении его за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Ефремов «АгроКомСлужба» на праве хозяйственного ведения». В дальнейшем, указанный многоквартирный жилой дом переведен в нежилой фонд и ему изменено наименование на - нежилое здание, в соответствии с постановлением администрации города Ефремов от 10.10.2016 №1474 «О переводе многоквартирного дома по адресу: <данные изъяты> нежилой фонд». Собранием депутатов муниципального образования город Ефремов 1 созыва №4-30 от 19.04.2018, на основании обращения администрации МО г. Ефремов и МУП «АКС», дано согласие на продажу нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, и установлено требование к МУП «АКС» предусмотреть в договоре купли-продажи обязанность покупателя оформить охранное обязательство с Госорганом охраны памятников истории и культуры на территории Тульской области. В настоящее время, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости <данные изъяты> от 01.12.2021 и <данные изъяты> от 02.12.2021, собственником (правообладателем) нежилого здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенным по адресу: <данные изъяты>, является ФИО1, основание приобретения права собственности на объект капитального строительства договор купли-продажи от 20.04.2021, заключенный с муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Ефремов «АгроКомСлужба» ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>. В период с 2015 по 2020 годы Инспекцией были проведены неоднократные мероприятия по контролю в отношении указанного объекта культурного наследия, по результатам которых в адрес правообладателя (собственника) объекта культурного наследия выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений <данные изъяты>, в части проведения первичных противоаварийных работ: монтажа заменяющего кровлю водонепроницаемого навеса на период до начала работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, ограничения возможности проникновения посторонних лиц, очистки помещений объекта культурного наследия от строительного и бытового мусора. Все требования указанного предписания были исполнены, а именно в срок до 30.12.2015 на объекте культурного наследия выполнены работы по монтажу временного водонепроницаемого навеса замещающего кровлю, обеспечено ограничение доступа на объект культурного наследия посторонних лиц, а также выполнены работы по очистке помещений от строительного и бытового мусора. В целях сохранения выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5» и создания благоприятных условий для его функционирования 21.03.2019 инспекцией, при участии ГУК ТО «Центр по охране использованию памятников истории и культуры» с главой администрации муниципального образования город Ефремов ФИО6 заключен акт технического состояния выявленного объекта культурного наследия и определения плана работ по выявленному объекту культурного наследия <данные изъяты> от 21.03.2019. Согласно которому собственник (правообладатель) обязан провести следующие виды работ в установленные сроки, а именно: в срок с 04.2019 по 03.2021: разработать проектную документацию в объеме, необходимом для производства ремонтных работ и приспособления выявленного объекта культурного наследия; в срок с 04.2022 - 03.2024: выполнить ремонтные работы в соответствии с разработанной и согласованной Госорганом проектной документацией. Инспекцией в адрес ФИО1 направлено предписание об устранении выявленных в результате проведенного мероприятия по контролю нарушений, в том числе, о необходимости осуществить разработку проектной документации по консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) и обеспечить проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>. Однако, по месту регистрации почтовую корреспонденцию ФИО1 не получает, и предписание вернулось отправителю - инспекции. Согласно материалу доследственной проверки (КУСП <данные изъяты> по заявлению ФИО7), установлено, что 23.05.2021 ФИО1 было организовано проведение работ по демонтажу кровли и перекрытий на выявленном объекте культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>. Инспекцией в декабре 2021 года, в рамках осуществляемых полномочий в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 30.09.2021 №640 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия в Тульской области», в отношении выявленного объекта культурного наследия: «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>, проведено контрольно (надзорное) мероприятие - выездное обследование. По результатам которого установлено, что объект культурного наследия представляет собой кирпичное, двухэтажное, Г-образное в плане здание, состоящее из литер А и А1, с проездной аркой в лит. А. главным южным фасадом здание (лит. А) выходит на красную линию Красной площади. Под зданием имеется подвал. К северному фасаду лит. А ранее примыкала лестничная клетка. Вход в здание находится на западном фасаде. В настоящее время фасады здания - памятника со стороны Красной пощади и <данные изъяты> закрыты баннером. Цоколь здания кирпичный, оштукатурен и окрашен. Цоколь с небольшими оконными проемами. Часть проемов заложена кирпичной кладкой. Имеются дефекты: утрата штукатурного слоя, трещины в кирпичной кладке, сколы и утраты отдельных кирпичей, разрушение кирпичной кладки в нижних частях цоколя. Состояние цоколя ограниченно работоспособное. Роль отмостки фасада выполняет асфальтовое покрытие. На дворовых фасадах отмостка отсутствует. Стены выполнены из красного глиняного полнотелого кирпича. Стены первого этажа оштукатурены. Перемычки кирпичные клинчатые. Стены с прямоугольными оконными и дверными проемами. Имеются дефекты: трещины в штукатурном слое, утраты штукатурного слоя, выветривание кладочных швов, сколы и утраты отдельных кирпичей, трещины в кирпичной кладке стен и перемычках, разрушения кирпичной кладки в верхних частях стен. Кровля над зданием-памятником, перекрытия первого и второго (чердак) этажа, отсутствуют. Водосточная система не организована. Доступ в помещение на момент осмотра не безопасен, здание имеет признаки аварийности. Территория прилегающая к зданию - памятнику во внутреннем дворе, не благоустроена и зарощена дикорастущей сорняковой и древесной растительностью, имеется факт складирования строительного и иного мусора. Общее состояние осматриваемого объекта культурного наследия на момент осмотра является неудовлетворительным. По результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия, усматриваются признаки нарушения собственником (правообладателем) здания - памятника следующих положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: п.1, 4 ч.1 ст.47.3 Федерального закона, выразившиеся в том, что собственник (правообладатель) осматриваемого объекта культурного наследия не осуществляет расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также не обеспечил сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; ч.1 ст.45 Федерального закона, выразившихся в том, что собственник (правообладатель) осматриваемого объекта культурного наследия организовал проведение работ, в отсутствии задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>. По факту выявленных нарушений обязательных требований предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в адрес собственника (правообладателя) выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>, - ФИО1, направлено уведомление о назначении даты, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.14 КоАП РФ. В результате проведенных работ по демонтажу кровли, а также перекрытий первого и второго этажей, которые были организованны ФИО1 в мае 2021 года, указанному объекту культурного наследия были причинены повреждения, из-за которых его состояние стало аварийным. За уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей предусмотрена уголовная ответственность. Таким образом, учитывая, что в действиях собственника (правообладателя) объекта культурного наследия - ФИО1, могут усматриваться признаки состава преступления предусмотренного статьей 243 УК РФ, Инспекцией подготовлено и направлено в адрес МОМВД России «Ефремовский» заявление о преступлении, для проведения доследственной проверки по факту повреждения указанного объекта культурного наследия в результате организованных ФИО1 работ по демонтажу кровли и перекрытий. Инспекцией достоверно установлено, что ФИО1, как собственник (правообладатель), выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>, не выполняет обязательных требований установленных Федеральным законом, а именно: не обеспечивает поддержание объекта культурного наследия или частей объектов культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия; не обеспечивает сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; проводит работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта, в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; за составлением акта технического состояния выявленного объекта культурного наследия, в целях определения состава (перечня) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроков (периодичности) проведения таких работ, не обращалась. До настоящего времени вопрос по сохранению объекта культурного наследия в досудебном порядке собственником не разрешён. ФИО1 и (или) ее представители в инспекцию с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, не обращалась, проектная документация по данному объекту культурного наследия на рассмотрение в Инспекцию не поступала, разрешение на проведение работ Инспекцией не выдавалось, работы по сохранению указанного объекта культурного наследия не проводились. Указанные обстоятельства, в своей совокупности, являются основанием для понуждения ФИО1 исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны принадлежащего ей на праве собственности выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>.
На основании вышеизложенного просит суд обязать ответчика - ФИО1 исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>, а именно: получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить разработку проекта консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) - в течении 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить проведение работ по консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) объекта культурного наследия - в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия - в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; 6) обеспечить проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, - в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; все работы на объекте культурного наследия необходимо производить в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ.
В дальнейшем исковые требования не изменялись и не дополнялись.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась о месте и времени судебного заседания извещалась судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, об отложении не ходатайствовала.
Третье лицо - администрация муниципального образования город Ефремов в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено судом надлежащим образом. Руководитель аппарата администрации муниципального образования город Ефремов ФИО3 представил ходатайство в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо - МУП МО город Ефремов «АгроКомСлужба» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено судом надлежащим образом, причину неявки не сообщило, об отложении не ходатайствовало.
Третье лицо - Ефремовский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал.
На основании определения суда от 21.03.2022 дело рассмотрено в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации (части 2 и 3), каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Определением от 09.12.2014 №2755-0 Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно преамбуле к которому, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со ст.16.1 Федерального закона, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с положениями Федерального закона до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр, со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (ч.5 ст.16.1 Федерального закона).
Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен (ч.10 ст.16.1 Федерального закона).
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия осуществляется посредством:
- федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
- регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого региональными органами охраны объектов культурного наследия, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая: требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч.1 ст.40 Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу п.3 ст.2 Федерального закона, гражданским законодательством Российской Федерации регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Так статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник обязан нести расходы в отношении принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1,3 и 4 ст.47.3 и п.11 ст.47.6 Федерального закона, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, а так же обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
В силу положений ст.48 Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременением) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
В отношении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательных мест, объектов культурного наследия, являющихся отдельными захоронениями, некрополями, охранное обязательство не утверждается (ч.7.1 ст.47.6 Федерального закона).
Договор, предусматривающий передачу права собственности на выявленный объект культурного наследия, прав владения и (или) пользования таким объектом, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают право собственности на такое имущество или права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона в отношении такого объекта. В случае отсутствия в таком договоре указанного существенного условия сделка является ничтожной (ч.10 ст.48 Федерального закона).
Статьями 40-44 Федерального закона определены виды работ по сохранению памятников истории и культуры.
В силу статьи 45 федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного - объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с ч.2 ст.45 Федерального закона работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном указанной статьей.
В соответствии с ч.1 ст.47.2 Федерального закона требования в отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Согласно письму Министерства культуры Российской Федерации от 27.05.2014 №106-01-39/12ТП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах» консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно списку выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность Ефремовского района Тульской области утвержденному 11.09.2003, под <данные изъяты>, указан «Дом в котором бывал ФИО5», расположенный по адресу: <данные изъяты>
Постановлением администрации г.Ефремова и Ефремовского района от 26.04.1996 <данные изъяты> «О передаче жилого фонда АООТ «ЕЗСК» в муниципальную собственность», жилой <данные изъяты> по <данные изъяты>, был принят от АООТ «ЕЗСК» в муниципальную собственность.
Постановлением администрации муниципального образования город Ефремов <данные изъяты> от 26.08.2021 «Об изъятии муниципального имущества из состава казны муниципального образования город Ефремов и закреплении его за муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Ефремов «АгроКомСлужба» на праве хозяйственного ведения» жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, был передан администрацией муниципального образования город Ефремов на баланс МУП «АКС» на праве хозяйственного ведения.
Предписанием <данные изъяты> от 04.09.2015 Инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия администрации муниципального образования город Ефремов было предписано в срок до 31.13.2015 произвести первоочередные, противоаварийные и консервационные работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенным по адресу: <данные изъяты> именно: смонтировать временный водонепроницаемый навес, заменяющий кровлю, на период до начала работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, устранить возможность проникновения в здание-памятник посторонних лиц: закрыть щитами все оконные и дверные проемы, очистить внутренние помещения выявленного объекта культурного наследия от строительного и бытового мусора (при наличии такового).
Согласно актам выполненных работ <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> от 30.12.2015, нарушения выявленные на объекте культурного наследия по адресу: <данные изъяты>, указанные в предписании <данные изъяты> от 04.09.2015 были устранены.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости <данные изъяты> от 02.12.2021 и <данные изъяты> от 02.12.2021, собственником (правообладателем) нежилого здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенным по адресу: <данные изъяты>, является ФИО1 (дата рождения - <данные изъяты>, место рождения - <данные изъяты>, паспорт гражданина РФ: серия <данные изъяты> выдан <данные изъяты> УМВД России по <данные изъяты>, адрес регистрации: <данные изъяты>), основание приобретения права собственности на объект капитального строительства договор купли-продажи от 20.04.2021, заключенный с муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Ефремов «АгроКомСлужба» ИНН <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты>
12.07.2021 Инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия в адрес ФИО1 было направлено предписание <данные изъяты>, которым в срок до 29.10.2021 ответчику было предписано осуществить разработку проектной документации по консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) и обеспечить проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>.
23.11.2021 был составлен акт контрольно (надзорного) мероприятия <данные изъяты> наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) согласно которого по результатам контрольно (надзорного) мероприятия установлено, что объект культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенный по адресу: <данные изъяты>, состоит на государственной охране на основании утвержденного 11.09.2003 Списка выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность. Указанное здание ранее являлось бывшей гостиницей Вавилова. В этом здании с 13 по 15 сентября 1857 года проживал ФИО5, приезжавший на Никитскую ярмарку для покупки лошадей. В советское время помещения указанного выявленного объекта культурного наследия использовались под жилье. Позднее размещалась прокуратура. В настоящее время здание не используется. Данный объект культурного наследия представляет собой кирпичное, двухэтажное, Г-образное в плане здание, состоящее из литер А и А1, с проездной аркой в лит. А. главным южным фасадом здание (лит. А) выходит на красную линию Красной площади. Под зданием имеется подвал. К северному фасаду лит. А ранее примыкала лестничная клетка. Вход в здание находится на западном фасаде. В настоящее время фасады здания - памятника со стороны Красной пощади и <данные изъяты> закрыты баннером. Цоколь здания кирпичный, оштукатурен и окрашен. Цоколь с небольшими оконными проемами. Часть проемов заложена кирпичной кладкой. Имеются дефекты: утрата штукатурного слоя, трещины в кирпичной кладке, сколы и утраты отдельных кирпичей, разрушение кирпичной кладки в нижних частях цоколя. Состояние цоколя ограниченно работоспособное. Роль отмостки фасада выполняет асфальтовое покрытие. На дворовых фасадах отмостка отсутствует. Стены выполнены из красного глиняного полнотелого кирпича. Стены первого этажа оштукатурены. Перемычки кирпичные клинчатые. Стены с прямоугольными оконными и дверными проемами. Имеются дефекты: трещины в штукатурном слое, утраты штукатурного слоя, выветривание кладочных швов, сколы и утраты отдельных кирпичей, трещины в кирпичной кладке стен и перемычках, разрушения кирпичной кладки в верхних частях стен. Кровля над зданием-памятником, перекрытия первого и второго (чердак) этажа, отсутствуют. Водосточная система не организована. Доступ в помещение на момент осмотра не безопасен, здание имеет признаки аварийности. За уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей предусмотрена уголовная ответственность. Таким образом, в действиях собственника (правообладателя) объекта культурного наследия могут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ.
Территория, прилегающая к зданию - памятнику во внутреннем дворе, не благоустроена и зарощена дикорастущей сорняковой и древесной растительностью, имеется факт складирования строительного и иного мусора. Общее состояние осматриваемого объекта культурного наследия на момент осмотра является неудовлетворительным. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок, на котором расположено здание памятник (КН <данные изъяты>), а также сам выявленный объект культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», (КН <данные изъяты>) расположенный по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 221,3 кв.м, принадлежит на праве собственности физическому лицу - ФИО1
По результатам мероприятия по контролю усматриваются признаки нарушения собственником (правообладателем) объекта культурного наследия ФИО1 следующих положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» п.1, 4 ч. 1 статьи 47.3 Федерального закона, выразившиеся в том, что не осуществляет расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также не обеспечил сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; ч.1 ст.45 Федерального закона, выразившихся в том, что собственник (правообладатель) организовал проведение работ, в отсутствии задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Иного суду не представлено, не оспорено стороной ответчика и подтверждается письменными доказательствами.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1, как собственник (правообладатель), выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>, не выполняет обязательных требований, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ, а именно: не обеспечивает поддержание объекта культурного наследия или частей объектов культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия; не обеспечивает сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; проводит работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта, в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; за составлением акта технического состояния выявленного объекта культурного наследия, в целях определения состава (перечня) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроков (периодичности) проведения таких работ, не обращалась.
Указанные обстоятельства являются основанием для понуждения ФИО1 исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны принадлежащего ей на праве собственности выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, удовлетворить.
Обязать ФИО1 исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении выявленного объекта культурного наследия «Дом, в котором бывал ФИО5», расположенного по адресу: <данные изъяты>, а именно: получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить разработку проекта консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) - в течении 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить проведение работ по консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) объекта культурного наследия - в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия - в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, - в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; работы на объекте культурного наследия необходимо производить в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ.
Ответчик вправе подать в Ефремовский межрайонный суд Тульской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.03.2022.
Председательствующий