Дело №2-23/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2018 г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Ивановой Ю.И., при секретаре Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) об оспаривании решений и действий, о взыскании пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ФИО1, ФИО2 по доверенности – ФИО3, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), с учетом неоднократных уточнений и дополнений, а так же определения Переславского районного суда от 24 апреля 2018 года, просит:
признать незаконными действия ответчика в 2002 году по снятию с учета в качестве плательщика страховых взносов юридического лица – Крестьянского (фермерского) хозяйства <Ю> А так же по регистрации в органе пенсионного обеспечения ФИО1 в качестве плательщика страховых взносов;
признать незаконным решение ответчика от 24 мая 2017 года о снятии с учета ФИО1 в качестве плательщика страховых взносов,
признать незаконными действия органа пенсионного обеспечения по начислению ФИО1 недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, признать за ФИО1 право на возврат удержанных из его пенсии по таким требованиям (решениям) сумм;
взыскать с ответчика в пользу ФИО1 невыплаченную (удержанную) пенсию за период с 2011 года по 2017 год в размере 129 543 рубля 60 копеек.
В обоснование требований указано, что в декабре 2017 года ФИО1 стало известно о том, что в 2002 году, без уведомления ФИО1, ответчик произвел перерегистрацию плательщика страховых взносов – юридическое лицо Крестьянское (фермерское) хозяйство <Ю> на индивидуального предпринимателя ФИО1 При этом ФИО1 никогда не был индивидуальным предпринимателем и потому ИП ФИО1 не мог быть зарегистрирован в пенсионном фонде в качестве плательщика страховых взносов. В силу Федерального закона №74-ФЗ от 11 июня 2003 года крестьянское (фермерское) хозяйство, которое создано как юридическое лицо, вправе сохранить свой статус до 01 января 2021 года. ФИО1 получено уведомление из Пенсионного фонда о том, что он снят с учета в качестве плательщика с 24 мая 2017 года в связи с ликвидацией. Действия ответчика по снятию с указанного учета ФИО1 полагает абсурдным, поскольку он жив и ликвидировать его нельзя. В период с 2011 года по 2017 года Пенсионным фондом производятся удержания из пенсии ФИО1 в счет недоимки по страховым взносам, пени и штрафам. Данные действия по удержанию пенсии ФИО1 полагает незаконными и на этом основании просит взыскать с ответчика общую сумму удержаний - 129 543 рубля 60 копеек (л.д. 8, 62, 109, 178).
В судебном заседании ФИО1, ФИО2, их представитель указанные требования поддержали, пояснили изложенное в исках. Дополнили, что Крестьянское (фермерское) хозяйство <Ю> являлось юридическим лицом и именно оно несет ответственность за полноту страховых взносов, а не глава юридического лица своим личным имуществом. Вместе с тем, по сведениям Пенсионного фонда Крестьянское (фермерское) хозяйство <Ю> как юридическое лицо, задолженности по страховым взносам не имеет. В подтверждение этому ФИО1 выдана справка №90. Вся задолженность числится за ФИО1, согласно справке №89. Так Пенсионному фонду выгоднее, поскольку есть возможность взыскать задолженность по взносам за счет пенсии ФИО1 Полагают, что недоимка по страховым взносам, пеням и штрафам могла быть взыскана лишь в судебном порядке, а не на основании постановления Пенсионного фонда. Удержание из пенсии является незаконным. Истцы понимают, что в случае удовлетворения требований и взыскания денежных средств с Пенсионного фонда, взысканных ранее в качестве страховых взносов, произойдет уменьшение размера пенсии ФИО1 Истцы не оспаривают действия налогового органа по исключении Крестьянкого (фермерского) хозяйства <Ю> из реестра юридических лиц, оно ликвидировано. Ликвидация юридического лица возможна лишь при отсутствии каких-либо задолженностей.
Представители ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) в судебных заседаниях возражали против удовлетворения заявленных требований. Поясняли, что ФИО1 снят с учета в качестве плательщика страховых взносов с 24 мая 2017 года на основании информации, поступившей из налогового органа в виде выписки из реестра, согласно которой 22 мая 2017 года была произведена ликвидация юридического лица - Крестьянского (фермерского) хозяйства «Юлвана». При поступлении такой выписки снятие с учета страхователей производится Пенсионным фондом РФ автоматически, без принятия дополнительных решений. Крестьянское (фермерское) хозяйство <Ю> создано в 1993 году. С 2000 года было включено в реестр юридических лиц. С 2002 года при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица, глава этого хозяйства ставится на учет в качестве плательщика страховых взносов. Соответственно, при ликвидации хозяйства как юридического лица, глава с учета снимается. ФИО1 был уведомлен о снятии учета не как физическое лицо, а как глава хозяйства. В уведомлении о снятии с учета указан номер ОГРН, который является индивидуальным. При постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов ФИО1 был присвоен регистрационный номер. Как физическое лицо ФИО1 на учете в качестве плательщика страховых взносов не стоял. По мнению представителя ответчика, истцы путают реестр страхователей и реестр застрахованных лиц, которым присвоен СНИЛС. В реестре застрахованных лиц ФИО1 продолжает числиться до настоящего времени. Независимо от формы регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства – юридическое лицо или индивидуальный предпринимать, глава хозяйства является плательщиком страховых взносов и стоит на учете страхователей. Для целей уплаты страховых взносов главы хозяйств приравнены к индивидуальным предпринимателям в силу прямого указания закона. За ФИО1 числится задолженность по страховым взносам, как за Главой крестьянского (фермерского) хозяйства <Ю> ФИО1 начислены страховые взносы только на себя, поскольку сведений о наличии в хозяйстве работников или членов, в том числе в лице его супруги ФИО2, не имеется. При наличии в хозяйстве членов или работников, глава должен подать соответствующие сведения и уведомить, какую часть страховой суммы необходимо распределить между членами хозяйства. Требование об уплате недоимки по страховым взносам направлялось ФИО1, как главе хозяйства, обязанному уплачивать взносы. Задолженность взыскивается на основании постановлений Пенсионного фонда, которые направляются в Переславский РОСП, где возбуждают исполнительные производства на основании каждого постановления. В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет исполнительный документ в Пенсионный фонд, где и производится удержание из пенсии ФИО1 в размере 50% согласно постановлению судебного пристава-исполнителя. То есть, решение об удержании принято не Пенсионным фондом, а судебным приставом-исполнителем и Пенсионный фонд, получив такое постановление судебного пристава-исполнителя не вправе его не исполнить. Ежегодно, в августе, производится перерасчет размера пенсии ФИО1, с учетом поступивших (взысканных принудительно) страховых взносов. С 2017 года взысканием страховых взносов. В том числе задолженностей по ним, производится налоговым органом. Пенсионный фонд лишь занимается вопросами зачисления платежей на лицевые счета граждан. ФИО1, будучи главой крестьянского (фермерского) хозяйства отвечает по его долгам, в том числе своим имуществом, поскольку в вопросах уплаты взносов приравнен к статусу индивидуального предпринимателя.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России №1 по Ярославской области, представитель которой в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений в адрес суда не направил.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела судом установлено, что на основании Решения Переславского районного совета народных депутатов №46 от 03 апреля 1992 года истцу ФИО1 в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства передан земельный участок площадью 88,9 га. Постановлено зарегистрировать крестьянское хозяйство ФИО1 Согласно выписке из ЕГРЮЛ крестьянское (фермерское) хозяйство <Ю> главой которого являлся ФИО1, зарегистрировано <дата скрыта>. В Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя крестьянское (фермерское) хозяйство <Ю> зарегистрировано <дата скрыта> на основании заявления ФИО1 от 08 февраля 2000 года (л.д. 147). Представители ответчика поясняет, что с 2002 года плательщиком страховых взносов зарегистрирован ФИО1 Действия Пенсионного фонда РФ по изменению плательщика страховых взносов оспариваются истцами.
В период до июня 2003 года действовал Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 от 22 ноября 1990 года (далее – Закон №348-1).
Из содержания ст. 1 Закона №348-1 следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
В силу указания Закона №348-1 (ст.ст. 5, 9) при создании крестьянского хозяйства гражданину на основании его заявления и соответствующего решения Совета народных депутатов передается в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность земельный участок. Крестьянское хозяйство проходит регистрацию в районном (городском) Совете народных депутатов. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица.
Из содержания ст. 25 Закона №348-1 следует, что глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
С 20 декабря 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которому страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Из содержания ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что на ряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с данным Федеральным законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в 2002 году Пенсионный фонд РФ при постановке ФИО1, как главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Юлвана», на учет в качестве плательщика страховых взносов действовал в соответствии с требованиями Федерального законодательства и потому требования истцов в указанной части являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Далее, из материалов дела судом установлено, что 24 мая 2017 года ФИО1 снят с учета в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионном фонде РФ, о чем получил соответствующее уведомление (л.д. 31). Истец не согласен с действиями по снятию с указанного учета.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика:
1) работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (п.2).
Судом установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Юлвана» исключено налоговым органом из ЕГРЮЛ 22 мая 2017 года на основании п. 2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Данные действия истцами не оспариваются.
Представители ответчика поясняют, что, получив выписку из ЕГРЮЛ, из которой следовало, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Юлвана» ликвидировано, было произведено снятие ФИО1, как главы ликвидированного юридического лица, с учета страхователей.
Таким образом, судом установлено, что при снятии ФИО1 с учета страхователей Пенсионный фонд РФ действовал в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, без каких-либо нарушений и потому в указанной части требования истцов так же не подлежат удовлетворению.
Согласно справке Пенсионного фонда РФ №89 от 26 мая 2017 года за ФИО1 числится задолженность по уплате страховых взносов, пеней и штрафов на общую сумму 65 347 рублей 42 копейки (л.д. 33). Оспаривая начисление недоимки, ФИО1 и его представитель поясняют, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не отвечает личным имуществом по долгам этого хозяйства, зарегистрированного в форме юридического лица. Данная позиция стороны истца противоречит действующему законодательству, поскольку, как уже было указано выше, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям.
До 01 января 2017 года действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: б) индивидуальные предприниматели. В силу ст. 2 ФЗ N 212 индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
На основании ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Из содержания ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ следует, что обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках, либо за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
С 01 января 2017 года указанные правоотношения регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
Сам факт задолженности ФИО1 не отрицает, не согласен лишь с тем, что задолженность должна погашаться за счет его личного имущества. Указанная позиция истца противоречит нормам Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, главы 34 Налогового кодекса РФ.
Оспаривая взыскание задолженности на основании постановления Пенсионного фонда РФ, истец так же указывает на то, что взыскание должно было производиться в судебном порядке.
Из материалов дела судом установлено, что в период с 2011 года по 2015 год ответчиком выносились постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ФИО1 Данные постановления являлись основанием для возбуждения исполнительных производств Переславским РОСП УФССП России по Ярославской области.
В силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ правом взыскания страховых взносов за счет имущества должника был наделен орган контроля за уплатой страховых взносов, то есть Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются в том числе акты Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, взыскание Пенсионным фондом РФ задолженности с ФИО1 могло быть произведено во внесудебном порядке.
Дополнительно ФИО1 так же указывает, что удержание не могло производиться с его пенсии. Данное утверждение противоречит ст.ст. 98, 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что по заявленным основаниям требование истца о признании незаконными действий органа пенсионного обеспечения по начислению ФИО1 недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, не подлежит удовлетворению. Как следствие этого, суд оставляет без удовлетворения требования о признании за ФИО1 право на возврат удержанных из его пенсии по таким требованиям (решениям) сумм и о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 невыплаченной (удержанной) пенсии за период с 2011 года по 2017 год в размере 129 543 рубля 60 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья: Иванова Ю.И.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2018 г.