РЕШЕНИЕ
по делу №2-23/2019
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года г.Кириши
Киришский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Мельниковой Е.А.
при секретаре Попковой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате и пени за просрочку платежа,
установил:
Администрация МО Киришский муниципальный район Ленинградской области с учетом последующих изменений заявленных требований в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.102-103) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате за землю период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании пени за просрочку внесения арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании пени за просрочку внесения арендной платы, взысканной с ответчика по решению Киришского городского суда по делу <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что между администрацией посёлка Будогощь и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты> га., расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст.3.3. ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЭ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В соответствии со ст. 1 Закона Ленинградской области от 22 декабря 2015 г. N 137-оз «О перераспределении между органами местного самоуправления Ленинградской области и органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий в области земельных отношений» к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений относятся полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений. В соответствии со ст. 1 Закона Ленинградской области от 28 декабря 2015 г. N 141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области», органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений. Таким образом, права и обязанности арендодателя по договору осуществляет Администрация Киришского муниципального района. Порядок, условия, сроки внесения и размер арендной платы определен пунктом 2.3 договора. Решением Киришского городского суда по делу 2-415/2019 (2-785/2016) по иску администрации Киришского муниципального района к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ аренды земельного участка и пени, с ФИО1 в пользу администрации взыскана арендная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также пени за указанный период. Таким образом, за ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. образовалась задолженность по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 108352,00 рубля, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 15392,00*2 = 30784,00 рубля; за 2017 г. в размере 15392,00*4=61568,00 рубля; за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 16000,00 рублей. Итого 30784+61568,00+16000,00=108352,00 рубля.
За несвоевременное и не в полном объёме исполнение обязанностей по внесению арендной платы Арендатор уплачивает Арендодателю пени. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за период просрочки платежей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику начислены пени из расчёта 0,15 % за каждый день просрочки платежа в сумме 58027 рублей 49 копеек. Также ответчику были начислены пени за просрочку внесения арендной платы взысканной с ответчика по решению Киришского городского суда по делу 2-415/2019 (2-785/2016), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учётом оплаты), в размере 187621,98 рубля. Просят взыскать с ответчика исчисленную задолженность по арендной плате и пени за просрочку платежей.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, измененные в сторону уменьшения требования поддержал в полном объеме, пояснил, что договор аренды заключенный ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 не содержал сведений о размере неустойки за несвоевременное внесение арендной платы, неустойка начислялась из расчета 0.15% за каждый день просрочки в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 353 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области", которое действительно утратило силу с 1 января 2016 года.
Ответчик и его представитель в судебном заседании исковые требования признали частично, указали, что предложенная ко взысканию задолженность по арендной плате за земельный участок рассчитана неверно, по их мнению, расчет должен быть произведен как за земельный участок, используемый под личный гараж, своего расчета ответчик не имеет, заявления об изменении целевого использования арендуемого земельного участка, переданного в аренду под складские помещения, до ДД.ММ.ГГГГ арендодателю не подавал, целевое использование земельного участка не менялось. Просили неустойку за несвоевременное внесение арендных платежей исчислять в соответствии со ст.395 ГК РФ, применить ст.333 ГК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
В соответствии пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землёй; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 39.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование земельным участком должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Соответственно стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
В п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" было конкретизировано, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в редакции до 01 марта 2015 года).
Во исполнение указанных положений Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В отношении земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, Правительством Ленинградской области принято постановление от 28 декабря 2015 года N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области".
Согласно положениям ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 606, 608 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В судебном заседании установлено, документально подтверждено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией поселка Будогощь и предпринимателем без образования юридического лица ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты> га расположенный по адресу: <адрес> для складских помещений (л.д.4-6).
Из сведений Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району и Ленинградской области следует, что в ЕГРИП не содержатся сведения о физическом лице ФИО1 как об индивидуальном предпринимателе (л.д.76 ).
Пунктом <данные изъяты> договора аренды земельного участка предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за землю (л.д.5 ); согласно расчету арендной платы к договору арендатор перечисляет арендную плату авансовыми платежами (л.д.14).
ФИО1, заключая договор аренды, принял на себя обязательство по оплате занимаемого земельного участка, однако принятое на себя обязательство надлежащим образом не исполнял.
В соответствии с п. 2 ст.3.3 (в редакции действующей с 1 марта 2015 г.) ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу ч. 4 ст. 2 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Закона Ленинградской области от 22 декабря 2015 г. N 137-оз «О перераспределении между органами местного самоуправления Ленинградской области и органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий в области земельных отношений» к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений относятся полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений.
В соответствии со ст. 1 Закона Ленинградской области от 28 декабря 2015 г. N 141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области», органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по распоряжению земельными участками, i государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, права и обязанности арендодателя по договору с 01 января 2016 года до издания Закона Ленинградской области от 25 декабря 2018 г. N141-03, которым названные областные законы признаны утратившим силу с 01 января 2019 г., осуществляла Администрация Киришского муниципального района.
В связи с отменой областных законов, в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение и предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 в пользу администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области взыскана задолженность по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 178190 рублей 68 копеек.
В счет погашения арендной платы ответчиком были сделаны платежи ДД.ММ.ГГГГ – 6484 рубля 28 копеек, ДД.ММ.ГГГГ - 3242 рубля 14 копеек, ДД.ММ.ГГГГ – 3242 рубля 14 копеек, ДД.ММ.ГГГГ - 3242 рубля 14 копеек, ДД.ММ.ГГГГ - 3242 рубля 14 копеек, ДД.ММ.ГГГГ - 3362 рубля 13 копеек, ДД.ММ.ГГГГ - 3362 рубля 13 копеек.
Учитывая несвоевременность внесения ответчиком арендной платы истцом насчитана неустойка, которая составила 187621 рубль 98 копеек (л.д.103).
Суд не может согласиться с предложенным расчетом неустойки по тому основанию, что он произведен исходя из 0,15% за каждый день просрочки, тогда как договором названный размер неустойки сторонами не согласован, дополнительным соглашением между сторонами не утверждался, Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 353 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области", которым утверждался названный размер неустойки, утратило силу с 1 января 2016 года.
При имеющихся обстоятельствах суд считает, что необходимо применить положения ст.395 ГК РФ и определить ко взысканию неустойку за несвоевременную оплату арендной платы, определенной решением Киришского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 178190 рублей 68 копеек в сумме 30669 рублей 30 копеек (л.д.104).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была начислена арендная плата в размере 108352 рубля 00 копеек (л.д.102). Ответчиком доказательств ее оплаты суду не представлено, а потому, она подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Арифметически отчет судом проверен, ответчиком не оспорен, а потому признается верным.
Довод ответчика о том, что арендная плата должна быть начислена как за использование земельного участка под личный гараж, то есть, целевое назначение использования земельного участка изменилось с того момента, как он утратил статус индивидуального предпринимателя, суд находит несостоятельным, поскольку, как заявил в судебном заседании ФИО1, заявления об изменении целевого назначения арендуемого земельного участка, переданного в аренду под складские помещения, до ДД.ММ.ГГГГ арендодателю не подавал, целевое назначение земельного участка не менялось.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была направлена претензия с требованием оплатить имеющуюся задолженность (л.д.15). Претензия получена должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
В п. 1 ст. 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В связи с несвоевременной оплатой арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была начислена пеня в размере 58027 рублей 49 копеек (л.д.102).
Суд не может согласиться с предложенным расчетом неустойки по тому основанию, что он произведен исходя из 0,15% за каждый день просрочки, тогда как договором названный размер неустойки сторонами не согласован, дополнительным соглашением между сторонами не утверждался, Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 353 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области", которым утверждался названный размер неустойки, утратило силу с 1 января 2016 года.
При имеющихся обстоятельствах суд считает, что необходимо применить положения ст.395 ГК РФ и определить ко взысканию неустойку за несвоевременную оплату арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9242 рубля 60 копеек (л.д.105).
Обсуждая ходатайство ответчика о применении к неустойкам ст.333 ГК РФ суд находит его подлежащим отклонению, поскольку в соответствии с ч.6 ст. 395 ГПК РФ если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, исходя из которой и была исчислена судом неустойка, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца.
Учитывая все вышеизложенное, суд находит требования, заявленные истцом, подлежащими удовлетворению частично, в части взыскания с ответчика арендной платы в сумме 108352 рубля 00 копеек, в части взыскания неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 30669 рублей 30 копеек и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9242 рубля 60 копеек.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 4165 рублей 28 копеек, поскольку от уплаты госпошлины при подаче иска в суд истец освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в пользу Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области задолженность по арендной плате по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 108352 рубля, неустойку за просрочку внесения арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9242 рубля 60 копеек, неустойку за просрочку внесения арендной платы, взысканной решением Киришского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 30669 рублей 30 копеек, всего взыскать 148263 (Сто сорок восемь тысяч двести шестьдесят три ) рубля 90 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в сумме 4165 рублей 28 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Киришский федеральный суд в течение месяца.
Судья