ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-23/20 от 12.03.2020 Гдовского районного суда (Псковская область)

Дело № 2-23/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2020 года г. Гдов Псковская область

Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Зубковой С.Г., при секретаре Алексеевой А.В.,

с участием истца заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановского А.П., представителя третьего лица Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по природопользованию заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес>ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановского А.П. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 об устранении нарушений требований Водного кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановский А.П. обратился в суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 обязании в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести водоохранную зону водного объекта – Чудско-Псковского озера на территории <адрес><адрес> в границах земельного участка с КН , а так же в границах береговой полосы Чудско-Псковского озера, в первоначальное состояние путем восстановления рельефа материковой части водоохраной зоны Чудско-Псковского озера.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что природоохранной межрайонной прокуратурой 17.07.2019 года проведена проверка в сфере соблюдения требований Водного кодекса РФ в водоохранной зоне Чудско-Псковского озера на территории <адрес>, с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО6 по результатам которой установлено, что в границах водоохранной зоны Чудско-Псковского озера в <адрес> на территории земельного участка с КН (категория земель:землинаселенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 5000 кв.м), а также в границах береговой полосы Чудско-Псковского озера, перпендикулярно берегу озера, прорыт канал протяженностью 100 м и шириной 6 м (географические координаты: <данные изъяты>).

Согласно сведениям Управления Росреестра по Псковской области собственником земельного участка с КН является ФИО1.

Таким образом, собственником земельного участка с КН ФИО1 допущены нарушения требований ст. 65, ст. 6 Водного кодекса РФ выразившееся в ограничении доступа граждан на свободный доступ к водному объекту-Чудско-Псковскому озеру, использование береговой полосы для передвижения и пребывания, а так же в результате действий ответчика изменен природный ландшафт прибрежной защитной полосы, в связи с чем существует угроза причинения вреда окружающей природной среде.

В судебном заседании истец заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановский А.П.исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным основаниям. Дополнительно Здановский А.П. пояснил, что в 2018 года при проведении прокуратурой проверки в сфере соблюдения требований водного законодательства в водоохранной зоне Чудско-Псковского озера на территории <адрес><адрес> нарушений, в виде нахождения в границах водоохранной зоны, а так ж в границах береговой полосы канала, установлено не было. В июле 209 года при проведении проверки установлено, что из Псковско-Чудского озера к участку ответчицы ФИО1 прорыт канал. Работы ответчицей проведены в отсутствии согласования с уполномоченными органами, органами местного самоуправления. В имеющемся межевом плане участка ФИО1 отсутствует указание на наличие канала. Участок ответчицы с КН расположен в водоохранной зоне, с особым режимом использования. Псковско-Чудское озеро является трансграничным объектом, находящимся в государственной собственности. Действиями ответчицы нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в использовании береговой полосы и водоохранной зоны, атак же на благополучную окружающую природную среду. На день рассмотрения дела судом канал существует.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчицы ФИО1, будучи извещенной надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, что не противоречит правилам ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по природопользованию ФИО6, самостоятельных требований не заявил, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. ФИО6 пояснил, что береговая полоса, являющаяся частью водного объекта и водоохранной зоны, находится в государственной собственности. Канал является гидротехническим сооружением и находится в водоохраннойзоне как и сам земельный участок ФИО1 Право на водопользование с целью проведения дноуглубительных работ, связанных с изменениями дна и береговых водных объектов (ст. 11 Водного кодекса РФ) при устройстве канала ФИО1 не согласовывала с Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области, следовательно, не имеет. Канал выходит с территории земельного участка ФИО1 в глубь озера, протяженностью 100 метров и шириной 6 метров. И препятствует свободному передвижению граждан в водоохранной зоне и береговой полосе.

Суд, выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановского А.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) одними из основных принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельностичеловека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природныхресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающейсреды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственнойи иной деятельности на природную среду исходя из требований в областиохраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 11Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу части 1 статьи 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если действующим законодательством не предусмотрено иное (часть 2 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек иручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

При этом каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих Средств (часть 8 статьи 6 Водного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ (часть 1 статьи 9 Водного кодекса).

Согласно пункту 7 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, являются водоохранными зонами (часть 1 статьи65 Водного кодекса РФ).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса РФ).

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 статьи 65 Водного кодекса РФ ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (часть 17 статьи 65 Водного кодекса РФ).

В силу части 18 статьи 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, которыми обеспечивается, в том числе, определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 Приказа Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 04.06.2013 № 431 «Об установлении на местности границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы Чудско-Псковского озера Псковской области» граница водоохранной зоны и граница прибрежной защитной полосы Чудско- Псковского озера составляет 200 м.

В судебном заседании установлено, что заместителем Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановским А.П.совместно с начальником отдела геологического надзора и охраны недр, надзора заводными ресурсами Управления Росприроднадзора по Псковской области ФИО6проведена проверка по факту нарушения требований законодательства в водоохранной зоне Чудско-Псковского озера натерритории <адрес>.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в границах водоохранной зоны Чудско-Псковскогоозера в <адрес> территории земельного участка с КН (категория земель:земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для веденияличного подсобного хозяйства, площадь: 5000 кв.м), а также в границахбереговой полосы Чудско-Псковского озера, перпендикулярно берегу озерапрорыт канал протяженностью 100 м и шириной6 м (географические координаты: <данные изъяты>).По сведениям местного населения и временно пребывающих на
территории <адрес>района граждан указанные работы проведены ФИО1 в 2019 году.

Канал препятствует свободному передвижению граждан по береговой
полосе водного объекта общего пользования.

Изложенноеподтверждается справкой от 30.07.2019 по результатам проверки водоохранного законодательства в д. <адрес> с приложением фототаблицы к ней, актом проверки от 17.07.2019 года с приложением фототаблицы к нему.

Собственником земельного участка с КН является ФИО1, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 29.12.2015 года и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью 5000 кв.м. имеются ограничения (обременения) прав на земельный участок, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ.

Земельный участок ответчицы расположен в водоохранной зоне, то есть с особыми условиями использования территории, иных ограничений (обременений) не зарегистрировано (ч. 6 ст. 56 ЗК РФ).

Согласно сведениям от 12.03.2020 года №ПР-05-1172, представленным Комитетом по природным ресурсам и экологии <адрес> в ответ на запрос Природоохранного межрайонного прокурора ФИО7 установлено, что ФИО1 с заявлением о предоставлении водного объекта – Чудско-Псковского озера для проведения дноуглубительных работ и других работ, связанных с изменением дна и берегов не обращалась. Право пользования водным объектом ФИО1 не представлялось.

Таким образом, в действиях собственника земельного участка с КН ФИО1 выявлены нарушения требований Водного кодекса РФ.

В силу ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин имеет право доступа к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Псковско-Чудское озеро находится в государственной собственности и является водным объектом общего пользования, то есть общедоступным водным объектом.

Действиями ФИО1 нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе местного населения и временно пребывающих на территории <адрес> граждан на свободный доступ к водному объекту - Чудско-Псковскому озеру, использование береговой полосы водного объекта для передвижения и пребывания. Кроме того, проведение работ по обустройству канала привело к изменению природного ландшафта прибрежной защитной полосы Чудско-Псковского озера, в связи с чем существует угроза причинения вреда окружающей природной среде.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При этом привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (часть 2 статьи 68 Водного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 77 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полномобъеме в соответствии с законодательством.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (часть 2 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ).

Срок, в течении которого ответчицы обязана привести водоохранную зону водного объекта – Чудско-Псковского озера, в первоначальное состояние путем восстановления рельефа материковой части водоохраной зоны Чудско-Псковского озера, суд считает разумным.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит взысканию в доход бюджета муниципального района по месту рассмотрения дела.

Псковский природоохранный межрайонный прокурор в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при подаче настоящего иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, с ответчика в доход бюджета Муниципального образования «Гдовский район» Псковской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 об обязании в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести водоохранную зону водного объекта – Чудско-Псковского озера, в первоначальное состояние путем восстановления рельефа материковой части водоохраной зоны Чудско-Псковского озера, - удовлетворить.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место
рождения: <адрес>, паспорт
гражданина РФ: , выданный ТП Отдела УФМС России по
Санкт-Петербургу и <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ,
зарегистрированную по адресу: <адрес>,
<адрес>А, в течение трех месяцев со дня вступлениярешения суда в законную силу привести водоохранную зону водного объекта -Чудско-Псковского озера на территории <адрес> в границах земельного участка сКН , а также в границах береговой полосы Чудско-Псковскогоозера, в первоначальное состояние путем восстановления рельефа материковой части водоохранной зоны Чудско-Псковского озера.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, месторождения: <адрес> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек в доход Муниципального образования «Гдовский район».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в суд апелляционной инстанции Псковского областного суда через Гдовский районный суд.

Судья: С.Г.Зубкова