ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-23/20 от 14.05.2020 Починковского районного суда (Смоленская область)

2-23/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2020 года г.Починок

Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО1 - ФИО2,

представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Ф.С.А.,

при секретаре Панкратовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести ремонт жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести капитальный и текущий ремонт жилого дома № ** в .... Определением Пресненского районного суда г.Москвы от 7 августа 2019 года гражданское дело передано по подсудности в Починковский районный суд Смоленской области, по месту нахождения большинства доказательств. Определением Починковского районного суда Смоленской области от 11 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО3, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Западному военному округу, жилищно-коммунальная служба №1 (г.Смоленск). Определением Починковского районного суда Смоленской области от 28 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Согласно уточненным исковым требованиям ФИО1 просит обязать в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в многоквартирном жилом доме № ** в ... Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации произвести капитальный ремонт, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести текущий ремонт.

В обоснование своих требований истец ФИО1 в исковом заявлении и судебном заседании указала, что с ** ** ** проживает одна в квартире № ** дома № **... по договору социального найма, относящейся к жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации. Дом № ** четырехквартирный, щитовой, с печным отоплением, ** ** ** года постройки, требует проведения капитального и текущего ремонта, находится в неудовлетворительном состоянии, инженерные системы и деревянные конструкции находятся в ветхом состоянии, полы и рамы сгнили, горячее и холодное водоснабжение отсутствует, канализации нет, кровля полуразрушена и протекает. В ** ** ** она обратилась в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о проведении ремонта жилого дома, ответ не получила. Просит суд обязать в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в многоквартирном жилом доме № ** в ... Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации произвести капитальный ремонт кровли шиферной дома и веранд, выполнив полную замену кровельного покрытия; деревянных стропил и обрешетки дома и веранд, выполнив полную замену деревянной конструкции; перекрытий деревянных, выполнив полную замену деревянной конструкции; утеплителя перекрытия шлак, выполнив полную замену утеплителя; полов дощатых в комнатах, коридорах и верандах, выполнив полную замену чистых дощатых полов и лаг, после окончания ремонта пол окрасить за два раза с предварительной грунтовкой и шпаклевкой оструганных поверхностей; дверей деревянных в комнатах, коридорах, выполнив полную замену заполнений дверных блоков; дверей деревянных входных, выполнив полную замену заполнений проемов; окон деревянных, выполнив полную замену оконных блоков; электрооборудования, выполнив полную замену системы; отопительно-варочных печей, работающих на дровяном топливе, выполнив полную перекладку печей с добавлением кирпича, ремонт основания; отмостки; ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести текущий ремонт цоколя, выполнив ремонт кирпичной кладки, штукатурки и окраску цоколя; фасадов окрашенных, выполнив окраску фасадов с подготовкой поверхности местами до 20%; веранд деревянных, выполнив замену нижней обвязки и части обшивки местами; укрепление связей между щитами. Представитель истца ФИО1 - ФИО2 требования истца поддержал в полном объеме, сославшись на те же обстоятельства.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.3 л.д.129).

Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.3 л.д.136-137), в отзыве и дополнении к отзыву указал, что истцом в материалы дела не представлены выписки из ЕГРП, подтверждающие, что собственником пустующих жилых помещений, которые обслуживались управляющей организацией, является Министерство обороны Российской Федерации, что свидетельствует о необоснованности исковых требований и недоказанности истцом того факта, что Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по спору. ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, находящееся в ведении Департамента имущественных отношений Минобороны России, созданное во исполнение Министерством обороны Российской Федерации исключительно публичных функций, собственником объектов не является. Учреждение не определяет и вне поручений Министерства обороны Российской Федерации не вправе выяснять фактическое назначение, цель использования имущества, отведенного для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно законодательству титул имущества, отведенного для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, от установленного назначения, цели использования не зависит. Учреждение не имеет права перечислять денежные средства, выделенные из государственного бюджета по нецелевому назначению (тем более, что они не выделялись), так как это приведет к нарушению законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, не может брать на себя обязательства, не обеспеченные лимитами бюджетных обязательств. В настоящее время содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Текущий ремонт был проведен четыре раза в ** ** **, по капитальному ремонту информация отсутствует. Просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т.1 л.д.174-177, т.2 л.д.110-112, 146-148), рассмотреть дело в его отсутствие (т.1 л.д.44-45, 103-104, т.2 л.д.78).

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в отзывах (т.1 л.д.61, 108, т.3 л.д.93-94, 116), информации (т.2 л.д.196, 203) и в судебном заседании Ф.С.А. указал, что в соответствии с договором № ** от ** ** ** в управление и эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ передан жилой дом № ** в ... в удовлетворительном состоянии, капитальный и текущий ремонт не проводился. В соответствии с п.2 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются дома, в которых имеется менее чем пять квартир. Согласно п.п.2.2 договора перечень работ и услуг по управлению жилищным фондом, а также периодичность и сроки их выполнения (оказания) содержатся в приложении №2-4 к договору. Текущий ремонт жилого фонда производится за счет средств нанимателей, проживающих в жилом доме, по результатам осеннего (весеннего) осмотров. Согласно оборотной сальдовой ведомости, в части содержания жилья за период с ** ** ** по ** ** **, сумма денежных средств, собранных от нанимателей жилого дома № **... составляет 17110 рублей 95 копеек. По устранению допущенных нарушений, указанных в акте осеннего осмотра от ** ** **, ведутся подготовительные мероприятия, рассматриваются возможности выполнения работ по ликвидации выявленных недостатков. Данные работы будут выполнены при условии выделения денежных средств и сезонной возможности. Сезонные работы в силу климатических и иных погодных условий, выполняются в течение определенного периода (сезона). В целях выполнения государственного задания в ** ** **, в рамках доведенной субсидии, учреждением выполняются мероприятия по обслуживанию объектов Минобороны России, переданных в оперативное управление и эксплуатацию. Являясь бюджетным учреждением все работы, закупка услуг и ТМЦ производятся в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Заявки на проведение торгово-закупочной процедуры на поставку строительных материалов направлены в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) своевременно. По устранению допущенных нарушений, указанных в акте весеннего осмотра от ** ** ** ведутся подготовительные мероприятия, рассматриваются возможности выполнения работ по ликвидации выявленных недостатков. Определяются объемы и стоимость работ, на основании которых будет сформирован план текущего ремонта, с учетом собранных средств от нанимателей. В компетенцию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не входят обязательства по проведению капитального ремонта.

Представитель ответчика Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.3 л.д.128).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3, в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания (т.3 л.д.133-135).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Западному военному округу, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.3 л.д.152), в возражениях (т.2 л.д.133, 166-167, 193-195, 204-205), информации (т.2 л.д.168-169), ходатайстве (т.3 л.д.111) указал, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года №155 функции по содержанию объектов военной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации возложены на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации с ** ** **. В соответствии с ч.7 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственником жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России ** ** ** принято единоличное решение о выборе управляющей организацией объектов жилищного фонда - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. В связи с чем, ** ** ** между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Западному военному округу заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № **, который включает в себя жилой дом, расположенный по адресу: .... Жилой дом находится в обслуживании ЖКС №1 (г.Смоленск) филиала (по ЗВО). Указанный объект жилого фонда передан по актам приема-передачи от предыдущей управляющей компании ООО «ГУЖФ» в удовлетворительном состоянии. Техническая и проектная документация на жилой дом филиалу по ЗВО от ООО «ГУЖФ» не передавалась. Информация о произведенных ремонтных работах за период эксплуатации с момента постройки предыдущей управляющей компанией не передана. В соответствии со ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилой дом № **... не подлежит включению в региональную программу капитального ремонта, так как содержит менее пяти квартир. Проведение капитального ремонта объектов жилого фонда не входит в компетенцию филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО. По решению собственника жилой дом, расположенный по адресу: ... не включен в план капитального ремонта на ** ** ** в связи с его удовлетворительным состоянием по актам осеннего осмотра. При наличии неудовлетворительных заключений, текущий ремонт жилого фонда проводится за счет средств нанимателей, проживающих в жилом доме, по результатам осенних осмотров зданий. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, жилищно-коммунальной службы №1 (г.Смоленск), в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.3 л.д.130-131).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.3 л.д.127), в информации (т.2 л.д.189-190, 192) сослался на то, что в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 года №280, решение вопросов по содержанию и эксплуатации объектов казарменно-жилищного фонда и социальной инфраструктуры, в том числе по организации проведения текущего и капитального ремонтов к компетенции Департамента не относится. Жилой дом по указанному адресу является 4-квартирным одноэтажным щитовым домом ** ** ** года постройки с печным отоплением, отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация. На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 июля 2017 года №1839 все жилые помещения, в том числе и квартира № **, по указанному адресу, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В настоящее время согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2019 года №1181 жилой дом по указанному адресу подлежит передаче в собственность муниципального образования .... В соответствии с разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок организации и финансирования проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, согласно которому капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов осуществляется фондами капитального ремонта за счет уплаты собственниками помещений взносов на капитальный ремонт путем включения их в региональную программу. Согласно п.12 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29 октября 2015 года №774/пр, в соответствии с решением субъекта Российской Федерации лицами, обратившимися в уполномоченный орган с обращением о внесении изменений в региональную про грамму могут быть собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме; лица, осуществляющие управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; региональный оператор. Кроме того, согласно постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту должны своевременно выполняться управляющей компанией (эксплуатирующей организацией). Информация о датах проведения капитального и текущего ремонта за период эксплуатации жилого дома № ** в ... с момента постройки и по настоящее время, а также проектная и техническая документация на данный жилой дом в Департаменте отсутствуют. Согласно сведениям, размещенным на информационном интернет-портале «Реформа ЖКХ» с ** ** ** содержание и эксплуатацию указанного жилого дома осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ** ** ** КЭЧ ... ФИО1 выдан ордер № ** на право занятия квартиры № ** в доме № **... (т.1 л.д.9, 141), в которой последняя зарегистрирована с ** ** ** и проживает одна с ** ** ** (т.1 л.д.6, 10, 71-72, 126-127).

В доме № **... в квартире № ** проживающих нет, пустующий фонд, в квартире № ** проживающих нет, пустующий фонд, в квартире № ** проживает ФИО3, в квартире № ** проживает ФИО1 (т.1 л.д.100, 129).

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - жилой дом № **... (т.1 л.д.159).

Здание многоквартирного дома № ** в ... состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 июля 2017 года №1839 закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации) (т.2 л.д.42-43, 136, 189-190, 192, 197-200) и является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (т.1 л.д.11, 72, 127, т.2 л.д.37, 196, 203).

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации №1082 от 16 августа 2004 года, и Постановлением Правительства Российской Федерации №1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

В соответствии с положением о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства обороны России от 14 мая 2014 года №300, вопросы, связанные с капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов военной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации, отнесены к компетенции указанного Департамента.

Учредителем ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Управление общим имуществом в вышеуказанном доме осуществляет ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации № **, заключенного ** ** ** между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (управляющая организация) (т.1 л.д.73-82, 114-118), согласно которому заказчик (либо его уполномоченный представитель) передает управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение №1 к договору), а управляющая организация по заданию заказчика, в соответствии с приложениями к договору, принимает в управление жилищный фонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации имеет право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе по адресу: ... (т.1 л.д.83-84, 124-125).

В Перечне объектов жилищного фонда, передаваемого в управление управляющей организации указан жилой дом № **... (т.1 л.д.85-99, 121-123).

В Приложении №2-4 указан перечень работ и услуг по управлению жилищным фондом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в жилищном фонде, переданного в управление управляющей организации (т.1л.д.102, 119-120).

Жилой дом № ** в ... в муниципальную собственность ... из жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации не передавался (т.2 л.д.82, 136), сведений о передаче жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в ... в муниципальную собственность муниципального образования « ...» ..., администрации ... сельского поселения ..., в том числе адом № **... за период с ** ** ** не имеется, документы с ** ** ** на хранение в архив не поступали, понятие «муниципальная собственность» установлено с ** ** ** (т.2 л.д.159-165).

Из платежного документа (т.1 л.д.12) следует, что исполнителем услуг является ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно выписок из лицевого счета абонента ФИО1 (т.1 л.д.101, 128, 130) задолженность по жилищно-коммунальным услугам отсутствует.

** ** ** ФИО1 обратилась в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» с заявлением о проведении ремонта жилого дома (т.1 л.д.16).

Техническая документация дома № ** в ... сторонами не представлена, объект, расположенный по адресу: ... в архивных материалах ОГБУ « ... областное БТИ» отсутствует (т.1 л.д.196).

В силу акта проверки жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации от ** ** ** (т.2 л.д.37-40), информации военного прокурора Смоленского гарнизона (т.2 л.д.63-66), информации Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (т.2 л.д.189-190) в результате комиссионного обследования установлено, что жилые дома щитовые, с печным отоплением, ** ** ** года постройки, находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения капитального ремонта - полы и оконные рамы сгнили, кровля протекает, холодное и горячее водоснабжение отсутствует, канализации нет.

Согласно акту общего сезонного (осеннего) осмотра объекта жилищного фонда (многоквартирного дома) от ** ** ** (т.1 л.д.66, 109-110), дефектного акта (т.1 л.д.68-69, 112-113), ведомости объемов работ (т.1 л.д.70, 111) жилой дом № ** в ...** ** ** года постройки, материал стен - кирпич, кровля - шиферная, этажность - 1, количество квартир - 4, капитальный ремонт не производился. По результатам осмотра здания выявлено следующее: общедомовые инженерные сети - отопление печное 6 шт и дымоудаление печное 6 шт требуют текущего ремонта; стены - отделочный слой (штукатурка плитка) - на фасаде наблюдаются растрескивания отделочного слоя побелки 10 кв.м., цоколь - имеются сколы цоколя 10 кв.м., требуется окраска цоколя 20 кв.м. (текущий ремонт); отмостка - восстановление отмостки 15 кв.м. (текущий ремонт); крыша, кровля - стропилы, балки - биоповреждения несущих конструкций кровли (стропил, мауэрлата, прогонов, обрешетки) 150 кв.м., кровля - ремонт оголовок труб 5 шт (текущий ремонт); малые формы - малые архитектурные формы, урны, скамейки, беседки - требуется покраска подъездных скамеек 2 шт (текущий ремонт), игровые площадки - необходима установка детской площадки (капитальный ремонт), бельевые стойки - необходима установка бельевых стоек 4 шт (текущий ремонт).

Необходимость проведения капитального и текущего ремонтов указанных конструктивных элементов обоснована актом проверки жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации от ** ** **, актом общего сезонного (осеннего) осмотра объекта жилищного фонда (многоквартирного дома) от ** ** **, дефектным актом, ведомостью объемов работ, а также подтверждена заключением судебной строительно-технической экспертизы № ** от ** ** ** (т.3 л.д.1-61), согласно которому в настоящее время существует объективная необходимость в проведении ремонтно-строительных работ по многоквартирному дому, требуется: капитальный ремонт: кровли шиферной на доме и верандах - имеется массовое разрушение кровли, разрушения свесов. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 75%. Требуется полная замена кровельного покрытия. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 30 лет; деревянным стропилам и обрешетке на доме и верандах - имеется прогибы стропильных ног, поражение гнилью и жучком древесины деталей крыши. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 75%. Требуется полная замена деревянной конструкции. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 50 лет; перекрытий деревянных - имеется сильное поражение древесины гнилью, появление продольных и поперечных трещин, расслоение древесины, полное или частичное скалывание в узлах сопряжений балок, прогиб балок и прогонов. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 75%. Требуется полная замена деревянной конструкции. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 20 лет; утеплителя перекрытия шлак - имеется разрушение шлака. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 75%. Требуется полная замена утеплителя. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 30 лет; полов дощатых в комнатах, коридорах и верандах - имеется поражение гнилью досок, прогибы, просадки, разрушение пола. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 75%. Требуется полная замена чистых дощатых полов и лаг. После окончания ремонта пол окрашивается за два раза с предварительной грунтовкой и шпаклевкой оструганных поверхностей. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 30 лет; дверей деревянных в комнатах, коридорах - имеется полное расшатывание полотен и коробок, массовое поражение жучком. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 80%. Требуется полная замена заполнений дверных блоков. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 50 лет; дверей деревянных входных - имеется полное расшатывание полотен и коробок, массовое поражение гнилью. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 70%. Требуется полная замена заполнений проемов. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 40 лет; окон деревянных - оконные переплеты, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 80%. Требуется полная замена оконных блоков. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 40 лет; электрооборудования - неисправность системы: проводки, щитков, приборов, ВРУ; отсутствие части приборов; оголение проводов; следы больших ремонтов (провесы проводов, повреждения шкафов, щитков, ВРУ). Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 75%. Требуется полная замена системы. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 25 лет; отопительно-варочных печей, работающих на дровяном топливе - имеется сильные выпучивания и отклонения стенок от вертикали, наружная кладка имеет глубокие трещины, сдвиги и выпадение отдельных кирпичей, вертикальные и горизонтальные разделки местами разрушились, топливник разрушен, приборы местами отсутствуют. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 75%. Требуется полная перекладка печей с добавлением кирпича, ремонт основания. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 25 лет; отмостки - покрытие отмостки и подготовка полностью разрушены. Износ составляет 80%. Срок продолжительность эксплуатации до капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) составляет 10 лет; текущий ремонт: цоколя - имеются разрушение штукатурки, трещины, сколы, выпадение отдельных камней в надземной части цоколя. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 40%. Требуется ремонт кирпичной кладки, штукатурки и окраска цоколя; фасадов окрашенных - имеется глубокие трещины и отпадение штукатурки местами, окрасочный слой местами потемнел и загрязнился, в отдельных местах поврежден. Согласно ВСН 53-86(р) износ составляет 40%. Требуется окраска фасадов, с подготовкой поверхности местами до 20 %; веранд деревянных - имеется местный перекос стен, образование щелей в вертикальных стыках между досками обшивки, неравномерная осадка стен, поражение древесины гнилью. Согласно ВСН 53-8б(р) износ составляет 40%. Требуется замена нижней обвязки и части обшивки местами, укрепление связей между щитами. Объемы восстановительных работ определяются согласно Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» по капитальному ремонту при изготовлении проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ); по текущему ремонту определяется организацией по обслуживанию жилищного фонда. 2.3.1. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию. Сроки проведения работ по капитальному и текущему ремонту для устранения выявленных дефектов определяется при составлении проектно-сметной документации.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что многоквартирный жилой дом № ** в ... построен в ** ** **, имеет значительный срок эксплуатации и износа. При этом, доказательств проведения капитального и текущего ремонтов вышеназванных систем и конструкций, суду ответчиками не предоставлено. Факт неисполнения обязанностей по капитальному и текущему ремонту дома, подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Представленные истцом доказательства о ненадлежащем состоянии дома ответчиками не опровергнуты.

Многоквартирный жилой дом № ** в ... закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации; является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации; к компетенции департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации отнесены вопросы, связанные с капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов военной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации; обслуживание указанного жилищного фонда осуществляется ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на основании заключенного ** ** ** договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации ** ** **.

Согласно п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 13 августа 2006 года, к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).

На основании п.2 ст.681 Гражданского кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В силу п.2 ст.676 Гражданского кодекса Российской Федерации, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь положениями вышеприведенного законодательства, исходит из того, что здание многоквартирного жилого дома № ** в ... нуждается в проведении капитального ремонта, при этом собственник (Министерство обороны Российской Федерации), а также уполномоченная им организация, на балансе которой стоит дом (ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации), (Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации) к компетенции которого отнесены вопросы, связанные с капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов военной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации, надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, что приводит к существенному нарушению прав граждан, проживающих в указанном жилом помещении. Поэтому суд признает обоснованными требования истца о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, а именно капитальный ремонт: кровли шиферной на доме и верандах; деревянных стропил и обрешетки на доме и верандах; перекрытий деревянных; утеплителя перекрытия шлак; полов дощатых в комнатах, коридорах и верандах; дверей деревянных в комнатах, коридорах; дверей деревянных входных; окон деревянных; электрооборудования; отопительно-варочных печей, работающих на дровяном топливе; отмостки. При этом, суд полагает, что ответственность за исполнение обязанностей по капитальному ремонту специализированного жилищного фонда должна быть возложена как на Министерство обороны Российской Федерации, так и на ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.

Учитывая, что управляющая организация ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, приняв на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, надлежащим образом их не исполнило, суд также признает обоснованными требования истца о возложении на управляющую организацию обязанности по проведению текущего ремонта спорного многоквартирного жилого дома, а именно цоколя; фасадов окрашенных; веранд деревянных.

Принимая во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы № ** от ** ** **, суд полагает необходимым сроки проведения работ по капитальному и текущему ремонту многоквартирного жилого дома № ** в ... для устранения выявленных дефектов определить при составлении проектно-сметной документации.

Доводы представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в части того, что истцом в материалы дела не представлены выписки из ЕГРП, подтверждающие, что собственником пустующих жилых помещений, которые обслуживались управляющей организацией, является Министерство обороны Российской Федерации, что свидетельствует о необоснованности исковых требований и недоказанности истцом того факта, что Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по спору, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, находящееся в ведении Департамента имущественных отношений Минобороны России, созданно во исполнение Министерством обороны Российской Федерации исключительно публичных функций, собственником объектов не является, суд отклоняет, поскольку согласно доказательств, представленных в материалы дела многоквартирный жилой дом № ** в ... состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 июля 2017 года №1839 закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации) (т.2 л.д.42-43, 136, 189-190, 192, 197-200) и является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (т.1 л.д.11, 72, 127, т.2 л.д.37, 196, 203).

В соответствии со ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Частью 1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В ходе рассмотрения дела определением Починковского районного суда Смоленской области от 19 декабря 2019 года назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой порчено экспертам ООО «Эксперт-Оценка» (т.2 л.д.124-144).

Судебная строительно-техническая экспертиза по делу проведена, соответствующее заключение имеется в деле, экспертным учреждением ООО «Эксперт-Оценка» в адрес суда направлено заявление о взыскании судебных расходов по проведению экспертизы в размере 45000 рублей, поскольку до настоящего времени оплата не произведена (т.3 л.д.1-11).

В соответствии с абз.2 ч.2 ст.85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу указанных норм при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в порядке, предусмотренном абзацем 2 части 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать положения статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в случае, когда денежная сумма, подлежащая выплате экспертам, не была предварительно внесена стороной на счет суда в порядке, предусмотренном ч.1 ст.96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, денежную сумму, причитающуюся в качестве вознаграждения экспертам за выполненную ими по поручению суда экспертизы, взыскивается с проигравшей гражданско-правовой спор стороны.

Учитывая, что решение суда состоялось в пользу истца, в соответствии в ч.1 ст.80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возникла обязанность возместить экспертному учреждению судебные расходы, понесенные в связи с проведением экспертизы, назначенной судом.

С учетом изложенного, суд полагает, что в пользу экспертного учреждения ООО «Эксперт-Оценка» подлежат взысканию судебные расходы в размере 45000 рублей с ответчика Министерства обороны Российской Федерации, поскольку Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации являются структурными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, действуя на основании его полномочий. Именно Министерство обороны Российской Федерации в силу закона, является главным распорядителем бюджетных средств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, а финансирование расходов, связанных с деятельностью его структур осуществляется из средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.

Из пункта 2 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Таким образом, на ответчиков распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № ** в ..., а именно капитальный ремонт: кровли шиферной на доме и верандах; деревянных стропил и обрешетки на доме и верандах; перекрытий деревянных; утеплителя перекрытия шлак; полов дощатых в комнатах, коридорах и верандах; дверей деревянных в комнатах, коридорах; дверей деревянных входных; окон деревянных; электрооборудования; отопительно-варочных печей, работающих на дровяном топливе; отмостки; определив сроки проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № ** в ... для устранения выявленных дефектов при составлении проектно-сметной документации.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома № ** в ..., а именно цоколя; фасадов окрашенных; веранд деревянных; определив сроки проведения работ по текущему ремонту многоквартирного жилого дома № ** в ... для устранения выявленных дефектов при составлении проектно-сметной документации.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эксперт-Оценка» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А. Шабанова

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 18 мая 2020 года.