ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-23/2013 от 01.02.2013 Мурашинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2- 23/2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Мураши Кировской области 01 февраля 2013 г.

Мурашинский районный суд Кировской области в составе судьи Шишкиной Е.В. при секретаре Дьяковой Л.Н., с участием представителей истца ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми к ФИО3 о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ФИО3 о возложении обязанности предоставить в Межрайонную ИФНС России № 1 по Республике Коми заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа ЗАО «Опарино-Лес», с приложением необходимых документов.

В обоснование заявленных требований указано, что 24 февраля 2012 г. решением № 3 единственного акционера - владельца голосующих акций ЗАО «Опарино-Лес»- генеральным директором ООО «Опарино Лэнд» ФИО4 внесены изменения в устав ЗАО «Опарино-лес», в соответствии с которыми п. 1.6 Устава изложен в следующей редакции: «1.6 Место нахождения Общества: Россия, Республика Коми, <...>. Почтовый адрес: Россия, Республика Коми, <...>.»

На основании заявления ответчика регистрирующим органом в ЕГРЮЛ были внесены соответствующие сведения о месте нахождения общества. Однако в результате проведения проверочных мероприятий установлено, что фактически ЗАО «Опарино-Лес» по указанному адресу не располагается.

03.09.2012 в адрес МИФНС №1 по РК поступило сообщение от ЗАО «Опарино-Лес» с приложением изменений в устав ЗАО «Опарино-лес», утвержденных единственным акционером ООО «Опарино Лэнд» в лице генерального директора ФИО4, из содержания которого следует, что в п. 1.6 устава внесены изменения в части места нахождения общества, адрес которого указан: Россия, <...>.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ генеральным директором ЗАО «Опарино-Лес» является ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Ленинград, зарегистрирован по месту пребывания в пос. Октябрьский Мурашинского района Кировской области, ул.Железнодорожная, 12-69, который до настоящего времени не обратился в регистрирующий орган с заявлением установленной формы о внесении вышеуказанных сведений в ЕГРЮЛ, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение достоверных сведений о месте нахождения юридического лица.

В судебном заседании представители истца ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик ФИО3 извещался о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом (л.д.55-56,58-59), в судебное заседание не явился, при этом об уважительности причин неявки в суд не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял, о рассмотрении дела без его участия не просил. Согласно представленному отзыву с исковыми требованиями не согласен, указывая, что 26.12.2012 г. определением Арбитражного суда Республики Коми признано обоснованным заявление должника ЗАО «Опарино-Лес» о признании его несостоятельным (банкротом), и введена процедура наблюдения, в связи с чем полагает, что с указанной даты ЗАО «Опарино-Лес» не вправе вносить какие-либо изменения в учредительные документы, в том числе в части изменения места нахождения юридического лица.

Исследовав и оценив представленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав доводы представителей Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми, суд пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны быть достоверными.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должно быть определено, в том числе, место его нахождения.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В силу положений п.5 ст.5 Закона о регистрации юридическое лицо обязано в течение 3 рабочих дней с момента изменения сведений, в том числе о месте его нахождения, сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

При этом на основании п. 1 ст. 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются заявление установленной формы, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы и документ об уплаты государственной пошлины. Заявитель подтверждает в заявлении достоверность сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, а также их соответствие действующему законодательству.

Положениями ст. 25 Закона о регистрации предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с пп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона о регистрации руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, могут быть заявителями при государственной регистрации изменений юридического лица.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, вправе требовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, ЗАО «Опарино-Лес» поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми 16.03.2012 г. по месту нахождения в д.Оньмесь Прилузского района <...>, единственным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, является генеральный директор ФИО3 (л.д. 5-16, 76-87).

В ходе исполнения контролирующих функций истцом установлено, что по вышеуказанному адресу юридическое лицо фактически не располагается, каких-либо признаков нахождения по данному адресу его представителей либо структурных подразделений не имеется (л.д. 25-27, 30-35, 91-94).

03.09.2012 г. в МИФНС России № 1 по Республике Коми поступило сообщение, подписанное ответчиком, о внесении изменений в Устав предприятия в части места нахождения ЗАО «Опарино-Лес», а также изменения в устав общества, утвержденные решением его единственного акционера ООО «Опарино Лэнд» в лице генерального директора ФИО4, согласно которым местом нахождения общества и его почтовым адресом определен п.Октябрьский Мурашинского района Кировской области, ул.Железнодорожная, д.12, кв.69 (л.д.28-29).

Однако до настоящего времени руководителем юридического лица ФИО3 требования Закона о регистрации в части предоставления в налоговый орган заявления формы Р13001 о государственной регистрации изменения места нахождения ЗАО «Опарино-Лес», а также документов, предусмотренных п.1 ст.17 данного Закона, не исполнены, что создает препятствия в осуществлении мер налогового контроля юридического лица, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на получение достоверной информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.

Доводы ответчика о законодательном запрете внесения изменений в уставные документы ЗАО «Опарино-Лес» в связи с введением процедуры наблюдения в отношении него не основаны на нормах права.

Согласно п.1 ст.64 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст.ст. 63 и 64 данного ФЗ последствия и ограничения, вводимые в отношении должника в ходе процедуры наблюдения, не содержат запрета регистрации изменений, вносимых в учредительные документы предприятия.

Предусмотренные п.2 ст. 20 Закона о регистрации положения в части запрета государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, применяются только после принятия решения о его ликвидации, которое до настоящего времени в отношении ЗАО «Опарино-Лес» не принято.

При таких обстоятельствах требования налогового органа, предъявленные к ответчику, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199, 233-235 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми к ФИО3 о возложении обязанности предоставления заявления для регистрации изменений в сведения о ЗАО «Опарино-Лес», содержащиеся в ЕГРЮЛ, с приложением документов, определенных п.1 ст. 17 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», удовлетворить.

Обязать ФИО3 в срок до 15.03.2013 г. представить в Межрайонную ИФНС России № 1 по Республике Коми заявление по форме Р13001 с приложением документов, определенных п.1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для регистрации изменений в сведения о закрытом акционером обществе «Опарино-Лес» в части места нахождения единоличного исполнительного органа с указанием адреса его нахождения: 613710, Россия, <...>.

Взыскать со ФИО3 государственную пошлину в доход бюджета Мурашинского муниципального района Кировской области в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд в течение 1 месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 05.02.2013 г.

Судья Е.В.Шишкина