ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-23/2013 от 24.01.2013 Черекского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №2-23/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2013 года п.Кашхатау

Черекский районный суд Кабардино - Балкарской Республики в составе: председательствующего - Пшеунова З.К., при секретаре – Кульбаевой А.А., с участием старшего помощника прокурора Черекского района КБР – Баттаева А.И., представителя ответчика - местной администрации Черекского муниципального района КБР – ФИО1, действующего согласно доверенностей №50/1-24 от 22.01.2010 г., представителя соответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - ФИО2, действующего согласно доверенности №47-13 от 01.2013г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черекского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Черекского муниципального района КБР об отмене распоряжения главы местной администрации Черекского муниципального района от 27.09.2012г. № 116-р,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черекского района КБР обратился в суд с указанным иском в котором просит признать нормативно правовой акт - Распоряжение главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от 27.09.2012 года №116-р «О начале отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление» противоречащим федеральному и республиканскому законодательству полностью и недействующим со дня его принятия.

Данное исковое заявление обосновано тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса органами местного самоуправления Черекского муниципального района КБР. Проверкой установлено, что главой местной администрации Черекского муниципального района КБР принято Распоряжение от 27.09.2012 года № 116- р «О начале отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление».

Указанный правовой акт администрации района устанавливает начало отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление с 1 октября 2012 года. При этом основанием для установления статистического замера с 01.10.2012 года указано устойчивое понижение температуры наружного воздуха и увеличение отбора газа на автоматизированной газораспределительной станции (далее АГРС) и для предотвращения аварийных ситуаций по причине падения давления в газовых сетях на территории Черекского муниципального района, КБР.

Проверкой законности указанного правового акта выявлены существенные нарушения требований законодательства, влекущих за собой его отмену.

При принятии названного правового акта местной администрацией Черекского муниципального района, КБР, не были учтены статистические данные о среднемесячной температуре в Черекском муниципальном районе КБР для принятия соответствующего решения о начале отопительного периода на территории Черекского муниципального района КБР, тогда как, отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение, которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Кроме того, распоряжением Правительства КБР от 02.11.2012 года № 596-рп местным администрациям муниципальных районов, организациям независимо от форм собственности в установленном порядке было рекомендовано начать отопительный сезон на 2012-2013 годов со 2 ноября 2012 года.

Несмотря на вышеуказанные рекомендации распоряжением главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от 27.09.2012 г. № 116-р «О начале отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление», было принято решение о начале отопительного периода для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление на территории Черекского муниципального района КБР с 01 октября 2012 года.

Прокуратурой района 05.12.2012 года был принесен на имя главы местной администрации Черекского муниципального района, КБР протест об отмене нормативного правового акта - распоряжение главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от 27.09.2012 года № 116-р «О начале отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление» ввиду его незаконности и необоснованности.

Однако, администрацией Черекского муниципального района, КБР протест прокурора Черекского района, КБР незаконно и необоснованно по надуманным основаниям отклонен.

В частности, из представленного ответа администрации Черекского муниципального района, КБР следует, что отмена распоряжения администрации Черекского муниципального района, КБР от 27.09.2012 года № 116-р «О начале отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление» приведет к перерасчету оплату за потребленный газ абонентов филиала «Черекгаз» ОАО «Каббалказ», не имеющих узлов учета, и соответственно, к образованию задолженности перед ООО «Газпром Межоегионгаз» за фактическое потребление природного газа. Указанное обстоятельство приведет к возможному прекращению подачи природного газа на территории района и возникновению чрезвычайной ситуации с нарушением прав абонентов филиала «Черекгаз» ОАО «Каббалказ». Исходя из вышеуказанного довода местная администрация Черекского муниципального района, КБР приняла соответствующее решение о начале отопительного сезона с 01.10.2012 года.

Проверкой также установлено, что в нарушение требований федерального и республиканского законодательства вышеуказанный нормативно правовой акт не опубликовывался, то есть не был доведен до населения Черекского муниципального района, КБР.

В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Черекского района КБР поддержал исковое заявление в полном объеме.

Представитель ответчика - местной администрации Черекского муниципального района КБР ФИО1 в судебном заседании с иском не согласен и пояснил, что указанное распоряжение принято по ходатайству руководителя Черекрайгаз в связи с увеличением количества потребленного газа. В соответствии Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прерогатива определения начала и конца отопительного сезона принадлежит администрации района. Кроме того, на момент принятия распоряжения о начале отопительного сезона администрация Черекского района КБР не располагала данными о температурном режиме.

Представитель ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - ФИО2 с иском также не согласился и пояснил, что прокурор получил информацию о температурном режиме со станции, которая расположена в ******. В Черекском районе 10 поселений. Есть населенные пункты, которые по расположению находятся выше и по мере движения вверх к этим населенным пунктам, температура понижается. Температурный коэффициент предоставляемый станцией в ****** не отражает действительности. Кроме того в администрацию было обращение Черекрайгаз о начале отопительного сезона.

Доводы истца подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

Так, из копии распоряжения главы местной администрации Черекского муниципального района КБР №116-р от 27.09.2012 г. следует, что отопительный сезон 2012-2013 г.г. для потребителей, имеющих индивидуальное газовой отопление начинается с 1 октября 2012 года.

Согласно копии протеста прокурора Черекского района КБР от 05.12.2012 г. №13-2-16п-2012 главе администрации Черекского муниципального района КБР адресовано требование об отмене распоряжения №116-р от 27.09.2012 г.

Из копии письма главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от 14.12.2012 г. усматривается, что распоряжение №116-р от 27.09.2012 г. соответствует принципам бесперебойности, безопасности и фактической потребности.

Согласно копии письма ФБГУ «Кабардино-Балкарский ЦГМС от 04.12.2012 г. №227-спр среднесуточная температура на территории Черекского района КБР в период с 20.09.2012 г. по 05.10.2012 г. не опускалась ниже 14,5 градусов Цельсия.

Из копии письма главного редактора газеты «Черекские вести» от 18.12.2012 г. №87 следует, что нормативно-правовой акт главы администрации Черекского района о начале отопительного сезона на 2012-2013 годы для публикации в газете не поступал.

Заслушав старшего помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и Законы РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселения.

В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из ст. 7 Закона №131-Ф3 от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Конституцией Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ст. 65 Закона КБР от 03.08.2002 года № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике», муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Информация об опубликовании нормативного правового акта должна быть доведена до сведения населения муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Применение распоряжения главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от 27.09.2012 года №116-р «О начале отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление» влечет существенное нарушение прав граждан Черекского муниципального района, КБР, выражающиеся в незаконном начислении денежных средств за потребленный природный газ по зимнему тарифу.

При таких обстоятельствах, учитывая также пояснение представителя ответчика - местной администрации Черекского муниципального района КБР ФИО1 об отсутствии у них на момент вынесения распоряжения №116-р от 27.09.2012 г. сведений о температурном режиме на территории Черекского района КБР, суд полагает указанное распоряжение незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Черекского района КБР – удовлетворить.

Признать нормативно правовой акт - распоряжение главы местной администрации Черекского муниципального района КБР от 27.09.2012 года №116-р «О начале отопительного сезона для потребителей, имеющих индивидуальное газовое отопление» противоречащим федеральному и республиканскому законодательству полностью и недействующим со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Черекский районный суд КБР в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме, а именно с 28 января 2013 года.

Председательствующий З.К.Пшеунов