Дело №2-23- 2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Цыганова Т.В.
при секретаре Димитровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тайга 27 января 2016 года
гражданское дело по иску Администрации Тайгинского городского округа Кемеровской области к ФИО1 о взыскании неиспользованной суммы гранта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тайгинского городского округа Кемеровской области обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании неиспользованной суммы гранта в размере 250000 рублей.
Требования с учетом уточнений мотивированы тем ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тайгинского городского округа и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор № «О предоставлении грантовой поддержки» по условиям которого Администрация Тайгинского городского округа предоставляет грантовую поддержку в виде субсидии на цели создания собственного бизнеса (далее – грант), а получатель принимает грант для реализации проекта «Деятельность автомобильного грузового транспорта» на приобретение автомобиля в сумме 250000 рублей и использует его исключительно по целевому назначению в соответствии с условиями договора (п.п. 1.1 – 1.3 Договора).
Во исполнение принятых на себя по договору № от ДД.ММ.ГГГГ обязательств истец ДД.ММ.ГГГГ. на основании платежного поручения № перечислил на расчетный счет ответчика грант в сумме 250 000 рублей.
Итоговый отчет о целевом и эффективном использовании гранта и выписка с расчетного счета о движении суммы гранта ответчиком не предоставлялись.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика были направлены письма с требованием возвратить грант в сумме 250 000 рублей.
Отсутствие со стороны ответчика действий по возврату суммы гранта явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о прекращении деятельности ИП ФИО1
Истец просит взыскать с ответчика неиспользованную сумму гранта в полном объеме в размере 250000 рублей в бюджет Тайгинского городского округа.
В судебном заседании представитель Администрации Тайгинского городского округа Васильева Ю.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком полномочий 1 год, настаивала на уточненных исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, уважительных причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне (ст. 310 ГК РФ).
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании. Закон прямо предусматривает предоставление грантов на безвозвратной основе.
Вместе с тем п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ предусматривает возврат в соответствующий бюджет субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 2 ч. 3 ст. 78 БК РФ).
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 № 1011 утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В соответствии с п.7 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 - ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства).
Постановлением главы города Тайги от 02.12.2010 № 839 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тайгинском городском округе» на 2009-2013 годы (в редакции постановлений главы города Тайги от 27.04.2011 № 237-п и от 10.05.2011 № 282-п), в соответствии с которой утверждено положение о расходовании средств местного бюджета на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым положения средства местного бюджета на оказание поддержки предоставляются в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Субсидии могут предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим приоритетные виды деятельности на территории Тайгинского городского округа; организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Тайгинского городского округа. Субсидии предоставляются в пределах лимита денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий программы.
Судом установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении грантовой поддержки, заключенного во исполнение постановления Главы города Тайги от 02.12.2010 № 839 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тайгинском городском округе» на 2009-2013 годы (в редакции постановлений главы города Тайги от 27.04.2011 № 237-п и от 10.05.2011 № 282-п), между Администрацией Тайгинского городского округа и Индивидуальным предпринимателем ФИО1, в соответствии с которым Администрация Тайгинского городского округа обязалась предоставить индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 грантовую поддержку в виде субсидии на цели создания собственного бизнеса в размере 250000 рублей, для реализации проекта «Деятельность автомобильного грузового транспорта» на приобретение автомобиля, с условием использования субсидии исключительно по целевому назначению и на условии софинансирования ( п.п. 1.1-1.4 договора).
Из п. 1.5 договора следует, что срок использования гранта – не более 1 (одного) года с даты его получения.
По условиям вышеуказанного договора Администрация Тайгинского городского округа перечислили ответчику денежные средства в сумме 250000 рублей для целевого использования реализации проекта «Деятельность автомобильного грузового транспорта» на приобретение автомобиля, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям договора о предоставлении грантовой поддержки ФИО1 принял на себя обязанность использовать грант исключительно на цели, определенные договором. Обеспечивать долевое участие в финансировании целевых расходов в соответствии с п. 1.4 настоящего договора. В результате реализации проекта сохранить 1 (одно) рабочее место и увеличить число работающих до 2 (двух) человек. Предоставлять в Администрацию ежеквартально текущий отчет о целевом использовании гранта в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме согласно приложению № к настоящему договору. По окончании использования гранта предоставить в Администрацию итоговый отчет о целевом и эффективном использовании гранта по форме согласно приложению № к настоящему договору и выписку с расчетного счета о движении суммы гранта с момента поступления (п.п. 3.3.1 – 3.3.5).
Данные обязательства ответчиком не выполнены, а именно итоговый отчет о целевом и эффективном использовании гранта и выписка с расчетного счета о движении суммы гранта, ответчиком не предоставлялись.
Согласно п. 2.3.3 договора в целях обеспечения контроля Администрация имеет право проводить проверки, в том числе выездные, целевого и эффективного использования гранта, соблюдения условия софинансирования и иных условий использования гранта предпринимателем с составлением акта проверки.
Из п. 2.3.5 договора следует, что в целях обеспечения контроля Администрация имеет право направить предпринимателю уведомление о возврате гранта в областной бюджет в случае выявления нарушений условий использования гранта, установленных настоящим договором. При отказе предпринимателя от добровольного возврата грант взыскивается в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тайгинского городского округа были направлены в адрес ИП ФИО1 претензии с требованием о возврате бюджетных средств в связи с нецелевым использованием средств гранта, которые ответчиком до настоящего времени не исполнены.
В соответствии с п. 5.1 договора предприниматель несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование гранта, несоблюдение условия софинансирования, сроков отчетности и срока использования гранта, а также недостоверность информации, содержащейся в представленных документах и отчетах.
Из пункта 3.3.6 договора следует, что в случае нецелевого и неэффективного использования гранта возвратить в областной бюджет грант полностью или в части, использованной ненадлежащим образом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения.
Судом установлено, что ФИО1 взятые на себя обязательства по договору о предоставлении грантовой поддержки не исполнил, в нарушение п.3.3.5 договора не представил по окончании использования гранта итоговый отчет о целевом и эффективном использовании гранта по приложенной форме и выписку с расчетного счета о движении суммы гранта с момента поступления. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации Тайгинского городского округа к ФИО1 о взыскании неиспользованной суммы гранта по договору о предоставлении грантовой поддержки из местного бюджета муниципального образования в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку развитие малого и среднего предпринимательства, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая, что истец в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1 в размере 5700 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Тайгинского городского округа к ФИО1 удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО1 в бюджет в Тайгинского городского округа неиспользованную сумму гранта в размере 250000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Тайгинский городской суд.
Мотивированное решение составлено 01 февраля 2016 года.
Судья /подпись/
Верно, судья Т.В.Цыганова
секретарь Т.А.Димитрова