Дело № 2-23/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Преображенская 08 февраля 2018 года
Киквидзенский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Клиновской О.В., единолично,
при секретаре судебного заседания Маноцковой Л.А.,
с участием ответчика ФИО1, его представителя адвоката Корста В.Э., действующего на основании удостоверения № 2717, ордера № 1931 от 18.01.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в станице Преображенской Киквидзенского района Волгоградской области гражданское дело по иску
К..с..х..В..о.. к ФИО2 о расторжении договора и взыскании социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец К..с..х..В..о.. в лице председателя И.В.В. обратился в суд с иском к Н.А.В. о расторжении договора и взыскании социальной выплаты, в обоснование исковых требований указав, что в 2015 году, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Государственная программа), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - истец, Комитет) на основании сводного списка, утверждённого 22.06.2015 года, по категории "молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание построить жилье" выдало ответчику свидетельство № 75 от 24.06.2015 года о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которому ФИО2, а также членам его семьи была предоставлена и перечислена на банковский счёт социальная выплата в размере 1 072 991 рубль, в том числе 751 094 рубля средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 321 897 рублей средства областного бюджета.
В соответствии с подпунктом "а" п. 33 раздела II Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам российской федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение) одним из совокупных условий, дающим право на получение социальных выплат является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
В силу п. 42 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В случае, если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается либо трёхсторонний договор (с участием органа местного самоуправления) либо двухсторонний договор (в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования).
Согласно п. 43 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями такого договора, являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; б) право органа исполнительной власти истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 42.
В соответствии с п. 42 Типового положения между Комитетом, ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ" (далее - работодатель) и ответчиком был заключен договор № 75 от 24.06.2015 года об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учётом предусмотренной на эти цели социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Согласно пункту 2.5.3 Договора № 75 от 24.06.2015 года об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Договор) получатель социальной выплаты обязан отработать у работодателя не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Также, согласно п. 2.4.1 Договора, получатель вправе в случае досрочного расторжения трудового договора с Работодателем в срок, не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности.
Согласно п. 4.2 Договора, получатель при нарушении обязательств, предусмотренных п. 2.4.1 обязан вернуть социальную выплату.
13.09.2017 года ФИО2 на имя председателя Комитета направлено заявление о смене места работы без подтверждающих изменение места работы документов.
Администрацией Киквидзенского муниципального района письмом от 16.10.2017 года № 18/20481 представлена информация, с приложением документов, согласно которым трудовой договор с ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ" расторгнут ФИО2 по собственному желанию и он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами, что подтверждается представленной выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно копии трудовой книжки ответчика АТ-VIII №, Н.А.В. уволился из ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ" по собственной инициативе ДД.ММ.ГГГГ, данный факт подтверждает нарушение условий договора, что влечёт возврат выплаченной социальной выплаты.
Письмом на имя председателя Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№Н.А.В. уведомил, что с ДД.ММ.ГГГГ он трудоустроился в КФХ К.А.А. в качестве слесаря, однако документы о прекращении предпринимательской деятельности отсутствуют. Кроме того, Н.А.Б.: трудоустроился с нарушением срока, указанного в п. 2.4.1 Договора.
Исходя из вышеизложенного, ответчиком в нарушение условий Договора, а также Типового положения не соблюдены принятые обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сфере в сельской местности не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства.
В соответствии с п. 45 Типового положения орган исполнительной власти сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты при несоблюдении условии отработать в организации агропромышленного комплекса или социальной сфере в сельской местности не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства.
В рамках досудебного урегулирования спора по возврату социальной выплаты Комитетом в адрес ответчика направлялась претензия от 11.10.2017 года № 18-09-21/8934. Направленная претензия осталась без удовлетворения, что послужило основанием обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Просит суд расторгнуть договор № 75 от 24.06.2015 года об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", заключенный между Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ" и ФИО2. Взыскать с ФИО2 в бюджет Волгоградской области социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 072 991 (один миллион семьдесят две тысячи девятьсот девяносто один) рубль, из которых 751 094 рублей - средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 321 897 рублей собственные средства областного бюджета.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, представитель истца ФИО3, действующий по доверенности № 2 от 17.01.2018 года (сроком действия на один год) (л.д. 70) обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета, исковые требования просит удовлетворить в полном объёме (л.д. 69).
Ответчик ФИО2, его представитель адвокат Корст В.Э. (полномочия на л.д. 50, 51), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержали доводы возражения, считают, что увольнение ответчика с работы из ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» носило вынужденный характер в связи с тяжёлой материальной ситуацией в семье. При этом ответчик продолжил работать в агропромышленном комплексе – осуществлял перевозку зерновых от производителя к переработчику, о чём сообщил истцу 28.08.2018 года. После получения претензии истца незамедлительно устроился в КФХ К.А.А. – производителя сельхозкультур, о чём уведомил истца. Полагают незначительным нарушение 6-ти месячного срока уведомления о расторжении договора и смене работодателя на 1 месяц и 2 дня. В настоящее время ответчик продолжает трудиться в АПК Киквидзенского района, его супруга – работник ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ». ФИО2 и члены его семьи продолжают проживать по месту регистрации в доме, возведённом, в том числе, на средства выделенные их ФЦП. Бремя возврата требуемой истцом суммы неподъёмно для семьи ответчика. Дополнительно ФИО2 показал, что в августе 2017 года истец потребовал ежегодно предоставляемые сведения из трудовой книжки о работе, поэтому заявление о смене работы направлено им 28.08.2017 года. После получения его письма с Комитета сообщили, что его индивидуальная предпринимательская деятельность не относится к АПК, он срочно трудоустроился в КФХ ФИО5. Представитель ответчика дополнительно показал, что не согласен с позицией истца о том, что индивидуальная предпринимательская деятельность ФИО2 не относится к АПК, просит учесть, что ФЦП прекратила своё действие. В иске просят отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще.
Поскольку неявка лиц, извещенных надлежащим образом, не отражается на полноте исследования обстоятельств и не повлечёт за собой нарушение прав или охраняемых законных интересов сторон и третьих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав ответчика, его представителя, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение), утверждённого постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности; работа в сельской местности в течение не менее 1 года на дату подачи заявления на получение выплаты: наличие собственных и/или заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов, указанных в п. 19 Типового положения.
В соответствии с подпунктом "а" п. 33 раздела III Типового положения одним из совокупных условий, дающим право на получение социальных выплат является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
В силу п. 42 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Согласно п. 43 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями такого договора, являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б) право органа исполнительной власти истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 42.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2015 году, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее – Государственная программа), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598, комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее – истец, Комитет) на основании сводного списка, утверждённого 22.06.2015 года, по категории "молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание построить жилье" за порядковым № 50 (л.д. 7-10) выдало ответчику свидетельство № 75 от 24.06.2015 года о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которому ФИО2, а также членам его семьи была предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 1 072 991 (один миллион семьдесят две тысячи девятьсот девяносто один) рубль, в том числе 751 094 рубля - средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 321 897 рублей - средства областного бюджета (л.д. 11).
В соответствии с п. 42 Типового положения социальная выплата перечислена в соответствии с заключенным договором № 75 от 24 июня 2015 года "Об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", между Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области (Уполномоченный орган), ФИО2 (получатель, копия паспорта на л.д. 43-44, 71-73) и ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» (работодатель) (л.д. 12-14).
Указанный договор заключался в целях реализации мероприятий указанной федеральной целевой программы.
В соответствии с указанным договором Комитет сельского хозяйства Волгоградской области принял на себя обязательства по перечислению социальной выплаты ФИО2, в размере, указанном в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) индивидуального жилого дома по Киквидзенскому муниципальному району Волгоградской области, а именно в размере 1 072 991 рублей.
Данное обязательство было исполнено Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, что подтверждается платёжными поручениями № 245236 от 13.07.2015 года (л.д. 15), № 657719 от 25.08.2015 года (л.д. 16).
Согласно пункту 2.5.3 вышеуказанного договора, ФИО2 принял на себя обязательство отработать по трудовому договору у Работодателя не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Пунктом 2.4.1 договора № 75 предусмотрена возможность получателя в случае досрочного расторжения трудового договора с работодателем в срок, не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
На момент предоставления социальной выплаты ответчик ФИО2 работал в ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» (л.д. 35 – копия трудовой книжки).
В последующем, ФИО2 построил жилой дом, кадастровым номером №, общей площадью 62, 8 кв.м., по адресу <адрес>, о чем имеется заключение соответствия жилого дома от 07.04.2016 года (л.д. 17), акт соответствия жилого дома от 07.04.2016 года (л.д. 18-19); зарегистрировал его в учреждении Росреестра (свидетельства о государственной регистрации права собственности на л.д. 20-22).
Согласно п. 4.2 Договора № 75, получатель при нарушении обязательств, предусмотренных п. 2.4.1 обязан вернуть социальную выплату.
13.09.2017 года Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области от ФИО2 получено заявление о смене места работы без подтверждающих изменение места работы документов (л.д. 23).
Администрацией Киквидзенского муниципального района письмом от 16.10.2017 № 18/20481 Комитету сельского хозяйства Волгоградской области представлена информация (л.д. 27), с приложением документов, согласно которым трудовой договор с ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ" расторгнут ФИО2 по собственному желанию и он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами, что подтверждается представленной выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 28, 31).
Работодатель ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» 05.10.2017 года уведомил главу администрации Киквидзенского района об увольнении ФИО2 по собственному желанию 26.01.2017 года (л.д. 30).
Согласно копии трудовой книжки ответчика АТ-VIII № 3977339 (л.д. 35), ФИО2 уволился из ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ" по собственной инициативе 26.01.2017 года. В подтверждение материального положения семьи ответчиком представлены: справки о доходах физических лиц за 2016 год ФИО2 (л.д. 53), ФИО4 (л.д. 54), справка о работе ФИО2 в КФХ К.А.А. (л.д. 55), справка о работе ФИО4 в ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» с 08.02.2016 года по настоящее время (л.д. 56), свидетельство о заключении брака 28.01.2018 года (л.д. 74), свидетельство о рождении ребенка (л.д. 75), справки о составе семьи (л.д. 76, 77), индивидуальные условия потребительских кредитов от 09.12.2015 года на 146 000 рублей (л.д. 86-89, 90-91), от 09.06.2016 года на 69 000 рублей (л.д. 93-96).
В судебном заседании допрошена свидетель Н.Ю.А., показавшая, что она является супругой ответчика, работает медсестрой ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ», в 2015 году был заключен договор № 75, муж получил социальную выплату на строительство жилья, дом простроен, оформлен в собственность на трёх членов семьи. В июле 2017 года муж стал работать индивидуальным предпринимателем, так как зарплата в ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» маленькая, не хватало на оплату кредитов. Смена работы мужа улучшила материальное положение семьи, муж занимался перевозкой зерна по области, в другие регионы РФ, отсутствовал в командировках по несколько дней, стали выплачивать кредиты. Затем с Комитета позвонили и сказали, что если муж не прекратит ИП, то социальную выплату заберут, поэтому муж вынужден был закрыть ИП и уйти слесарем в КФХ.
Суд приходит к выводу о том, что работа супруги получателя социальной выплаты в социальной сфере – ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» (в качестве медсестры с 08.02.2016 года по настоящее время) значения не имеет и не позволяет сохранить действие договора № 75, поскольку для получения социальной выплаты совокупность всех условий была соблюдена, а обязанность отработать в течение пяти лет в сельской местности возлагалась на ФИО1.
Письмом на имя председателя Комитета от 01.11.2017 года № 18/21564 ФИО2 уведомил, что с 24.10.2017 года он трудоустроился в КФХ ФИО5 в качестве слесаря (л.д. 33), приложив копии приказа о приёме на работу (л.д. 34), трудовой книжки, трудового договора (л.д. 36-40, 80-85) однако документы о прекращении предпринимательской деятельности не были представлены.
Предпринимательская деятельность ФИО2 прекращена 15.12.2017 года (л.д. 57, 58-60, 78, 79).
Суд находит, что ФИО2 трудоустроился в сферу АПК (слесарем в КФХ ФИО5) с нарушением срока, указанного в п. 2.4.1 Договора № 75.
Действие Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 N 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Вместе с тем, указанное не означает невозможность взыскания выплаченной социальной выплаты, как ошибочно полагает представитель ответчика.
Кроме того, ответчиком в нарушение условий Договора, а также Типового положения не соблюдены принятые обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сфере в сельской местности не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства.
В соответствии с п. 45 Типового положения орган исполнительной власти сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты при несоблюдении условии отработать в организации агропромышленного комплекса или социальной сфере в сельской местности не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства.
Согласно п. 36 Типового положения:
а) под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства";
б) под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В силу п. 35 Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 13.12.2017) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в настоящем Типовом положении:
а) под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем 70 процентов за календарный год;
б) под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности для сельскохозяйственных животных, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Как указано в ст. 19 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
1) сырья, кормов;
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
4) семян;
5) удобрений;
6) горюче-смазочных материалов;
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.
Судом тщательно исследовалась работа Н.А.В. в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе, товарно-транспортные накладные (л.д. 61-63).
В представленной выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя Н.А.В., ИНН №, ОГРНИП №, основным видом деятельности является перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами, код по ОКВЭД 49.41.2. Н.А.В. не являлся и не является главой, членом КФХ, для перевозки в конкретном случае произведённой и переработанной сельскохозяйственной продукции, включённой в Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 года N 79-р. Данный вид деятельности (перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами, код по ОКВЭД 49.41.2) не относится к указанной норме Типовых положений и не признаётся судом подпадающим под определение работы в агропромышленном комплексе.
В рамках досудебного урегулирования спора по возврату социальной выплаты Комитетом в адрес ответчика направлялась претензия от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 24-25, 26). Направленная претензия осталась без удовлетворения, что послужило основанием обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:\
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии со ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
Вышеуказанные установленные судом обстоятельства подтверждают существенные нарушения ФИО2 условий договора № 75 от 24.06.2015 года об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», что влечёт возврат выплаченной социальной выплаты и расторжение договора.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она уплачивается ответчиком (если он не освобожден от её уплаты) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Расторжение договора относится к неимущественному иску. Взыскание социальной выплаты относится к имущественному иску.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче искового заявления государственная пошлина не была уплачена истцом, вследствие того, что по данной категории дел истцы освобождаются от оплаты государственной пошлины, суд полагает взыскать государственную пошлину с ответчика.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера сумма госпошлины для физических лиц составляет 300 рублей. Таким образом, сумму госпошлины в размере 300 рублей (за удовлетворенные требования о расторжении договора), суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход муниципального образования – Киквидзенский муниципальный район Волгоградской области.
Принимая во внимание положения ст. ст. 88, 98 ГПК РФ и исходя из абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с учётом объёма полностью удовлетворенных требований (1 072 991 рубль), с ответчика в доход муниципального образования – Киквидзенский муниципальный район Волгоградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13 565 рублей.
Таким образом, общая сумма госпошлины, подлежащая взысканию с ответчика в доход муниципального образования – Киквидзенский муниципальный район Волгоградской области, составляет 13 865 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление К..с..х..В..о.. к ФИО2 о расторжении договора и взыскании социальной выплаты – удовлетворить.
Расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», заключённый между Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, ГБУЗ «Киквиидзенская ЦРБ» и Н.А.В..
Взыскать с Н.А.В. в бюджет Волгоградской области социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 072 991 (один миллион семьдесят две тысячи девятьсот девяносто один) рубль, из которых 751 094 рублей средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которого являются субсидии из федерального бюджета, 321 897 рублей – собственные средства областного бюджета.
Взыскать с Н.А.В. в доход муниципального образования – Киквидзенский муниципальный район Волгоградской области – государственную пошлину в размере 13 865 (тринадцать тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья Киквидзенского районного суда Клиновская О.В.
Решение изготовлено в совещательной комнате собственноручно с использованием компьютерной техники.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2018 года.
Судья Клиновская О.В.