Дело № 2-23/2022
УИД 75RS0022-01-2021-001160-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Хилок 14 февраля 2022 г.
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.,
при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хилокского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа» муниципального района «Хилокский район» о возложении обязанностей по выполнению требований, обеспечивающих права инвалидов, к Администрации муниципального района «Хилокский район» о возложении обязанности выделить финансирование для выполнения требований, обеспечивающих права инвалидов,
установил:
Заместитель прокурора Хилокского района Лыгдынова А.Д. обратился в суд с указанным иском. В обоснование указал, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район». Привел содержание ст.14,15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 г., ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ, п. 4.1 ГОСТ Р 51131-2003 и указал, в нарушение установленных требований перед входом в здание учреждения отсутствует информационное табло (тактильная) табличка с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к информации, лицам, имеющим ограничения по зрению, поддержка и адаптация инвалидов по зрению в полной мере не осуществляется. Кроме того, сославшись на п.7.1.8 Свода правил СП 59.13330.2012 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предусматривающего для инвалидов по зрению установление информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, указал, что такая схема в здании учреждения отсутствует. Сославшись на ст.15 Закона о социальной защите инвалидов, указал, что мест для парковки инвалидов на парковке учреждения не предусмотрено. Указав, что Администрация МР «Хилокский район» является учредителем и собственником имущества МБУ ДО «Детская музыкальная школа», сославшись на п.5 ст.123.22 ГК РФ, п.12 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.139,140 БК РФ, указав, что исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в учреждении культуры является обязанностью учреждения и органов местного самоуправления, указав содержание ст.45 ГПК РФ, просил суд: обязать МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить табло с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом с использованием шрифта Брайля; установить информационную мнемосхему в здании ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район; организовать места для парковки инвалидов, а именно с установлением соответствующего знака; обязать Администрацию МР «Хилокский район» выделить финансирование МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР Хилокский район на установку табло с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом с использованием шрифта Брайля, на установку информационной мнемосхем и для организации парковки для инвалидов, с установлением соответствующего знака в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 14.02.2022 г. производство по делу в части требований к МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район возложить обязанность организовать места для парковки инвалидов, а именно с установлением соответствующего знака, а к Администрации МР «Хилокского района» возложить обязанность выделить финансирование учреждению на организацию места для парковки инвалидов, с установлением соответствующего знака в течение 3 месяцев, прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части исковых требований.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Гашкова С.Е. представила уточнение исковых требований, подписанные прокурором района, согласно которым срок исполнения обязанностей просили установить: в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, Гашкова С.Е. поддержала исковые требования с учетом из уточнений.
Представитель ответчика – Администрация МР «Хилокский район», Тараканов С.А. с исковыми требованиями к Администрации МР «Хилокский район» не согласился, пояснил, что финансирование выделено, МБУ ДО «Детская музыкальная школа» приобретены табло и мнемосхема, однако не установлены, поскольку запланирован капитальный ремонт здания, поэтому считают нецелесообразным установку табло и мнемосхемы до завершения капитального ремонта.
Ответчик – МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район», в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще и своевременно. О причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Администрация ГП «Хилокское» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежаще и своевременно. О причинах неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
Согласно пункту 4.1 СП 59.13330.2016. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее СП 59.13330.2016) требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.
В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации ( пункт 4.4 СП 59.13330.2016).
Согласно пункту 6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Согласно пункту 8.1.6 СП 59.13330.2016 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Согласно пункту 10 ст.15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района имеют право на реализацию полномочий по оказанию поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства следует, на организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере независимо от организационно-правовой формы, а также на собственнике общественного здания, где осуществляется такая деятельность в том числе на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность создать доступ лиц с ограниченными возможностями по зрению к информации о деятельности учреждения путем размещения информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, а также создать им условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе путем установления информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.
Судом установлено, учредителем МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район» является МР «Хилокский район», функции учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет Администрация МР «Хилокский район». Учреждение создано и осуществляет деятельность с целью дополнительного образования детей в области музыкального искусства. Учреждение осуществляет деятельность, в здании, по адресу: Забайкальский край, г.Хилок, ул.Дзержинского, д.10, находящимся в собственности МР «Хилокский район» и переданное учреждению на праве оперативного управления ( л.д.19-48,51-52,53).
Таким образом, исходя из целей и задач деятельности учреждения – оказание услуг в сфере дополнительного образования в области культуры и искусства, здание, в котором учреждение осуществляет такую деятельность, является общественным местом с массовым посещением граждан. Поэтому, перед входом в здание по адресу: Забайкальский края, г.Хилок, ул.Дзержинского, д.10, для людей с нарушением зрения должны быть установлены информирующие тактильные таблички с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, а внутри здания должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.
Судом установлено, что учреждением оплачены и получены информирующая фасадная табличка, мнемосхема и тактильная лента. Данные обстоятельства подтверждаются договором от 17.12.2021 г., счетом-фактурой, платежным поручением № 566889 от 28.12.2021 г. и сторонами не оспариваются. Судом также установлено, что фасадная табличка с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании не установлены. Данные обстоятельства подтверждается объяснениями сторон, актом проверки прокуратуры и сторонами не оспаривается ( л.д.12-15).
Поскольку установленная законом обязанность ответчиком МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район» не исполнена, то для лиц, имеющих нарушения зрения имеются препятствия для посещения и получения услуг, оказываемых учреждением. Следовательно, имеются правовые основания для возложения на ответчика - МБУ ДО «Детская музыкальная школа» МР «Хилокский район», соответствующих обязанностей по устранению указанных препятствий для лиц, имеющих нарушения зрения в общественном здании по адресу: Забайкальский край, г.Хилок, ул. Дзержинского, д.10.
Поскольку ответчиком – Администрация МР «Хилокский район» обязанность по выделению финансирования исполнена, приобретение фасадной таблички, мнемосхемы и тактильной ленты оплачено, то оснований для удовлетворения требований к указанному ответчику, не имеется. В удовлетворении исковых требований к Администрации МР «Хилокский район», следует отказать.
При таком положении исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Обсуждая вопрос о сроках исполнения, возложенных судом обязанностей, суд соглашается с доводами стороны истца об установлении срока исполнения – в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является реальным и не является чрезмерным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» муниципального района «Хилокский район» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу установить перед входом в здание по адресу: Забайкальский край, г.Хилок, ул.Дзержинского, д.10, информирующую тактильную табличку с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией, а также установить в здании информационную мнемосхему.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 14.02.2022 г.
Судья – подпись.
Верно.
Судья Клейнос С.А.