Дело № 2-2400/14РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г.Тамбов 03 сентября 2014 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе
председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Симанковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блохина В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о признании действий незаконными, перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Блохин В.Ф. обратился в Ленинский районный суд г.Тамбова с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области )далее по тексту – УПФР в г.Тамбове) о признании действий незаконными, перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости, указав в обоснование иска, что является *** вследствие ***, участником *** что дает ему право и является основанием для назначения трудовой пенсии по старости с *** лет. *** он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости с даты достижения им пенсионного возраста, однако ему назначили выплату страховой части с момента обращения, т.е. с *** Не согласившись с датой назначения ему страховой части трудовой пенсии, истец обратился к ответчику за разъяснениями по данному факту, а также с требованием о назначении пенсии с даты достижения *** лет, то есть с *** г., требованием произвести перерасчет пенсии, однако в удовлетворении его требованиях ответчиком было отказано, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском. Истец ссылается на ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п.2 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», п.2 ст.4 ФЗ № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения», согласно которого при наличии у военнослужащего права на страховую часть трудовой пенсии по старости в период с *** по *** включительно данная часть трудовой пенсии может быть назначена независимо от времени обращения за ней со дня возникновения права на указанную часть трудовой пенсии по старости, на ст.18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в исковом заявлении просить признать отказ УПФР в г.Тамбове в части назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости с *** незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет и выплатить сумму недополученной пенсии.
В судебное заседание истец не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания извещен должным образом, в том числе через представителя.
Представитель истца по доверенности Яркин А.Н. исковые требования уточнил в части суммы недополученной пенсии, просил взыскать с ответчика сумму недоплаченной страховой части трудовой пенсии за период с *** по *** в сумме ***, 87 руб. Исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения. Представитель истца полагает, что право на досрочное назначе6ние трудовой пенсии по старости является одной из мер возмещения вреда здоровью, причиненного в результате воздействия радиации, поэтому к данному спору подлежит применение правовой механизм, предусмотренный для возмещения вреда здоровью, и должна учитываться позиция Конституционного Суда РФ, изложенная, в частности, в Постановлении от 01.12.1997 г. № 18-П
Представитель ответчика по доверенности Перелыгин С.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия выплачивается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее. Все правовые нормы, на основании которых у истца возникло право на получение страховой части трудовой пенсии, являются отсылочными. Право истца на получение страховой части трудовой пенсии возникло после *** года, поэтому п.2 ст.4 ФЗ № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» в его случае применению не подлежит. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что Блохин В.Ф., *** г.р. участвовал в ликвидации последствий *** *** того, Блохин В.Ф. являлся *** и получал пенсию в ***. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются справкой (л.д.7), копией удостоверения истца (л.д.6).
*** истец обратился в УПФР в г.Тамбове с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости. Ему была назначена страховая часть трудовой пенсии по старости с момента обращения.
*** истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему пенсии с *** г.
Письмом от *** за исх.№ 02/5450-Б-56 ему было отказано в перерасчете.
Истец не согласился с отказом и обратился в суд с настоящим иском.
Таким образом, между сторонами имеется спор о дате возникновения у ответчика обязанности начислять и выплачивать истцу страховую часть трудовой пенсии по старости, то есть о моменте назначения истцу этой части трудовой пенсии.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
гражданам, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;
Согласно ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии у них не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст.28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Под другими федеральными законами следует прежде всего понимать ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который регулирует порядок назначения и выплаты
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии)
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, для назначения страховой части трудовой пенсии по старости необходимо наличие двух обстоятельств: возникновение у лица права на получение пенсии и обращение за ее назначением. То есть, право на получение пенсии по старости реализуется путем подачи соответствующего заявления.
Согласно Федеральному закону РФ от 22.07.2008 года N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» военнослужащие при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приобрели право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Пунктом 2 ст. 4 Закона N 156 - ФЗ установлено, что положения ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона N 156-ФЗ), п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года. N 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции Федерального закона N 156 - ФЗ), Федерального закона от 17.12.2001года N 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона N 156 - ФЗ) в части установления страховой части трудовой пенсии гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Целью принятия федеральным законодателем вышеуказанного закона является реализация требований Конституционного Суда РФ, который в своих актах, в частности, в постановлениях от24 февраля 1998года N7-П, от 23 декабря 1999годаN18-П, от3июня2004года N11-П, от 23 декабря 2004года N19-П, Определении от 24мая 2005года N223-О, неоднократно указывал на то, что федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007года.
Федеральным законом от 22.07.2008 года N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» был предусмотрен такой правовой механизм, и п.2 ст.4 данного закона действие этого правового механизма распространено на период начиная с 01.01.2007 г., что соответствует вышеуказанной позиции Конституционного Суда РФ.
Вместе с тем, сам правовой механизм реализации права на страховую часть трудовой пенсии по старости ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 156-ФЗ определен путем отсылки к нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Таким образом, начиная с 25.07.2008 года в любое время без ограничения каким-либо сроком лица, которым Федеральным законом N 156-ФЗ предоставлено право на назначение страховой части трудовой пенсии, могут обращаться за ее назначением. При этом страховая часть трудовой пенсии назначается с момента обращения гражданина за ее выплатой. При наличии на 01.01.2007 года права на трудовую пенсию, она назначается с 01.01.2007 года, если в заявлении о назначении пенсии не указана иная дата.
Однако из материалов дела следует, что у истца на *** не было права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, так как оно возникло у него по достижении им возраста *** лет, то есть с *** г., поэтому норма п.2 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 156-ФЗ в данном случае не подлежит применению.
Поскольку истец реализовал свое право на досрочное получение страховой части трудовой пенсии по старости только *** г., обратившись с соответствующим заявлением в УПФР в г.Тамбове, страховая часть трудовой пенсии ему должна быть назначена с момента обращения, что и было сделано ответчиком.
Ссылка представителя истца на то, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является одной из мер возмещения вреда здоровью, причиненного в результате воздействия радиации, поэтому к данным правоотношениям подлежит применение правовой механизм, предусмотренный для возмещения вреда здоровью, и при этом должна учитываться позиция Конституционного Суда РФ, изложенная, в частности, в Постановлении от 01.12.1997 г. № 18-П, основана на неверном толковании норм материального права.
Пенсионное обеспечение граждан является самостоятельной мерой социальной поддержки граждан, что подтверждается, в частности, структурой Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, в котором нормы о возмещении вреда здоровью и пенсионном обеспечении граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на *** находятся в разных разделах. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 01.12.1997 г. № 18-П также разъясняет, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой. Они носят характер трудовых пенсий, и им не может придаваться не свойственное их социально-правовой природе значение - быть выплатой, возмещающей гражданам вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на ***.
Поэтому при разрешении споров о пенсионном обеспечении граждан не применяются правовые нормы, регулирующие порядок возмещения вреда здоровью.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Блохина В.Ф. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Блохина В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о признании действий незаконными, перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Т.Е.Гурулева
Решение суда в окончательной форме принято 16 сентября 2014 года.
Судья Т.Е.Гурулева