Гражданское дело № 2-2401/17
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 16 октября 2017 года
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Шергиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице УФК по УР о взыскании денежных средств на приобретение жилья, компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц государства,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился истец с иском к ответчику Российской Федерации в лице УФК по УР о взыскании денежных средств на приобретение жилья, компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц государства. В обоснование исковых требований указывает, что после окончания училища в <дата> году был осужден, назначено наказание в виде лишения свободы. Освободился из исправительного учреждения, не имея жилья, с этого времени и по сей день фактически является лицом без определенного места жительства. Указывает, что остался без жилья ввиду незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, т.к. в <дата> году его мать была лишена родительских прав в отношении него, истца направили в детский дом, ранее проживал вместе с матерью по адресу: <адрес>. Полагает, что в связи с лишением родительских прав в отношении него, за ним должно было быть сохранено право на жилплощадь в квартире, где он ранее проживал, по достижении им совершеннолетия ему должны были вернуть его прежнюю квартиру либо предоставить другую равноценную жилплощадь (денежную компенсацию на приобретение жилья), как было предусмотрено действовавшим в этот период законодательством. Поскольку государством были нарушены его права, ему причинен вред: в связи с отсутствием жилья - материальный вред, в связи с длительными скитаниями в поисках места проживания замерзал, голодал, не мог завести семью, болел, испытывал чувство обиды – моральный вред.
Просит взыскать с ответчика денежные средства на приобретение жилья в размере <данные скрыты>, в счет компенсации морального вреда в размере <данные скрыты>.
Определениями суда от 14.08.2017г., 07.09.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечены Министерство образования и науки УР, Администрация Октябрьского района г.Ижевска УР.
Истец ФИО1, участвующий в судебном заседании посредством организации системы видеоконференцсвязи, настаивал на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы иска. Пояснил, что ранее состоял на учете как ребенок-сирота, в <дата> году обращался в <адрес> г.Ижевска, ему пришел ответ о том, что поскольку ему исполнилось <дата> года, на его запрос о предоставлении жилья, включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения было отказано. В <дата> году получил материальную помощь в размере <данные скрыты>. Указал, что в <дата> году обращался с исковым заявлением в Октябрьский районный суд г.Ижевска с требованием о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об обеспечении жилым помещением, данное решение не обжаловал, оно вступило в законную силу. Считает, что срок им пропущен по уважительной причине, поскольку освободился из колонии лишь в <дата> лет, не знал о необходимости обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, также не был проинформирован о сроках обращения. С <дата> года, в период между отбыванием наказания в виде лишения свободы, жил в квартире дальних родственников, с <дата> года был там прописан, потом выписался, в <дата> снова прописался, права собственности на эту квартиру не имеет. Считает, что Администрация Октябрьского района г.Ижевска должна была предоставить ему жилье, ввиду неисполнения этой обязанности его права нарушены, полагает, что вред причинен в целом государством, поэтому надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице УФК по УР. Требования в части материального вреда состоят из расходов по приобретению квартиры и мебели. В связи с отсутствием у него жилья, испытывает физические и нравственные страдания, в период между отбыванием наказания в виде лишения свободы был вынужден искать себе место для проживания, тратиться на оплату съемного жилья, ночевать в подъездах, на чердаках, на улице, замерзал и голодал, обеспокоен тем, что в 2018 году подходит к концу срок наказания, и после освобождения из колонии ему будет некуда идти.
В судебном заседании представитель ответчика Минфина РФ ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требований не признала. Пояснила, что УФК по УР является ненадлежащим ответчиком, не несет ответственность за действия должностных лиц органа местного самоуправления, при этом, поскольку Администрация Октябрьского района г.Ижевска и Министерство образования и науки УР являются главными распорядителями средств соответствующих бюджетов (местного и субъекта УР) по смыслу бюджетного законодательства, они являются надлежащими ответчиками по делу. Также указала, что истец был включен в список нуждающихся, получил денежную компенсацию, ранее обращался в суд с иском к Администрации Октябрьского района г.Ижевска, в удовлетворении исковых требований было отказано. Требования о компенсации морального вреда необоснованны, не доказана незаконность действий должностных лиц, при том, что истец сам пояснил, что у него была прописка и место для проживания, он мог устроиться на работу, обеспечивать себя.
Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, гражданского дела № по иску ФИО1 к Администрации Октябрьского района г.Ижевска о восстановлении срока на подачу заявления об обеспечении жилым помещением, не находит оснований для удовлетворения требований истца ввиду следующего.
Как усматривается из текста иска, в обоснование заявленных требований истец указывает, что в связи с утратой жилого помещения ввиду содержания его в детских домах, а в последующем – в местах лишения свободы, в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами своих должностных обязанностей, не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, ему причинены нравственные страдания, поскольку у него нет постоянного места жительства, по освобождении из мест лишения свободы вынужден искать себе место для проживания, что унижает его человеческое достоинство. Также просит взыскать с казны РФ денежную компенсацию на приобретение жилья.
Статьей 53 Конституции РФ гарантировано право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции РФ).
В силу ст.1069 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ч.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
На основании ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.56 ГПК РФ на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств в обоснование заявленных исковых требований, в том числе: основания ответственности ответчика, противоправность (незаконность) действий (бездействий) должностных лиц в отношении истца, факт причинения истцу физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также причинную связь между допущенными нарушениями законодательства и наступившими последствиями в виде морального вреда, обоснование размера компенсации вреда.
Судом установлено, что истец ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период <дата>. находился в МКУ «Балезинский детский дом», с <дата>. учился в училище, в <дата> году осужден, назначено наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с имеющимся в материалах дела ответом на судебный запрос от <дата>., по данным Отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по УР, ФИО1 с <дата> снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, выписан в <адрес>, имеется регистрация по месту проживания <дата> в ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР (УР, Завьяловский р-н, п.Ягул). Ранее у истца имелась регистрация по месту жительства по адресу: <адрес>, в настоящее время снят с учета по данному адресу.
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 01 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ от 29.02.2012г.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на него распространяются социальные гарантии, предусмотренные названным выше Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции от 25.12.2012г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В Удмуртской Республике принят Закон УР №8-РЗ от 14.03.2013г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №8-РЗ, вступил в законную силу 29.03.2013г.).
В соответствии со статьей 6 Закона 8-РЗ дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список).
Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Включение в Список осуществляется на основании заявления в письменной форме, поданного в орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В ответе на запрос суда Министерство образования и науки УР указало, что ФИО1 не были направлены документы в органы опеки для формирования учетного дела в соответствии с установленным Законом №8-РЗ порядком.
Кроме того, судом установлено, что ФИО1 обращался в Октябрьский районный суд г.Ижевска с исковым заявлением к ответчику Администрации Октябрьского района г.Ижевска о восстановлении срока на подачу заявления об обеспечении жилым помещением.
Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Октябрьского района г.Ижевска о восстановлении срока на подачу заявления об обеспечении жилым помещением отказано. Данное решение не было обжаловано истцом, вступило в законную силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд по тексту мотивировочной части решения от <дата>. указал, что до <дата> года истец не предпринимал каких-либо действий по сбору документов, не обращался в компетентные органы по вопросу предоставления жилья, постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в то время как положениями федерального и регионального законодательства в сфере предоставления жилых помещений нуждающимся по договору социального найма предусмотрен заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, в связи с чем, до достижения возраста <дата> дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать (быть приняты) на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста <дата> указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. При этом, ФИО1 обратился в Администрацию Октябрьского району г.Ижевска по вопросу включения его в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, т.е. после достижения им возраста <дата>, сведений об обращении им до достижения возраста <дата> с заявлением о постановке на учет не имеется, при этом, нормы Федерального Закона №159-ФЗ не распространяются на лиц, достигших <дата> и не заявивших о реализации своих прав. Судом не признаны в качестве уважительных причин пропуска срока на подачу заявления об обеспечении жилым помещением те обстоятельства, что в указанный период истец находился в местах лишения свободы, не знал о наличии у него права на предоставление жилья. Поскольку гарантированные указанной категории лиц меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должны предоставляться до достижения ими возраста <дата>, данный срок является пресекательным, истечение которого влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста <дата>.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата>. установлен факт несвоевременного обращения истца с заявлением о постановке на учет для обеспечения жилым помещением, отсутствие уважительных причин для восстановления срока обращения с данным заявлением, и, как следствие, утрата истцом статуса лица, для которого Федеральным Законом №159-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки в виде предоставления жилья, у суда при рассмотрении настоящего дела отсутствуют основания для переоценки указанных обстоятельств.
В связи с чем, поскольку истец не обратился в установленный срок (до достижения им возраста <дата>) с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, в настоящее время он не может претендовать на получение жилого помещения, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации денежных средств на приобретение жилья не имеется.
Также суд указывает, что при заявленных истцом предмете и основаниям исковых требований ответчик казна РФ в лице УФК по УР является ненадлежащим ввиду следующего.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Таким образом, Министерство финансов РФ полномочно представлять казну РФ по искам граждан о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации (федерального уровня). Более того, УФК по УР, к которому истец предъявляет требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц <адрес> г.Ижевска, является территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим исполнение федерального бюджета на территории УР, на него ни законом, ни Положением не возложена обязанность представлять интересы казны РФ.
Из системного толкования положений ст.ст. 1069 и 1071 ГК РФ следует, что за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органов местного самоуправления ответственность несет казна соответствующего муниципального образования в лице соответствующего финансового органа.
По смыслу положений Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 16, 37) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. При этом полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом муниципального образования наделена местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Как усматривается из текста искового заявления, в качестве правовых оснований заявленных требований истец ссылается на положения ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ, указывает, что имеет право на возмещение морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц государства, при этом, указывает на неправомерный характер действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления – <адрес> г.Ижевска по непредставлению ему жилого помещения, что причинило истцу нравственные страдания.
Таким образом, поскольку в обоснование требований о компенсации морального вреда истец ссылается на незаконность действий должностных лиц <адрес> г.Ижевска, не предоставивших ему жилье, УФК по УР является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям с учетом установленного вышеперечисленными нормами законодательства порядка возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела истцу предлагалось уточнить основание исковых требований, представить доказательства в обоснование заявленных требований, разъяснена необходимость замены ненадлежащего ответчика на надлежащего.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, истцом не произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим, в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства в обоснование заявленных требований. Истец настаивает, что вред ему причинен государством в целом. При таких обстоятельствах, рассматриваемый иск удовлетворению по изложенным в нем основаниям не подлежит.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истцом при подаче иска не была уплачена госпошлина, судом предоставлена отсрочка уплаты госпошлинысудебное решение состоялось в пользу ответчика, по правилам ст.98 ГПК РФ с истца в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные скрыты>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Российской Федерации в лице УФК по УР о взыскании денежных средств на приобретение жилья, компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц государства – оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере <данные скрыты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2017 года.
Судья: Н.В.Дергачева