ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2401/2021 от 27.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело №2-74/2022 (№2-2401/2021)

УИД 13RS0023-01-2021-004747-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск, ул.Республиканская, д. 94 27 января 2022 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,

при секретаре Сиушовой Д.А.,

с участием:

истца Лопатиной Н. В.,

ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в лице представителя Янгляевой Е. О., действующей на основании доверенности от 10 января 2022 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Федеральная служба судебных приставов в лице представителя Янгляевой Е. О., действующей на основании доверенностей от 2 февраля 2021 г., 8 февраля 2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопатиной Н. В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел, возложении обязанности включить в стаж период службы, перерасчете выслуги лет для назначения пенсии,

установил:

Лопатина Н.В. обратилась в суд с иском к УФССП России по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел, возложении обязанности включить в стаж период службы, перерасчете выслуги лет для назначения пенсии.

В обоснование иска указано, что решением комиссии УФССП России по Республике Мордовия от 23 июля 2021 г. № 8 отказано в удовлетворении заявления о зачете в стаж (выслугу лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. Решение является незаконным, так как комиссией неверно истолкованы и применены нормы положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, тем самым нарушено её право на получение ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), право на выплату единовременного пособия при увольнении сотрудника, право предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, право предоставления иных социальных гарантий, в том числе для назначения пенсии за выслугу лет. В период с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. она прослужила непрерывно в органах внутренних дел Республики Казахстан. Согласно выписке из приказа начальника ГУВД Карагандинской области от 7 августа 2001 г. №223 она уволена по собственному желанию с должности дознавателя (за счет старшего) отделения дознания Советского отдела полиции (на правах ОВД) УВД г. Караганды. Выслуга лет по состоянию на 2 августа 2001 г. составляет 08 лет 01 месяц 10 дней. Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 4 августа 2009 г. №681л/с она принята на должность федеральной государственной гражданской службы старшим специалистом 2 разряда ОСП по Ленинскому району го Саранск УФССП России по Республике Мордовия. Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 17 декабря 2009 г. №1207л/с «О доплате за выслугу лет» с учетом приказа №93-к ей установлен стаж работы по состоянию на 4 августа 2009 г. - 10 дней 01 месяц 08 лет (включая период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан). Основанием для включения в стаж государственной службы явилось Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г. и Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г., в соответствии с которыми в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается стаж службы (в том числе на льготных условиях), в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной. В соответствии с приказом от 20 мая 2020 г. №456лс «О назначении на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия и присвоении специальных званий» она назначена с 1 июня 2020 г. в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия на должность ведущего судебного пристава-исполнителя. Сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации приравнены к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и относятся к государственной службе иного вида, поэтому и пенсионное обеспечение приравнено к уровню сотрудников ОВД Российской Федерации. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 июня 2020 г. №465 стаж службы в органах внутренних дел Республики Казахстан - государства-участника СНГ с 1 июня 2020 г. подлежит перерасчету и включению в стаж органов принудительного исполнения Российской Федерации. В соответствии с изложенным, считает, что стаж её службы (выслуги лет) в органах внутренних дел Республики Казахстан, как государства-участника СНГ, подлежит включению в действующий стаж службы в органе принудительного исполнения Российской Федерации на основании части первой, пункта 2 части четвертой, части пятой статьи 36 Закона №328-ФЗ и пункта “б” части второй Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 43.

На основании положений Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 43 изложенного просит:

признать незаконным и отменить решение от 23 июля 2021 г. №8 Комиссии УФССП России по Республике Мордовия по установлению стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам УФССП России по Республике Мордовия об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. (08 лет 01 месяц 10 дней);

обязать включить в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. (08 лет 01 месяц 10 дней);

обязать произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом периодов службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. (08 лет 01 месяц 10 дней) и службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 4 августа 2009 г.

В судебном заседании истец Лопатина Н.В. не присутствовала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала по тем основаниям в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Янгляева Е.О. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав письменные материалы, суд находит требования истца Лопатиной Н.В. подлежащими частичному удовлетворению.

В период с 4 августа 2009 г. по 31 мая 2020 г. Лопатина Н.В. проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Республике Мордовия.

С 1 июня 2020 г. Лопатина Н.В. принята на службу на должность ведущего судебного пристава-исполнителя в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия, что подтверждается приказом от 20 мая 2020 г. №456лс, контрактом от 1 июня 2020 г. №59.

30 ноября 2020 г. Лопатина Н.В. обратилась с рапортом засчитать в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.

Решением комиссии по вопросам исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) УФССП России по Республике Мордовия от 23 июля 2021 г. в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации Лопатиной Н.В. не включен период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.

С 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ), регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ, Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирование правоотношений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; федеральными конституционными законами; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах принудительного исполнения; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; нормативными правовыми актами федерального органа принудительного исполнения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Главой 4 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.

На основании части первой статьи 36 данного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью первой статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть вторая указанной статьи).

Частью третьей данной статьи предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы:

1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части четырнадцатой статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью четвертой статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются:

1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, части четырнадцатой статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении);

2) для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).

Таким образом, данными правовыми нормами, установлено отличное исчисление стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии и для назначения надбавки.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в органах принудительного исполнения Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

Согласно части первой статьи 2 данного Федерального закона денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть третья статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

Сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (пункт 1 части шестой статьи от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

Таким образом, ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в органах принудительного исполнения Российской Федерации по своей правовой природе представляет собой специальную (стимулирующую) выплату, включаемую в состав денежного довольствия указанных сотрудников и исчисляемую в зависимости от продолжительности службы (выслуги лет).

Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах принудительного исполнения периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть пятая статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ).

Во исполнение положений данного Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 23 января 2003 г. № 43 утвердило Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (в редакции постановления от 21 мая 2020 г. № 723, далее- Положение об исчислении стажа службы).

Пунктами 2, 3, 3(1) Положения об исчислении стажа службы предусматриваются периоды, подлежащие включению в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее также надбавка) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты надбавки определяется руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (пункт 5 Положения об исчислении стажа службы).

Приказом ФССП от 16 июня 2020 г. № 465 утвержден Порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - Порядок).

В силу пунктов 2, 5 данного Порядка стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - стаж службы) сотрудников территориального органа принудительного исполнения устанавливается комиссиями по исчислению стажа службы (далее - комиссия), создаваемыми в территориальных органах принудительного исполнения, на основании заключения об установлении стажа службы (далее - заключение).

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости в следующих случаях: при поступлении гражданина Российской Федерации на службу в органы принудительного исполнения - не позднее одного месяца со дня назначения его на должность; по соответствующему заявлению сотрудника (пункт 4).

На основании утвержденного заключения стаж службы сотруднику устанавливается приказом органа принудительного исполнения (пункт 8).

В соответствии с приказом УФССП России по Республике Мордовия от 1 июня 2020 г. №140 создана комиссия по исчислению стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам УФССП России по Республике Мордовия в составе 6 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6

Согласно заключению комиссии по вопросам исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания УФССП России по Республике Мордовия стаж Лопатиной Н.В. составил 10 лет 9 месяцев 28 дней, то есть замещение должностей гражданской службы в УФССП России по Республике Мордовия в период с 4 августа 2009 г. по 31 мая 2020 г.

Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 30 июня 2020 г. №456лс установлен стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) по состоянию на 1 июня 2020 г. - 10 лет 9 месяцев 28 дней.

30 ноября 2020 г. Лопатина Н.В. обратилась с заявлением о зачете в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.

По выписке из протокола заседания от 23 июля 2021 г. №8 следует, что комиссия рассмотрела данное заявление и единогласно приняла решение не включать Лопатиной Н.В. в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г., указав, что согласно подпункту «з» пункта 2 Положения об исчислении стажа службы, в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее также надбавка) сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации включается время в службы в органах внутренних дел государств - участников СНГ только при условии их перевода в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).

В подпункте «з» пункта 2 названного Положения наряду с периодами службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации предусмотрена возможность зачета в выслугу лет периодов военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы), т.е. указанное положение позволяет зачесть в выслугу лет периоды службы, не относящиеся к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации.

Между тем, в подпункте «б» пункта 2 указанного Положения определен специальный порядок, непосредственно регулирующий включение в указанный стаж сотрудника время службы в органах внутренних дел (полиции), государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения).

Такое правовое регулирование с учетом целей образования Содружества Независимых Государств (задач интеграции в рамках СНГ) направлено на обеспечение учета продолжительности выслуги лет для определения размера и выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), обеспечивает максимально благоприятный подсчет выслуги лет указанным лицам в зависимости от условий несения ими службы.

Период прохождения службы в органах внутренних дел Карагандинской области Республики Казахстан по специальному званию «старший лейтенант полиции» с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. Лопатиной Н.В., выслуга по состоянию на 2 августа 2001 г. составила 8 лет 1 месяц 10 дней, что подтверждается представленными доказательствами, а именно записями в трудовой книжке, архивной справкой от 16 октября 2020 г. №1-9-41/3742, выпиской из приказа ГУВД Карагандинской области от 7 августа 2001 г.

Республика Казахстан является участником СНГ в соответствии с Соглашением о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанным Россией, Белоруссией и Украиной, и Протоколом к этому соглашению (21 декабря 1991 г., г. Алма-Ата), с которым в состав Содружества вошли еще восемь стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Исходя из изложенного, суд находит, что период прохождения службы в органах внутренних дел Карагандинской области Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. подлежит включению в специальный стаж для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания Лопатиной Н.В.

Доводы и ссылка ответчика на положения подпункта «з» пункта 2 названного Положения об исчислении стажа службы суд находит несостоятельным, поскольку данным нормативным актом предусмотрено специальное регулирование относительно спорного периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

При таких обстоятельствах, суд находит требования о признании незаконным решения об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г., возложении обязанности включить данный период в стаж службы для назначения надбавки за выслугу лет.

Учитывая, что суд признал оспариваемое истцом решение незаконным, что само по себе влечет его недействительность, необходимости в его отмене не имеется.

Истцом Лопатиной Н.В. заявлено требование о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г. и службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 4 августа 2009 г.

В соответствии с абзацем 4 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в редакции Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ, далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются, в том числе и на лиц проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации (за исключением лиц, указанных в пункте «б» этой статьи, и их семей).

Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, определены в статье 18 данного закона.

В силу положений подпункта «а» части первой статьи 5 и подпункта «а» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с подпунктом «а» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации № 4468-I от 12 февраля 1993 г. засчитывается, в частности, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел (часть первая статьи 18 указанного Закона).

Согласно части третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций, пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее - Порядок от 22 сентября 1993 г. № 941).

Согласно абзацу 6 пункта 1 Порядка от 22 сентября 1993 г. № 941 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет включается служба в органах внутренних дел (полиции) других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г., государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», положения которого регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел. При этом Соглашением от 24 декабря 1993 г. на министерства внутренних дел сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств - участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.

Частью первой статьи 1 Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.

В силу положений статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468 - лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии с частью первой статьи 54 данного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами.

Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в отношении лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, определены статьей 11 данного закона в зависимости от последнего места службы. Соответственно в отношении сотрудников, уволенных из органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также членов их семей таким органом является Федеральная служба судебных приставов (пункт «з»).

Таким образом, оценка пенсионных прав и исчисление стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии, назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении из органов принудительного исполнения Российской Федерации и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с основаниями, установленными законом.

Между тем, истец Лопатина Н.В. с заявлением об увольнении из органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет не обращалась, а, следовательно, расчет данной выслуги не производился, соответственно, вопрос о наличии оснований для признания за ней права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I преждевременен, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги для назначения пенсии по выслуге лет.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лопатиной Н. В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации периода прохождения службы в органах внутренних дел, возложении обязанности включить в стаж период службы, перерасчете выслуги лет для назначения пенсии, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия по установлению стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 23 июля 2021 г. № 8 об отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации, дающий право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания Лопатиной Н. В., периода прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия включить в стаж службы (выслуги лет), дающий право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания в органах принудительного исполнения Российской Федерации Лопатиной Н. В. период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с 26 июня 1993 г. по 2 августа 2001 г.

Исковые требования Лопатиной Н. В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о возложении обязанности перерасчета выслуги лет для назначения пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья С.Г. Скуратович

Мотивированное решение составлено 3 февраля 2022 г.