ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2402/2022 от 08.08.2022 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2 –2402/2022

ЗАОЧНОЕ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2022 г. Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

Судьи Коса Л.В.,

при секретаре Смольяниновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершовой Т.П. к ИП Гордиенко О.А. о защите прав потребителей

УСТАНОВИЛ:

Ершова Т.П. обратилась в суд с иском к ИП Гордиенко О. А. о расторжении договора №1050 от 20.06.2022г.; взыскании уплаченной по договору суммы 127300 руб.; убытков в сумме 122700 руб.; неустойки в сумме 127300 руб.; штрафа в размере 50% от присужденной суммы; компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. В обоснование своих требований ссылалась на то, что 20.06.2021г. заключила с ответчиком договор от 20.06.2021г. на изготовление мебели общей стоимостью 127300 руб. Факт оплаты изделий по договору подтверждается кассовыми чеками от 20.06.2021г. на сумму 10000 руб., от 15.07.2021г. на сумму 30000 руб., 15.08.2021г. на сумму 30000 руб., от 24.10.2021г. на сумму 57300 руб.. 10-11 ноября 2021г. кухня была установлена, после чего был обнаружен существенный недостаток, а именно: кухня установлена таким образом, что свободного доступа к газовому крану и счетчику в ней не имеется. Кроме того, были обнаружены следующие недостатки: не отрегулированы фасады кухни, которые имеют зазоры и перепады, не отрегулирована фурнитура, имеется перекос варочной панели и мойки. При заказе кухни с сотрудником ответчика оговаривалось, что доступ к крану и счетчику обязательно должен быть (полка кухни должна была быть выполнена под трубой со счетчиком и краном, а по факту полка шкафа оказалась над трубой и счетчиком, закрывая их полностью, что запрещено нормативами. Также данное условие оговаривалось при производстве замера кухни сотрудником магазина у нее дома. О недостатке сообщила ответчику, мастер по установке кухни и в этот же день предпринял попытку к устранению выявленного недостатка, выполнив пропил над счетчиком и краном в полке кухни. Однако этого оказалось недостаточно для исправления недостатков, т.к. даже с пропилами (отверстиями ) пользоваться газовым оборудованием невозможно. 10.01.2022г. обратилась с претензией к ответчику об устранении недостатков. 21.04.2022г. обратилась с претензией к ответчику о возврате денежных средств за некачественную кухню и компенсации убытков. Претензии не были удовлетворены. В настоящее время цена аналогичной кухни составляет 250000 руб. Разница между ценой кухни и текущей ценой на сопоставимый товар в размере 122700 руб. является для нее убытками.

В судебном заседании представитель истца поддержала требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, исковые требования не оспорил.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Договор бытового подряда является публичным договором (статья 426).

К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Согласно ст.29 Закона «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

назначить исполнителю новый срок;

поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

В соответствии со ст.30 Закона о защите прав потребителей, недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В силу п.5 ст.28 Закона о защите прав потребителей, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Судом установлено, что 20.06.2021г. истица заключила с ответчиком договор № 1050 от 20.06.2021г. на изготовление мебели (кухонный гарнитур по индивидуальному проекту) общей стоимостью 127300 руб.

Факт оплаты изделий по договору подтверждается кассовыми чеками от 20.06.2021г. на сумму 10000 руб., от 15.07.2021г. на сумму 30000 руб., 15.08.2021г. на сумму 30000 руб., от 24.10.2021г. на сумму 57300 руб.

10-11 ноября 2021г. кухонный гарнитур был установлен в квартире истицы, после чего истицей был обнаружен существенный недостаток, а именно: кухня установлена таким образом, что свободного доступа к газовому крану и счетчику в ней не имеется. Кроме того, были обнаружены следующие недостатки: не отрегулированы фасады кухни, которые имеют зазоры и перепады, не отрегулирована фурнитура, имеется перекос варочной панели и мойки.

Как следует из искового заявления, при заказе кухни с сотрудником ответчика оговаривалось, что доступ к крану и счетчику обязательно должен быть (полка кухни должна была быть выполнена под трубой со счетчиком и краном, а по факту полка шкафа оказалась над трубой и счетчиком, закрывая их полностью, что запрещено нормативами. Также данное условие оговаривалось при производстве замера кухни сотрудником магазина у нее дома.

Об обнаруженном недостатке истица 11.11.2021г. сообщила ответчику, мастер по установке кухни в этот же день предпринял попытку к устранению выявленного недостатка, выполнив пропил над счетчиком и краном в полке кухни. Однако этого оказалось недостаточно для исправления недостатков, т.к. даже с пропилами (отверстиями ) пользоваться газовым оборудованием на кухне было невозможно.

10.01.2022г. истица обратилась с претензией к ответчику об устранении недостатков. 21.04.2022г. обратилась с претензией к ответчику о возврате денежных средств за некачественную кухню и компенсации убытков. Претензии не были удовлетворены.

Указанные выше обстоятельства ответчиком не оспорены и не опровергнуты никакими доказательствами.

При указанных обстоятельствах у истца имеется право на односторонний отказ от договора, предусмотренное ст.29 Закона «О защите прав потребителей», поэтому требование истца об отказе от исполнения договора является правомерным, подлежит удовлетворению, и договор № 1050 от 20.06.2021г. следует считать расторгнутым.

Поскольку договор № 1050 от 20.06.2021г. считается расторгнутым по вышеуказанным основаниям, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им стоимость изделия в сумме 127300 руб.

Кроме этого, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании неустойки за нарушение срока удовлетворения требования о возврате денежных средств при отказе истца от исполнения договора (ст.31 Закона «О защите прав потребителей»).

Расчет указанной неустойки следующий:

с 02.05.2022г. по 06.06.2022г. (день подачи иска в суд ) в сумме 137484 руб. : 127300руб. х3% х 36 дней. Однако размер неустойки в силу закона ограничен стоимостью изделия, т.е. размером 127300 руб.

Требование истицы о взыскании убытков в виде разницы между ценой кухонного гарнитура по договору и текущей ценой на сопоставимый товар в размере 122700 руб. удовлетворению не подлежит, поскольку истицей не представлено доказательств в подтверждение этих убытков в нарушение ст.56 ГПК РФ.

В силу ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Ответчиком поставлена некачественная мебель, чем нарушены права потребителя и причинен истцу моральный вред, который подлежит компенсации. При определении размера компенсации суд учитывает конкретные обстоятельства дела, в частности, значимость приобретенной мебели для удовлетворения бытовых нужд; объем и характер нравственных переживаний истца, вынужденного по вине ответчика испытывать дискомфорт из-за поставки некачественной мебели в течение длительного срока.

С учетом указанных обстоятельств, требований разумности и справедливости суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.

На основании пункта 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что ответчиком в установленный законом срок требования истца не были удовлетворены в добровольном порядке, вследствие чего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 129800 руб., исходя из присужденных в его пользу сумм:127300 руб. +127300 руб.+5000 руб.=259600 руб. х50%=129800 руб.

Истец после получения взысканных денежных средств обязан передать ответчику мебель, полученную по договору № 1050 от 20.06.2022г. во избежание неосновательного обогащения.

В силу ст.103 ГПК РФ, п/п.2 п.2 ст.333.17, п/п.п.1,3 п.1 ст.333.19, п/п.1 п.1 ст.333.20, п/п.4 п.2 ст.333.36 НК РФ, госпошлина, от уплаты которой истец – потребитель - был освобождён в силу закона, взыскивается с ответчика в доход бюджета г.Липецка пропорционально удовлетворённой части исковых требований, то есть в сумме 6046 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Считать расторгнутым договор № 1050 от 20.06.2021г. на изготовление мебели по индивидуальному проекту-кухонной мебели, заключенный 20.06.2021г. между Ершовой Т.П. и ИП Гордиенко О.А..

Взыскать с ИП Гордиенко О.А. в пользу :

Ершовой Т.П. :

- стоимость мебели в сумме 127300 руб.;

-неустойку в сумме 127300 руб.;

-компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. ;

-штраф в сумме 129800 руб.

2) в бюджет г.Липецка госпошлину в сумме 6046 руб.

В удовлетворении требования о взыскании убытков в сумме 122700 руб. Ершовой Т.П. отказать.

Обязать Ершову Т.П. передать ИП Гордиенко О.А. мебель, полученную по договору № 1050 от 20.06.2022г., после получения от ИП Гордиенко О.А. взысканных по данному решению сумм.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Л.В. Коса

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2022г.

Судья Л.В. Коса