ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2405/20 от 17.02.2021 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

76RS0022-01-2019-002779-93

Дело № 2-277/2021

Изг. 17.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 19 января 2021 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ратехиной В.А.,

при секретаре Сизоненко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Ярославская фабрика валяной обуви" о возложении обязанности обеспечить готовность защитных сооружений гражданской обороны,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Ярославская фабрика валяной обуви". Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ярославской области с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по Ярославской области 03.04.2019 г. проведена проверка исполнения ООО "Ярославская фабрика валяной обуви" законодательства в области гражданской обороны при осуществлении деятельности по адресу: г. Ярославль, ул. Тверицкая набережная, д. 20, связанной с эксплуатацией защитного сооружения гражданской обороны (убежище), инвентарный номер 053-76.

В результате проверки установлено, что ООО "Ярославская фабрика валяной обуви" по адресу: г. Ярославль, ул. Тверицкая набережная, д. 20, эксплуатируется защитное сооружение гражданской обороны (убежище). В защитном сооружении защитно-герметические двери (ДУ-I-I – 4 штуки), герметические двери (ДУ-IV-I – 2 штуки) отсутствуют (демонтированы), элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны не окрашены в установленные действующим законодательством цвета, не обозначено направление движения воздуха.

Помещения, занимаемые защитными сооружениями, относятся к категории объектов с массовым пребыванием граждан, так как в них возможно одновременно нахождение неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения свидетельствуют о неготовности убежища к приему и безопасному пребыванию в нем граждан, способствуют увеличению потенциального количества пострадавших в случае совершения террористического акта или иной чрезвычайной ситуации, а также создают препятствия для эффективного и оперативного осуществления мероприятий по ликвидации их последствий, что противоречит основным принципам законодательства о противодействии терроризму.

Ранее прокуратурой области в отношении ООО "Ярославская фабрика валяной обуви" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Заволжского судебного района г. Ярославля от 02.07.2019 г. ООО "Ярославская фабрика валяной обуви" было привлечено к административной ответственности, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

С учетом заявления об уточнении исковых требований (л.д.140-141) истец просил обязать ответчика в течение одного года с момента вступления решения в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны – убежища с инвентарным номером 053-76, расположенного по адресу: г. Ярославль, Тверицкая набережная, д. 20, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем оборудования защитного сооружения защитно-герметическими дверями (ДУ-I-I – 4 штуки), герметическими дверями (ДУ-IV-I – 2 штуки), покраски элементов инженерных систем в соответствующие цвета: в белый – воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный – трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный – трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый – баки запаса воды; в коричневый – трубы системы отопления, обозначения на воздуховодах направлений движения воздуха.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены территориальная администрация мэрии г. Ярославля, МКУ «Центр гражданской защиты» г. Ярославля.

В судебном заседании представитель истца прокурор Верещагина К.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что первичные документы, подтверждающие создание объекта в 1976 г. как защитного сооружения, отсутствуют; статус объекта как защитного сооружения определяется паспортом защитного сооружения 1982 г., 2004 г. Доказательств того, что защитное сооружение гражданской обороны находится в частной собственности, в материалах дела отсутствуют.

Представитель ответчика директор ООО «Ярославская фабрика валяной обуви» Шмыков С.А., представитель ответчика по доверенности Карпов А.В. против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 48-50, 110, 145-147, 168-170 и др.). Указал, что на основании решения арбитражного суда Ярославской области от 20.01.2003 обществу принадлежит на праве собственности производственный комплекс общей площадью 17349,7 кв.м. В составе данного комплекса имеется участок обрезинивания (лит. С,С1). Здание фабрики находится в частной собственности, в федеральную собственность не переходило, Росимущество с иском об истребовании из чужого незаконного владения федеральной собственности не обращалось, с 1992 г. не предпринимало никаких мер по возврату спорного помещения в федеральную собственность, не осуществляло действий по фактическому владению имуществом, в настоящее время срок исковой давности по соответствующему требованию пропущен. Договор с Росимуществом о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения гражданской обороны не заключался. Имеющийся договор № 80 от 01.06.1999 г. является ничтожным, поскольку был подписан лицом, не имеющим полномочий на его подписание, в договоре нет адресной привязки убежища, данный договор сторонами не исполнялся.

В договоре, паспорте убежища указаны характеристики объекта гражданской обороны, отличные от характеристик, указанных в техническом паспорте помещений лит. С, С1. Защитное сооружение на балансе предприятия никогда не находилось и не находится. Акт приемки государственной приемочной комиссией в эксплуатацию законченного строительством защитного сооружения отсутствует, здание лит. С было изначально спроектировано как бытовой корпус. Фактически спорное помещение как убежище не создавалось, и в эксплуатацию не принималось, технический паспорт на момент ввода в эксплуатацию в 1976 г. отсутствует. На момент приватизации убежище не было классифицировано, не обладало признаками защитного сооружения, не могло обеспечить защиту от поражающих факторов, фактически являлось незавершенным строительством объектом, и в соответствии с требованиями СНиПов его эксплуатация была запрещена. В соответствии с действовавшим законодательством такой объект мог быть приватизирован.

Кроме того, ООО «Ярославская фабрика валяной обуви» не имеет мобилизационного задания, рабочий коллектив фабрики в военное время подлежит эвакуации. Предприятие находится в зоне затопления, что ставит под сомнение возможность использования данного объекта в случае особого периода.

Одновременно представители ответчика ходатайствовали о передаче дела по подсудности в арбитражный суд Ярославской области.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ярославской области Соколов В.А., действующий на основании доверенности, ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, указал, что спорное защитное сооружение имеется в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по ЯО, с учета не снималось. Защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью, вместе с тем, в процессе приватизации при составлении плана спорный объект не был выделен из состава приватизируемого имущества, поскольку являлся встроенным защитным сооружением.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля Абрамову Н.В., исследовав материалы дела, обозрев материалы административных дел судебного участка № 3 Заволжского судебного района г. Ярославля №№ 5-258/2007, 5-653/2014, 5-475/2016, 5-256/2019, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В соответствии с п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Согласно п. п. 1, 2 раздела 3 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны. В силу с пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" имущество, которое определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия. К указанным объектам относятся встроенные убежища гражданской обороны.

Из материалов дела следует, что ООО «Ярославская фабрика валяной обуви» на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 38 039 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей. Земельный участок принадлежит обществу на основании решения единственного участника общества от 01.07.2015 г. № 11, договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка № 209-з от 10.04.2009 г., о чем в ЕГРН 27.08.2015 г. сделана запись о государственной регистрации прав (л.д. 51).

На земельном участке по указанному адресу расположен производственный комплекс, кадастровый назначение: нежилое, общей площадью 17 349,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Ярославль, Тверицкая набережная, д.20. Производственный комплекс принадлежит ответчику на праве собственности на основании решения арбитражного суда Ярославской области от 30.01.2003 г. по делу № А82-143/02-Г/3, о чем в ЕГРН 28.04.2008г. сделана запись о государственной регистрации права (л.д. 6, 52, 53-62).

Согласно решению арбитражного суда Ярославской области от 30.01.2003 г. (вступило в законную силу 01.04.2003 г.) за ООО «Ярославская фабрика валяной обуви» признано право собственности на производственный комплекс, находящийся по адресу: г. Ярославль, Тверицкая набережная, д. 20, в состав которого согласно акту от 25.04.1997 приема-передачи имущества в уставный капитал общества вошел в том числе участок обрезинивания (л.д. 61, 148-150).

Из кадастрового паспорта от 12.05.2008г., технического паспорта от 21.12.2007 г. следует, что производственный комплекс имеет в составе участок обрезинивания (лит. С, С1), площадью 1795,3 кв.м, 1970 и 1994 г.г. ввода в эксплуатацию (л.д. 67-68). В здании участка обрезинивания инв. № 26623 имеется подземный этаж (подвал) площадью 445,6 кв.м, в котором расположены душевые, уборные, раздевалки (л.д. 63-66, 120-132). Здание участка обрезинивания находилось на балансе бывшего государственного предприятия «Ярославская фабрика валяной обуви» с 1990 г., что подтверждается инвентарной карточкой № 2 учета основных средств (л.д. 155).

Ранее подземный этаж (подвал) участка обрезинивания существовало как защитное сооружение гражданской обороны (убежище). В отношении убежища был изготовлен паспорт защитного сооружения № 1/406 от 31.08.1982 г. (л.д. 74-75, 164), согласно которому убежище имеет следующие характеристики: вместимость – 45 человек по проекту и по плану укрытия, общая площадь – 432 кв.м., общий объем - 2 673,9 куб.м, расположение убежища – отдельно стоящее, входов – два, аварийных выходов – один, количество ворот, дверей и ставен – шесть, в том числе ДУ 1-1 (4 шт.), ДУ – IV-I (2 шт), класс защиты - 3.

Паспорт убежища № 053 от 04.11.2004 г. (прежний номер 406) содержит аналогичные характеристики, за исключением расположения убежища: указано, что убежище является встроенным в здание (л.д. 10-11). В настоящее время сведения об объекте как о защитном сооружении имеются в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по ЯО (л.д. 163).

Согласно п. 2.2. Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 N 4317) документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.

Согласно сведениям, указанным в паспортах, убежище было принято в эксплуатацию 31.12.1976 г., вместе с тем, акт приемки в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны в материалах дела и техническая документация на дату ввода в эксплуатацию объекта отсутствует; доказательств того обстоятельства, что убежище являлось завершенным строительством объектом и на момент ввода в эксплуатацию было пригодно к использованию в качестве защитного сооружения гражданской обороны (убежища), истцом в материалы дела не предоставлено. Суд приходит к выводу о том, что статус указанного помещения как защитного сооружения гражданской обороны (убежища) достаточными доказательствами не подтвержден.

Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инвентарный № 053-76 главы территориальной администрации Заволжского района г. Ярославль от 04.10.2018 г., технической документации следует, что защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: г. Ярославль, Тверицкая набережная, д. 20, являлось встроенным в одноэтажное производственное здание, инвентарный № 053-76 (л.д. 8).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.05.1994 N 559 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ярославской области" государственное предприятие "Ярославская фабрика валяной обуви" было передано в государственную собственность Ярославской области.

На основании Указа Президента РФ от 02.06.1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" между Фондом имущества Ярославской области и ТОО "ПСП Вымпел" 10.04.1997 г. в соответствии с результатами торгов от 02.04.1997 г. был заключен договор купли-продажи приватизируемого предприятия-должника, по которому ТОО "ПСП Вымпел" купил имущественный комплекс "Государственное предприятие "Ярославская фабрика валяной обуви". В состав имущественного комплекса вошли земельный участок 9 га, здания и сооружения согласно приложению № 1 к договору, движимое и недвижимое имущество, находящееся в зданиях и сооружениях предприятия согласно приложению № 2 к договору, дебиторская и кредиторская задолженность согласно приложению № 3 к договору (т. 1 л.д. 111-116, 149).

Во исполнение требований Указа Президента РФ от 02.06.1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" и условий договора купли-продажи от 10.04.1997 г. ТОО "ПСП Вымпел" и ТОО "Тринити" 25.04.1997 г. заключили учредительный договор о создании ООО "Ярославская фабрика валяной обуви". Согласно акту приема-передачи от 25.04.1997 г. ТОО "ПСП Вымпел" передало, а ООО "Ярославская фабрика валяной обуви" приняло имущественный комплекс - Ярославскую фабрику валяной обуви в соответствии с приложениями № 1 и 2 (т. 1 л.д. 148, 149).

Согласно п.7, 8 Положения "О продаже государственных предприятий - должников", утв. Указом Президента РФ от 02.06.1994 N 1114, под продажей предприятий - должников с сохранением юридического лица понимается продажа имущества предприятий, а также в полном объеме имущественных и личных неимущественных прав предприятий, осуществляемая в соответствии с процедурой, установленной настоящим Положением. Продажа предприятия - должника осуществляется на основании решения Федерального управления или соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое может быть принято в отношении любых предприятий - должников, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. При продаже предприятия - должника за ним сохраняется статус юридического лица.

В состав имущества предприятия - должника, подлежащего исключению из его имущественного комплекса при продаже, входят: имущество специального назначения, не подлежащее приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации; объекты социально - коммунальной сферы (жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления иные жизненно важные для данного региона объекты социальной и коммунальной инфраструктуры). При продаже предприятия - должника из состава его имущественного комплекса также могут быть исключены объекты, не завершенные строительством.

Имущество специального назначения, не подлежащее приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, передается предприятию по специальному соглашению, предусматривающему государственное финансирование и обязательства сторон по эксплуатации или консервации этого имущества. Указанное соглашение является неотъемлемой частью договора купли - продажи. При этом неисполнение государственных обязательств по соглашению прекращает обязательства предприятия по указанному соглашению, но не является основанием для прекращения (расторжения) договора купли - продажи.

Из материалов дела следует, что специального соглашения в отношении спорного защитного сооружения гражданской обороны, в процессе приватизации не заключалось.

01.06.1999 г. между ООО "Ярославская фабрика валяной обуви" и департаментом по управлению госимуществом Администрации Ярославской области был подписан договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, в том числе в отношении защитного сооружения № 406, 3 класса. Указанный договор был подписан с протоколом разногласий, который суду сторонами не предоставлен (л.д. 70-72). При этом достаточных доказательств, подтверждающих заключение такого договора, в материалы дела стороной истца не предоставлено. Согласно определению арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-23/99-Г/1 по состоянию на 23.09.1999 г. между ООО "Фабрика валяной обуви" и департаментом УГИ администрации Ярославской области существовал спор по вопросу заключения договора о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения гражданской обороны (в части расходов по финансированию выполнения условий договора) на условиях, предложенных департаментом УГИ администрации Ярославской области, производство по делу было прекращено (т. 1 л.д. 161). Сведений о том, что такой договор был заключен позднее, материалы дела не содержат.

Судом установлено, что в 2003 г. спорное защитное сооружение гражданской обороны (в настоящее время – участок обрезинивания), входящее в состав нежилого здания, стало принадлежать на праве собственности ООО "Ярославская фабрика валяной обуви" на основании решения арбитражного суда Ярославской области от 30.01.2003 г. (вступило в законную силу 01.04.2003 г.), о чем в ЕГРН имеется соответствующая запись о государственной регистрации права. В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Сведений и доказательств того, что данное имущество является федеральной собственностью, в материалах дела не имеется, напротив, из материалов дела следует, что данное недвижимое имущество выбыло из владения Российской Федерации. Доказательств того, что вышеуказанное недвижимое имущество из владения Российской Федерации не выбывало, истцом не предоставлено.

Согласно материалам дела указанный объект не был исключен из состава имущества приватизируемого предприятия (т. 1 л.д. 115, 149), обременений в виде обязанности содержать объект гражданской обороны, в порядке, указанном ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не устанавливалось. Сведений о том, что ООО "Фабрика валяной обуви" включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96, суду не предоставлено.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

Настоящее исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Между тем, неготовность защитного сооружения гражданской обороны, о которой заявляет прокурор, не затрагивает интересы Российской Федерации, поскольку данный объект в настоящее время в федеральной собственности не находится. Одновременно суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности по требованию об обязании обеспечить готовность защитных сооружений гражданской обороны. Из материалов дела следует, что о нарушении прав истцу стало известно и должно было быть известно более десяти лет назад, вместе с тем, соответствующие требования были заявлены только 14.11.2019 г., при том, что требований о признании права федеральной собственности, истребовании данного имущества из чужого незаконного владения Российской Федерацией не заявляется.

Ходатайство ответчика о передаче дела по подсудности в арбитражный суд не подлежит удовлетворению, поскольку в силу ст. 40 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только в случаях, предусмотренных АПК РФ. Статьей 52 АПК РФ право прокурора обратиться в арбитражный суд ограничено заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; исками о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; исками о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; исками об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Ярославская фабрика валяной обуви" о возложении обязанности обеспечить готовность защитных сооружений гражданской обороны оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня его вынесения.

Судья В.А. Ратехина