Решение изготовлено в окончательной форме 09 октября 2018 года
Дело № 2-2406/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2018 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием помощника прокурора Ивановой Н.А.,
представителя ответчика Могиленко Р.В.,
представителей третьих лиц Азорина Е.Н., Стрельцовой Т.К., Конюхова И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска о признании объекта бесхозяйным имуществом, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска о признании объекта бесхозяйным имуществом, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа по обращению генерального директора ООО «Азимут Инвест» проведена проверка по вопросу организации водоотведения талых вод на реке Роста с помощью гидротехнического сооружения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Исходя из сведений, представленных ГУПТИ Мурманской области, Межрегиональным территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Комитета имущественных отношений администрации города Мурманска и Министерства имущественных отношений Мурманской области гидротехническое сооружение – подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске в реестрах государственной или муниципальной собственности не значится.
Согласно порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется только на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В данном случае указанное право должно соотноситься с обязанностью органа местного самоуправления предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Непринятие мер администрацией города Мурманска по постановке на учет выявленного гидротехнического сооружения – подземного коллектора закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске в качестве бесхозяйного объекта в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области может привести к ненадлежащему содержанию и эксплуатации спорного объекта, влекущему, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц, и не исключает возможность возникновения аварийной ситуации, что может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные условий жизни, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Просил признать бесхозяйным объект – гидротехническое сооружение подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске, возложить на администрацию города Мурманска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске.
Старший помощник прокурора Иванова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Могиленко Р.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что на основании статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи. Учитывая, что спорный объект обеспечивает водоток естественного русла реки Роста и предназначен для обслуживания другой, главной, вещи – водного объекта реки Роста, данный объект следует судьбе указанного водного объекта, то есть в силу закона принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в ее фактическом владении. Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Кроме того, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 было осуществлено разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Объект – подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске обладает специальным статусом гидротехнического сооружения, которое в приложениях к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации не указано, вместе с тем, в силу абзаца 1 пункта 3 данного постановления, до момента определения соответствующего собственника объекты, не указанные в приложениях 1 - 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к федеральной собственности. Таким образом полагала, что при разграничении государственной собственности правом собственности на указанный объект – подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске обладает Российская Федерация, в связи с чем данный объект не может обладать статусом бесхозяйного. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица – Комитета имущественных отношений города Мурманска Азорин Е.Н. поддержал доводы представителя ответчика, дополнительно пояснил, что по результатам комиссионного обследования ГОУП «Мурманскводоканал» дано заключение, что спорный объект не является частью централизованной системы водоотведения города Мурманска. Данный объект создан для обслуживания водного объекта реки Роста, в связи с чем относится к собственности Российской Федерации, к полномочиям которой относится и решение вопросов относительно предотвращения негативного воздействия вод данного объекта. Муниципальное образование город Мурманск не сможет использовать сооружение для своих нужд, не должно обеспечивать жизнедеятельность водного объекта, в связи с чем сооружение, в любом случае, подлежит передаче тому лицу, которое должно его эксплуатировать. Отметил, что при этом муниципальное образование выполняло свои обязанности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на территории города, в том числе на земельном участке, на котором расположен спорный объект.
Представитель третьего лица – Министерства водных ресурсов и экологии Мурманской области Конюхов И.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что спорный объект создан для защиты вод реки от загрязнений, а попытка ответчика привязать его к водному объекту не состоятельна, поскольку законодательство Российской Федерации устанавливает связь сооружений с землей, а не с водным объектом.
Представитель третьего лица – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия Стрельцова Т.К. в судебном заседании полагала исковые требования законными и обоснованными.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства №, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).
Данное исковое заявление предъявлено прокурором в целях исключения ненадлежащего содержания и эксплуатации спорного объекта, которое может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц и не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные условия жизни, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации. Таким образом, исковое заявление подано прокурором в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пункта 28 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа, в числе прочих, относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно статье 3 Федерального закона 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
На основании статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, как следует из статьи 3 указанного Федерального закона, собственниками гидротехнического сооружения являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения подразумевается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Из материалов дела следует, что, как установлено в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска проверки, в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске находится гидротехническое сооружение – подземный коллектор закрытого русла реки Роста.
Указанный объект в реестрах государственной или муниципальной собственности не значится.
Как следует из решения исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов от 05 ноября 1982 года № 577 и задания на проектирование главного архитектора города Мурманска, подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске возводился по заказу управления коммунального хозяйства горисполкома с целью благоустройства территории вдоль реки Роста, для очистки и охраны от загрязнения реки.
Из материалов дела усматривается, что установленные статьями 3 и 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» требования к обеспечению мер безопасности в отношении объекта – подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
На основании пункта 6 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237 обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Из анализа приведенных норм, во взаимосвязи частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, исключительно по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку указанный истцом объект расположен в административных границах муниципального образования город Мурманск, в данном случае на администрацию города Мурманска надлежит возложить обязанность обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела доказательства суд не принимает как не имеющие правового значения для разрешения спора и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая период времени, необходимый ответчику для исполнения решения суда, в целях его реального исполнения, суд полагает предложенный прокурором срок для совершения ответчиком определенных действий – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска о признании объекта бесхозяйным имуществом, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать бесхозяйным объект – гидротехническое сооружение – подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске.
Обязать администрацию города Мурманска в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения – подземный коллектор закрытого русла реки Роста в районе дома № 15 по улице Промышленной в городе Мурманске.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова