ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2409/14 от 27.08.2014 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

 Дело № 2-2409/14

 Заочное РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 27 августа 2014 года Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

 председательствующего судьи Демидовой В.В.,

 при секретаре Дорошковой М.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта Красноярского края к Тащян Аре Арутюновичу о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке грузов по автомобильным дорогам общего пользования,

 У С Т А Н О В И Л:

         Министерство транспорта Красноярского края обратилось в суд с иском к Тащян А.А. о возмещении ущерба, причиненного транспортным средством при перевозке грузов по автомобильным дорогам общего пользования, мотивируя требования тем, что Абдуллаев О.Б. ДД.ММ.ГГГГ следовал с грузом (щебень) по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края <данные изъяты> по маршруту <данные изъяты> (протяженность - <данные изъяты> км), управляя автотранспортным средством <данные изъяты> (государственный регистрационный знак №), собственником которого является Тащян А.А. (СТС №). Указанные автомобильные дороги общего пользования являются объектом государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» КГКУ «КрУДор». Согласно приказу Министерства транспорта Красноярского края № 3/22 от 05.03.2013г. «Об установлении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края в <данные изъяты> году» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на каждую ось: на одиночную ось-    <данные изъяты> тонн, двухосную тележку - <данные изъяты> тонн и трехосную тележку - <данные изъяты> тонны. В ходе проведения совместных мероприятий на основании Соглашения об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края, заключенного министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, проведено взвешивание принадлежащего ответчику транспортного средства, по результатам составлен акт № 110 от 18.04.2013 г., согласно которому фактическая полная масса транспортного средства составила <данные изъяты> т. (предельно допустимая - <данные изъяты> т), нагрузки на оси: ось № 1 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т), ось № 2 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т), ось № 3 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т). Таким образом, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства РФ, а именно: при перевозке тяжеловесного груза в период временного ограничения допущено превышение полной и осевой массы автотранспортного средства, а также без специального разрешения. Факт нарушения требований законодательства подтверждается Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ (перевозка тяжеловесного груза без специального разрешения), составленным Инспектором <данные изъяты> в отношении водителя Абдуллаева О.Б. Причиненный ущерб составляет <данные изъяты> (п. 6 Правил возмещения вреда с применением предельно допустимых значений масс и осевых нагрузок транспортных средств, указанных в Приложениях 1, 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, Постановление Совета администрации Красноярского края № 178-п от 15.04.2008 г.).

     Представитель истца Тишков А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) требования поддержал. Представитель КГКУ «КрУДор», Тащян А.А. (л.д.<данные изъяты>), Абдуллаев О.Б. в суд не явились, извещены надлежащим образом и своевременно. Дело с согласия представителя истца рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного судопроизводства.

     Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

      В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

         В силу ст. 31 указанного ФЗ владельцы транспортных средств обязаны при получении специального разрешения согласовать маршрут движения транспортного средства; возместить вред, причиняемый при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.

         Предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в Приложениях 1, 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

         Согласно приказу Министерства транспорта Красноярского края № 3/22 от 05.03.2013г. «Об установлении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края в <данные изъяты> году» в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> установлено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на каждую ось: на одиночную ось-    <данные изъяты> тонн, двухосную тележку - <данные изъяты> тонн и трехосную тележку - <данные изъяты> тонны.

         В соответствии с п.2.2.2 «Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, весовой контроль на автомобильных дорогах муниципального или межмуниципального значения осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для заявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения.

         Согласно п.2.2.2.1.2 указанного Порядка взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

         Пунктом 2.3.5 Устава КГКУ «КрУДор» предусмотрено обеспечение взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края.

 Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок исчисления и взимания платы.

 Согласно п. 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

 П. 2 ч. 9 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что определение размера причиняемого вреда при перевозке тяжеловесных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

 П. 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, установлено, что размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства

 Постановлением Совета администрации Красноярского края № 178-п от 15.04.2008 г. утвержден порядок расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Красноярского края.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в Кодексе, к иным основаниям (статья 8 ГК РФ) относятся требования законов и иных правовых актов.

 В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 В силу части 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

 Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

 Министерство транспорта Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью края в области дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 1.1 «Положения о министерстве транспорта Красноярского края», утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 377-п, а также пунктом 3.18 Положения к его компетенции отнесено осуществление бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

 Согласно Закону Красноярского края «О краевом бюджете на <данные изъяты> и плановый период <данные изъяты> годов» N 3-811 от 11.12.2012 г. министерство транспорта Красноярского края входит в утвержденный перечень главных администраторов доходов краевого бюджета, в том числе в отношении поступлений сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые являются доходным источником краевого бюджета, согласно утвержденной классификации (№ строки 554 Приложения 2; № строки 67 Приложения 4 к данному Закону).

 В силу пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет.

 Полномочия администратора доходов бюджета в указанной части осуществляет главный администратор доходов краевого бюджета - Министерство транспорта Красноярского края.

     Как установлено судом, Абдуллаев О.Б. ДД.ММ.ГГГГ года следовал с грузом (щебень) по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края <данные изъяты> (протяженность - <данные изъяты> км), управляя автотранспортным средством <данные изъяты> (государственный регистрационный знак №), собственником которого является Тащян А.А. (СТС №).

     Указанные автомобильные дороги общего пользования являются объектом государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» КГКУ «КрУДор».

     Приказом Министерства транспорта Красноярского края № № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края в <данные изъяты> году» в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> года установлено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на каждую ось: на одиночную ось-    <данные изъяты> тонн, двухосную тележку - <данные изъяты> тонн и трехосную тележку - <данные изъяты> тонны.

     Проведено взвешивание принадлежащего ответчику транспортного средства, по результатам составлен акт № № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому фактическая полная масса транспортного средства составила <данные изъяты> т. (предельно допустимая - <данные изъяты> т), нагрузки на оси: ось № 1 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т), ось № 2 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т), ось № 3 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т).

     Факт нарушения требований законодательства подтверждается Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ (перевозка тяжеловесного груза без специального разрешения), составленным инспектором <данные изъяты> в отношении водителя Абдуллаева О.Б.

     Размер причиненного ущерба составляет <данные изъяты>

 В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, возражений против исковых требований, а так же доказательств в обоснование возражений в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представил.

 Оценивая доказательства по делу, суд учитывает, что Абдуллаев О.Б. ДД.ММ.ГГГГ года следовал с грузом (щебень) по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края «<данные изъяты> по маршруту <данные изъяты> (протяженность - <данные изъяты> км), управляя автотранспортным средством <данные изъяты> (государственный регистрационный знак № собственником которого является Тащян А.А. (СТС №). Указанные автомобильные дороги общего пользования являются объектом государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» КГКУ «КрУДор». По результатам взвешивания принадлежащего ответчику транспортного средства (акт № № от ДД.ММ.ГГГГ г.) установлено, что фактическая полная масса транспортного средства составила <данные изъяты> т. (предельно допустимая - <данные изъяты> т), нагрузки на оси: ось № 1 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т), ось № 2 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т), ось № 3 - <данные изъяты> т (предельно допустимая <данные изъяты> т). При перевозке тяжеловесного груза в период временного ограничения допущено превышение полной и осевой массы автотранспортного средства, а также отсутствовало специальное разрешение. Факт нарушения требований законодательства подтверждается Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ (перевозка тяжеловесного груза без специального разрешения) в отношении водителя Абдуллаева О.Б.

 Проверив расчет исковых требований, на который ответчик возражений не представил, суд приходит к твердому убеждению, что причиненный Тащян А.А. ущерб составил <данные изъяты>

 Таким образом, исковые требования Министерства транспорта Красноярского края к Тащян А.А. о взыскании ущерба, причиненного транспортным средством при перевозке грузов по автомобильным дорогам общего пользования, в сумме <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая изложенное, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина <данные изъяты>

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Требования Министерства транспорта Красноярского края к Тащян Аре Арутюновичу о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке грузов по автомобильным дорогам общего пользования, удовлетворить.

 Взыскать с Тащян Ары Арутюновича в пользу Министерства транспорта Красноярского края <данные изъяты>

 Взыскать с Тащян Ары Арутюновича в доход местного бюджета государственную пошлину <данные изъяты>

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Председательствующий                        Демидова В.В.