К делу № 2-2409/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Геленджик «05» октября 2018 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
Председательствующего - судьи: Тарасенко И.А.,
при секретаре судебного заседания: Авакимовой К.С.,
с участием истца: ФИО1;
представителя ответчика – администрации МО город – курорт Геленджик – ФИО2, действующего на основании доверенности от 24.09.2018 года;
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования: Управления строительства администрации МО город – курорт Геленджик – ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город – курорт Геленджик о внесении изменении в муниципальную программу по газификации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО город – курорт Геленджик о внесении изменений в «Программу газификации МО город – курорт Геленджик на 2015-2018 годы», утвержденную постановлением администрации г. Геленджика № от ДД.ММ.ГГГГ, и включении в нее мероприятий по обеспечению технологических возможностей подключения к сетям газораспределения объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на основании п. 16 «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1314, обратился к разработчику муниципальной «Программы газификации МО город-курорт Геленджик на 2015-2018 гг», с предложением внести в Программу изменения с целью подключения его (истца) жилого дома к сетям газораспределения, на которое ДД.ММ.ГГГГ получил отказ, со ссылкой на то, что участок с кадастровым номером № находится на межселенных территориях города Геленджик, а действие Программы распространяется только на земли населенных пунктов. Полагает данный отказ незаконным, поскольку все региональные Программы и подпрограммы разрабатываются на основании «Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных Программ газификации ЖКХ промышленных и иных организаций», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2016 года № 903. Куратором реализации программ газификации этим же Постановлением определено Министерство энергетики РФ. Однако вышеуказанный ответ не содержит оснований для отказа, предусмотренных вышеуказанными Правилами, и таких ограничений, которые установило управление строительства самостоятельно, в нарушение Правил разработки местных Программ, не существует. В Программу газификации должны быть включены все заявители, обратившиеся с заявлениями об изменении местной Программы, а если Программа не существует, то местные власти обязаны ее разработать в пользу заявителя. Соответственно, отказ администрации МО г. Геленджик о внесении изменений в муниципальную Программу «Газификация МО города-курорта Геленджик на 2015-2018 годы», является необоснованным, и нарушает его конституционные права на должный уровень, качество жизни и быта. Также указал, что вышеуказанный земельный участок является единственным местом жительства, который выведен из состава земель СНТ «Голубая долина» постановлением главы администрации города Геленджика № от ДД.ММ.ГГГГ, и отношения к садоводству не имеет, в связи с чем относится к землям населенных пунктов города Геленджика. С учетом изложенного, ссылаясь на нарушения ответчиком п.п. 16,20 «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» от ДД.ММ.ГГГГ№ (с последующими изменениями); «Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных Программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций», утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ (последняя редакция) в части главы VIII «Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями», разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, данные Министерством энергетики РФ в его (истца) адрес при обращении с жалобой к Президенту РФ; Приложения № к региональной Программе (утверждена Постановлением Главы КК № от 06.02.2018г.) «Газификация ЖКХ, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2018-2022 гг», обратился в суд.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на основания, изложенные письменно, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика (администрации МО город – курорт Геленджик) в судебном заседании по существу заявленных требований возражал, и пояснил, что регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования: Управления строительства администрации МО город – курорт Геленджик – ФИО3, по существу заявленных требований возражал, в обоснование своей позиции представил письменные возражения, приобщенные к материалам дела, и пояснил, что в соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ Филиал № АО «Газпром газораспределение Краснодар», являющийся исполнителем в понятии Правил, готов выдать технические условия на разработку схемы газоснабжения СНТ «Голубая долина», с учетом всех перспективных потребителей СНТ в соответствии с планировочной схемой товарищества. Подключение жилого дома истца к сетям газоснабжения возможно только в составе СНТ, так как земельный участок заявителя входит в состав садоводческого товарищества под №. Некоммерческое садоводческое товарищество «Голубая долина» не лишено возможности, получения технических условий и выполнению всего комплекса работ по газификации садоводческого товарищества в установленном законом порядке. При этом, администрация МО город-курорт Геленджик не имеет законных оснований по внесению изменений в муниципальную «Программу газификации МО город-курорт Геленджик на 2015-2018 годы».
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 54,6 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для садоводства, расположенные по адресу: <адрес>», участок №.
ФИО1 с целью газификации вышеуказанного жилого дома обратился в управление строительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, однако в удовлетворении заявления отказано, со ссылкой на расположение земельного участка за пределами населенного пункта г. Геленджика, что послужило основанием для обращения в суд с иском к администрации МО город-курорт Геленджик о внесении изменений в «Программу газификации МО город-курорт Геленджик на 2015-2018 годы», утвержденную Постановлением главы администрации МО город-курорт Геленджик № от ДД.ММ.ГГГГ и включении в неё мероприятия по обеспечению технологических возможностей подключения к сетям газораспределения жилого дома заявителя, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № с адресом: <адрес>.
Основной целью муниципальной программы муниципального образования город-курорт Геленджик «Газификация муниципального образования город-курорт Геленджик на 2015-2018 годы» является повышение уровня газификации населенных пунктов муниципального образования город-курорт Геленджик.
Согласно статьи 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» федерального закона № 136 «Земельного кодекса Российской Федерации», землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также для введения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель для ведения садоводства, что подтверждается выпиской из ЕГРН, и его вид разрешенного использования в установленном законом порядке не изменялся.
В соответствии с генеральным планом городского округа муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года № 498, вышеуказанный земельный участок в границы населенных пунктов муниципального образования город-курорт Геленджик не входит и соответственно не является частью населенного пункта.
Исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина ФИО4", принцип деления земель по целевому назначению на категории - один из основных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления гражданам и их объединениям земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения, каковыми Земельный кодекс Российской Федерации признает земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), устанавливается данным Кодексом и Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. При этом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пользование земельным участком, отнесенным на основании закона и в установленном им порядке к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2 статьи 260).
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.
Вместе с тем собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
На основании вышеизложенного, ответчиком правомерно отказано во внесении изменений в муниципальную программу по газификации МО города – курорта Геленджика, поскольку жилой дом истца расположен на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, и ссылки на постановление главы администрации № 2547 от 25.09.1992 года основаны на не правильном его толковании, т.к. данным актом категория земли не изменена, а указано на предоставление в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Постановлением правительства РФ от 30.12.2013 года № 1314 утверждены «Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1203 внесены изменения в Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, которые вступили в силу 29.11.2016 года.
В частности, в Правила Постановлением N 1203 введен раздел VIII "Об особенностях подключения объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения и территорий, подлежащей комплексному освоению" (пункты 113-120 Правил).
В соответствии с пунктом 115 Правил в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения и принадлежащих его членам, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) таких объектов подаются исполнителю лицом, уполномоченным решением общего собрания членов некоммерческого объединения, с приложением соответствующего решения к документам, указанным в пункте 8 Правил, или документам, указанным в пункте 69 Правил.
Согласно пункту 116 Правил в целях выдачи технических условий в случаях, указанных в пункте 115 Правил, максимальный часовой расход газа рассчитывается с учетом объема потребления газа газоиспользующим оборудованием объектов капитального строительства, в том числе планируемых, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения, на каждом земельном участке, находящемся на территории некоммерческого объединения (но не менее 2 куб.метров).
В пункте 117 Правил определено, что по договору о подключении в случаях, указанных в пункте 115 Правил, исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства на территории некоммерческого объединения к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель (некоммерческое объединение) обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению), включающие в себя мероприятия по строительству сети газораспределения от существующей сети газораспределения до границы земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования некоммерческого объединения.
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, принадлежащих лицам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории некоммерческого объединения, и иньм лицам, объекты капитального строительства которых расположены на территории некоммерческого объединения (далее - лица, не являющиеся членами некоммерческого объединения), осуществляется к сетям газораспределения исполнителя непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования некоммерческого объединения с учетом требований пункта 34 настоящих Правил. (согласие на подключение к существующим сетям либо согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке, то есть СНТ).
Таким образом, для получения технических условий на разработку схемы газоснабжения СНТ «Голубая долина», с учетом всех перспективных потребителей СНТ в соответствии с планировочной схемой товарищества, и в том числе подключение жилого дома истца к сетям газоснабжения возможно только в составе СНТ, так как земельный участок заявителя входит в состав садоводческого товарищества под №. Соответственно, некоммерческое садоводческое товарищество «Голубая долина» не лишено возможности получения технических условий и выполнению всего комплекса работ по газификации садоводческого товарищества в установленном законом порядке.
Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых, способов, поскольку граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации лицо, полагающее, что его вещные права нарушены, по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, при этом ГК РФ не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права.
Граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Вместе с этим, суд приходит к выводу, что со стороны заявленного ответчика нарушения прав истца не установлено, а доводы последнего основаны на не правильном толковании положений действующего законодательства, в том числе связанных с реализацией программы газификации МО город – курорт Геленджик, в связи с чем, требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования город – курорт Геленджик о внесении изменении в муниципальную программу по газификации – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Геленджикский городской суд Краснодарского края.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 октября 2018 г.