ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-240/18 от 09.04.2018 Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

РАЗМЕСТИТЬ НА САЙТЕ

Дело № 2-240/18 03 апреля 2018 года

В окончательной форме 09.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Бородулиной Т.С.

при секретаре Калинкиной В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит обязать администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории, расположенной по адресу: *** в течение 120 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в производстве Колпинского районного суда Санкт-Петербурга находится уголовное дело по обвинению Абрамишвили ** в том, что он совершил преступление, предусмотренное ст. 247 УК РФ, выразившееся в нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов, то есть хранение, захоронение, использование химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, повлекших загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных. По адресу: Санкт *** ООО «Строй-Транс-Ижорский» должно было осуществлять деятельность по обслуживанию и ремонту автотранспорта, а также торговлю лесоматериалами, однако на указанном участке складировались строительные отходы, в результате чего образовалась свалочная масса. В настоящее время договор аренды земельного участка прекратил свое действие, земельный участок находится в собственности Санкт-Петербурга, при этом свалка находится на землях общего пользования и до настоящего времени не ликвидирована.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указав, что в настоящее время территория, на которой расположена свалка включена в адресную программу на 2018 год. Кроме того, полагал, что поскольку установлено лицо, в результате действий которого образовалась несанкционированная свалка, именно на него должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки.

Третье лицо Абрамишвили ** в судебное заседание явился, указал, что обязанность по уборке территории должна быть возложена на лицо, которое осуществило складирование отходов на земельном участке.

Представители третьих лиц – Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав явившегося представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации" запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со статьей 13 Земельного Кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1 которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Задачами администрации являются: проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; образования; законности, правопорядка, безопасности; молодежной политики; физической культуры и спорта; культуры; социальной политики; труда и занятости населения; межнациональных отношений и реализации миграционной политики; благоустройства и обращения с отходами; городского хозяйства и энергетики; жилищной политики; жилищно-коммунального хозяйства; имущественных отношений; потребительского рынка, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; социального питания; экономики и финансов; строительства, архитектуры и градостроительства; информатизации.

В соответствии с п.3.10.4 Положения администрации районов наделены полномочиями организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.

В силу п. 7.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2017 № 885 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов включают мероприятия по выявлению несанкционированной свалки отходов, проведение мероприятий по пресечению дальнейшего образования несанкционированных свалок отходов, определение площади несанкционированной свалки отходов, определение имущественно-правового статуса земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка отходов, разработку проекта ликвидации несанкционированной свалки отходов в случае превышения площади несанкционированной свалки более 150 кв.м (содержащего определение объема и класса опасности отходов, подлежащих ликвидации, расчет сметной стоимости работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов), включение несанкционированной свалки отходов в адресную программу, непосредственно ликвидацию несанкционированной свалки отходов в соответствии с проектом ликвидации, фото (видео) фиксацию территории после выполнения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, а в случае выявления лиц, осуществляющих сбор отходов, организацию несанкционированных свалок отходов, направление информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган.

Судом установлено, что 09.02.2012между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ООО «Метакон» был заключен договор аренды земельного участка № 06/ЗК-03391, согласно которому арендатору был передан земельный участок зона 11, кадастровый номер 78:17218:1004, находящийся про адресу ***, площадью 2500 кв.м.

19.01.2015 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ООО «Строй-Транс-Ижорский» было заключено дополнительное соглашение № 1 к указанному договору, в соответствии с которым арендатором является ООО «Транс-Строй-Ижорский».

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2016 по делу № А56-8534/2016 с ООО «Строй-Транс-Ижорский» в пользу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга взыскана задолженность по договору аренды в размере 171664,72 рублей, пени в размере 38770,81 рублей, договор аренды от 09.02.2012 № 06/ЗК-03391 расторгнут, ООО «Транс-Строй-Ижорский» выселено с занимаемого земельного участка, расположенного по адресу: ***.

Согласно акту от 07.06.2016 по указанному адресу в ходе визуального осмотра установлено, что территория по периметру имеет ограждение, установлены въездные железные ворота со звонком для вызова сторожа. На земельном участке на момент проверки находились два грузовых автомобиля, некапитальное строение для сторожа, разукомплектованное транспортное средство, вся территория сильно захламлена, осуществляется несанкционированное складирование бытовых, пищевых отходов, бетонных конструкций, полиэтиленовых пакетов и прочего на почве без искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков. Генеральным директором ООО «Транс-Строй-Ижорский» является Абрамишвили **.

Согласно акту от 19.10.2016 в ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 78:37:0017218:1004 установлено, что земельный участок огорожен забором, с северо-западной стороны установлены металлические въездные ворота, на земельном участке складируются строительные отходы, стоит экскаватор, земельный участок фактически занимается ООО «Строй-Транс-Ижорский» в отсутствие действующего договора аренды.

Как следует из расчета, площадь несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном по адресу: *** кад № 78:37:0017218:1004 и прилегающей к нему территории равна 4550 кв.м., размер вреда, причиненного среде обитания объектов животного мира в результате использования земель для приема отходов, сброса отходов на почву, уплотнения отходов тяжелой техникой, для площади 4550 кв.м. составляет 961619,59 рублей.

Постановлением № 584187 следователя СО по Колпинскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу от 19.12.2016 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, из содержания постановления следует, что в период с 29.01.2015 по 19.07.2016 неустановленные следствием лица, из числа работников ООО «Строй-Транс-Ижорский», имея умысел на хранение опасных отходов в нарушение ст. 2, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 ФЗ «об охране окружающей среды», ст. 1, 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 4, 22 ФЗ «О животном мире», осуществляли хранение и захоронение экологически опасных отходов I-IV класса опасности на участке местности по адресу: **. Из акта от 10.10.2017 усматривается, что по адресу: *** за частично демонтированным забором находится свалка, площадью примерно 10000 кв.м.. Состав отходов – доски, грунт, строительные отходы, бетон, листы фанеры, полиэтиленовая упаковка, бой кирпича. Свалка расположена на землях общего пользования.

Как усматривается из копии локальной сметы санитарной очистки территории по адресу: *** согласованной заместителем главы администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, стоимость очистки территории составит 4330253,08 рублей на март 2017 года.

В производстве Колпинского районного суда Санкт-Петербурга находится уголовное дело № 1-21/18 (584187) по обвинению Абрамишвили ** в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, на дату рассмотрения гражданского дела уголовное дело не рассмотрено.

Из объяснений представителя ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, а также из копии адресной программы, согласованной 07.12.2017 следует, что территория, расположенная по адресу: *** включена в адресную программу расходов на обеспечение мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района на 2018 год.

Таким образом, суд, оценивая имеющиеся доказательства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, при установленных обстоятельствах находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку в данном случае ликвидация выявленной несанкционированной свалки относится к полномочиям администрации Колпинского района Санкт-Петербурга и подлежит осуществлению с учетом включения свалки в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок.

Уголовное дело в отношении Абрамишвили ** по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, не рассмотрено, приговором суда в настоящее время его вина не установлена.

При наличии обстоятельств, свидетельствующих об ответственности третьего лица за организацию указанной свалки, ответчик, организовав работы по ликвидации свалки, не лишен возможности предъявить к нему соответствующие требования о возмещении понесенных расходов.

Поскольку круг полномочий администрации Колпинского района не ограничен включением несанкционированной свалки отходов в адресную программу, включает в себя также непосредственно ликвидацию несанкционированной свалки отходов в соответствии с проектом ликвидации, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В настоящее время объективных данных о невозможности исполнения решения суда в течение 120 суток с момента вступления решения суда в законную силу у суда не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории, расположенной по адресу: ***, в течение 120 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Т.С. Бородулина