ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-240/18 от 22.01.2018 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Георгиевский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лавренченко Т.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Георгиевского городского округа <адрес> о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Георгиевского городского округа о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории <адрес>, произошедшего 25-ДД.ММ.ГГГГ, и признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и права на получение финансовой помощи в размере 100000 рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что проживает в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности.

В результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории <адрес>, произошедшего 25-ДД.ММ.ГГГГ, домовладение, в котором он проживает, было подтоплено, утрачено имущество первой необходимости.

В июне 2017 года он обратился в Администрацию георгиевского городского округа с заявлением о включении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Согласно сообщению администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, он не включен в списки пострадавших, так как в период чрезвычайной ситуации не имел регистрации по месту жительства по адресу проживания.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил суд их удовлетворить.

Полномочный представитель ответчика ФИО4 не возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1 в связи с доказанностью факта его постоянного проживания в жилом доме, находящемся в зоне затопления.

Третьи лица - Главное управление МЧС России по <адрес>, МО МВД России «Георгиевский», Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах их неявки суд в известность не поставили, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Свидетели ФИО5 и ФИО6 пояснили суду, что знают истца на протяжении длительного времени. ФИО1 постоянно проживает по адресу: <адрес>, вместе со своей семьей, и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в мае 2017 года на территории <адрес> проживал в доме по указанному адресу и пользовался им.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктом «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека.

Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от ДД.ММ.ГГГГ по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Согласно абз. 2 п.5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ (введен Постановлением <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

По смыслу приведенных выше нормативных актов, регулирующих спорные отношения сторон, возникновение права пострадавших граждан РФ на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности. Обязательным условием для выплаты единовременной материальной помощи является постоянное проживание гражданина на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации; для выплаты финансовой помощи - постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества первой необходимости.

Как установлено в судебном заседании, в мае 2017 года произошло подтопление территории <адрес> в результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок.

В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 26-АЕ от ДД.ММ.ГГГГ и 26-АЕ от ДД.ММ.ГГГГ. Факт включения жилого дома в список пострадавших в результате ЧС подтверждается перечнем домовладений, расположенных на территории муниципального образования Краснокумского сельсовета <адрес>.

Истец в установленный срок обратился в администрацию муниципального образования Георгиевского городского округа с заявлением о включении его в соответствующие списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором он проживает, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом он утратил имущество первой необходимости.

Комиссией муниципального образования было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес>, в полной степени пострадало имущество первой необходимости: стол кухонный, стулья общей оценочной стоимостью 4000 рублей, шифоньер с одеждой оценочной стоимостью 7000 рублей, холодильник оценочной стоимостью 13000 рублей, стиральная машинка оценочной стоимостью 12000 рублей, мебель кухонная (гарнитур) оценочной стоимостью 7000 рублей, кровать (2 штуки) оценочной стоимостью 6000 рублей, комод с одеждой оценочной стоимостью 5000 рублей, мягкая мебель оценочной стоимостью 7000 рублей, тумбочка с обувью оценочной стоимостью 4000 рублей.

Однако истец ФИО1 не был включен в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, поскольку на момент чрезвычайной ситуации не имел регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-0 и ДД.ММ.ГГГГ N619-0-11).

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 проживает в домовладении, расположенном по адресу: СК, <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности.

Факт постоянного проживания истца по вышеназванному адресу подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом серии 26-АЕ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок серии 26-АЕ от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ООО «Скиф-2» от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями об оплате коммунальных услуг, повторным уведомлением филиала ГУП СК «<адрес>водоканал» - Георгиевский «Межрайводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, актами приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, домовой книгой, заявлением физического лица на получение денежных средств, актом освидетельствования узла учета воды, налоговым уведомление , квитанциями ОАО «Георгиевскмежрайгаз», договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в домовладении, внутриквартирного газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, платежным распоряжением , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом УУП ОП <адрес> МО МВД России «Георгиевский»; показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО5

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что истец ФИО1 постоянно проживает по адресу: <адрес>, и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в мае 2017 года на территории <адрес> проживал в доме по указанному адресу.

Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии у него права на меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам РФ в случае возникновения чрезвычайной ситуации, тем более при наличии доказательств утраты вследствие чрезвычайной ситуации имущества первой необходимости.

Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истец ФИО1 является пострадавшим от чрезвычайной ситуации и имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в размере 100000 рублей.

Заявляя исковые требования, ФИО1 ходатайствовал об обращении решения к немедленному исполнению на основании ч.1 ст.212 ГПК РФ. Однако суд не находит правовых оснований для обращения настоящего решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ :

Исковые требования ФИО1 к Администрации Георгиевского городского округа <адрес> о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости - удовлетворить.

Признать ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории <адрес>, произошедшего в мае 2017 года.

Признать за ФИО1 право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Георгиевский городской суд.

( Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)

Судья Т.А. Лавренченко