ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-240/20 от 25.06.2020 Александровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-240/2020 г. ***

УИД 33RS0005-01-2019-003685-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Александров 25 июня 2020 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Рыбачик Е.К.

при секретаре Копненковой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 и администрации Александровского района Владимирской области о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, с учетом неоднократного уточнения заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что при организации пригородных перевозок на маршрутах «***» и «***» допускаются нарушения действующего законодательства и, как следствие, его прав как потребителя указанных услуг.

Так в паспортах указанных маршрутов указаны не все фактически имеющиеся на маршрутах остановки, часть которых оборудована и на которых в течение многих лет производится посадка и высадка пассажиров.

Оплата за проезд на указанных маршрутах взимается не в зависимости от проезжаемого расстояния, а по усмотрению перевозчика, произвольно. Так при проезде от остановки *** до остановки магазин ***, расстояние между которыми составляет 4,5 км вместо оплаты в размере 11 руб. 75 коп. (2 руб. 61 коп. х 4,5 км) перевозчик ФИО2 взымает ее в размере 36 руб. 50 коп.

Поскольку указанным маршрутом он пользуется ежедневно (проезжая туда и обратно) ответчиком, за счет его денежных средств, получено неосновательное обогащение, расчет которого также неоднократно уточнялся.

При этом билетов перевозчик не выдает, что также является нарушением его прав как потребителя.

Вследствие изложенного истец просит:

- обязать ответчиков внести в паспорта автобусных маршрутов и пригородного сообщения достоверные сведения о всех фактически существующих остановках на которых производится посадка и высадка пассажиров, расстояние между остановками, расположенными на территории одного населенного пункта и остановками на территории населенного пункта в который перевозятся пассажиры, указать стоимость проезда пассажиров строго в соответствии с местом посадки, фактически проезжаемым расстоянием, и остановкой, до которой пассажир проезжает;

- обязать перевозчика обеспечить выдачу пассажирам билета на проезд непосредственно на остановке посадки с указанием даты и времени выдачи билета, остановок начала и окончания поездки и стоимости проезда строго в соответствии с фактически проезжаемым расстоянием, а работников администрации обеспечить ежедневный контроль за выдачей пассажирам билетов на проезд;

- взыскать с ответчиков причиненный ему за период с 18.12.2019 (даты обращения с иском) и по дату вынесения решения суда материальный ущерб, окончательный расчет которого оставлен на усмотрение суда, установить срок в который его права должны быть восстановлены;

- взыскать с ответчиков моральный вред, который на 25.03.2020 составляет 100000 руб. на момент прекращения нарушения его прав ответчиками;

- применить в отношении ответчиков штрафные санкции, предусмотренные ГК РФ и законом о защите прав потребителей (***).

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что проживая в ***, ежедневно пользуется пригородными автобусными маршрутами «***» и «***», производя посадку на остановке «***» *** и высадку на остановке «***» ***. Расстояние между указанными остановочными пунктами составляет 4,5 км, вследствие чего, оплата за проезд должна взиматься исходя из расчета за один пассажиро-километр, что, исходя из установленного тарифа, в 2019 г. должно было составлять 11 руб. 75 коп., а в 2020 – 12 руб. 42 коп.

Однако перевозчик оплату с него берет как за проезд от конечной остановки ***, до конечной *** (36 руб. 50 коп. в 2019 г. и 38 руб. 50 коп. в 2020 г.), расстояние между которыми составляет 14 км.

При этом при посадке в автобус контролеры перевозчика билеты пассажирам не выдают, за все время ему удалось получить лишь один билет за поездку 18.02.2020. Указывая на то, что билеты должны выдаваться после того, как от него принимают денежные средства и должны содержать установленные законом реквизиты поездки, а не по его требованию или просьбе, полагал, что изложенное также является нарушением его прав.

Кроме того, изучив в ходе рассмотрения дела паспорта указанных маршрутов пригородного сообщения, он увидел, что в них внесены далеко не все фактически имеющиеся на маршрутах остановки, которые оборудованы остановочными павильонами и на которых на протяжении нескольких лет производится посадка и высадка пассажиров.

Представитель ответчика администрации Александровского района, действующая по доверенности ФИО3, в удовлетворении заявленных требований возражала, представив письменный отзыв и дополнения к нему (***). Дополнительно указала, что маршруты «***» и «***» являются пригородными автобусными маршрутами, проезд по которым тарифицируется от начального пункта посадки до конечного. Иные остановки производятся по требованию пассажиров и перерасчет оплаты не производится.

Администрация Александровского района является заказчиком перевозок по пригородными автобусными маршрутами, в том числе и , , непосредственно в перевозку граждан не осуществляет. Как орган местного самоуправления участником правоотношений, регулируемых Законом о защите прав потребителей, не является.

Условия осуществления указанных перевозок определены Постановлением администрации Александровского района от 23.03.2016 , с последующими изменениями и дополнениями, которым утвержден порядок ведения и реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Александровского района.

Непосредственно перевозки, на основании контрактов, заключаемых по итогам проведения конкурсов, осуществляют перевозчики, которые на основании реестра разрабатывают паспорта автобусных маршрутов, которые представляются на согласование с ответственными лицами заказчика перевозок. Действительно в период 2019 г. на указанных истцом маршрутах имелись разночтения в сведениях об остановочных пунктах, указанных в реестре и в паспортах маршрутов. Однако в конце 2019 года, на основании обращения прокуратуры, вынесенного по заявления ФИО1, указанные недостатки были исправлены. Из реестра маршрутов и исключены промежуточные остановки, что согласно заключению комиссии на права граждан, пользующихся данными маршрутами, не повлияло.

Перевозчик правильно рассчитывает и взимает плату за проезд от *** до ***, размер которой в 2019 г. составлял 36 руб. 50 коп., в 2020 - 38 руб. 50 коп.

Ответчик ФИО2, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не представил, с ходатайством об отложении не обратился. Участвуя в рассмотрении дела 13.02.2020, заявленные требование не признал, указав, что перевозки на указанных истцом маршрутах производятся в строгом соответствии с действующим законодательством, каждому пассажиру выдается билет установленного образца.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур определены Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров (статья 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 20 указанного закона заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

Порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров (ст. 24 Закона N 259-ФЗ).

В соответствии с п. 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1, согласно которому разовый билет для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет (форма N 3) должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость билета.

В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Постановлением администрации Александровского района от 18.04.2016 утверждено положение об установлении, изменении и отмене автобусных маршрутов городского и пригородного сообщения на территории Александровского р-на (***).

Согласно п. 2.1 Положения решение об установлении, изменении или отмене муниципальных маршрутов принимает уполномоченный орган администрации.

Обслуживание пассажиров осуществляется автобусами оснащенными бортовыми навигационными приборами.

В решении об установлении или изменении муниципальных маршрутов указывается: наименование маршрута в виде наименований начального и конечного остановочных пунктов; наименование промежуточных остановочных пунктов; наименование улиц, дорог, по которым предполагается движение транспортных средств, протяженность маршрута; порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или любом незапрещенном правилами дорожного движения месте.

Перевозки на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам осуществляются в соответствии с муниципальными контрактами ( п. 2.8).

Для рассмотрения вопросов о целесообразности установления новых маршрутов, выработке экспертных заключений по изменению или отмене действующих маршрутов создается комиссия (п. 3.1).

В соответствии с положениями раздела 5 Положения изменение муниципального маршрута осуществляется в том же порядке, что и его установление.

Согласно п. 4.1 положения установление муниципальных маршрутов осуществляется по предложению уполномоченного органа, ОМС муниципальных образований, а также любых юридических и физических лиц. Лица и органы инициирующие установление (изменение) муниципального маршрута представляют в уполномоченный орган соответствующее обращение (п. 4.2). После чего уполномоченный орган проводит обследование маршрута, а орган принимает решение.

В решении об установлении или изменении муниципальных маршрутов указываются:

1) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта;

2) наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок;

3) наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между, остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;

4) протяженность маршрута регулярных перевозок;

5) порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок);

6) вид регулярных перевозок;

7) виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса;

8) экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок;

9) планируемое расписание (пункт 2.5 Положения).

Пунктами 2.6, 2.8 Положения установлено, что перевозки пассажиров и багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществляются по тарифам, установленным уполномоченным органом Владимирской области по установлению тарифов.

Перевозки на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам осуществляются в соответствии с муниципальными контрактами об организации регулярных перевозок (далее - Контракт), заключаемыми администрацией Александровского района с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - перевозчики).

Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.10.2018 N 40/11 "Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении на территории муниципального образования Александровский район" с 10.01.2019 на территории муниципального образования Александровский район был установлен предельный тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении, рассчитанный методом индексации, в размере 2,61 руб. за один пассажиро-километр (п.1).

Пунктом 4 плату за проезд пассажиров в пригородных автобусах в черте городских округов и городских поселений разрешено взимать в размере платы за проезд в городском сообщении для данного городского округа или городского поселения.

Пунктом 5 перевозчикам, осуществляющим деятельность на территории Александровского района, разрешено применять плату за проезд на пригородных маршрутах за пределами черты городских поселений при протяженности поездки до 5 км включительно за одну поездку в размере платы граждан за проезд протяженностью поездки, равной 5 км. (***).

Тарифы на 2020 год установлены постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 12.11.2019 N 41/1, в соответствии с которым с 10.01.2020 на территории муниципального образования Александровский район предельный тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении, рассчитанный методом экономически обоснованных затрат, установлен в размере 2,76 руб. за один пассажиро-километр.

Перевозчикам, осуществляющим деятельность на территории Александровского района, разрешено:

- применять плату за проезд на пригородных маршрутах за пределами черты городских поселений при протяженности поездки до 5 км включительно за одну поездку в размере платы граждан за проезд протяженностью поездки, равной 5 км;

- взимать плату за проезд пассажиров в пригородных автобусах в черте городских округов и городских поселений в размере платы за проезд в городском сообщении, установленном для данного городского округа или городского поселения;

- взимать плату за проезд пассажиров в пригородных автобусах в черте городских поселений, в которых отсутствуют регулярные городские маршруты, в размере платы граждан за проезд протяженностью поездки, равной 5 км. (***).

Постановлением администрации Александровского района от 23.03.2016 № 377 утвержден порядок ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Александровского района и реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Александровского района (***).

В соответствии с указанным порядком реестровая запись о маршруте регулярных перевозок содержит следующие сведения: порядковый номер маршрута; наименование маршрута в виде наименований начального и конечного остановочных пунктов; наименование промежуточных остановочных пунктов; наименование улиц, дорог, по которым предполагается движение транспортных средств, протяженность маршрута; порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или любом незапрещенном правилами дорожного движения месте).

Основанием для внесения, исключения или изменения реестровых записей являются постановления администрации Александровского района, решение комиссии по организации маршрутов пассажирских перевозок автотранспортном общего пользования.

В случае наличия по муниципальному маршруту остановочных пунктов по требованию, в соответствующей графе делается отметка «по требованию», при определении остановочного пункта только на высадку – отметка «на высадку».

В реестр внесены маршруты «***» и «***», на обоих маршрутах имеются промежуточные остановочные пункты: *** является конечной для маршрута «***». Ближайшей остановкой к *** является остановка *** и высадка пассажиров осуществляется только на остановках, включенных в состав маршрута.

Постановлениями от 14.12.2016 , от 21.05.2018 , от 06.09.2018 и от 30.11.2018 в постановление 23.03.2016 были внесены изменения, однако сведения о маршрутах и оставлены в прежнем виде (***).

Перевозки по маршрутам и осуществляются по регулируемым тарифам перевозчиком ИП ФИО2 с которым, по итогам конкурса, 11.05.2018 заключен контракт на срок с 12.05.2018 до 10.05.2023 (***).

В соответствии с паспортами автобусного маршрута «***», утвержденными 14.01.2010 и 23.12.2019, на нем имеется одна промежуточная остановка «***». (***).

Администрацией Александровского района в материалы дела представлено два паспорта автобусного маршрута «***», утвержденных Главой администрации Александровского района 10.01.2019, в которых также указана одна промежуточная остановка «***» (***).

Одна промежуточная остановка была указана и в действовавшем ранее паспорте указанного маршрута от 20.10.2006 (***).

Вместе с тем, приложением к одному из представленных паспортов маршрута является акт замера расстояния между промежуточными остановочными пунктами ***, включенными в реестр муниципальных маршрутов, составленный и подписанный должностными лицами администрации Александровского района (***). Согласно которому расстояние от остановки *** до остановки *** составляет 4,2 км.

Анализируя представленные в материалы дела доказательства суд приходит к выводу, что автобусные маршруты «***» и «***» являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок, которые осуществляются по регулируемым тарифам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах. Сведений о наличии на маршруте остановок по требования, представленные в материалы дела документы, не содержат. Оплата за проезд формируется исходя из расстояния поездки и установленного тарифа за 1 пасс-км.

При этом в 2019 г. между сведениями, внесенными в реестр муниципальных маршрутов и содержащимися в паспортах маршрутов и , имелись очевидные несоответствия, выразившиеся в отсутствии в паспортах остановочных пунктов: ***, посадка и высадка пассажиров на которых являлась обязательной.

На указанное несоответствие указано и в заключении департамента Цен и тарифов Администрации Владимирской области, в котором также приведен расчет стоимости проезда между остановочными пунктами *** (ближайшая установленная остановка к указанному истцом месту посадки) до остановки *** (***).

Так, согласно представленного и проверенного судом расчета, стоимость данной поездки исходя из данных указанных в реестре муниципальных маршрутов, действовавшем в 2019 г., должна составлять 13 руб. (5 км х 2,61 руб./пасс-км). При этом, поскольку фактическое расстояние между указанными остановочными пунктами составляет 4,2 км, в соответствии с Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.10.2018 N 40/11 применяется плата за поездку, протяженность 5 км.

Между тем перевозчиком ИП ФИО2 сведения, содержащиеся в реестре муниципальных маршрутов, в указанный период игнорировались. Руководствуясь паспортами спорных маршрутов, ссылаясь на то, что имеющиеся на них остановочные пункты ***, являются остановками по требованию, что действительности не соответствовало и противоречило данным реестра, плата за проезд для пассажиров, в том числе и истца, при посадке (высадке) на промежуточных остановках взималась в размере стоимости проезда до конечной остановки и составляла 36 руб. 50 коп. На это же указано и в отзыве администрации Александровского района.

24.12.2019 по результатам рассмотрения на заседании комиссии по организации пассажирских перевозок обращений ИП ФИО4 и Александровского городского прокурора (***), постановлением от 28.12.2019 в реестр муниципальных маршрутов внесены изменения в части маршрутов и , на которых оставлена одна промежуточная остановка поворот на *** (***).

Тем самым в 2020 г. сведения реестра и паспортов были приведены в соответствие, вследствие чего, и отсутствия на указанных маршрутах промежуточных остановочных пунктов (в том числе и ***), размер платы за проезд от *** до *** составляет 38 руб. 50 коп. ( 14 км х 2,76 руб./пасс-км).

Таким образом, права истца, который, являясь жителем ***, является потребителем в отношении муниципальных перевозок по маршруту ***, и регулярно пользуется указанным маршрутом, что ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, в 2019 г. были нарушены.

В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29 Закона).

Согласно положениям п. 5 ст. 393 ГК РФ размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, пояснений истца о ежедневном пользовании им автобусами пригородного сообщения по маршрутам , , для поездок в ***: в поликлинику, рынок, магазины, оздоровительные комплексы, что ответчиками не оспаривалось, неисполнении перевозчиком обязанности по выдаче ему билета, за заявленный в иске период с 18.12.2019 по дату внесения изменений в реестр – 28.12.2019, истцом понесены убытки в размере излишней оплаты за проезд, составившей 517 руб. (36 руб. 50 коп. – 13 руб.) х 2 х 11 дней.

Указанный размер ответственности суд находит справедливым и соразмерным допущенному нарушению обязательства.

Разрешая требования ФИО1 об обязании ответчиков внести в паспорта автобусных маршрутов пригородного сообщения достоверные сведения о всех фактически существующих остановках на которых производится посадка и высадка пассажиров, расстояние между остановками, расположенными на территории одного населенного пункта и остановками на территории населенного пункта в который перевозятся пассажиры и указать стоимость проезда пассажиров строго в соответствии с местом посадки, фактически проезжаемым расстоянием, и остановкой, до которой пассажир проезжает, суд исходит из следующего.

Постановлением администрации Александровского района от 18.04.2016 утверждено положение об установлении, изменении и отмене автобусных маршрутов городского и пригородного сообщения на территории Александровского р-на, которым установлен порядок внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов, предусматривающий внесение изменений, в том числе и по инициативе граждан. Вместе с тем, с соответствующими заявлениями истец в администрацию не обращался, что подтвердил в ходе рассмотрения дела.

Поскольку установленный порядок истцом не соблюден, нормативные акты, которыми утвержден действующий в настоящее время реестр маршрутов, в установленном законом порядке не оспорены, основания для удовлетворения требований в указанной части отсутствуют.

Кроме того, суд исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, первичным документом по установлению либо изменению маршрута является соответствующий реестр. Вследствие чего, внесение изменений в паспорта маршрутов, как об этом заявлено истцом, к восстановлению нарушенного, по его мнению, права не приведет.

Не находит суд оснований и для удовлетворения требований истца об обязании перевозчика обеспечить выдачу пассажирам билета на поезд непосредственно на остановке посадки с указанием даты и времени выдачи билета, остановок начала и окончания поездки и стоимости проезда строго в соответствии с фактически проезжаемым расстоянием, а работников администрации обеспечить ежедневный контроль за выдачей пассажирам билетов на проезд.

Требования к форме и содержанию проездного документа, а также обязательности его выдачи установлено действующим законодательством: ст.ст. 20, 24 Закона N 259-ФЗ, п. 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Билет, выданный истцу перевозчиком и приобщенный к материалам дела, указанным требованиям соответствует (***).

Ежедневный контроль за выдачей пассажирам билетов на проезд в автобусах пригородного сообщения, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не отнесен к полномочиям ОМС.

Вместе с тем, доводы истца о том, что билеты при осуществлении им посадки в автобус не выдаются, перевозчиком в ходе рассмотрения дела не опровергнуты. Каких-либо доказательств выполнения возложенной на него законом обязанности по выдаче пассажирам при осуществлении перевозок проездных документов, не представлено, что также свидетельствует о нарушении прав истца, как потребителя указанной услуги.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Исходя из положений ст. 151, п. 2 ст. 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено нарушение прав истца, как потребителя, последнему причинен моральный вред.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает характер нравственных страданий истца, и, с учетом фактических обстоятельств дела, длительности нарушения прав, а также требований разумности и справедливости, считает возможным удовлетворить требования частично, определив размер компенсации в сумме 3000 руб. 00 коп.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Учитывая наличие по делу доказательств, свидетельствующих о неисполнении требований истца в добровольном порядке, у суда имеются основания и для взыскания штрафа в размере 1758 руб. 50 коп. (517 руб. + 3000 руб.) : 2.

При этом требования о защите прав истца на будущее время, удовлетворению не подлежат, как не основанные на нормах действующего законодательства.

Надлежащим ответчиком по требованиям о защите прав потребителя является перевозчик ИП ФИО5, который непосредственно оказывает услуги и является получателем оплаченных потребителем средств.

Основания для удовлетворения требований, заявленных истцом, к администрации Александровского района у суда отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ИП ФИО4 в доход местного бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден по закону в размере 700 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу ФИО1 в возмещение ущерба 517 (пятьсот семнадцать) рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек, а также штраф в сумме 1758 (одна тысяча семьсот пятьдесят восемь) рублей 50 копеек.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход местного бюджета - бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области государственную пошлину в размере 700 (семьсот) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий *** Рыбачик Е.К.

***

***

***